Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MECHANISM FOR JOB QUOTAS FOR YOUNG PEOPLE BASED ON A REGIONALLY DIFFERENTIATED APPROACH

Kalnaya A.Yu. 1 Rashmadjyan S.T. 1
1 Institute of Economics and Management North Caucasus Federal University
This article examines the problem of youth unemployment in Russia, provides an overview of the practices of regional and Federal legislation relating to employment quotas for young people. Based on the analysis of the labour market in the Russian Federation from 2015 to 2019 the proposed mechanism of quotation of work places for young people based on regionally differentiated approach. To assess the effectiveness of the developed mechanism built correlation-regression model revealed a very high and direct dependence of the unemployment rate (by ILO methodology) on the level of youth unemployment, which allowed to conclude about the possibility of practical application of measures of improvement of state regulation of the labour market in the Russian Federation with the aim of reducing youth unemployment.
youth
unemployment
labor market of the russian federation
state regulation of the labor market
job quotas

Введение

В современной экономической действительности глобальной целью развития любого демократического государства выступает достижение конкурентоспособности экономики, неотъемлемой составляющей которого является развитие кадрового потенциала страны. Залогом успеха в данной конкурентной борьбе выступает повышение эффективности использования человеческих ресурсов. Обязательным условием поступательного развития эффективности трудового потенциала страны особенно в условиях экономической рецессии является рациональная и последовательная государственная политика стимулирования развития национального рынка труда.

В современной действительности неотъемлемой движущей силой повышения эффективности трудового потенциала страны особенно в условиях экономической рецессии является рациональная и последовательная государственная политика стимулирования развития национального рынка труда.

В качестве актуальных проблем современного рынка труда Российской Федерации можно выделить следующие:

- не достаточно высокие стандарты труда, способствующие отрицательной динамике экономической активности населения и росту циклической безработицы;

- высокая доля неформальной занятости;

- отказ реализации механизма государственного кадрового заказа, и как следствие, возникшие в последние десятилетия диспропорции на рынке труда.

Таким образом, достаточно высокая подвижность происходящих в российском обществе социально-экономических процессов, необходимость адаптации к ним системы государственного регулирования, подтверждает актуальность цели исследования: совершенствование направлений регулирования занятости населения на федеральном и региональном уровнях в современных условиях как одна из приоритетных государственных задач.

Материал и методы исследования

Теоретической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области регулирования рынка труда, обзоры периодических изданий, государственные и региональные нормативно-правовые акты, данные официальных интернет-сайтов, данные Федеральной службы государственной статистики.

Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы познания социально-экономических явлений и процессов: системный, сравнительный и структурно-функциональный анализ, экономико-математическое моделирование, а также в качестве инструмента исследования применялись программные средства (MS Excel).

Результаты исследования и их обсуждение

С 2018 года в Российской Федерации численность рабочей силы начала стремительно снижаться, что представлено в таблице 1. Это вызывает сокращение уровней занятого и безработного населения, что обусловлено снижением численности граждан, вступающих в трудоспособный возраст при одновременном увеличении пенсионеров, то есть старением населения страны. Схожие тенденции наблюдаются в экономике стремительно стареющих европейских стран.

Таблица 1

Анализ основных показателей занятости и безработицы в РФ в возрасте от 15 до 72 лет [5]

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Изменение (+;-)

Рабочая сила, тыс. чел.

75529

75428

76588

76636

76285

76190

75398

--131

Занятые, тыс. чел.

71391

71539

72324

72393

72316

72532

71933

542

Безработные, тыс. чел.

4137

3889

4264

4243

3969

3658

3465

--672

Уровень занятости населения, %

64,8

65,3

65,3

65,7

59,5

59,8

59,4

-5,40

Уровень безработицы населения (методология МОТ), %

5,5

5,2

5,6

5,5

5,2

4,8

4,6

-0,90

Уровень регистрируемой безработицы,%

1,2

1,2

1,3

1,2

1,0

0,9

1,0

-0,20

Коэффициент напряженности

0,6

0,4

1,0

0,8

0,6

0,6

-

0

Отношение численности безработных, рассчитанной по методологии МОТ и официально зарегистрированных службами занятости

3,87

4,43

4,4

4,43

5,09

5,0

4,76

0,89

Средняя продолжительность поиска работы, мес.

