Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE STUDY OF VIRTUAL ORGANIZATION AS A FORM OF NETWORK COOPERATION BETWEEN HIGHER SCHOOLS IN THE SECTOR OF EDUCATIONAL SERVICES

Evlampieva G.I. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
The article demonstrates the benefits of participation of higher schools in a virtual organization as a form of network cooperation. Network cooperation here is a system of cooperation of equal higher schools without a major leader in this network in order to create value. Virtual organization is a form of network cooperation on a par with a strategic alliance, a cluster and others, but differs from the use of IT technologies, Internet resources, online platforms for its accomplishment. The article explores the benefits of participating in a virtual organization as a form of network cooperation and the two groups of benefiters that give a positive effect from participation in network cooperation on the whole are formed, the first is the university and the second is the student. The key advantages are widespread awareness and the increase in the number of students, on the one hand, the quality of educational services and the study of best practices, on the other hand, respectively. Based on the analysis, it can be concluded that the virtual organization as a form of network cooperation of educational institutions of higher education has prospects for development.
virtual organization
network cooperation
higher school
educational services
higher education

Введение

За последние десятилетия возросла доступность дистанционного образования через всемирную систему Интернет. Почти каждое высшее учебное заведение либо предлагает какую-то форму электронного обучения, либо обдумывает движение в этом направлении. Такая тенденция обоснована ростом потребителей образовательных услуг высшего образования как в развитых, так и в развивающихся странах. В развитых странах электронное обучение помогает увеличить охват учащихся на местном, национальном и международном уровнях. Во многих развивающихся странах численность населения растет высокими темпами, однако, мощности университетов, предоставляющие образовательные услуги, могут быть ниже уровня спроса на данные услуги. В свою очередь новые современные университеты не могут быть построены так быстро, чтобы успеть за ростом числа выпускников школ, желающих продолжать свое обучение в высшем учебном заведении. Таким образом, создание виртуальных организаций является одним из способов предоставления образовательных услуг высшего образования более широкому кругу потребителей.

Цель исследования – сформулировать преимущества и перспективы развития виртуальной организации как формы сетевого взаимодействия высшей школы на основе анализа и синтеза данных.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования использованы данные открытых источников в сети Интернет, личные разработки автора, учебная и научная литература. Основными методами исследования в статье являются общенаучные методы, а именно, анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы, а также графический метод демонстрации данных и метод группировки.

Результаты исследования и их обсуждение

В сфере образовательных услуг высшего образования существуют различные виды объединений, взаимодействий, альянсов высших учебных заведений. В данной научной работе будет рассмотрено сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования. Под «сетевым взаимодействием» в данной статье подразумевается система взаимодействия двух и более равноправных высших учебных заведений без доминанта-участника, но с возможностью возникновения временного лидера, с целью создания ценности [1]. Понятие «виртуальная организация» или в переводе с английского языка «сетевая организация» пришло в сферу образования из отрасли производства товаров и услуг. Сетевая организация — это совокупность взаимодействующих фирм, объединяющих различные ресурсы и виды деятельности для предоставления разнообразных продуктов (товаров или услуг) определенному сегменту рынка [2]. Следовательно, говоря о виртуальной организации в сфере высшего образования, под виртуальной организацией как формы сетевого взаимодействия подразумевается совокупность равноправных высших учебных заведений, взаимодействующих с целью создания новой ценности путем объединения ресурсов образовательных организаций, с использованием IT-технологий. Высшие учебные заведения договариваются работать согласованно для достижения общих целей. Ключевой целью взаимодействия университетов в рамках виртуальной организации сетевого взаимодействия является предоставление онлайн-обучения, распространение дистанционного обучения, как правило, студентам вузов-участников виртуальной организации.

В настоящее время существует множество примеров такого вида кооперации в России и за рубежом. В нашей стране функционирует с 2015 года Национальная платформа открытого образования, которую основали восемь высших учебных заведений, предлагая свои онлайн-курсы [3]. В данной виртуальной организации онлайн-курсами может воспользоваться любой человек, который найдет для себя какую-либо дисциплину. На данной платформе существуют и платные услуги. В случае если пользователь хочет получить сдать тест о прохождении курса и получить сертификат, то ему необходимо оплатить данную процедуру.

