Введение
Современное состояние мировой экономики и особенности взаимоотношения Российской Федерации с различными странами, зачастую с негативным оттенком, выводят на первый план необходимость в формировании надежной системы обеспечения национальной безопасности страны и достижения ее стратегических национальных приоритетов. В целях своевременного реагирования на глобальные вызовы и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, в Российской Федерации необходимо постоянно заниматься мониторингом ситуации по достижению национальных приоритетов в различных регионах.
За последние годы в России была проведена большая работа по формированию документов стратегического планирования, конкретизирующих сущность стратегических национальных приоритетов и способы их достижения. Вместе с тем, необходимо понимать, что каждый субъект Российской Федерации обладает специфическими особенностями развития, что, безусловно, сказывается на качестве и скорости достижения отдельных национальных приоритетов в данном регионе. В этой связи, следует уделить внимание совершенствованию методических подходов, обеспечивающих оценку эффективности реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в субъектах РФ.
Цель исследования: оценить эффективность достижения национального приоритета «повышение качества жизни российских граждан» на территории Приморского края.
Материал и методы исследования
В качестве основных методов исследования в работе использованы синтетический метод, гипотетико-дедуктивный метод, системный анализ. Теоретическая основа работы включает труды российских ученых, направленных на исследование общей теории национальной безопасности (Назаров В.П. и Афиногенов Д.А., 2020, Пономарев Н.Н., 2020 и др.). Эмпирической основой статьи являются результаты авторского исследования, проведенного с использованием статистического анализа данных по оценке эффективности функционирования территорий опережающего развития в Приморском крае.
Результаты исследования и их обсуждение
Как известно, национальный проект – это инструмент, с помощью которого реализуются приоритетные цели национального развития. Национальные приоритеты – это потребности государства, общества и личности, которые имеют высшую степень значимости и направлены на обеспечение развития и защищенности. Чтобы достичь реализации национальных приоритетов, национальные проекты должны быть максимально выверенными и проработанными.
В конце 2015 года под влиянием изменения международного климата был разработан Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет суть и регулирует деятельность социальных и государственных институтов, которые напрямую и косвенно принимают участие в обеспечении жизнедеятельности РФ. В вышеуказанном документе приведен список стратегических национальных приоритетов: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
7 мая 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором регламентируется исполнение системы национальных проектов по 12 направлениям: здравоохранение, демография, образование, культура, жилье, малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, автомобильные дороги, экология, производительность труда, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт.
Главной целью, объединяющей вышеперечисленные национальные проекты, является стремление к созданию условий для планомерного развития Российской Федерации с помощью реализации внесенных структурных изменений в экономическую и социальную сферы.
Рассмотрим научный дискурс в области оценки правильности выбора национальных приоритетов Российской Федерации, именно так можно выявить направления развития и совершенствования системы национальных приоритетов РФ.
Эксперты НИУ ВШЭ в докладе «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития» обращают внимание на важность реализации национального приоритета, направленного на повышение конкурентоспособности национальной экономики с помощью реализации национального проекта «Цифровая экономика». Авторы отмечают, что при реализации данного проекта возникает новая волна цифровизации и внедрения прорывных технологий [1].
Пономарев Н.Н. выполнил сравнительный анализ «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и «Концепции национальной безопасности РФ». Автор отмечает высокую актуальность и целесообразность дальнейшего совершенствования Стратегии национальной безопасности РФ с учетом происходящих изменений в мире [2].
Назаров В.П. и Афиногенов Д.М. рассмотрели основные вопросы, возникающие при изучении теории национальной безопасности в геополитическом и экономическом аспекте. Авторы считают, что прогресс в области повышения уровня защищенности граждан от различных угроз, может быть достигнут только после тщательного терминологического анализа феномена «национальной безопасности» и выработки единых подходов к изучению данной экономической категории. Достижение единства систем государственного управления и стратегического планирования и следование принципу «безопасность через развитие» позволит значительно повысить эффективность политики государства, будет способствовать созданию динамично развивающегося общества, которое будет в состоянии подстроиться под динамику развития современных государств [3].
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года стала первым документом, на основе которого осуществляется планирование сферы национальной безопасности. В данной версии впервые были более детально сформулированы определения терминов «национальная безопасность», «угроза национальной безопасности Российской Федерации», «национальные приоритеты» и «национальные интересы». Несмотря на то, что стратегия национальной безопасности Российской Федерации включала в себя перечень национальных приоритетов, основной целью которых было формирование устойчивой и сильной экономики России, но практика показала, что не были учтены некоторые важные моменты.
Так, практически без внимания остались проблемы моно и малых городов, сельских поселений, особенности безопасности жизни населения в разнообразных типах поселений России. Немаловажным является отсутствие развернутых показателей, отражающих развитие Российской Федерации в экономическом и политическом аспектах современного мира, таких как мировой ВВП, конкурентоспособность российских производителей на мировых рынках, валютный курс рубля. Помимо вышесказанного, необходимо расширить определение некоторых терминов, с целью их конкретизации.
Правительство России в результате сложной геоэкономической ситуации, сложившейся в 2014 году, приняло решение об активном сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, являющегося одним из самых быстро развивающихся регионов мира.
В послании к Федеральному собранию от 2013 года президент России заявил, что развитие Дальнего Востока и Сибири является стратегической целью и одним из важнейших национальных приоритетов развития Российской Федерации на весь двадцать первый век. В результате чего было принято решения о создании на Дальнем Востоке и, в частности, в Приморском крае специальных территорий и зон, предназначенных для строительства не сырьевых производств, направленных на внешний и внутренний рынки.
