Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MILITARY-ECONOMIC INTERESTS AND THEIR IMPACT ON THE STATE SYSTEM

Bashashkina G.Yu. 1
1 Military University
The article examines the possibility of defining military-economic interests, which depend not only on the number of resources allocated for the country’s defense, but also on the effectiveness of their motivated use in each military organization. The particular in the military-economic interest is characterized by the features that distinguish this category from other subjective categories and determine its place in their system: the military-economic interest expresses the need to meet the economic needs of the state, which allows the author to determine the model of rational economic interest and encourages a deeper study of this area, including the military-economic interest, which has been little studied, which gives the right to define a new paradigm of military-economic interest.
military-economic interest
carriers
military-economic relations
social image of the state
subsystem
industrial relations
economic activity
production activity
economic laws
laws on the military economy
economic conditions of a military-industrial complex
economic laws
economic equality
economic phenomena
the economic system of the state
categories
laws about the economy

Главная цель военно-экономических интересов – удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах.

Экономические исследования интересов развиваются преимущественно в рамках субъективистской концепции. Преобладающим в экономических исследованиях остается неоклассический подход с присущим ему методологическим индивидуализмом и принципом максимизации рационального поведения экономического индивида, в том числе военно-экономических интересов.

Попробуем разобраться с позиции современной литературы, понятие «интерес», который широко используется в современной научной литературе. Интерес является объектом изучения различных общественных наук: философии, социологии, психологии и экономической теории.

Обращение к проблематике «интереса» можно найти в социальной теории рационального выбора (Дж. Коулмена [10], структуралистском марксизме Н. Пуланзаса [12], теории мировой системы И. Валлерстайна [3], теории социального пространства П. Бурдье [2] и т. д.) Понятие «интерес» весьма часто используется в рамках противоположных научных парадигм и их методологий. Вместе с тем, необходимо отметить развитие диалога экономической науки с другими социальными науками и всё большее использование ей общегуманитарных методов и подходов в исследованиях, а также дальнейшее расширение отмеченного выше поля различных неэкономических факторов, включаемых в сферу анализа современной экономической науки. Понятие «интереса» активно используется как на традиционном микроуровне, так и на уровне макроэкономических процессов для объяснения социально-экономического выбора различных социальных общностей, в том числе организаций. В научный оборот вводится понятие «корпоративный интерес» как интерес организации, отличный от общественного и группового интереса в его широком значении [10].

Применение теории экономических интересов в прикладных экономических науках и теориях: в управленческой теории фирмы (В. Баумоль, Р. Моррис, О. Уильямсон), в теории агентских отношений (М. Дженсен, У. Меклинг, Ю. Фама), в поведенческих теориях организации (Дж. Марч и др.). Активное применение теория интересов получила в одной из поведенческих теорий фирмы, так называемой «теории интересов» («stakeholder theory») (Э. Фримен, Т. Дональдсон, Л. Престон и др.), объясняющей стратегию развития современной фирмы с точки зрения учета интересов всех ее заинтересованных сторон, обозначаемых термином «стейкхолдеры», в число которых включаются, помимо традиционных сторон – акционеров, управляющих и работников, также поставщики, потребители, государство и местное сообщество[11].

Индивидуальным интересам по-прежнему отводится роль существенного «позитивного» фактора общественного воспроизводства. С другой стороны, в последние десятилетия наблюдается усиление критики неоклассической концепции. Она касается базовых предпосылок методологического индивидуализма, образующих модель рационального экономического интереса, что побуждает автора более глубоко изучить данное направление, в том числе военно-экономический интерес, который мало изучен, что дает право автору определить новую парадигму военно-экономического интереса.

В.С. Автономов выделяет два направления модификации данной неоклассической предпосылки.

Во-первых, это «повышение рациональности, переход к супероптимизации с подключением поиска таких возможностей как поиск информации, ожидания….» [1].

Во-вторых, это «понижение рациональности с переходом о поиске оптимального к поиску удовлетворительного варианта, то есть упрощение принятия решений субъектом, которое упрощает задачу по моделированию функции поведения с большим количеством переменных» [1].

Согласно политэкономическому подходу, военно-экономический интерес представляет собой, в отличие от неоклассики, не индивидуализированное, а военно-общественное отношение, которое может проявляться лишь в военно-экономических отношениях между несколькими субъектами.