7,6

7,3

7,3

7,6

7,6

7,4

6,9

-0,70

 

Таблица 2

Структура безработных в РФ в возрасте 15-72 лет по возрастным группам [5]

Возрастные группы

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Изменение за период

Безработные – всего

100

100

100

100

100

100

100

-

15-19

4,3

4,2

4,7

4,2

3,8

3,9

3,3

-1

20-24

21,3

20,3

19,8

19,1

17,9

18,5

17,6

-3,7

25-29

15,6

15,8

16,1

16,5

16,5

16,0

16,0

0,4

30-34

11,9

12,4

12,7

13,1

13,1

13,6

14,4

2,5

35-39

10,2

10,2

10,3

10,8

10,7

11,1

11,0

0,8

40-44

8,5

8,6

8,8

9,0

9,3

9,4

9,6

1,1

45-49

9,1

8,7

8,1

7,9

8,5

8,3

9,0

-0,1

50-54

10,5

10,5

10,4

9,8

9,4

8,8

8,8

-1,7

55-59

6,0

6,3

6,4

6,4

7,4

6,9

6,8

0,8

60-64

2,1

2,3

2,2

2,4

2,5

2,5

2,2

0,1

65-69

0,5

0,5

0,6

0,7

0,9

0,8

1,0

0,5

70 и старше

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,1

 

missing image file

Рис. 1. Структура безработных в возрастной группе от 20 до 29 лет по наличию опыта работы в 2019 году, %

На рынке труда России наибольший удельный вес в структуре безработных граждан по возрастным группам занимают молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет, то есть каждый 3 безработный принадлежит к рассматриваемой возрастной группе, что представлено в таблице 2.

Около 50% безработных среди молодежи не имеют опыта работы –рисунок 1.

Уровень молодежной безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет в РФ на протяжении исследуемого периода составляет 8 и более %, что проиллюстрировано в таблице 3.

Таблица 3

Анализ уровня молодежной безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет в РФ по годам [5]

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Изменение за период

Рабочая сила в возрасте от 20 до 29 лет, тыс. чел.

17738

17354

17073

16614

15888

15017

14083

-3655

Безработные в возрасте от 29 до 29 лет, тыс. чел.

1527

1406

1530

1512

1364

1263

1167

-360

Уровень молодежной безработицы, %

8,61

8,10

8,96

9,10

8,59

8,41

8,29

-0,32

 

Проведенный анализ позволяет выделить проблему молодежной безработицы и свидетельствует об отсутствии перспектив ее оптимизации при сохранении существующих тенденций и уж тем более при их ухудшении в рамках сложившейся ситуации с коронавирусом.

По нашему мнению, из-за неравномерного социально-экономического развития регионов целесообразно разрабатывать меры по содействию занятости более адресно и при разработке политики занятости необходимо учитывать межрегиональные отличия по уровню безработицы.

Решение данной проблемы возможно за счет активного внедрения на региональном уровне такого механизма, как квотирование рабочих мест. В настоящее время система квотирования успешно действует среди инвалидов [1].

Однако в области содействия занятости молодежи подобные законы приняты на территории только некоторых субъектов РФ, например, в Саратовской области, также в городе Москва. Анализ практик регионального и федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для молодежи представлен в таблице 4.

Считаем целесообразным разработку и принятие ФЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий молодежи», который должен предусматривать единый механизм квотирования на всей территории страны с учетом регионально-дифференцированного подхода; в законе необходимо расширить групповой признак «граждане, испытывающие трудности при поиске работы» и причислить к нему помимо выделенных в настоящее время, следующие категории молодежи: выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования от 20 до 24 лет и выпускников учреждений высшего образования от 21 до 29 лет, впервые ищущие работу.

Предлагается относить регион к одной из 6 выделенных групп по уровню безработицы в рассматриваемой возрастной категории граждан, что проиллюстрировано на рисунке 2.

Таблица 4

Анализ практик регионального и федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для молодежи

Субъект РФ

Категория молодежи

Законодательный акт

Размер квоты

Саратовская область

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые

Закон Саратовской области № 143-ЗСО от 03.12.2014 г. «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области» [2]

2% от среднесписочной численности (организации у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек)

г. Москва

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые

Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014 г.)[3]

2% от среднесписочной численности (организации у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек)

РФ

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые

Паспорт проекта Федерального закона № 736673-6 «О квотировании рабочих мест» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.03.2015) – снят с рассмотрения[4]

1% от среднесписочной численности (организации у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек)

 

Doc7.pdf

Рис. 2. Предлагаемый механизм квотирования рабочих мест для молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода

Закон должен обязать субъекты федерации, относящиеся к 1,2,3 группам по уровню молодежной безработицы более 10%, создавать квотируемые места за счет собственных средств тех работодателей, у которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек. Размер квоты дифференцирован от 1 до 3%, в зависимости от группы, в которую попадает регион (табл. 5).

