Введение
В современной экономической действительности глобальной целью развития любого демократического государства выступает достижение конкурентоспособности экономики, неотъемлемой составляющей которого является развитие кадрового потенциала страны. Залогом успеха в данной конкурентной борьбе выступает повышение эффективности использования человеческих ресурсов. Обязательным условием поступательного развития эффективности трудового потенциала страны особенно в условиях экономической рецессии является рациональная и последовательная государственная политика стимулирования развития национального рынка труда.
В современной действительности неотъемлемой движущей силой повышения эффективности трудового потенциала страны особенно в условиях экономической рецессии является рациональная и последовательная государственная политика стимулирования развития национального рынка труда.
В качестве актуальных проблем современного рынка труда Российской Федерации можно выделить следующие:
- не достаточно высокие стандарты труда, способствующие отрицательной динамике экономической активности населения и росту циклической безработицы;
- высокая доля неформальной занятости;
- отказ реализации механизма государственного кадрового заказа, и как следствие, возникшие в последние десятилетия диспропорции на рынке труда.
Таким образом, достаточно высокая подвижность происходящих в российском обществе социально-экономических процессов, необходимость адаптации к ним системы государственного регулирования, подтверждает актуальность цели исследования: совершенствование направлений регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях в современных условиях как одна из приоритетных государственных задач.
Материал и методы исследования
Теоретической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области регулирования рынка труда, обзоры периодических изданий, государственные и региональные нормативно-правовые акты, данные официальных интернет-сайтов, данные Федеральной службы государственной статистики.
Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы познания социально-экономических явлений и процессов: системный, сравнительный и структурно-функциональный анализ, экономико-математическое моделирование, а также в качестве инструмента исследования применялись программные средства (MS Excel).
Результаты исследования и их обсуждение
С 2018 года в Российской Федерации численность рабочей силы начала стремительно снижаться, что представлено в таблице 1. Это вызывает сокращение уровней занятого и безработного населения, что обусловлено снижением численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст при одновременном увеличении пенсионеров, то есть старением населения страны. Схожие тенденции наблюдаются в экономике стремительно стареющих европейских стран.
Таблица 1
Анализ основных показателей занятости и безработицы в РФ в возрасте от 15 до 72 лет [5]
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Изменение (+;-) |
Рабочая сила, тыс. чел. |
75529 |
75428 |
76588 |
76636 |
76285 |
76190 |
75398 |
--131 |
Занятые, тыс. чел. |
71391 |
71539 |
72324 |
72393 |
72316 |
72532 |
71933 |
542 |
Безработные, тыс. чел. |
4137 |
3889 |
4264 |
4243 |
3969 |
3658 |
3465 |
--672 |
Уровень занятости населения, % |
64,8 |
65,3 |
65,3 |
65,7 |
59,5 |
59,8 |
59,4 |
-5,40 |
Уровень безработицы населения (методология МОТ), % |
5,5 |
5,2 |
5,6 |
5,5 |
5,2 |
4,8 |
4,6 |
-0,90 |
Уровень регистрируемой безработицы,% |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
-0,20 |
Коэффициент напряженности |
0,6 |
0,4 |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
- |
0 |
Отношение численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ и официально зарегистрированных службами занятости |
3,87 |
4,43 |
4,4 |
4,43 |
5,09 |
5,0 |
4,76 |
0,89 |
Средняя продолжительность поиска работы, мес. |
7,6 |
7,3 |
7,3 |
7,6 |
7,6 |
7,4 |
6,9 |
-0,70 |
Таблица 2
Структура безработных в РФ в возрасте 15-72 лет по возрастным группам [5]
Возрастные группы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Изменение за период |
Безработные – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
15-19 |
4,3 |
4,2 |
4,7 |
4,2 |
3,8 |
3,9 |
3,3 |
-1 |
20-24 |
21,3 |
20,3 |
19,8 |
19,1 |
17,9 |
18,5 |
17,6 |
-3,7 |
25-29 |
15,6 |
15,8 |
16,1 |
16,5 |
16,5 |
16,0 |
16,0 |
0,4 |
30-34 |
11,9 |
12,4 |
12,7 |
13,1 |
13,1 |
13,6 |
14,4 |
2,5 |
35-39 |
10,2 |
10,2 |
10,3 |
10,8 |
10,7 |
11,1 |
11,0 |
0,8 |
40-44 |
8,5 |
8,6 |
8,8 |
9,0 |
9,3 |
9,4 |
9,6 |
1,1 |
45-49 |
9,1 |
8,7 |
8,1 |
7,9 |
8,5 |
8,3 |
9,0 |
-0,1 |
50-54 |
10,5 |
10,5 |
10,4 |
9,8 |
9,4 |
8,8 |
8,8 |
-1,7 |
55-59 |
6,0 |
6,3 |
6,4 |
6,4 |
7,4 |
6,9 |
6,8 |
0,8 |
60-64 |
2,1 |
2,3 |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2,2 |
0,1 |
65-69 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
0,8 |
1,0 |
0,5 |
70 и старше |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
Рис. 1. Структура безработных в возрастной группе от 20 до 29 лет по наличию опыта работы в 2019 году, %
На рынке труда России наибольший удельный вес в структуре безработных граждан по возрастным группам занимают молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет, то есть каждый 3 безработный принадлежит к рассматриваемой возрастной группе, что представлено в таблице 2.
