Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ANALYSIS OF THE STRUCTURE AND DYNAMICS OF INCOME OF THE RUSSIAN POPULATION

Borodina T.V. 1 Gugnina E.V. 1
1 Kamyshin Technological Institute (branch) of VSTU
Cash income of the population – the sum of all cash receipts of the population that are available for current consumption and do not reduce the savings of the population. Income plays a very important role in the life of every person, because it is a direct source of satisfaction of his unlimited needs. The higher the income, the higher the demand for products and services produced by various industries, the higher the quality of products, as there is a motive for achieving better final results, its competitiveness, higher production efficiency, which means a better economic situation in the country. Therefore, the regulation of household income is part of the policy of any state.
total cash income
per capita income
income differentiation
gini coefficient

Доходы населения являются конечной целью функционирования экономики, именно они определяют самостоятельность и жизнеспособность государства, так как отражают степень развития общественного производства и определяют его рост. Показатели денежных доходов характеризуют прежде всего уровень жизни граждан, который влияет, в конечном счёте, на политическую, а, следовательно, и на экономическую стабильность в обществе. Также можно отметить, что доходы населения являются центральным фактором благосостояния, так как определяют возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Исследование проводилось за период 2013-2020гг. на основе данных Федеральной службы статистики.

Целью статьи является рассмотрение динамики формирования доходов россиян в период с последнего докризисного периода до настоящего времени и выявить влияние локдауна на доходы населения.

Материалы и методы исследования

В работе использовались методы статистического анализа, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего анализа доходов населения. Исследование проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты изучения доходов населения, определить основные характеристики процессов и явлений, происходящих в этой сфере. Системно-структурный метод использован для анализа доходов населения и выявления структурных изменений.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные тенденции в экономике обуславливают необходимость повышения эффективности государственного управления по всем ключевым направлениям. Экономический рост, повышение уровня конкурентоспособности, достижение устойчивого развития являются основным вектором развития современной России. Эффективное применение рычагов в управлении экономикой невозможно без реализации приоритетных задач социальной политики и использование таких категорий, как «доходы, стоимость жизни, потребление».

Доходы населения – это совокупность всех материальных средств, которые работники, служащие и иные лица получают за труд в той или иной сфере как результат их экономической деятельности или как трансферты. Источники дохода традиционно разбивают на четыре группы: трудовые доходы; социальные выплаты; доходы от собственности; прочие денежные поступления.

На распределение доходов населения влияют рыночные факторы (факторно-ресурсный механизм и налогово-ценовой) и не рыночные (налогово-трансфертный, бонусно-благотворительные и благотворительно-внутренние механизмы).

На настоящее время существует четыре концепции справедливого распределения доходов:

- эгалитаристская – равное распределение доходов;

- утилитаристская – доходы распределяются пропорционально полезности их использования различными людьми;

- роулсианская – справедливость распределения зависит только от благосостояния самого бедного индивида общества;

- рыночная – распределение зависит от конкурентного механизма спроса и предложения и производится безличностно.

Проведенный анализ изменения общего объема денежных доходов населения РФ за 8-летний период (2013-2020 гг.), показал положительную динамику, темп прироста составил 40% (таблица 1). В среднем доходы населения увеличиваются на 2 215 млрд руб. самыми успешными были 2015 и 2019 гг. Однако 2020 г. впервые не только не увеличил доходы населения, но снизил их на 122 млрд руб.

Таблица 1

Динамика денежных доходов населения по РФ, млрд руб. [7]

Год

Всего денежных доходов

Абсолютное отклонение

Темп прироста к предшествующему периоду, %

Абсолютное наполнение 1% динамики

2013

44 230,60

-

-

 

2014

47 309,20

3 078,60

6,96%

442,31

2015

53 153,20

5 844,00

12,35%

473,09

2016

54 325,30

1 172,10

2,21%

531,53

2017

56 205,10

1 879,80

3,46%

543,25

2018

58 458,70

2 253,60

4,01%

562,05

2019

62 080,10

3 621,40

6,19%

584,59

20201

61 957,38

-122,72

-0,20%

620,80

В среднем за год

54714,95

2215,85

4,4%

506,69

1Предварительные данные

Структура доходов относительно стабильна. В 2020 г. более 80% всех доходов распределяется между двумя источниками оплата труда (57,1%) и социальными выплатами (23,1%) (таблица 2).

