Введение
Определение и анализ трансакционного сектора и его составных частей необходим и важен как для исследования отдельных видов деятельности, так и для проведения макроэкономической политики. Снижение трансакционных издержек, содержащихся в трансакционном секторе, ведет к уменьшению стоимости конечной продукции, что положительно влияет на поведение потребителей. Кроме того, анализ трансакционного сектора позволяет выявить структуру экономики для характеристики эффективности ее секторов и отраслей. Воспроизводственный обмен представлен как товарным обменом, который идет на промежуточное и конечное потребление, так и нетоварным обменом, а именно, созданием и оказанием нематериальных услуг, плата за которые входит в механизм воспроизводственного процесса. Товарный обмен представлен торговой деятельностью.
Цель исследования – исследовать динамику трансакционного сектора и показать в нем развитие товарного обмена.
Материал и методы исследования
Материал для исследования был подготовлен на основе интернет-ресурсов из открытых источников баз данных: Российской научной электронной библиотеки www.elibrary.ru, и официального сайта Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru. В работе применялись аналитический, графический и экономико-статистический методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие товарного обмена с позиций классификации его на сектора исследовано недостаточно. Необходимо разобраться, как функционирует товарный обмен в трансакционном секторе. По сути, здесь входят в полемику учения двух школ: классической (марксистской) и институциональной. Но практика не оставляет выбора: необходимо снижать трансакционные издержки, аккумулирующиеся в трасакционном секторе и выявлять причины их образования.
Первыми, кто предпринял попытки исследования снижения трансакционных издержек были Д. Норт и Дж. Уоллис. Ученые учитывали общий объем трансакционных услуг, складывающийся из двух частей: 1) услуги трансакционного сектора, который включает оптовую и розничную торговлю, страхование, банковское дело и т.д.; 2) трансакционные услуги, оказываемые внутри «трансформационного сектора», т.е. это затраты на аппарат управления, организацию сбыта и снабжения в разных отраслях этого сектора [1, С. 40]. Авторы представили оригинальную методику оценки национальных трансакционных издержек, основанную на разделении экономики на две тесно взаимодействующие сферы – трансформационную (производственную, в которой осуществляется преобразование ресурсов в готовый продукт) и трансакционную (непроизводственную, составляющую инфраструктуру трансформационной экономики за счет организации процессов движения и воспроизводства ресурсов и продукции) [2, С. 115].
Развитие трансакционного сектора описывает множество ученых. Научный интерес представляют работы И.В. Марущак, где автор описывает трансакционный сектор с разных точек зрения. Во-первых, по определению, «трансакционный сектор представляется целесообразным понимать как трансакционную структуру экономики, обеспечивающую непрерывное, бесперебойное, эффективное и безопасное осуществление трансакций» [3. С. 58].
Во-вторых, политика в области развития трансакционного сектора должна быть интегрирована в систему стратегического планирования; с одной стороны, она должна быть взаимоувязана с политикой развития сферы услуг, с другой стороны – скоординирована с промышленной политикой. Кроме того, сценарии развития трансакционного сектора располагаются в достаточно широком вариационном поле и должны включать, вместе с остальными, эволюционный сценарий с ориентацией на внутренний рынок, который предполагает поступательное развитие российского трансакционного сектора на основе удовлетворения потребностей национальных потребителей – населения, бизнеса, государства. Рост трансакционного сектора при данном сценарии лимитируется темпами роста дохода населения и прибыльности фирм АПК, промышленности и трансформационных услуг [4, с. 766].
В третьих, автор сетует на слабую классификацию трансакционного сектора со стороны Федеральной службы государственной статистики. Так, Росстат, с одной стороны, объединяет трансакционные и трансформационные услуги, в том числе крайне слабо связанные между собой. Например, оптовая и розничная торговля (одна из ключевых трансакционных индустрий) произвольно соединена с отраслью ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (то есть малозначимой отраслью трансформационных услуг). С другой стороны, Росстат приводит крайне обобщенную информацию по сфере услуг, не предоставляя детализированных данных по ее отдельным отраслям [5, с. 1601].
Исследователи Г.П. Литвинцева и Н.А. Гахова предлагают рассматривать трансакционный сектор по динамике функционирования в нем валового выпуска и валовой добавленной стоимости видов экономической деятельности. Они представляют вниманию исследование, где показаны отрасли-лидеры по текущей относительной продуктивности производства, по производству ВВП, выявлена динамика производства валовой добавленной стоимости (ВДС) в секторах экономики [6, C. 38-50].
Для анализа трансакционного сектора и роли в нем товарного обмена, так же как и О.С. Сухарев, в статье: «Инвестиции в трансакционный сектор и в финансовые активы: влияние на экономический рост» отнесем в трансакционный сектор следующие виды деятельности (по ОКЭВД): торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировка и хранение; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; деятельность в области информации и связи; деятельность финансовая и страховая; деятельность по операциям с недвижимым имуществом; деятельность профессиональная, научная и техническая; деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение; образование; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений; предоставление прочих видов услуг [7, С. 62-63].
Однако до сих пор непонятно, каков оптимальный размер секторов. Для начала нужно разобраться с их функциями. Если считать трансформационный сектор – сектор, где производятся товары, которые идут для промежуточного и конечного потребления, то трансакционный сектор – это обслуживающий сектор. Здесь осуществляется создание и реализация материальных и нематериальных услуг. Таким образом, трансакционный сектор по доле в общественном производстве должен преобладать. Хотя для снижения трансакционных издержек необходимо стремиться к его уменьшению.
