Введение
Для любой компании независимо от её масштаба одним из основных средств достижения корпоративных целей является принятая этой компанией стратегия развития, которая должна отличаться новизной как минимум относительно данной компании, но, возможно, и относительно отрасли, рынка и др. То есть корпоративная стратегия должна позиционироваться как инновационная стратегия. Только в этом случае компания будет обладать вектором развития на перспективу в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Крупные компании часто являются вертикально интегрированными (ВИК). С одной стороны, политика таких компаний и управленческие процессы построены на высоком профессиональном уровне, а не на экспериментах и творчестве. Структура, культура и распределение ресурсов строго регламентируются и регулируются, что формирует определенные рамки принимаемых стратегий [1, 2]. С другой стороны, возможность инновационного подхода, например, к распределению ресурсов по вертикали бизнеса дает возможности маневра относительно внедрения инноваций различного уровня новизны именно в тех структурных единицах компании, которые в этом наиболее нуждаются. Для этих целей нужна инновационная стратегия.
Целью данной статьи является предложение новой инновационной стратеги территориального распределения инвестиций, позволяющей рационально использовать экономические ресурсы компании.
Материал и метод исследования
Методологическую базу исследования составили научные труды российских ученых в области инновационного развития предприятий, а также информация, о степени влияния на состояние окружающей среды крупных промышленных предприятий.
В процессе исследования применялись методы обобщения, сравнения, систематизации, сопоставления.
Результаты исследования и их обсуждение
Для крупной вертикально-интегрированной компании, производственные объекты которой разнесены территориально, важную роль играет территориальное распределение экономических ресурсов, направленных на внедрение инноваций, обеспечивающих устойчивое развитие не только данной компании, но и территорий её присутствия.
В современном мире стратегия крупной компании однозначно связана с внедрением инноваций. Для промышленного сектора экономики, нуждающегося в обновлении основных производственных фондов, наиболее актуальна стратегия внедрения технико-технологических инноваций. Но не следует забывать, что технологические инновации являются основой устойчивого развития. При этом инновация сама по себе является одной из целей устойчивого развития, а также средством достижения других целей [3].
Рассмотрим положение ВИК на уровень устойчивого развития территории.
Устойчивое развитие было впервые определено в 1987 году в докладе «Наши совместное будущее» доктором Брундтландом, премьер-министром Норвегии и президентом Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. В настоящее время ключевой концепцией для определения устойчивости является интеграция экономических, социальных и экологических вопросов. Устойчивое развитие определяют три измерения [4]:
• Социальное благосостояние и равенство как для сотрудников корпорации, так и для заинтересованных сообществ.
• Экономическое процветание и преемственность для бизнеса корпорации и всех заинтересованных сторон.
• Охрана окружающей среды и сохранение ресурсов, как местных, так и глобальных; для вертикально интегрированной компании это касается всех территорий её присутствия.
Для достижения устойчивого развития на глобальном уровне необходимо обеспечить развитие каждой компании, сохраняя постоянный баланс между этими измерениями, уделяя одинаковое внимание всем им [5].
На рисунке 1 представлена систематизация факторов, ранжированных по уровням устойчивости в рамках внешней среды бизнеса ВИК.
Организационный уровень – это состояние самой ВИК. Те действия и влияния, которые совершает сама ВИК, принимая те или иные управленческие решения в рамках устойчивого развития.
Рис. 1. Уровни устойчивости в рамках внешней среды бизнеса ВИК
Локальный уровень – это круг ближнего внешнего воздействия на компанию. Глобальный уровень – уровень косвенного воздействия на компанию, т.е. те силы, которые влияют на работу предприятия, но непосредственно с ним не связаны.
Всем известен перечень тех внешних факторов, которые влияют на любую организацию и входят во внешнюю среду бизнеса [5]. На данном рисунке выбраны те из них, которые взаимодействуют с ВИК именно в рамках устойчивого развития.
Каждая организация является частью целой системы, на региональном, национальном и международном уровнях, поэтому, если она хочет остаться в бизнесе, то должна двигаться в том же направлении, в котором движется и вся система. Что касается крупной ВИК, то она принимает непосредственное участие в формировании уровней устойчивости различных масштабов и стратегия её развития, как правило, это учитывает. Однако в большей степени это касается экономических ограничений, которые включают: экономические прогнозы, государственную политику, налоговую политику, арендные ставки, цены продажи, процентные ставки и т.д.