Удельный вес заработной платы неуклонно повышается с 2018 г. за счет сокращения доходов от предпринимательской деятельности и от собственности. Однако в 2020 г. в условиях карантинных ограничений динамика роста заработной платы существенно различалась по секторам экономики. Отмечен рост заработков в секторе «здравоохранение и социальные услуги» 117%, в остальных отраслях темпы роста составили 103%, а аутсайдерами оказались «гостиницы и предприятия общественного питания» – 85%, «спорт и развлечения» – 90%, «транспорт» – 77%.

Существенный рост доли социальных выплат (+4,1% в 2020 г.) обусловлен антикризисными выплатами из бюджета РФ. Поддержка направлена как на прямой рост доходов населения, так и на поддержание бизнеса.

Для населения были установлены следующие компенсационные выплаты: пособие на детей от 3 до 16 лет; доплата медработникам; увеличено пособие, потерявшим работу после 1 марта 2020 года до 12 130 руб.; установлен минимальный размер больничных (не ниже МРОТ); ежемесячные выплаты волонтёрам (12 130 руб.); минимальный размер пособия по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет увеличен вдвое – до 6752 руб. Общая сумма компенсации составила около 0,8 трлн руб.

Бизнес так ж получил поддержку от правительства РФ. Основные выплаты получили предприятия, наиболее пострадавшие от локдауна: туроператоры – 3,5 млрд руб.; автопроизводители – 25 млрд руб.; авиакомпании и аэропорты – 35,8 млрд руб.; судоходные компании – 320 млн руб.; частные зоопарки и цирки 238 млн руб.; субсидия, компенсирующая затраты на профилактику коронавирусной инфекции (для предприятий в сфере гостеприимства, бытовых услуг, общепита, спорта и дополнительного образования) 20 млрд руб.; безвозмездная финансовая помощь малым и средним предпринимателям из наиболее пострадавших отраслей экономики – 104,4 млрд руб.

Помимо прямых выплат предусмотрены налоговые льготы: налоговые каникулы для предприятий малого и среднего бизнеса; возврат налога для самозанятого населения; для организаций и ИП, включенных в Единый реестр МСП, совокупный тариф страховых взносов снижен с 30 до 15% для части зарплат, превышающей в течение месяца МРОТ (12130 рублей) [5]. Прилагаемые усилия должны сдержать наблюдающееся с 2018 г. сокращение доходов от предпринимательской деятельности с 6,1 до 5,4 в 2020 г.

Таблица 2

Структура денежных доходов населения по источникам получения

Год

Всего денежных доходов, млрд рублей

в том числе,%

доходы от предпринимательской деятельности

оплата труда наемных работников

социальные выплаты

доходы от собственности

прочие денежные поступления

2013

44 230,60

7

55,1

18,7

4,7

14,5

2014

47 309,20

7

54,9

18,2

4,8

15,1

2015

53 153,20

6,5

52,8

18,2

5,1

17,4

2016

54 325,30

6,4

54

18,8

5,1

15,7

2017

56 205,10

6,3

55,1

19,3

4,6

14,7

2018

58 458,70

6,1

57,4

19,1

4,6

12,8

2019

62 080,10

6

58

19

4,4

12,6

2020 за 3 квартала

43 679,00

5,40

57,1

23,10

4,3

10,10

Абсолютное отклонение за весь период

 

-1,6

+2

+4,4

-0,4

-4,4

 

За 8-летний период среднедушевые денежные доходы населения выросли на 36,8% (таблица 3). Доходы населения существенно превышаю МРОТ и величину потребительской корзины. Однако если в период с 2013 по 2018 г. МРОТ не выполнял своей функции и являлся лишь элементом определяющим нижним уровень оплаты труда, то с 2019 г. его роль существенно меняется, он становится выше величины прожиточного минимума по стране и является гарантом благополучия граждан [3,6,9].