Главной целью создания территорий опережающего развития (ТОР) в Приморском края является создание конкурентоспособных условий в сравнении со странами АТР для внедрения, реализации и развития бизнеса. На данный момент на территории Приморского края осуществляют свою деятельность 3 территории опережающего развития: ТОР Михайловский, ТОР Надеждинская и ТОР Большой Камень.
Создание в Приморском крае территорий опережающего развития позволяет преодолеть диспропорции развития регионов Российской Федерации, с помощью увеличения предпринимательской и инвестиционной активности, а также повысить качество жизни жителей Приморского края путем создания новых рабочих мест.
Территория опережающего развития «Михайловский» начала свою деятельность 21 августа 2015 года, ТОР специализируется на создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, занимаемая ею территория составляет 443,8 тыс. га. Инвестиционной деятельностью в данной ТОР занимаются 10 резидентов, в ТОР реализуются проекты на сумму 82,6 млрд руб., что способствовало созданию более 1200 рабочих мест. На данный момент инвесторы реализовали пять проектов по созданию ферм, деятельность которых направлена на выращивание сельскохозяйственных культур, и свинокомплексов [4].
Территория опережающего развития «Надеждинская», специализирующаяся на логистических операциях, пищевой и легкой промышленностях, переработке минерального сырья, за пять лет своего существования в 1,5 раза перевыполнила план по привлечению инвестиций, которые составили 50 млрд руб. На данный момент здесь свои проекты реализуют 62 резидента, деятельность осуществляется по 4 проектам общей стоимостью 4 млрд руб., на которых задействованы около 500 работников [5].
Территории опережающего развития, созданные на территории Приморского края, существуют относительно недавно, что затрудняет формирование оценки их влияния на экономику Приморского края и Дальнего Востока в целом. Однако, анализируя результаты работы ТОР с 2015 по 2020 годы, можно отметить положительную тенденцию в формировании делового климата. Так объем инвестиций в основной капитал в 2019 году увеличился на 19,81% по сравнению с 2015 годом и составил 166779,8 млн руб. (рис. 1) [6].
Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал Приморского края, 2015–2019 гг.
Рис. 2. Динамика качества жизни в Приморском крае, 2015–2019 гг.
Инвестиционные поступления в основной капитал Приморского края влияют не только на экономическое развитие края, но также и на социальную сферу жизни населения, следовательно, ежегодное увеличение инвестиций способствует улучшению качества жизни в Приморском крае, а значит, способствует реализации национального приоритета «повышение качества жизни российских граждан».
Проанализировав рейтинги качества жизни в Приморском крае за 2015 г. и 2019 г. можно сделать вывод, что создание ТОР благоприятно повлияло на качество жизни жителей Приморского края. Так в 2015 г. Приморский край занимал 55 место в списке регионов РФ, а в 2019 г. его положение в рейтинговой таблице улучшилось на 9 пунктов, и теперь он занимает 46 позицию (рис. 2).
Качество жизни в Приморском крае складывается из нескольких показателей. Так, например, на рост уровня качества жизни повлиял рост соотношения прожиточного минимума и средней заработной платы. В 2015 г. средняя заработная плата по Приморскому краю составила 2,5 прожиточных минимума, а в 2019 году – 2,8 прожиточных минимума (рис. 3) [7].
Еще одним показателем является среднегодовая численность занятых. Создание на ТОР новых предприятий позволило обеспечить жителей Приморского края рабочими местами, численность занятых за 2015 – 2019 гг. имеет положительную динамику (рис. 4).
Заключение
Анализ качества жизни в Приморском крае показал, что с момента создания ТОР наметилась тенденция к повышению качества жизни жителей Приморского края, однако, несмотря на позитивные тенденции, в регионе сохраняются определенные проблемы с качеством жизни, что ведет к оттоку населения.
Как известно, российские и зарубежные инвесторы играют немаловажную роль в решении задачи преодоления диспропорции развития регионов Российской Федерации. Привлечение крупных инвесторов для реализации проектов на территории Приморского края, где созданы экономически выгодные условия, способствует сокращению диспропорций в развитии с ведущими городами РФ, созданию более комфортных условий для жизни, что будет способствовать уменьшению оттока населения.
Помимо этого, на территории Приморского края имеются проблемы, которые оказывают большое влияние на реализацию национального приоритета по улучшению качества жизни населения, а именно, проблемы с качеством дорог, социально-бытовой и коммунальной инфраструктурой, существуют проблемы в сфере медицины и образования.
Рис. 3. Динамика соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума в Приморском крае, 2015–2019 гг.
Рис. 4. Динамика среднегодовой численности занятых в Приморском крае, 2015 – 2019 гг.
Для решения этих проблем необходимо усиливать взаимодействие с общественностью в области контроля за сроками реализации запланированных проектов, направленных на улучшение качества жизни (строительство школ, садиков, ремонт дорог и т.п.). Также следует повысить качество и интенсивность взаимодействия между наукой, образованием и производством – это позволит улучшить инвестиционный климат в регионе и сформировать благоприятную инновационную среду для бизнеса.
Таким образом, для того, чтобы полноценно реализовать национальный приоритет, направленный на улучшение качества жизни жителей Приморского края, необходимо провести тщательный анализ существующих проблем, негативно влияющих на качество жизни населения, и выполнить мероприятия по нейтрализации выявленных проблем.