Около 50% безработных среди молодежи не имеют опыта работы –рисунок 1.
Уровень молодежной безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет в РФ на протяжении исследуемого периода составляет 8 и более %, что проиллюстрировано в таблице 3.
Таблица 3
Анализ уровня молодежной безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет в РФ по годам [5]
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Изменение за период |
Рабочая сила в возрасте от 20 до 29 лет, тыс. чел. |
17738 |
17354 |
17073 |
16614 |
15888 |
15017 |
14083 |
-3655 |
Безработные в возрасте от 29 до 29 лет, тыс. чел. |
1527 |
1406 |
1530 |
1512 |
1364 |
1263 |
1167 |
-360 |
Уровень молодежной безработицы, % |
8,61 |
8,10 |
8,96 |
9,10 |
8,59 |
8,41 |
8,29 |
-0,32 |
Проведенный анализ позволяет выделить проблему молодежной безработицы и свидетельствует об отсутствии перспектив ее оптимизации при сохранении существующих тенденций и уж тем более при их ухудшении в рамках сложившейся ситуации с коронавирусом.
По нашему мнению, из-за неравномерного социально-экономического развития регионов целесообразно разрабатывать меры по содействию занятости более адресно и при разработке политики занятости необходимо учитывать межрегиональные отличия по уровню безработицы.
Решение данной проблемы возможно за счет активного внедрения на региональном уровне такого механизма, как квотирование рабочих мест. В настоящее время система квотирования успешно действует среди инвалидов [1].
Однако в области содействия занятости молодежи подобные законы приняты на территории только некоторых субъектов РФ, например, в Саратовской области, также в городе Москва. Анализ практик регионального и федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для молодежи представлен в таблице 4.
Считаем целесообразным разработку и принятие ФЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий молодежи», который должен предусматривать единый механизм квотирования на всей территории страны с учетом регионально-дифференцированного подхода; в законе необходимо расширить групповой признак «граждане, испытывающие трудности при поиске работы» и причислить к нему помимо выделенных в настоящее время, следующие категории молодежи: выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования от 20 до 24 лет и выпускников учреждений высшего образования от 21 до 29 лет, впервые ищущие работу.
Предлагается относить регион к одной из 6 выделенных групп по уровню безработицы в рассматриваемой возрастной категории граждан, что проиллюстрировано на рисунке 2.
Таблица 4
Анализ практик регионального и федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для молодежи
Субъект РФ |
Категория молодежи |
Законодательный акт |
Размер квоты |
Саратовская область |
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые |
Закон Саратовской области № 143-ЗСО от 03.12.2014 г. «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области» [2] |
2% от среднесписочной численности (организации у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек) |
г. Москва |
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые |
Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014 г.)[3] |
2% от среднесписочной численности (организации у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек) |
РФ |
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые |
Паспорт проекта Федерального закона № 736673-6 «О квотировании рабочих мест» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.03.2015) – снят с рассмотрения[4] |
1% от среднесписочной численности (организации у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек) |
Рис. 2. Предлагаемый механизм квотирования рабочих мест для молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода
Закон должен обязать субъекты федерации, относящиеся к 1,2,3 группам по уровню молодежной безработицы более 10%, создавать квотируемые места за счет собственных средств тех работодателей, у которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек. Размер квоты дифференцирован от 1 до 3%, в зависимости от группы, в которую попадает регион (табл. 5).