Анализ среднедушевых доходов по федеральным округам показал большую дифференциацию (рисунок 1).

Таблица 3

Соотношение среднедушевых денежных доходов, МРОТ и прожиточного минимума в РФ в среднем по стране, руб.

Год

Среднедушевой доход

Минимальный размер оплаты труда на 1 января года

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной МРОТ

Прожиточный минимум

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов

2013

25684

5205

493%

7306

352%

2014

27412

5554

494%

8050

341%

2015

30254

5965

507%

9701

312%

2016

30865

6204

498%

9828

314%

2017

31897

7800

409%

10088

316%

2018

33178

9489

350%

10287

323%

2019

35249

11280

312%

10890

324%

2020

35142

12130

290%

11156

315%

в среднем за год

31 210

7 953

419%

9 663

324%

 

missing image file

1. Российская Федерация

2. Центральный федеральный округ

3. Северо-Западный федеральный округ

4. Южный федеральный округ

5. Северо-Кавказский федеральный округ

6. Приволжский федеральный округ

7. Уральский федеральный округ

8. Сибирский федеральный округ

9. Дальневосточный федеральный округ

Рис. 1. Среднедушевые денежные доходы населения с распределением по федеральным округам [9]

Разница между уровнем доходов в самом благополучном субъекте и самом необеспеченном составила более 217%. Наибольший уровень доходов в Центральном федеральном округе 45 120 руб. на человека, на втором месте Северо-западный федеральный округ – 37 271 руб. и третий округ по лидерству Дальневосточный федеральный округ – более 36 814 руб. Наименьший уровень доходов в Северо-Кавказском федеральном округе 20 722 руб., немногим лучше ситуация в Южном федеральном округе 25 893 руб.

Однако стоит отметить существенно снижение доходов относительно 2019г. по всем федеральным округам, фактически уровень среднедушевых доходов сравнялся с уровнем 2016 г.

Анализ дифференциации доходов по 20-процентным группам населения показал, что существенных изменений в период с 2013 по 2019гг. не произошло (таблица 4).

Около 47% всех денежных доходов сосредоточено в одной 20% группе с наибольшим доходом (5-я группа), самые бедные слои населения распоряжаются всего 5,2% от общей суммы средств.

Но в 2020 г. структура распределения денежных доходов существенно поменялась. Увеличились доли у населения с низкими и средними доходами примерно на 0,5%, одновременно произошло сокращение доходов у группы населения с самыми высокими доходами на 1,6%. Это связано с одной стороны с изменением социальной политики государства и введением антикризисных выплат для самых незащищенных слоев населения, с другой стороны с сокращением доходов самой обеспеченной части населения из-за антикоронавирусных мер, которые выразились в остановке производства весной 2020 г.

Благодаря перераспределению доходов показатели неравенства коэффициент дифференциации доходов и индекс Джини значительно уменьшились в 2020 г. Коэффициент дифференциации доходов сократился на 2,1 пункта и составил 13,3 раза, коэффициент Джини на 2,1 и составил 39,0. Модельные расчеты позволяют выдвинуть гипотезу о том, что от мер налогово-бюджетной политики, принятых после начала пандемии, в большей степени выиграли бедные слои населения, что позволило снизить неравенство в экономике.

Россия находится примерно в середине списка стран мира по индексу Джини (рис. 2). Однако неравенство в России ниже, чем в Китае (индекс Джини 51), Индии (47,9), но выше чем в США (37,8), Германия (29) и Украина (26,3).

Изменение номинальных доходов нельзя считать абсолютно объективным показателем, так как он учитывает влияние инфляции. Поэтому нами были проанализирована динамика реального дохода населения (рисунок 3). Реальный доход – это набор материальных благ, выраженных в натуральной форме, которые может приобрести потребитель, располагая своим номинальным доходом [1].

