Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CHARLES LOUIS MONTESQUIEU: THE INFLUENCE OF HIS STUDIES ON THE DEVELOPMENT OF SOCIETY AND STATE IN THE MODERN PERIOD

Babkin L.M. 1 Bulatetsky S.V. 1 Vinnik O.L. 2 Rodin A.E. 3
1 Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya
2 Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia
3 Sasovo on the Prosecutor of the Ryazan region
The article is devoted to the works, theories and scientific researches of such a prominent French figure of the time as Charles Louis Montesquieu, according to whom the political pluralism promotes, and perhaps, first of all, is a catalyst for the progress of economic development, trade and industry, and it creates the benefits consumed by society and necessary for him. Achieving political balance and stability is possible through the separation of existing powers, and this is the guarantor of the legality and following evolution of existing rights and freedoms, or the discovery of new humanistic values, however, it is necessary to put the right as the main regulator of all relations without exception, according to the scheme “Man-Society-State”. According to Montesquieu, society is governed by various laws, so he states that there are: laws of nature; positive laws; laws arising from the nature of government; the laws of education, etc. On the basis of these laws, the law is built: natural law; law spiritual; law of the church; international law, that is universal civil law, according to which every nation is a citizen of the universe; specific law of a certain state, created for a separate society; family law; law for all societies – common civil law, the right of conquest, etc. Speaking about the unified and strong power in the state Montesquieu identified three forms of its implementation – legislative, executive and judicial, at the same time he provides for their need prosecutor’s office, that authoritatively fulfills the requirements of laws to supervise a unified understanding and implementation of the rules of law, has certain powers and jurisdiction, but is not a part of these authorities pretending to be a separate power. Montesquieu noted: “In a free state, the legal authority has the right and must be considered how the created laws are enforced.” Consequently, supervision over the unity of execution of laws or “consideration of how laws created by the authorities are enforced” can be severed into a separate direction of state activity – a supervisory function in the system of state functions.
political and social development
law
society
state
theory of separation of powers
rights and freedoms of citizens
political pluralism

Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.) – является одним из ярчайших умов и гениев своего времени, а также представителей французского Просвещения. Политический мыслитель и прославленный юрист.

Поле деятельности и мысли такого именитого ученого охватили проблемы и спорные моменты таких наук как история, философия, политика, этика, религия, экономика, социология, политическая экономия, искусство, естественные науки и литература.

В статье хочется осветить, а также подвергнуть анализу его работы «О духе законов» (1748 г.), «Персидские письма» (1721 г.), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734 г.).

Самые первые из указанных работ («Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян») уже содержат яркую иронию и сатиру на существующие феодально-абсолютистские устои Франции начала XVIII в. В данных произведениях он описывает принцип, согласно которому общественно-политическое развитие общества является закономерным, и происходит только наряду с развитием самого государства, при этом он дает четкое разделение общества и государства, а также выдвигает положение, которое уже развивает в своем следующем произведении «О духе законов», согласно которому определенные климатические и географические условия (дождливость или засушливость, почва, температура, рельеф и т.п.) в конечном итоге сказываются на развитии государственного строя, что приводит к созданию соответствующего законодательства и облика народа страны [5, C. 198]. То есть получается, что право, общество и государство формируются во взаимосвязи с погодными и географическими характеристиками местности, на которой они проживают.

Ш.Л. Монтескье, утверждает, в свою очередь наличие политического плюрализма способствует, даже является катализатором, прогресса развития экономики, торговли и промышленности, а это создает блага потребляемые обществом и ему необходимые. Достижение политического баланса и стабильности возможно путем разделения существующих властей, а это является гарантом законности и последующего эволюционирования имеющихся прав и свобод, либо открытием новых гуманистических ценностей, однако, при этом необходимо ставить право, как основной регулятор всех без исключения отношений, по схеме «человек-общество-государство» [5, C. 150-152]. Данные работы выражают позицию Ш.Л. Монтескье, которая представляется в них всеобщим равенством людей перед законом, всеобщим избирательным правом, социальной ориентировкой государства, признанием человека и гражданина как высшей ценностью общества.

Согласно его работам, принцип политического плюрализма и разнообразия является одним из гарантов гражданской свободы, где каждый сможет выразить свое отношение к тому или иному событию, происходящему в государстве, свободно принять ту или иную сторону либо мнение [5, C. 153-155].

Однако «свобода» это «право дающее делать все, что позволяет закон» [5, C. 137], и тут необходимо учитывать – чтобы не прийти к анархии, тирании, переворотам и т.п. закон следует строго соблюдать, в связи с чем Ш.Л. Монтескье плавно приводит читателя к «идеи правления закона», то есть принципу законности. Поименованный ученый учитывает, что законы, создающиеся в государстве, базируются на потребностях общества, то есть законы отвечают отношениям, которые связаны с деятельностью народов по добыче средств к жизни [5, C. 11-12]. При этом, не покидая своих гуманистических идей, Ш.Л. Монтескье обращает внимание, что первый, основной и естественный человеческий закон это сохранение или наличие мира между обществами и государствами.