Некоторые отечественные экономисты опираются в своих исследованиях на положения политической экономии, актуализируя классическую теорию экономических интересов сопряженными теоретико-методологическими аспектами современных направлений экономической теории, в том числе неоинституциональной и эволюционной экономики (В.М. Юрьев[9], Н.С. Чернецова [8], П.А. Канапухин[4], А.М. Михайлов[6]). При применении и развитии политэкономического направления теории экономических интересов представляется возможным сделать акцент на анализе экономических интересов с точки зрения воспроизводственного подхода.

Так, по мнению автора, военно-экономический интерес следует выделить как особую объективную и базисную социально-экономическую категорию, отличную от общих элементов надстройки в виде военных особенностей.

При решении многих военно-экономических проблем необходимо различать понятия «экономические отношения» и «хозяйственные отношения» [5].

«Экономические соотношения (отношения) объективны. Экономическая деятельность (общение) и объективна, и субъективна» [5].

То есть объективное общественное содержание военно-экономических интересов не означает, что они не воздействуют на налоговую систему государства. Реальные военно-экономические интересы не существуют абстрактно, вне их носителей. Военно-экономические соотношения и экономические отношения, определяют в своей основе их социальный облик государства.

Военно-экономические интересы являются подсистемой по отношению к производственным отношениям. Экономическая деятельность, в том числе производственная деятельность, предопределяется требованиями экономических законов и их экономическими интересами. Иными словами, военно-экономическая производственная деятельность объективно обусловлена и ведет к изменению экономических условий и, следовательно, к возникновению новых требований к предприятиям ВПК и их военно-экономических интересов. Требования экономических законов и военно-экономические интересы не следует как-то субординировать, они «равноправны», «равнозначны».

Попытки выдвинуть на первый план военно-экономические интересы или требования экономических законов, то они отрицательно скажутся на производстве. Если деятельность организаций будет основываться только на экономических интересах, то она неизбежно приобретет характер волюнтаризма, что случалось неоднократно в истории нашей страны. Если же деятельность организации будет определяться только требованиями экономических законов, без учета военно-экономических интересов производителей, исчезнут стимулы, материальная заинтересованность организации в развитии оборонного производства.

Во-вторых, требования экономических законов, а в значительной мере и военно-экономические интересы производства, объективно обусловлены экономическими условиями, в которых осуществляется их производственная деятельность.

В-третьих, если военно-экономические интересы, есть форма проявления экономических отношений и исходными в них являются отношения собственности, то военно-экономические интересы могут быть также формой проявления отношений собственности или во всяком случае отношения собственности могут быть ведущими, определяющими относительно военно-экономических интересов.

И, наконец, в-четвертых, военно-экономические интересы являются своеобразным побудительным мотивом, движущей силой развития оборонного производства. Здесь, по нашему мнению, следует провести известную аналогию с отношениями производства, потребления и потребностей. Производство порождает потребность, формирует ее. Оно же удовлетворяет потребность потреблением. Каждая удовлетворенная потребность порождает новую потребность, которая, в свою очередь, становится побудительным мотивом, движущей силой развития оборонного производства. Подобную роль играет и военно-экономический интерес, однако в этом случае движущим стимулом является не только военно-экономический интерес, но и требования экономических законов. Последние должны находиться в полном соответствии с военно-экономическими интересами или, наоборот, экономические интересы организаций должны соответствовать требованиям экономических законов производства товаров и услуг на оборону государства. В противном случае их воздействие на производство будет отрицательным, т.е. будет тормозить его развитие.

Основополагающими и определяющими являются военно-экономические интересы, связанные с отношениями собственности, поскольку отношения собственности на средства производства определяют все другие экономические интересы.

Производство есть присвоение предметов природы, а потребление есть конечное присвоение. А именно конечное присвоение есть сфера наиболее полной реализации военно-экономических интересов. Ну а конечное присвоение, как, между прочим, и все другие этапы присвоения, определяется отношениями собственности. Допускается, что экономические интересы налоговой службы лежат в сфере распределения, можно, на наш взгляд, усмотреть прямую зависимость между реализацией военно-экономических интересов в целом и интересов сотрудников налоговой службы.

Функционально военно-экономические интересы выражают производственные отношения в аспекте воспроизводства субъектов. Содержание военно-экономического интереса сводится к тому, что последний (экономический интерес) представляет собой единство общего и особенного. Общее заключается в том, что военно-экономический интерес относится к классу категорий, выражающих субъективный аспект производственных отношений. Особенное в военно-экономическом интересе характеризуется теми чертами, которые отличают эту категорию от других субъективных категорий и определяют ее место в их системе: военно-экономический интерес выражает необходимость удовлетворения экономических потребностей государства.

