Введение
Трудовые ресурсы для строительной отрасли отличаются высокой степенью специализации и требуют длительного времени на обучение и подготовку: сварщик, крановщик, архитектор-проектировщик, инженер-строитель, топограф, геодезист и пр. Актуальность темы исследования связана с продвижением трудовых ресурсов Российской Федерации по служебной лестнице.
Методы научного познания материалов исследования: анализ, дедукция, моделирование и другие. Объект исследования – строительство, где необходимы кадры высокой квалификации. Предмет исследования – трудовые ресурсы строительных предприятий в целом и кадровый лифт в частности. Целью научной статьи является создание и описание модели кадрового лифта в строительной отрасли Российской Федерации.
Степень изученности научной проблемы
Тема статьи, на взгляд автора, недостаточно описана в отечественной научной литературе. Среди учёных занимающихся проблемами подготовки высококвалифицированных кадров следует указать авторский вклад: И.М. Барахтенко, О.В. Литвинова предложили пути совершенствования системы управления персоналом в строительной отрасли [1, С. 47-54]; Д.С. Верещагин, А.Д. Комарова изучали кадры как элемент инновационной инфраструктуры в строительной отрасли [2, С. 62-66]; В.В. Даньшина, М.А. Шуваев рассмотрели обеспечение инновационного строительного производства квалифицированными кадрами [3, С. 16-19]; С.К. Искарова рассмотрела отдельные аспекты повышения конкурентоспособности организации за счёт улучшения использования кадрового потенциала [4, С. 149-155]; Л.Д. Кривозерцева изучила кадровые проблемы строительного сектора Российской экономики [5, С. 65-68]; В.А. Крючков рассмотрел развитие методологии управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции [6, С. 32-41]; М.В. Ловчева представила кадровый потенциал строительной отрасли [7, C.127-134]; Д.М. Маншеев представил историю подготовки инженерных кадров для строительной индустрии [8, С. 88-92]; Ю.А. Михайлова изучила профессиональную карьеру молодых специалистов как стратегическое направление управления персоналом организации [9, С. 297-302]; Ю.А. Михайлова занималась совершенствованием профессионального отбора кадров в строительной организации на примере ООО «ВОМАКС» [10, С. 891-897]; О.А. Олатало, А.Д. Мурзин, Н.А. Осадчая провели мониторинг и оценку специфических характеристик кадрового потенциала организаций строительной отрасли [11, С. 292-297]; Е.В. Песоцкая показал формирование управленческих компетенций в строительной организации [12, C. 79-89]; С.В. Пономарева, Е.В. Ведерникова, В.М. Горлова рассмотрели развитие строительной отрасли Российской Федерации в кризисное время [13, С. 91-99]; С.В. Пономарева, Д.И. Серебрянский, Е.П. Дубровина изучили отдельные аспекты подготовки высококвалифицированных кадров в промышленных компаниях в условиях внедрения цифровой экономики [14, С. 522-527]; В.А. Праслов, И.И. Акулова, Т.В. Щукина показали проблемы и направления совершенствования подготовки кадров в условиях реализации стратегии инновационного развития строительной отрасли [15, С. 76-81]; А.Н. Приходько, М.С. Егорова выявили особенности развития управленческих кадров в строительстве [16, С. 79-87]; А.В. Рыбалкина изучила специфику управления персоналом в строительной организации [17, С. 118-121]; А.Н. Секисов, А.А. Асланян, В.А. Бурло изучили отдельные аспекты управления качеством в строительстве при помощи совершенствования структур строительных организаций [18, С. 242-246]; Е.А. Хафизова представила научной общественности проблемы обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами [20, С. 130-132]; К.С. Хачатурян, С.В. Пономарева, Р.Ш. Айтаков подробно узучили кадровое обеспечение инновационной деятельности Пермского края [21, С. 10]; М.С. Хохлов, Д.М. Фомина, Ж.В. Смирнова изучали повышение качества профессиональной подготовки специалистов технического профиля [22, C. 57-61]; Д.Р. Эмирбекова рассмотрела и оценила повышение конкурентоспособности строительных предприятий на основе организационно-экономических решений управления кадровым потенциалом [23, С. 222-231].
В таблице 1 представлен обзор уровня образования и необходимой профессиональной подготовки трудовых ресурсов для строительной отрасли России.
Из таблицы 1 следует, что строительные специальности разнообразны, требуют специальной подготовки и навыков, особенно это касается современных инженеров и архитекторов, так как они должны овладеть во время обучения современными пакетами программных продуктов.
Именно при помощи программных продуктов можно смоделировать любую конструкцию и деталь, изменить её и так далее.
В таблице 2 представим анализ современных программных продуктов, применяемых в строительной отрасли.