Рассматривая учение Ш.Л. Монтескье, нельзя не отметить, что он также, как и многие ученые, исследовавшие вопросы создания и развития права, привел свою классификацию законов, то есть высказал свое суждение «о различных типах законов» [5]. Как отмечает Ш.Л. Монтескье, обществом управляют различные законы, так он указывает что существуют: законы природы; положительные законы; законы, вытекающие из природы правительства; законы воспитания и т.п. На основании данных законов строится право: естественное право; божественное право или право религии; церковное или каноническое право; международное право, то есть вселенское гражданское право, в соответствии с которым каждый народ является гражданином вселенной; конкретное право определенного государства, созданное для отдельного общества; семейное право; право для всех обществ – общее гражданское право, право завоевания и т.п.

Необходимо отметить социальную ориентировку Ш.Л. Монтескье на составление законов и законодательную технику. Данное положение он обосновывает тем, что законы должны соответствовать типу правления (по его мнению, их три: это – республиканское, монархическое и деспотическое), в таком случае в действие приводятся все пружины правления, что обеспечивает придание новой силы этому принципу. Начиная рассматривать действие указного принципа на такой форме правления как республика, где основной движущей силой, по мнению Ш.Л. Монтескье, является – добродетель, к сведению далее он характеризует монархию, где такой силой является – честь, и деспотию где все управляется страхом [5, C. 44].

Ш.Л. Монтескье предлагает политическую теорию, согласно которой необходимо устранить имущественное неравенство в обществе, поэтому на государство возлагается обязанность обеспечить каждому его гражданину достойные средства к жизни. Как уже отмечалось выше, Ш.Л. Монтескье преследует в своих работах именно социальную цель отношения государства к его обществу, исследуя аспекты и закономерности возникновения, становления, эволюционирования, государства и права, их связь друг с другом, а также с обществом, взаимное влияние, тем самым он вносит неоценимый вклад в развитие теории о государстве и праве.

Переходя плавно к этой теме, теме государства и права, хочется отметить позицию поименованного автора относительно происхождения государства. Так Ш.Л. Монтескье, считается сторонником теории общественного договора, сам автор никогда в своих произведениях не пишет об этом напрямую, однако, его высказывания позволяют сделать именно такой вывод. Согласно мнению автора, государство является продуктом сознательной деятельности людей, то есть обществом где есть законы [5, C. 137], и здесь уже автор говорит о новой обязанности государства – своей силой, силой принуждения заставлять людей строго соблюдать и выполнять законы, дабы не привести общество к состоянию войны или вражды. Как обосновывает Ш.Л. Монтескье после того как люди объединяются в коллективы, которые перерастают в общество, они осознают утрату своей слабости, то есть чувствуют силу из-за чего начинают возникать конфликты – войны как между отдельными лицами, так и между целыми народами, однако данное противоестественное явление как война, существовать не должно, поэтому необходимо устанавливать законы, которые бы это сдерживали, законы, регулирующие отношения между народами – международное право; законы, регулирующие отношения правителем и народом – политическое право; законы, регулирующие отношения, возникающие между гражданами – гражданское право; законы регулирующие ответственность граждан перед государством и обществом – уголовное право [5, C. 70]. Эта обязанность (обеспечение законов) возлагается на государство. Следовательно, люди на основании соглашения объединились в государства, которые заставляют их соблюдать и выполнять законы в целях недопущения конфликтов, распрей, вражды, войн.

Итак, как уже неоднократно указывалось выше, наиболее последовательно и полноценно гуманистическая и социальная мысль Ш.Л. Монтескье представлена в его многолетнем трактате «О духе законов», основной темой которого является сущность закона и политическая свобода, а если выразиться более связанно, то истинность политической свободы достигается посредством воплощения справедливых законов, то есть по мнению Ш.Л. Монтескье одно является производным другого [5, C. 164].

Как подчеркивает Ш.Л. Монтескье, он определил закономерность возникновения самих законов, которая заключается во взаимосвязи всего и вся, то есть каждое общественное отношение (абсолютно любое) связано с государством и законом, в свою очередь закон и государство также связаны, при этом одни законы порождают другие законы, что также говорит о их взаимосвязи. При этом, по мнению Ш.Л. Монтескье, закон – это не просто воля либо случайное явление, закон – это обязательно что-то разумное и необходимое, являющееся началом чего-либо [5, C. 11]. Что подтверждает вышеуказанную взаимосвязь, поскольку закон не может возникнуть на ровном месте. Получается, законы созданы для того чтобы сделать жизнь людей наиболее благоприятной и достойной. «Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли; а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума» [2, C. 269].