Возникновение же отношений по поводу удовлетворения военных потребностей означает возникновение военно-экономических интересов.

В потребности в наиболее элементарной форме прослеживается связь, характеризующая воспроизводство субъектов. Поэтому ее (потребность) можно назвать исходной категорией отношений по воспроизводству субъектов военно-экономических отношений и хозяйственной деятельности организаций. Многие другие понятия, выражающие эту совокупность отношений, являются более конкретными категориями, формами проявления и развития потребностей.

Таким образом, военно-экономический интерес как категория экономической теории выражает отношения по поводу удовлетворения военно-экономических потребностей их носителей, в результате чего они воспроизводятся как специфически определенные субъекты этих отношений.

Нам представляется, что военно-экономический интерес есть объективный побудительный мотив для налоговой мотивации при предоставлении льгот для организаций и предприятий ВПК, чем и воздействуют на налоговую систему государства.

Раскрытая выше сущность военно-экономических интересов как воспроизводственных отношений позволяет сформулировать следующую модель формирования и проявления военно-экономических интересов, отраженную на рисунке, положенную в основу дальнейшего авторского исследования.

В предлагаемой модели формирования военно-экономических интересов на хозяйственные интересы обороны основана, прежде всего, на выделении в процессах формирования и проявления военно-экономических интересов двух уровней:

1) объективный уровень, включающий объективные военно-экономические отношения в фазе производства, в рамках которых происходит формирование сущностных объективных военно-экономических интересов, независящих от конкретных явлений хозяйственной практики, от воли и сознания отдельных экономических субъектов, в основе которых лежит система объективных военно-экономических потребностей всех участников воспроизводственного процесса и его отношение на налоговую систему государства;

2) субъективный уровень, включающий в себя множество реальных хозяйственных отношений, проявляющихся в фазах распределения, обмена и потребления, где реализуются военно-экономические интересы в виде мотивов, стимулов и целей, представляющих собой своеобразную «надстройку» по отношению к предыдущему объективному уровню, и основывающийся на нем.

Далее возникает потребность рассмотреть предлагаемую модель подробнее.

1. Объективный уровень военно-экономических интересов.

1) Политэкономической категорией является не конкретный интерес как явление, а объективный военно-экономический интерес в его общественной форме, выступающий частью общей системы сущностных экономических категорий, таких как военно-экономические потребности и военно-экономические отношения. Военно-экономические интересы, формирующиеся на объективном уровне, являются частью общественной формой развития экономических потребностей, отражающих необходимые условия для воспроизводства системы военно-экономических субъектов и их совокупности при заданных отношениях собственности и организационно-экономических отношениях.

2) Военно-экономические отношения и организационно-экономические отношения, служат главными факторами, которые определяют экономическое положение (соотношение) в производственном процессе, факторами структурирования общества и субъектов хозяйствования по большим военно-экономическим группам. Они обусловливают объективные экономические потребности по воспроизводству каждой такой группы и их совокупности, военно-экономические интересы этих групп, тем самым определяют структуру и иерархию системы интересов хозяйствующих субъектов, отвечающих за оборону государства.

Таким образом, военно-экономический интерес выражает не только непосредственно экономическую потребность, а также средства по воздействию на налоговую систему государства, заданные, с одной стороны, военно-экономическими отношениями, а с другой, – уровнем развития производительных сил. Отсюда объективным определяющим фактором военно-экономического интереса и его воздействия на налоговую систему государства становится его местом в системе общественного производства страны.

missing image file

Модель формирования и проявления военно-экономических интересов на хозяйственные интересы обороны

3) Объективный военно-экономический интерес выражает сущность военно-экономических явлений, т.е. экономическая объективность и необходимость. Изменения реальных военно-экономических интересов хозяйствующих субъектов служат более наглядным показателем изменений в экономке, чем многие другие явления, выразительно «сигнализируя» о них. Анализ военно-экономических интересов позволяет охарактеризовать имеющиеся военно-экономические процессы исходя из того, чьи экономические интересы скрываются за теми или иными ситуациями. Но объяснение самих военно-экономических интересов происходит лишь путем анализа существующих экономических отношений, сущности и содержания последних. Например, мы характеризуем отношения труда и капитала, используя для этого характеристику военно-экономических интересов труда и интересов капитала, но раскрытие сущности интересов труда и капитала возможно только через анализ экономических отношения между ними.