Учет работодателей для целей квотирования должны вести местные центры занятности. Работодателей закон должен обязать ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для целей квотирования. Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию квотируемых рабочих мест, могут предоставляться налоговые и иные льготы в соответствии с нормативно- правовыми актами субъектов РФ.
В ходе корреляционно-регрессионного анализа было выявлено, что чтобы снизить уровень безработицы в стране в целом необходимо воздействовать именно на показатель молодежной безработицы, что проиллюстрировано в таблице 6.
Таблица 5
Градация групп регионов по уровню безработицы в соответствии с предлагаемым механизмом квотирования молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода
Группа |
Число регионов |
Уровень безработицы, % |
Размер квоты, в % |
1 |
4 |
более 16 |
3 |
2 |
21 |
от 13 до 15 |
2 |
3 |
8 |
от 10 до 12 |
1 |
4 |
18 |
от 7 до 9 |
- Квотирование на усмотрение региона |
5 |
12 |
от 4 до 6 |
- Квотирование на усмотрение региона |
6 |
17 |
от 0 до 3 |
- Квотирование на усмотрение региона |
Таблица 6
Разработанная корреляционно-регрессионная модель, отражающая зависимость уровня безработицы (по методологии МОТ) от уровня молодежной безработицы
Разработанная модель |
Показатели качества уравнения регрессии |
Интерпретация результата |
В процессе исследования на основе статистических данных разработана корелляционно-регрессионная модель, выражающая зависимость уровня безработицы (по методологии МОТ) от уровня молодежной безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет. Представленная модель описана уравнением вида: y = 0.6069 × -0.00572, где y – уровень безработицы по методологии МОТ, %; x – уровень безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет, %. |
Коэффициент корреляции: rxy = b × (S(x) / S(y)) = 0,607 × (3,579/2,184) = 0,995 Оценка тесноты связи по шкале Чеддока: 0,1< rxy < 0,3: слабая; 0,3 < rxy < 0,5: умеренная; 0,5 < rxy < 0,7: заметная; 0,7 < rxy < 0,9: высокая; 0,9 < rxy < 1: весьма высокая. Вывод: связь между признаком Y и фактором X весьма высокая и обратная. Коэффициент эластичности: E = 0,607 × (6,673 / 4,044) = 1,001 В нашем примере коэффициент эластичности больше 1. Следовательно, при изменении Х на 1%, Y изменится более чем на 1%. Другими словами – Х существенно влияет на Y. Ошибка аппроксимации: - это среднее отклонение расчетных значений от фактических: Ошибка аппроксимации в пределах 5%-10% свидетельствует о хорошем подборе уравнения регрессии к исходным данным. ¯A = (0,296 / 9) × 100% = 3,29% В среднем, расчетные значения отклоняются от фактических на 9,77%. Поскольку ошибка составляет менее 10%, то данное уравнение можно использовать в качестве регрессии. Коэффициент детерминации: R2= 0.9952 = 0.9893 т.е. в 98% случаев изменения х приводят к изменению y. Другими словами – точность подбора уравнения регрессии – высокая. Остальные 2% изменения Y объясняются факторами, не учтенными в модели |
В ходе корреляционно-регрессионного анализа было выявлено, что связь между исследуемыми показателями весьма высокая и прямая. Очевидно, чтобы снизить уровень безработицы в стране необходимо воздействовать именно на уровень молодежной безработицы. |
Заключение
Предлагаемый механизм квотирования рабочих мест для молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода существенно облегчит ситуацию на рынке труда, обеспечив молодежи возможность обретения практических навыков и некую стабильность при первом трудоустройстве. Также предложенный механизм может быть использован непосредственно на региональном уровне с дифференциацией муниципальных округов по уровню безработицы и дальнейшим квотированием рабочих мест для граждан в выделенной возрастной группе.