Доходы населения являются конечной целью функционирования экономики, именно они определяют самостоятельность и жизнеспособность государства, так как отражают степень развития общественного производства и определяют его рост. Показатели денежных доходов характеризуют прежде всего уровень жизни граждан, который влияет, в конечном счёте, на политическую, а, следовательно, и на экономическую стабильность в обществе. Также можно отметить, что доходы населения являются центральным фактором благосостояния, так как определяют возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Исследование проводилось за период 2013-2020гг. на основе данных Федеральной службы статистики.
Целью статьи является рассмотрение динамики формирования доходов россиян в период с последнего докризисного периода до настоящего времени и выявить влияние локдауна на доходы населения.
Материалы и методы исследования
В работе использовались методы статистического анализа, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего анализа доходов населения. Исследование проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты изучения доходов населения, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Системно-структурный метод использован для анализа доходов населения и выявления структурных изменений.
Результаты исследования и их обсуждение
Современные тенденции в экономике обуславливают необходимость повышения эффективности государственного управления по всем ключевым направлениям. Экономический рост, повышение уровня конкурентоспособности, достижение устойчивого развития являются основным вектором развития современной России. Эффективное применение рычагов в управлении экономикой невозможно без реализации приоритетных задач социальной политики и использование таких категорий, как «доходы, стоимость жизни, потребление».
Доходы населения – это совокупность всех материальных средств, которые работники, служащие и иные лица получают за труд в той или иной сфере как результат их экономической деятельности или как трансферты. Источники дохода традиционно разбивают на четыре группы: трудовые доходы; социальные выплаты; доходы от собственности; прочие денежные поступления.
На распределение доходов населения влияют рыночные факторы (факторно-ресурсный механизм и налогово-ценовой) и не рыночные (налогово-трансфертный, бонусно-благотворительные и благотворительно-внутренние механизмы).
На настоящее время существует четыре концепции справедливого распределения доходов:
- эгалитаристская – равное распределение доходов;
- утилитаристская – доходы распределяются пропорционально полезности их использования различными людьми;
- роулсианская – справедливость распределения зависит только от благосостояния самого бедного индивида общества;
- рыночная – распределение зависит от конкурентного механизма спроса и предложения и производится безличностно.
Проведенный анализ изменения общего объема денежных доходов населения РФ за 8-летний период (2013-2020 гг.), показал положительную динамику, темп прироста составил 40% (таблица 1). В среднем доходы населения увеличиваются на 2 215 млрд руб. самыми успешными были 2015 и 2019 гг. Однако 2020 г. впервые не только не увеличил доходы населения, но снизил их на 122 млрд руб.
Таблица 1
Динамика денежных доходов населения по РФ, млрд руб. [7]
Год |
Всего денежных доходов |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста к предшествующему периоду, % |
Абсолютное наполнение 1% динамики |
2013 |
44 230,60 |
- |
- |
|
2014 |
47 309,20 |
3 078,60 |
6,96% |
442,31 |
2015 |
53 153,20 |
5 844,00 |
12,35% |
473,09 |
2016 |
54 325,30 |
1 172,10 |
2,21% |
531,53 |
2017 |
56 205,10 |
1 879,80 |
3,46% |
543,25 |
2018 |
58 458,70 |
2 253,60 |
4,01% |
562,05 |
2019 |
62 080,10 |
3 621,40 |
6,19% |
584,59 |
20201 |
61 957,38 |
-122,72 |
-0,20% |
620,80 |
В среднем за год |
54714,95 |
2215,85 |
4,4% |
506,69 |
1Предварительные данные
Структура доходов относительно стабильна. В 2020 г. более 80% всех доходов распределяется между двумя источниками оплата труда (57,1%) и социальными выплатами (23,1%) (таблица 2).
Удельный вес заработной платы неуклонно повышается с 2018 г. за счет сокращения доходов от предпринимательской деятельности и от собственности. Однако в 2020 г. в условиях карантинных ограничений динамика роста заработной платы существенно различалась по секторам экономики. Отмечен рост заработков в секторе «здравоохранение и социальные услуги» 117%, в остальных отраслях темпы роста составили 103%, а аутсайдерами оказались «гостиницы и предприятия общественного питания» – 85%, «спорт и развлечения» – 90%, «транспорт» – 77%.
