Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF FOREIGN STATES: STATUS AND PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF AFGHANISTAN)

Kazakova G.Ya. 1 Farid I. 1 Zhang Yu. 1 Diallo Sh.D. 1 Nadbitov K.Yu. 1 Goryaeva D.V. 1
1 Kalmyk State University
This article examines the investment attractiveness of the Islamic Republic of Afghanistan, analyzes the change in the share of the agricultural sector of the economy in the overall structure of the economy over the past decades of a country in the zone of military conflicts. One of the possible projects on the territory of Afghanistan is presented, which will significantly affect the industrial development of the state and will create new jobs, prerequisites for the development of related and new industries. The authors note that the low investment attractiveness of the Islamic Republic of Afghanistan is due to political instability, lack of guarantees of stability due to military conflicts, low qualifications of personnel, and the outflow of an active part of the population from the country. The authors came to the conclusion that despite the political and economic instability, the Islamic Republic of Afghanistan, with the political will of its leadership in the next decade, can create an investment mechanism for attracting private project financing to the country for its industrial development, which will increase, first of all, interest in investing in the economy of Afghanistan of countries such as China and Russia.
investment attractiveness
investment attractiveness rating
project financing

Афганистан – аграрная страна с неразвитой промышленностью и высокой долей сельского хозяйства в общей структуре экономики. Вследствие непрекращающихся на протяжении более 30 лет военных действий экономика Афганистана пришла в полный упадок. Примерно треть наиболее активного населения покинула страну, более 3 млн. человек афганских беженцев до сих пор остаются за пределами страны. За период войны были разрушены большинство предприятий, разорваны транспортные и торговые связи внутри страны – между отдельными ее районами и с другими государствами. Долгое время экономика страны находилась в сложной ситуации непрекращающихся боевых действий и не представляла интереса для потенциальных инвесторов в финансирование развития народного хозяйства Афганистана. Но даже, несмотря на это, в период 2005-2007 годов в экономике Афганистана наблюдается серьезный прогресс, правда, в сравнении с нулевым на начало этого периода развитием.

Трудность настоящего исследования заключается в том, что анализ экономического развития Афганистана на современном этапе трудно представить в связи со скудностью статистических и общедоступных данных. Страна остается в локализации, Центральное статистическое Агентство Афганистана не представляет общедоступной информации. Поэтому изменение в экономике страны можно судить только по обрывкам газетных статей, скудных сведений, публикуемых крайне редко международным агентством Bloomgerg. Но, в тоже время даже эти факты позволяют понять, что развитие афганской экономики на текущий момент остается не системным, хаотичным и неравномерным и основывается на активности отдельных предпринимателей, занимающихся конкретными проектами в стране в силу их политической ангажированности.

Показательна динамика развития экономики страны (рисунок 1) в сторону промышленного сектора экономики. Но в тоже время, основываясь на анализе данных, представленных на официальных источниках, невозможно точно сказать, что доля сельского хозяйства снижается из-за развития промышленной отрасли экономики, или в связи со снижением (стагнацией) самой аграрной отрасли. К сожалению, трудно предоставить более точный анализ, не имея доступа к абсолютным показателям в разрезе каждой отрасли экономики народного хозяйства Исламской Республики Афганистан.

Отметим, что доля производительности ВВП на душу населения в основных производящих отраслях экономики – в сельском хозяйстве и в промышленности начинает достигать уровня показателей 1980 годов, когда заметно наиболее активное развитие Афганистана. В тоже время в последние годы в Афганистане наблюдались серьезные природные катаклизмы, ухудшающие и так сложные природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства. Кроме того, созданные в восьмидесятых годах двадцатого столетия ирригационные системы страны были наполовину уничтожены, что серьезно повлияло на производительность труда в сельском хозяйстве и отбросило страну на десятилетия назад.

За последние годы в Афганистане неоднократно наблюдается рост частоты засух, нападения саранчи [7]. При этом страна не располагает достаточными собственными средствами на борьбу с климатическими и природными аномалиями и внедрению технологических и инновационных операций в сельском хозяйстве. В стране, к сожалению, в аграрной отрасли экономики сохраняется ручной труд и архаичная система ведения хозяйствования [5].