4) Военно-экономические интересы формируются на основе экономических отношений, но, как было отмечено выше, действует и обратная связь: военно-экономические интересы воздействуют на экономические отношения.

5) Согласно материалистической диалектике, экономические отношения являются базисом по отношению к другим общественным отношениям, то и военно-экономический интерес выступает в качестве основы, «ядра» для всех остальных типов интересов (социальных, политических, хозяйственных, идеологических и пр.). Эти интересы, отраженные в схеме в виде хозяйственных, социальных и индивидуальных интересов, в отличие от интереса экономического, имеют субъективную природу, так как формируются под воздействием различных субъективных по своей природе факторов.

Таким образом, формирование экономического интереса является первым, базисным уровнем формирования реальных военных интересов в обеспечении затрат на оборону. Он задается объективными общественными отношениями и потому объективен по своей природе, не зависим от сознания своего носителя. Вместе с тем реальные военно-экономические интересы имеют своё собственное содержание. Имеющиеся расхождения между реальными экономическими интересами и их объективными военно-экономическими интересами позволяет объяснить второй уровень предлагаемой модели формирования и проявления военно-экономических интересов в обеспечении затрат на оборону.

2. Субъективный уровень военно-экономических интересов.

Данный уровень раскрывает персонификацию объективных военно-экономических интересов в лице конкретного социально-экономического субъекта в форме хозяйственных, социальных и экономических интересов.

1) В хозяйственной практике военно-экономический интерес выступает как экономическое явление. По внешней форме проявления он может представлять собой цель, мотив, стимул и направленность хозяйственной деятельности организаций и предприятия ВПК.

2) По мере отражения, объективный военно-экономический интерес дополняется различными субъективными факторами. Проходя через различные формы общественных отношений до процесса осознания своим носителям, он проявляется на поверхности хозяйственной жизни в виде экономических явлений, в виде военно-экономических интересов государства на оборону.

3) Индивидуальный интерес может отличаться и даже противоречить интересу той военно-экономической группы, представителем которой выступает его носитель. При проявлении-реализации индивидуальных интересов военной организации может обнаруживаться противоречие зависимости военно-экономического интереса от экономического положения его носителя. То, что данная зависимость не находит своего абсолютного эмпирического подтверждения, подтверждения во всех проявлениях реальных военно-экономических интересов, служит причиной затруднения в её верификации и признании в качестве указанного выше закона. Именно эта практическая сложность разделения в реальном интересе факторов объективного военно-экономического от факторов субъективного характера, нередко приводит исследователя к использованию общенаучного подхода к интересу и рассмотрению интереса «вообще».

Своеобразным связующим звеном между военной потребностью и военно-экономическим интересом является экономическая необходимость. Конечно, и военно-экономический интерес, и военная потребность могут принимать общественный характер. Это одна из их форм. Однако в своем взаимодействии друг с другом они нуждаются в необходимости. В любом современном обществе, будь то капиталистическое, социалистическое, кооперативное, рыночная экономика или командная, необходимы армия, полиция, чиновники и т. д.

Совокупные военно-экономические интересы дифференцированы по видам участников экономической системы, которые оказывают влияние на налоговую систему страны. Некоторые сторонники налогового сопротивления выступают за юридическое признание права на сознательный отказ от оплаты налогов по военным расходам. В то время как другие отказываются от уплаты налогов, не заботясь о том, имеет ли их позиция законное обоснование.

По нашему мнению, военно-экономические интересы играют важную роль в этих процессах.

Чтобы раскрыть их сущность, содержание, место в социальном производстве и функциях, необходимо рассмотреть их место и роль в экономической системе.

Простейшими элементами военно-экономической системы являются экономические процессы и экономические явления. Высшие – системы порядка – экономические категории. Они, в свою очередь, являются подсистемой по отношению к экономическим законам. Структурно экономические законы государства включают в себя следующие составляющие: a) законы об экономике; б) законы об военной экономике.

В итоге мы пришли к выводу что, военно-экономические интересы состоят из основных задач военно-экономического обеспечения:

- своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение решаемых военной организацией государства задач;

- оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государств;

- развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности;

- обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения, а также в технологиях их разработки и производства;

- интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безопасности;

- создание инфраструктуры государства с учетом решения задач по обеспечению военной безопасности;

- повышение уровня социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе;

- накопление и содержание запасов материальных средств;

- осуществление взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;

- выполнение международных договоров Российской Федерации в военно-экономической сфере.