Существенный рост доли социальных выплат (+4,1% в 2020 г.) обусловлен антикризисными выплатами из бюджета РФ. Поддержка направлена как на прямой рост доходов населения, так и на поддержание бизнеса.
Для населения были установлены следующие компенсационные выплаты: пособие на детей от 3 до 16 лет; доплата медработникам; увеличено пособие, потерявшим работу после 1 марта 2020 года до 12 130 руб.; установлен минимальный размер больничных (не ниже МРОТ); ежемесячные выплаты волонтёрам (12 130 руб.); минимальный размер пособия по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет увеличен вдвое – до 6752 руб. Общая сумма компенсации составила около 0,8 трлн руб.
Бизнес так ж получил поддержку от правительства РФ. Основные выплаты получили предприятия, наиболее пострадавшие от локдауна: туроператоры – 3,5 млрд руб.; автопроизводители – 25 млрд руб.; авиакомпании и аэропорты – 35,8 млрд руб.; судоходные компании – 320 млн руб.; частные зоопарки и цирки 238 млн руб.; субсидия, компенсирующая затраты на профилактику коронавирусной инфекции (для предприятий в сфере гостеприимства, бытовых услуг, общепита, спорта и дополнительного образования) 20 млрд руб.; безвозмездная финансовая помощь малым и средним предпринимателям из наиболее пострадавших отраслей экономики – 104,4 млрд руб.
Помимо прямых выплат предусмотрены налоговые льготы: налоговые каникулы для предприятий малого и среднего бизнеса; возврат налога для самозанятого населения; для организаций и ИП, включенных в Единый реестр МСП, совокупный тариф страховых взносов снижен с 30 до 15% для части зарплат, превышающей в течение месяца МРОТ (12130 рублей) [5]. Прилагаемые усилия должны сдержать наблюдающееся с 2018 г. сокращение доходов от предпринимательской деятельности с 6,1 до 5,4 в 2020 г.
Таблица 2
Структура денежных доходов населения по источникам получения
Год |
Всего денежных доходов, млрд рублей |
в том числе,% |
||||
доходы от предпринимательской деятельности |
оплата труда наемных работников |
социальные выплаты |
доходы от собственности |
прочие денежные поступления |
||
2013 |
44 230,60 |
7 |
55,1 |
18,7 |
4,7 |
14,5 |
2014 |
47 309,20 |
7 |
54,9 |
18,2 |
4,8 |
15,1 |
2015 |
53 153,20 |
6,5 |
52,8 |
18,2 |
5,1 |
17,4 |
2016 |
54 325,30 |
6,4 |
54 |
18,8 |
5,1 |
15,7 |
2017 |
56 205,10 |
6,3 |
55,1 |
19,3 |
4,6 |
14,7 |
2018 |
58 458,70 |
6,1 |
57,4 |
19,1 |
4,6 |
12,8 |
2019 |
62 080,10 |
6 |
58 |
19 |
4,4 |
12,6 |
2020 за 3 квартала |
43 679,00 |
5,40 |
57,1 |
23,10 |
4,3 |
10,10 |
Абсолютное отклонение за весь период |
-1,6 |
+2 |
+4,4 |
-0,4 |
-4,4 |
За 8-летний период среднедушевые денежные доходы населения выросли на 36,8% (таблица 3). Доходы населения существенно превышаю МРОТ и величину потребительской корзины. Однако если в период с 2013 по 2018 г. МРОТ не выполнял своей функции и являлся лишь элементом определяющим нижним уровень оплаты труда, то с 2019 г. его роль существенно меняется, он становится выше величины прожиточного минимума по стране и является гарантом благополучия граждан [3,6,9].
Анализ среднедушевых доходов по федеральным округам показал большую дифференциацию (рисунок 1).
Таблица 3
Соотношение среднедушевых денежных доходов, МРОТ и прожиточного минимума в РФ в среднем по стране, руб.