Приверженность устойчивому развитию требует новых инновационных стратегий, учитывающих также:
1. Социальные ограничения, которые могут включать государственную политику, рост населения, уровень абсорбции, наличие рабочей силы, уровень заработной платы, требования к безопасности и т.д.
2. Экологические ограничения, которые могут включать государственную экологическую политику, окружающую среду (флора, фауна), окрестности, доступность земли, доступность природных ресурсов и т.д.
3. Экономические ограничения, которые учитывают рыночные цены, арендные ставки, экономические прогнозы и т.д.
В работе [5] приводится пример стратегических целей устойчивого развития компании. Систематизация их представлена в таблице.
Компании с вертикальной интеграцией имеют возможность снижения стоимости конечного продукта, значительной экономии средств за счет непосредственного управления всеми производственными цепочками. Пример тому – нефтяная компания Роснефть, осуществляющая геологоразведку и добычу сырья, нефтепереработку, транспортировку, реализацию продуктов, организацию всех сервисных процедур. Рыночная мощь НК Роснефть позволяет иметь этой компании огромную территорию присутствия. По сектору нефтепереработки только на европейской части Российской Федерации НК Роснефть имеет множество нефтеперерабатывающий предприятий [1].
Стратегические цели устойчивого развития
Аспекты устойчивого развития |
Стратегические цели устойчивого развития компании |
Экономический аспект |
Конкурентоспособный продукт |
Инвестиции |
|
Экологический аспект |
Сокращение невозобновляемых ресурсов, использование переработанных, возобновляемых материалов |
Сокращение отходов |
|
Сокращение загрязнения окружающей среды |
|
Социальный аспект |
Создание равных возможностей |
Образцовые условия труда |
Рис. 2. Капитальные вложения НК Роснефть, млрд руб.
Управление вертикалью компании непосредственно связано с вложением инвестиций, распределение которых является неотъемлемой частью стратегии развития. Основные капитальные вложения НК Роснефть предназначены для разведки и добычи нефти, увеличение доходности бизнеса (рис. 2).
Так, по данным НК Роснефть, в 2019 г. 91% инвестиций был отнесен к сектору добычи и разведки нефти в соответствии со стратегическими целями компании [1]. Это составило 773 млрд руб.
Экологический аспект также учитывается в стратегических целях компании, хотя здесь доля инвестиций значительно ниже и относится в основном к благотворительным акциям.
В общем случае для крупных вертикально интегрированных компаний характерно такое распределение средств на цели экологии, при котором инвестиции соответствуют какому-либо показателю деятельности их производственного объекта. Например, таким показателем может быть общий объем нефтепереработки компании (млн т), который можно представить в виде формулы (1)
где Vj – объем переработки сырья для j-го нефтеперерабатывающего предприятия, или уровень производственной мощности; j = от 1 до М – число нефтеперерабатывающих предприятий.
Тогда инвестиции Иj на природоохранные мероприятия конкретного предприятия можно определить как (2):
где И – общий объем запланированных инвестиций, млн руб.
Такую стратегию можно назвать стратегией пропорциональных инвестиций. Этапы ее внедрения представлены на рисунке 3.
Однако, как известно, производственные объекты ВИК реально функционируют в различных географических районах, с различной степенью загрязнения окружающей среды. Природная экосистема может уже быть деградирована в результате негативного техногенного воздействия, причем степень деградации может достаточно сильно варьироваться. Следовательно компенсация негативного воздействия на окружающую среду потребует разной величины инвестиций в стратегическое развитие производственных объектов.
В связи с этим предлагается новая инновационная стратегия территориального распределения инвестиций (экономических ресурсов), которую назовем стратегией безопасного воздействия. Большая часть выделенных компанией экономических ресурсов, предназначенных на экологические цели, должна быть использована на снижение негативной нагрузки j-х промышленных объектов на окружающую среду на территориях с высоким коэффициентом антропогенного воздействия [6]. Только при достижении на этих территориях приемлемой экологической обстановки стратегия распределения экологических инвестиций пересматривается.
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что уровень инвестиций компаний должен непосредственно зависеть и от уровня негативного воздействия объекта на окружающую среду, и от текущего состояния экосистемы территории функционирования промышленного объекта.
Предлагаемый подход позволяет крупной вертикально интегрированной компании рационально использовать экономические ресурсы, позиционируя свою приверженность устойчивому развитию не «в целом», а конкретно на каждом уровне экосистемы, включая региональный национальный и международный уровни устойчивости.
Рис. 3. Этапы внедрения инновационной стратегии территориального распределения инвестиций в экологические инновации ВИК