Учет работодателей для целей квотирования должны вести местные центры занятности. Работодателей закон должен обязать ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей для целей квотирования. Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию квотируемых рабочих мест, могут предоставляться налоговые и иные льготы в соответствии с нормативно- правовыми актами субъектов РФ.

В ходе корреляционно-регрессионного анализа было выявлено, что чтобы снизить уровень безработицы в стране в целом необходимо воздействовать именно на показатель молодежной безработицы, что проиллюстрировано в таблице 6.

Таблица 5

Градация групп регионов по уровню безработицы в соответствии с предлагаемым механизмом квотирования молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода

Группа

Число регионов

Уровень безработицы, %

Размер квоты, в %

1

4

более 16

3

2

21

от 13 до 15

2

3

8

от 10 до 12

1

4

18

от 7 до 9

- Квотирование на усмотрение региона

5

12

от 4 до 6

- Квотирование на усмотрение региона

6

17

от 0 до 3

- Квотирование на усмотрение региона

 

Таблица 6

Разработанная корреляционно-регрессионная модель, отражающая зависимость уровня безработицы (по методологии МОТ) от уровня молодежной безработицы

Разработанная модель

Показатели качества уравнения регрессии

Интерпретация результата

В процессе исследования на основе статистических данных разработана корелляционно-регрессионная модель, выражающая зависимость уровня безработицы (по методологии МОТ) от уровня молодежной безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет.

Представленная модель описана уравнением вида:

y = 0.6069 × -0.00572,

где y – уровень безработицы по методологии МОТ, %;

x – уровень безработицы в возрастной группе от 20 до 29 лет, %.

Коэффициент корреляции:

rxy = b × (S(x) / S(y)) = 0,607 × (3,579/2,184) = 0,995

Оценка тесноты связи по шкале Чеддока:

0,1< rxy < 0,3: слабая;

0,3 < rxy < 0,5: умеренная;

0,5 < rxy < 0,7: заметная;

0,7 < rxy < 0,9: высокая;

0,9 < rxy < 1: весьма высокая.

Вывод: связь между признаком Y и фактором X весьма высокая и обратная.

Коэффициент эластичности:

E = 0,607 × (6,673 / 4,044) = 1,001

В нашем примере коэффициент эластичности больше 1. Следовательно, при изменении Х на 1%, Y изменится более чем на 1%. Другими словами – Х существенно влияет на Y.

Ошибка аппроксимации:

- это среднее отклонение расчетных значений от фактических:

Doc8.pdf

Ошибка аппроксимации в пределах 5%-10% свидетельствует о хорошем подборе уравнения регрессии к исходным данным.

¯A = (0,296 / 9) × 100% = 3,29%

В среднем, расчетные значения отклоняются от фактических на 9,77%. Поскольку ошибка составляет менее 10%, то данное уравнение можно использовать в качестве регрессии.

Коэффициент детерминации:

R2= 0.9952 = 0.9893

т.е. в 98% случаев изменения х приводят к изменению y. Другими словами – точность подбора уравнения регрессии – высокая. Остальные 2% изменения Y объясняются факторами, не учтенными в модели

В ходе корреляционно-регрессионного анализа было выявлено, что связь между исследуемыми показателями весьма высокая и прямая.

Очевидно, чтобы снизить уровень безработицы в стране необходимо воздействовать именно на уровень молодежной безработицы.

 

Заключение

Предлагаемый механизм квотирования рабочих мест для молодежи на основе регионально-дифференцированного подхода существенно облегчит ситуацию на рынке труда, обеспечив молодежи возможность обретения практических навыков и некую стабильность при первом трудоустройстве. Также предложенный механизм может быть использован непосредственно на региональном уровне с дифференциацией муниципальных округов по уровню безработицы и дальнейшим квотированием рабочих мест для граждан в выделенной возрастной группе.