Год |
Среднедушевой доход |
Минимальный размер оплаты труда на 1 января года |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной МРОТ |
Прожиточный минимум |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов |
2013 |
25684 |
5205 |
493% |
7306 |
352% |
2014 |
27412 |
5554 |
494% |
8050 |
341% |
2015 |
30254 |
5965 |
507% |
9701 |
312% |
2016 |
30865 |
6204 |
498% |
9828 |
314% |
2017 |
31897 |
7800 |
409% |
10088 |
316% |
2018 |
33178 |
9489 |
350% |
10287 |
323% |
2019 |
35249 |
11280 |
312% |
10890 |
324% |
2020 |
35142 |
12130 |
290% |
11156 |
315% |
в среднем за год |
31 210 |
7 953 |
419% |
9 663 |
324% |
1. Российская Федерация
2. Центральный федеральный округ
3. Северо-Западный федеральный округ
4. Южный федеральный округ
5. Северо-Кавказский федеральный округ
6. Приволжский федеральный округ
7. Уральский федеральный округ
8. Сибирский федеральный округ
9. Дальневосточный федеральный округ
Рис. 1. Среднедушевые денежные доходы населения с распределением по федеральным округам [9]
Разница между уровнем доходов в самом благополучном субъекте и самом необеспеченном составила более 217%. Наибольший уровень доходов в Центральном федеральном округе 45 120 руб. на человека, на втором месте Северо-западный федеральный округ – 37 271 руб. и третий округ по лидерству Дальневосточный федеральный округ – более 36 814 руб. Наименьший уровень доходов в Северо-Кавказском федеральном округе 20 722 руб., немногим лучше ситуация в Южном федеральном округе 25 893 руб.
Однако стоит отметить существенно снижение доходов относительно 2019г. по всем федеральным округам, фактически уровень среднедушевых доходов сравнялся с уровнем 2016 г.
Анализ дифференциации доходов по 20-процентным группам населения показал, что существенных изменений в период с 2013 по 2019гг. не произошло (таблица 4).
Около 47% всех денежных доходов сосредоточено в одной 20% группе с наибольшим доходом (5-я группа), самые бедные слои населения распоряжаются всего 5,2% от общей суммы средств.
Но в 2020 г. структура распределения денежных доходов существенно поменялась. Увеличились доли у населения с низкими и средними доходами примерно на 0,5%, одновременно произошло сокращение доходов у группы населения с самыми высокими доходами на 1,6%. Это связано с одной стороны с изменением социальной политики государства и введением антикризисных выплат для самых незащищенных слоев населения, с другой стороны с сокращением доходов самой обеспеченной части населения из-за антикоронавирусных мер, которые выразились в остановке производства весной 2020 г.
Благодаря перераспределению доходов показатели неравенства коэффициент дифференциации доходов и индекс Джини значительно уменьшились в 2020 г. Коэффициент дифференциации доходов сократился на 2,1 пункта и составил 13,3 раза, коэффициент Джини на 2,1 и составил 39,0. Модельные расчеты позволяют выдвинуть гипотезу о том, что от мер налогово-бюджетной политики, принятых после начала пандемии, в большей степени выиграли бедные слои населения, что позволило снизить неравенство в экономике.
Россия находится примерно в середине списка стран мира по индексу Джини (рис. 2). Однако неравенство в России ниже, чем в Китае (индекс Джини 51), Индии (47,9), но выше чем в США (37,8), Германия (29) и Украина (26,3).
Изменение номинальных доходов нельзя считать абсолютно объективным показателем, так как он учитывает влияние инфляции. Поэтому нами были проанализирована динамика реального дохода населения (рисунок 3). Реальный доход – это набор материальных благ, выраженных в натуральной форме, которые может приобрести потребитель, располагая своим номинальным доходом [1].