Doc11.pdf

Рис. 1. Доля сельского хозяйства в экономике Афганистана [5]

Doc12.pdf

Рис. 2. Доля отраслей экономики в народном хозяйстве Афганистана [5]

Doc13.pdf

Рис. 3. Производительность экономики Афганистана на душу населения в долларах США [5]

Для примера, в 1980 годах прошлого столетия большинство пахотных земель в стране орошалось, была создана ирригационная арычная система, питающаяся от наземных и поземных природных водных источников. В настоящий момент в Афганистане еще сохранилась система подземных водосборных галерей с колодцами (кяризами и канатами). В настоящий момент в Афганистане продолжают возделывать пшеницу, рис, кукурузу и ячмень, сахарную свеклу, хлопчатник, масличные культуры и сахарный тростник. Основой сельского хозяйства Восточного Афганистана исторически являлось выращивание гранатовых плодовых деревьев [7]. В структуре плодового садоводства в стране также присутствует выращивание абрикосов, персиков, груш, слив, вишни, цитрусовых, винограда, миндаля и грецкого ореха. Традиционно на экспорт Афганистан поставлял свежие и сушеные фрукты, орехи. Одним из серьезных экспортных составляющих страны являлась поставка каракулевых шкур и восточные ковры ручной работы[8].

Афганистан располагает достаточными залежами природных ископаемых, добыча которых требует серьезных инвестиционных вливаний. В тоже время активность военных местных формирований ухудшает возможность активного развития в этом направлении. Страна имеет серьезные запасы железной руды, свинца, цинка, золота, газа. Но, к сожалению, разработки полезных ископаемых требуют очень серьезных инвестиций [4].

Страна долгое время шла по пути развития государственного, а не частного сектора в области промышленного и агропромышленного производства. Энергетические объекты, промышленные мануфактуры, которые страна долгое время развивала в двадцатом столетии, были разрушены во время неоднократных военных действий на территории страны [4].

В тоже время исследования показали, что промышленность Афганистана в период с 2000 по 2019 гг. имеет положительную динамику. Так, на рисунке 3 заметен рост ВВП на душу населения, где в 2019 году показатель экономики промышленной отрасли страны составил 1,6 млрд. долларов США, что превышает показатели 2010 года на 0,4 млрд. долларов США и показатели 2000 года на 1,05 млрд долларов США [4]. Это при том, что местная валюта подверглась существенному снижению по отношению к доллару США. Но, даже, несмотря на наблюдающийся рост показателей промышленной отрасли в абсолютных цифрах, что связано в основном с ростом экспорта сырьевых природных товаров, страна остается на 145 месте в мире по промышленному развитию.

Если оценивать факторы инвестиционной привлекательности Исламской Республики Афганистан для потенциальных крупных инвесторов, то она характеризуется следующими параметрами:

1. Наличием высоких рисков из-за отсутствия:

• прозрачной системы экономических показателей страны, невозможностью дать среднесрочную и долгосрочную оценку потенциала страны;

• открытой правовой системы страны, что увеличивает риски потенциального инвестора;

• публичной информации о наличии иностранного государственного и частного капитала в отраслях экономики страны;

• публичной информации коммерческой, бюджетной и экономической эффективности страны в целом и по ее отдельным отраслям.

2. Отсутствием возможности достоверно оценить экономический потенциал страны в целом и по ее отраслям. Невозможность детализировать информацию по отраслям экономики для потенциальных инвесторов и оценить причины и стабильность роста внутреннего валового продукта.

3. Политическая нестабильность в стране. Постоянно меняющийся политический курс руководства, в зависимости от политики Соединенных Штатов Америки. Привлечение больших объемов инвестиций, в которых крайне нуждается Афганистан в текущем состоянии практически невозможно при жесткой и непредсказуемой политике государства.

4. Низкий уровень инфраструктурного развития. Необходимо в первую очередь развивать транспортную систему страны, соединив ее согласно общегосударственной торговой политике страны между районами Афганистана и соседними странами с выходом на потенциальные рынки сбыта отечественных товаров. Для промышленного развития и развития переработки аграрного сырья необходимо обеспечить производителей доступной и по возможности дешевой энергией (добыча и производство газа, развитие электроэнергетики). Необходимо развивать системы связи и интернет.

5. Высокий природно-ресурсный потенциал страны гарантируется залежами полезных ископаемых, запасов природного газа. Необходимо инфраструктурное развитие для повышения заинтересованности потенциальных инвесторов в добыче и разработке полезных ископаемых.

6. Финансовая система страны находится в сложном состоянии, так как высок дефицит бюджета, низкая структура доходов, низкая прибыль предприятий из-за их низкой технологичности.

7. Низкая квалификация местных кадров требует повышение общего уровня образования в стране и создание системы получения узкоспециализированных профессий на уровне колледжей.

8. Высокая зависимость от военной и религиозной верхушки в стране [3].

Совокупность вышеуказанных факторов дает общее понимание высокорискованности финансовых вложений потенциальных инвесторов в экономику Афганистан. Поэтому на текущем этапе можно предположить, что одним и вариантов постепенного повышения инвестиционной привлекательности страны для крупных инвесторов, таких, как Китай, Россия, Страны Европейского Союза необходимо параллельно с работой по созданию системного снижения вышеперечисленных негативных факторов создать индивидуальных подход к проектному финансированию. В этом случае необходимо создать особые условия для потенциальных инвесторов на уровне межправительственных Соглашений между государствами с перечнем финансовых и политических гарантий с подтверждением религиозной элитой[3]. Проектное финансирование позволит создать в стране пул крупных проектов, которые в любом случае будут оказывать влияние на развитие местных бизнесов, которые будут создаваться около этих крупных проектов.