Конечно, говоря о теориях и работах Ш.Л. Монтескье, нельзя не затронуть такую важную и остро значимую на сегодняшний день теорию, как теория разделения властей. Основная цель, преследуемая данной теорией это ликвидация злоупотребления властью, то есть создание такого противовеса, когда бы одна власть сдерживала (ограничивала) бы другую [5, C. 160]. Данное взаимное сдерживание властей друг друга, по нашему мнению, является обязательным условием функционирования как самих законов, так и органов власти в определенных отведенных для их деятельности границах, при которых они не смогут превышать им дозволенное, либо воздействовать друг на друга, при этом Ш.Л. Монтескье, обращает внимание, что полной изоляции друг от друга властей быть не должно, поскольку в целях эффективного и необходимого функционирования самого государства необходима согласованная деятельность этих трех властей [5, C. 160]. Но при этом приоритетную роль среди трех ветвей власти Ш.Л. Монтескье отводит законодательной власти, что и не удивительно, поскольку согласно его работе «О духе закона» законы являются неотъемлемой и руководящей силой всего общества, самой природы человека [5, C. 13]. Как обосновывает автор данную теорию, в том случае если произойдет соединение исполнительной и законодательной властей, может возникнуть вероятность, что монарх (правитель) либо заменяющий его коллегиальный орган начнут издавать тиранические законы и применять их, что приведет к тирании и лишению общества свободы. Если же будут объединены судебная и законодательная власть, то судья станет одновременно законодателем и при рассмотрении судебных дел сможет управлять законами в угоду ему, что приведет к произволу по отношению к свободе граждан. В случае соединения судебной власти с исполнительной судья станет угнетателем. Объединение же всех трех ветвей власти в одном лице либо органе привело бы к коллапсу самого государства, либо данного правления [5, C. 138-139, 156-161].

Можно с уверенностью сказать, что ученый был ярым сторонником принципов гуманизма, справедливости и законности в связи с чем все положения его работы строятся на указанных принципах. Вклад в развитие идей теории государства и права Ш.Л. Монтескье невозможно переоценить: он осветил проблемы связанные с политической свободой, выделил ветви власти и их взаимосвязанность друг с другом, определил сущность законов и их связь с обществом и государством, широко осветил проблемы свободы общества и народа, развития законов в государстве и влияющие на это факторы, что в совокупности является существенным вкладом, повлиявшим на сегодняшнее состояние развития теории государства и права.

Его теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивающая эффективную реализацию и защиту самих законов от произвола ими, а, следовательно, и народ в государстве, отразилось в Конституции Российской Федерации, в частности, в ст. 10 которой говорится о том, что «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [3].

Говоря об учении Ш.Л. Монтескье с уверенностью можно сделать вывод, что его, несомненно, гуманистические концепции о создании идеального общества, государства и права нашли свое отражение и воплощение в современной правовой и государственной действительности, были заимствованы и использованы большинством государств, а также внесли неоценимый вклад в развитие науки о теории государства и права. Например, его высказывание о том, что несправедливость, допущенная к одному лицу, является угрозой всем, воплотилось не только в многочисленных научных правовых исследованиях, но также отразилось и в литературных произведениях. Например, А.Т. Уколов, рассуждая о деятельности судей, то есть тех должностных лиц, решения которых в наибольшей мере народ связывает со справедливостью, в своем стихотворении «Звучит к ним обращенье: «Ваша честь!» написал:

«Пускай твердят: бессильно право,

И с дышлом, мол, сравним закон …

Верши вердикт бесстрашно, не лукаво,

Чтобы неверьем не был попран он.

Не повернуть ни жизнь, ни время вспять,

Сомненье – враг решенья твоего.

Уж лучше, сомневаясь, оправдать,

Чем осудить невинного, хотя бы одного.

Живи перед Законом и собой в ответе,

Закон – твоя звезда, идея из идей.

Мерило высшей ценности на свете –

Гражданское достоинство людей» [7, C. 59].

Имея в виду единую, сильную власть в государстве, основоположник теории разделения властей Ш. Монтескье определил три формы ее реализации – законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура же, властно исполняя требования законов по надзору за единым пониманием и выполнением норм права, обладает определенными правомочиями и юрисдикцией, однако не входит ни в одну из этих властей и не может претендовать на отдельную власть. Монтескье отмечал: «В свободном государстве законная власть имеет право и должна быть рассмотрена, каким образом приводятся в исполнение созданные ею законы» [4, C. 296]. Следовательно, надзор за единством исполнения законов или «рассмотрение, каким образом приводятся в исполнение созданные властью законы» может быть выделен в особое направление государственной деятельности – надзорную функцию в системе государственных функций. Скорее всего, воззрения Ш.Л. Монтескье оказали влияние и на российского императора Петра I, создававшего в творческих муках с 1711 года прообраз прокуратуры, получившей окончательное оформление в Именных указах от 12 января и 27 апреля 1722 года [6, C. 199; 1, С. 15-44; 9, С. 304].

Данное мнение нашло свое отражение в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», в ст.1 которого говорится о том, что «Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации» [8].