Таблица 4
Анализ неравенства дифференциации денежных доходов населения [8]
Год |
Денежные доходы, всего |
в том числе по 20-процентным группам населения, % |
Показатели неравенства распределения доходов |
|||||
первая (с наименьшими доходами) |
вторая |
третья |
четвертая |
пятая (с наиболь-шими доходами) |
Коэффициент дифференциации доходов |
Коэффициент Джини |
||
2013 |
100 |
5,2 |
9,9 |
14,9 |
22,6 |
47,4 |
16,1 |
41,7 |
2014 |
100 |
5,3 |
9,9 |
15,0 |
22,6 |
47,2 |
15,8 |
41,5 |
2015 |
100 |
5,3 |
10,1 |
15,0 |
22,6 |
47,0 |
15,5 |
41,2 |
2016 |
100 |
5,3 |
10,1 |
15,0 |
22,6 |
47,0 |
15,5 |
41,2 |
2017 |
100 |
5,3 |
10,1 |
15,1 |
22,6 |
46,9 |
15,4 |
41,1 |
2018 |
100 |
5,3 |
10,0 |
15,0 |
22,6 |
47,1 |
15,6 |
41,3 |
2019 |
100 |
5,3 |
10,1 |
15,1 |
22,6 |
46,9 |
15,4 |
41,1 |
2020 |
100 |
5,8 |
10,6 |
15,5 |
22,8 |
45,3 |
13,3 |
39,0 |
Рис. 2. Показатели неравенства распределения доходов по странам 2018 г. [4]
Рис. 3. Изменение реального и номинального дохода населения РФ
До 2019 гг. можно было говорить о слабо положительной динамике реальных доходов населения (на околонулевом уровне). В первом квартале 2020 г. реальные доходы населения упали на 25,3%. Основной причиной стали ограничительные меры, введенные в целях борьбы с распространением эпидемии, и вызвавшие сокращение или полную остановку экономической деятельности. При этом во втором квартале 2020 г. был зафиксирован рост реальных располагаемых денежных доходов на 27,5% (относительно 1 квартала), т.е. можно говорить о позитивном развитии, в третьем квартале положительная динамика продолжилась, это могло бы свидетельствовать о стабилизации в национальной экономики, но четвертый квартал 2020 г. показал стремительный рост уровня цен, поэтому по итогам 2020 г. можно ожидать очередной спад реальных доходов населения.
Официальные расчеты масштабов бедности в России основаны на определении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (таблица 5).
Таблица 5
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [11]
Год |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума |
|
млн человек |
в процентах от общей численности населения |
|
2013 |
15,5 |
10,8 |
2014 |
16,3 |
11,3 |
2015 |
19,6 |
13,4 |
2016 |
19,4 |
13,2 |
2017 |
18,9 |
12,9 |
2018 |
18,4 |
12,6 |
2019 |
18,1 |
12,3 |
2020 |
19,4 |
13,2 |
В предкризисном 2013 г. число россиян, находящихся за чертой бедности составляло 15,5 млн человек (10,8%). Однако с 2015 года их численность стремительно увеличилась до 19,6 млн человек, в последующие годы правительству через стабилизацию экономики удалось постепенно сократить уровень бедности в России до 12,3%. Но в 2020 г. численность бедных вновь увеличилась до 19,4 млн (или 13,2% населения) прирост составил 7%.
Для снижения доли населения, находящегося за порогом бедности в России было уже реализовано ряд мероприятий и еще несколько находятся в панах.
В рамках социальной помощи в Российской Федерации ввели: пособия для семей с детьми в возрасте от 3 до 16 лет; увеличили размер материнского капитала и установили его на рождение первого ребенка; программу социального контракта.
В рамках повышения доходов населения предусмотрено: установление МРОТ на уровне прожиточного минимума; ежегодная индексация заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий; содействие занятости женщин, воспитывающих детей; снижение ставки НДФЛ для малообеспеченных семей.
Для роста реального сектора и ВВП планируется: увеличить долю инвестиций в основной капитал до 25% ВВП; повысить экономическую активность населения и численность рабочей силы; обеспечить снижение административно-регуляторных барьеров; ввести финансовые стимулы для повышения производительности, включая господдержку и льготные кредиты [2].
Заключение
Борьба с бедностью – одна из основных проблем социально-экономического развития России. В последние годы доходы населения стагнировали и ситуация приобрела негативный тренд. Для существенного снижения доли бедного населения потребуется до 500 млрд рублей в год, по оценке правительства РФ.