Динамику функционирования трансакционного сектора целесообразно оценить по структуре валовой добавленной стоимости. С течением времени (2011-2019 гг.) трансакционный сектор создавал большую часть ВДС. Его доля принимала значения от 59,2% до 63,7%. Однако в динамике лет она имеет тенденцию к уменьшению, хотя незначительно (1,9%), в то время как доля ВДС в трансформационном секторе выросла на эту величину (табл. 1) [8].
Развитие трансакционного сектора изображено на рисунке 1 [8].
Очевидно, что лидерами здесь выступают оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, и государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение. Они представлены тремя вершинами, и лишь только торговля имеет тенденцию к снижению. Остальные лидеры с течением времени развиваются стабильно. В общем, рисунок показывает устоявшуюся тенденцию развития видов деятельности трансакционного сектора.
Участие торговой деятельности в трансакционным секторе снизилось, о чем говорят данные таблицы 2 [8]. Из всей совокупности трансакционного сектора, где торговля занимала лидирующие позиции, ее деятельность за последние десятилетия несколько уменьшилась. Это видно по снижению создания валовой добавленной стоимости. Если в 2011 году торговая деятельность создавала 28,3% валовой добавленной стоимости трансакционного сектора, то в 2019 году – всего 23%.
Таблица 1
Структура валовой добавленной стоимости по секторам в экономике России
Показатели |
Годы |
Изменения |
||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||
Трансформационный сектор |
38,4 |
37,7 |
36,3 |
36,7 |
38,6 |
37,3 |
38,5 |
40,8 |
40,3 |
1,9 |
Трансакционный сектор |
61,6 |
62,3 |
63,7 |
63,3 |
61,4 |
62,7 |
61,5 |
59,2 |
59,7 |
-1,9 |
Рис. 1. Динамика движения видов деятельности трансакционного сектора
Таблица 2
Динамика торговой деятельности в трансакционном секторе,% от ВДС, созданной в трансакционном секторе
Показатели |
Годы |
Изменения |
||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||
Трансакционный сектор |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Доля деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» |
28,3 |
26,9 |
25,4 |
25,6 |
25,6 |
23,4 |
23,0 |
23,4 |
23,0 |
-5,3 |
С каждым годом идет снижение доли ВДС в валовом выпуске, особенно торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, их ремонтом. Популярно эта тенденция отражена на рисунке 2 [8].
Заметное снижение создания ВДС произошло по показателю «Оптовая торговля» – на 3,4%, далее – по показателю «Розничная торговля» – 1,4%. В общем, данные таблицы 2 и рисунка 2 подтверждают снижение активности торговой деятельности.
Не очень понятны тенденции торговой деятельности. Обратимся к данным таблицы 3 [8]. Таблица 3 показывает стабильное снижение валового выпуска торговой деятельности в общем выпуске товаров и услуг (на 2,09 п.п.).
Рис. 2. Динамика отраслей торговой деятельности, % от ВДС, созданной в трансакционном секторе
Таблица 3
Динамика валового выпуска торговли в общем выпуске,%
Показатели |
Годы |
Изменения |
||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||
Общий выпуск |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Валовой выпуск торговли |
14,03 |
13,83 |
13,66 |
13,9 |
13,79 |
12,73 |
12,4 |
11,98 |
11,94 |
-2,09 |
Рис. 3. Динамика производства валовой добавленной стоимости и промежуточного потребления в валовом выпуске торговой деятельности
Кроме того, появляется еще одна интересная, с точки зрения научного познания, тенденция, а именно, снижение создания валовой добавленной стоимости и повышение промежуточного потребления в торговой деятельности, что отражено на рисунке 3 [8].
Рисунок 3 показывает тенденцию снижения валовой добавленной стоимости и повышения промежуточного потребления в торговой деятельности. Причинами здесь могут выступать разные факторы – от снижения трансакционных издержек в торговой сфере до снижения производства потребительских товаров и снижения покупательской активности населения. Все эти тенденции требуют осмысления и научного обоснования.
Выводы
Подводя итог настоящему исследованию, стоит обозначить основные его моменты:
1) В методологическом плане нет единого критерия для классификации трансакционного сектора. Разнообразие мнений ученых и разделение экономики на сектора Федеральной службы государственной статистики имеет множество нестыковок, не описывает в полной мере деятельность трансакционного сектора;
2) Нет четкого понимания об оптимальных соотношениях трансакционного и трансформационного секторов. Если трансакционный сектор участвует в создании материальных и нематериальных услуг и реализует их, то он должен быть больше по объему, чем трансформационный;
3) Структура валовой добавленной стоимости в двух секторах имеет разнонаправленное движение: повышение в трансформационным и снижение – трансакционном секторах;
4) Участие торговой деятельности в трансакционным секторе заметно снизилось, что подтверждает снижение доли валовой добавленной стоимости. Кроме того, в общем объеме валового выпуска доля торговли также имеет тенденцию к снижению;
5) В структурном плане в торговле, наряду со снижением доли валовой добавленной стоимости, происходит повышение доли промежуточного потребления, причины которого неясны.
В целом, трансакционный сектор и его составляющие находятся в развитии. Товарный обмен уменьшил свои обороты в трансакционным секторе, изменилась структура валового выпуска, увеличилась доля промежуточного потребления в торговле.