Таблица 1
Обзор уровня образования и необходимой профессиональной подготовки трудовых ресурсов для строительной отрасли
№ п.п. |
Наименование должности |
Характеристика обязанностей |
Образование |
Срок обучения |
Оклад, руб. |
1 |
Инженер- строитель |
Разрабатывает и контролирует выполнение генерального плана |
Высшее |
От 4 лет до 8 лет |
От 45000 до 50000 |
2 |
Архитектор- проектировщик |
Разрабатывает проектную документацию |
Высшее |
От 4 лет до 8 лет |
До 140000 |
3 |
Топограф |
Составляет топографические планы, умеет читать схемы и карты |
Высшее |
От 4 лет до 6 лет |
От 23000 до 40000 |
4 |
Геодезист |
Вычисляет координаты местности, обрабатывает измерения, анализирует данные |
Высшее |
От 4 лет до 6 лет |
От 23000 до 40000 |
5 |
Сметчик |
Делает сметы |
Высшее |
От 4 лет до 6 лет |
От 40000 до 70000 |
6 |
Сварщик |
Сваривает конструкции и отдельные детали |
Среднее специальное |
От 2 лет до 3 лет |
До 45000 |
7 |
Крановщик (машинист башенного крана) |
Управлять краном, поднимать и перемещать строительные материалы |
Среднее специальное |
От 2 лет до 3 лет |
До 45000 |
8 |
Машинист |
Участвует в погрузочно-разгрузочных работах и операциях |
Среднее специальное |
От 2 лет до 3 лет |
До 45000 |
9 |
Столяр |
Механическая обработка деревянных заготовок, преобразование дерева в детали, конструкции и строительный материал |
Среднее специальное |
От 2 лет до 3 лет |
От 20000 до 47000 |
10 |
Плотник |
Сборка и установка арок, монтаж окон и дверей и пр. |
Среднее специальное |
От 2 лет до 3 лет |
От 25000 до 55000 |
11 |
Монтажник |
Монтаж внутренних и наружных систем, конструкций, подключает оборудование |
Среднее специальное |
От 2 лет до 3 лет |
От 35000 до 43000 |
12 |
Бетонщик |
Подготавливает бетонные и железобетонные изделия |
Среднее специальное |
От 2 лет до 3 лет |
От 38000 до 65000 |
13 |
Кровельщик |
Настил и ремонт крыш |
ПТУ |
2-3 года |
От 22000 до 48000 |
14 |
Штукатур-маляр |
Готовит растворы, обрабатывает поверхности |
ПТУ |
2-3 года |
От 25000 |
Источник: составлена автором.
Таблица 2
Обзор программных продуктов, используемых в строительстве
№ п.п. |
Наименование программного продукта |
Краткая характеристика программного продукта |
Должность исполнителя |
1 |
ПК «ГРАНД-Смета» |
Программный комплекс «ГРАНД-Смета» – составление всех видов сметной документации для определения стоимости строительства. |
Сметчик или инженер |
2 |
Пакет AutoCAD |
Пакет AutoCAD включает в себя специализированные инструменты для архитектурного, инженерного проектирования и других задач. |
Архитектор, инженер-проектировщик |
3 |
ПП «Archicad» |
Программный пакет для архитекторов, основанный на технологии информационного моделирования |
Архитектор, инженер |
Источник: составлено автором.
Из данных представленных в таблице 2 следует сделать вывод, что специалисты строительной отрасли активно применяют в своей профессиональной деятельности программные продукты для моделирования своих объектов. Так как функциональные обязанности работников и требования, предъявляемые к строителям, становятся сложнее, отследим динамику заработной платы за 2017-2019 гг. Представим обработанные данные о среднемесячной номинальной заработной плате работников строительной отрасли за 2017-2019 гг. (см. рис.1). На рисунке 2 представим «Кадровый лифт», который зависит от уровня образования работника строительной отрасли.
По данным Федерального органа государственной статистики в организациях строительной отрасли наблюдается рост средней номинальной заработной платы с 33678 руб. в 2017 г. до 42630 руб. в 2019 г. [19].
Рис. 1. Данные о среднемесячной номинальной заработной плате работников строительной отрасли за 2017-2019 гг.
Источник: составлено автором по данным [19]
Рис. 2. «Кадровый лифт» в строительной отрасли
Источник: составлено автором
Из рисунка 2 следует, что «Кадровый лифт» возможен для каждого работника строительной отрасли, при приобретении соответствующих компетенций в уровне образования (СОШ-ПТУ-Техникум-Университет).
Заключение
В результате проведённых исследований, в области подготовки кадров для строительных организаций Российской Федерации, следует отметить, что данная отрасль требует серьёзной специальной подготовки, так как от качества строительства будет зависеть жизнь людей. Автором представлены обработанные данные о среднемесячной номинальной заработной плате работников строительной отрасли за 2017-2019 гг., которые показали незначительный рост начисленной заработной платы. Перспективы исследований автор связывает с долгосрочным (стратегическим) планированием кадров для строительной отрасли Российской Федерации, а также с подготовкой специалистов в области моделирования строительных проектов.