Таблица 4

Анализ неравенства дифференциации денежных доходов населения [8]

Год

Денежные доходы, всего

в том числе по 20-процентным группам населения, %

Показатели неравенства распределения доходов

первая

(с наименьшими доходами)

вторая

третья

четвертая

пятая

(с наиболь-шими доходами)

Коэффициент дифференциации доходов

Коэффициент Джини

2013

100

5,2

9,9

14,9

22,6

47,4

16,1

41,7

2014

100

5,3

9,9

15,0

22,6

47,2

15,8

41,5

2015

100

5,3

10,1

15,0

22,6

47,0

15,5

41,2

2016

100

5,3

10,1

15,0

22,6

47,0

15,5

41,2

2017

100

5,3

10,1

15,1

22,6

46,9

15,4

41,1

2018

100

5,3

10,0

15,0

22,6

47,1

15,6

41,3

2019

100

5,3

10,1

15,1

22,6

46,9

15,4

41,1

2020

100

5,8

10,6

15,5

22,8

45,3

13,3

39,0

 

Doc27.pdf

Рис. 2. Показатели неравенства распределения доходов по странам 2018 г. [4]

Doc28.pdf

Рис. 3. Изменение реального и номинального дохода населения РФ

До 2019 гг. можно было говорить о слабо положительной динамике реальных доходов населения (на околонулевом уровне). В первом квартале 2020 г. реальные доходы населения упали на 25,3%. Основной причиной стали ограничительные меры, введенные в целях борьбы с распространением эпидемии, и вызвавшие сокращение или полную остановку экономической деятельности. При этом во втором квартале 2020 г. был зафиксирован рост реальных располагаемых денежных доходов на 27,5% (относительно 1 квартала), т.е. можно говорить о позитивном развитии, в третьем квартале положительная динамика продолжилась, это могло бы свидетельствовать о стабилизации в национальной экономики, но четвертый квартал 2020 г. показал стремительный рост уровня цен, поэтому по итогам 2020 г. можно ожидать очередной спад реальных доходов населения.

Официальные расчеты масштабов бедности в России основаны на определении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (таблица 5).

Таблица 5

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [11]

Год

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

млн человек

в процентах от общей численности населения

2013

15,5

10,8

2014

16,3

11,3

2015

19,6

13,4

2016

19,4

13,2

2017

18,9

12,9

2018

18,4

12,6

2019

18,1

12,3

2020

19,4

13,2

 

В предкризисном 2013 г. число россиян, находящихся за чертой бедности составляло 15,5 млн человек (10,8%). Однако с 2015 года их численность стремительно увеличилась до 19,6 млн человек, в последующие годы правительству через стабилизацию экономики удалось постепенно сократить уровень бедности в России до 12,3%. Но в 2020 г. численность бедных вновь увеличилась до 19,4 млн (или 13,2% населения) прирост составил 7%.

Для снижения доли населения, находящегося за порогом бедности в России было уже реализовано ряд мероприятий и еще несколько находятся в панах.

В рамках социальной помощи в Российской Федерации ввели: пособия для семей с детьми в возрасте от 3 до 16 лет; увеличили размер материнского капитала и установили его на рождение первого ребенка; программу социального контракта.

В рамках повышения доходов населения предусмотрено: установление МРОТ на уровне прожиточного минимума; ежегодная индексация заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий; содействие занятости женщин, воспитывающих детей; снижение ставки НДФЛ для малообеспеченных семей.

Для роста реального сектора и ВВП планируется: увеличить долю инвестиций в основной капитал до 25% ВВП; повысить экономическую активность населения и численность рабочей силы; обеспечить снижение административно-регуляторных барьеров; ввести финансовые стимулы для повышения производительности, включая господдержку и льготные кредиты [2].

Заключение

Борьба с бедностью – одна из основных проблем социально-экономического развития России. В последние годы доходы населения стагнировали и ситуация приобрела негативный тренд. Для существенного снижения доли бедного населения потребуется до 500 млрд рублей в год, по оценке правительства РФ.