На наш взгляд основу пула крупных проектов составят:

• инвестиции в транспортную систему страны;

• инвестиции в агротехнологии и развитие системы собственного производства минеральных и органических удобрений;

• инвестиции в разработку и газификацию страны;

• инвестиции в создание ветровой и солнечной энергетики;

• создание системы мусоропереработки в стране с применением современных технологий (без сжигания, выброса углекислого газа в атмосферу и закапывания).

Для примера проведем сравнительный анализ текущих международных предложений по мусороперерабатывающим комплексам, инвестиции под которые можно было бы привлечь для создания таких мощностей на территории Афганистана.

На основании данных, представленных в таблице, можно сделать следующий вывод, что создание промышленных мощностей под переработку мусора, в том числе для взаимодействия с соседними странами такой проект был бы интересен, учитывая его экологичность и технологичность.

Сравнительный анализ предложений мусороперерабатывающих заводов

 

Показатель

Российские разработки

EUROPLASMA

(Франция) [7]

SOLENA Group (США) [7]

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Технология переработки отходов

Среднетемпературный пиролиз

Колосниковое сжигание

Плазменная газификация

Плазменная

газификация

Плазменная газификация

2

Стоимость переработки

1 тонны отходов, в долларах США

185

690

527

939

560

3

Перерабатываемые виды отходов

Все виды

Твердые, коммунальные

Все виды

Биомасса

Биомасса,

твердые,

бытовые

4

Конечная

продукция

Электроэнергия от 4,5 Мвт*ч

(в зависимости от мощности завода)

Электроэнергия 65 Мвт*ч

Электроэнергия 3,6 Мвт*ч; тепловая мощность - 23,2 Гккал *ч

Электроэнергия

5 Мвт*ч

Биотопливо, пр-й бензин, электроэнергия 20 Мвт

5

Окупаемость (расчетная)

1,1 лет

15 лет

4,3 – 5,4 лет

4,3 – 5,4 лет

4,3 – 5,4 лет

6

Наличие вредных выбросов

Отсутствуют

Нет данных

Отсутствуют

Нет данных

Нет данных

7

Остатки переработки под захоронение

Отсутствуют

Нет данных

7%

Нет данных

Нет данных

Кроме того, данные производственные мощности способны обеспечивать свою производственную деятельность вырабатываемой ими электроэнергией, а также способствовать созданию новых производственных мощностей – теплиц, агроперерабатывающих производств, любых промышленных производств.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Исламская Республика Афганистан с точки зрения ее расположения, природным ресурсным потенциалом, территориальной протяженностью, многочисленным и постоянно растущим населением представляет интерес для потенциальных инвесторов. Стоит отметить, что Афганистан по своей культуре и историческому развитию располагает потенциалом трудоспособного населения.

Для развития инвестиционного потенциала Афганистану необходимо наряду с обеспечением политической стабильности формировать на первом этапе основной пласт предпринимателей, способных обеспечить пул проектов в рамках страны. По такому пути в свое время шли страны – азиатские тигры: Китай, Южная Корея, Тайвань. Пул проектов для Афганистана – это создание базы для дальнейшего развития страны, когда государственная политика направлена на максимальную поддержку крупнейших проектов в разных областях экономики:

- развитие транспортной инфраструктуры: восстановление и создание транспортных сообщений для взаимодействия между районами страны и соседними государствами с выходом на международные транспортные коридоры;

- создание условий для агропромышленного производства и переработки получаемой продукции, строительство хабов и систем хранилищ сельскохозяйственной продукции;

- создание стратегии развития газодобывающей и газоперерабатывающей отрасли, газификация страны;

- реконструкция, восстановление и создание новых энергетических объектов, в том числе на базе возобновляемых источников энергии;

- создание производственных мощностей по переработке мусора, отходов, полезных ископаемых.

Для привлечения инвестиций из развитых стран необходимо создать долгосрочные гарантийные обязательства за счет системы законодательных решений и межправительственных соглашений с обеспечительным фондом со стороны Правительства Исламской Республики Афганистан и при непосредственной поддержке глав Шариата Афганистана. Гарантировать странам, потенциально готовым инвестировать в экономику страны, уровень дохода и защиту от дефолтов в случае политических проблем за счет механизмов, выработанных в рамках международного права с полным одобрением религиозного руководства Афганистана. Внести соответствующие изменения в Конституцию страны (основной регулирующий закон) [1].