Примером виртуальной организации взаимодействия высших школ за рубежом может служить Канадский виртуальный университет (КВУ), в который входило одиннадцать канадских университетов. Основанная в 2000 году виртуальная организация считала своей целью продвижение дистанционного обучения высшего образования [4]. Участники КВУ сохранили право на независимость академической работы, включая прием, плату за обучение, содержание и дизайн курсов, систему оценивания, задания для получения кредитов и порядок апелляции. Студентам вузов-участников виртуальной организации было предложено более двух тысяч онлайн-курсов на выбор. Студенты могли выбрать курсы других вузов и при успешном освоении им гарантировался перевод кредитов по данной дисциплине. Единственным условием было наличие данной дисциплины в учебном плане студента. В июне 2019 Канадский виртуальный университет прекратил свое существование, сославшись на выполнение первоначальной цели, которую они перед собой ставили [5].

Одним из преимуществ виртуальных организаций в сфере образовательных услуг высшего образования по сравнению с другими видами сетевого взаимодействия является качество этих услуг. Естественно, университеты предлагают лучших преподавателей, лучшие курсы, последние разработки ученых в своих онлайн-курсах. Количество запросов курса на онлайн-платформе напрямую влияет на имидж высшей школы. Таким образом, вузу необходимо тщательно отбирать курсы и преподавателей, которые будут представлены в виртуальной организации.

Говоря о преимуществах для вузов-участников, стоит выделить увеличение узнаваемости высшей школы и увеличение количества студентов. Такие студенты могут выбрать отдельные курсы либо обучение по программам обмена студентами, либо программы двойных дипломов, если это указано в соглашении о сотрудничестве вузов в рамках виртуальной организации.

Стоит также сделать акцент на адаптивности виртуальной организации к возникающим обстоятельствам и изменениям, которые, несомненно, происходят в течение функционирования виртуальной организации [6]. Этот фактор, несомненно, является положительным для сетевого взаимодействия образовательных организаций и может быть достигнут путем внедрения и использования новейших достижений в области IT-коммуникаций.

Еще одним преимуществом можно назвать доступ к ресурсам других университетов виртуальной организации. В рамках курсов могут быть проиллюстрированы лучшие практики, последние достижения, приведены кейсы и симуляции, которые студенты могли бы не встретить в высшей школе, в которой они обучаются. То есть такой вид взаимодействия университетов позволяет студентам «расширить горизонт» получаемых знаний.

Для студентов виртуальной организации, несомненно, положительным фактором является обучение, так называемое, «в любом месте, в любое время». Студент может выбирать курсы, находясь в любом месте земного шара. Обучающийся, как правило, сам выбирает, когда ему изучить курс, так как он не привязан к расписанию занятий и другим студентам. Но так происходит не всегда. Цифровизация образовательных услуг высшего образования происходит высокими темпами в последние года, а в условиях нынешней эпидемиологической ситуации высшие школы все больше проявляют интерес к сетевому взаимодействию университетов и к виртуальным организациям, в частности. В связи с этим в рамках виртуальных организаций вузы-участники могут предлагать не только базу видеокурсов, но и онлайн-лекции. В этом случае студенты подключаются к онлайн-занятию посредством регистрации на курс и входа в электронную среду или платформу, в которой проводятся занятия.

Подводя итог стоит отметить, что положительный эффект от участия в виртуальной организации сетевого взаимодействия получает вуз-участник и студент как непосредственный пользователь. Разделив преимущества на две категории, результат представлен графически на рисунке ниже.

Doc3.pdf

Преимущества участия образовательных организаций высшего образования в виртуальной организации сетевого взаимодействия

Источник: разработано автором

Данная форма взаимодействия имеет перспективы развития. Во-первых, такая тенденция связана с цифровизацией сферы образовательных услуг высшего образования в последние несколько лет. Во-вторых, достижения в информационных технологиях, развитие онлайн-платформ, инвестиции и внедрение VR разработок в сферу высшего образования. В-третьих, эпидемиологическая ситуация в мире, которая сложилась в настоящее время, подталкивает к дальнейшему изучению и исследованиям в области цифровых технологиях, в том числе в сере образовательных услуг высшего образования. Более того, основываясь на уже существующих виртуальных организациях и переняв их опыт, в процессе планирования создания и/или участие в виртуальной организации можно избежать и минимизировать ошибки и выстроить более актуальную структуру сетевого взаимодействия [7].

Выводы

Виртуальная организация как форма сетевого взаимодействия является достаточно перспективной, так как имеет ряд сильных сторон для всех участников виртуальной организации, включая саму высшую школу и студента как непосредственного пользователя данного взаимодействия. Такие преимущества как повышение узнаваемости вузов-участников и использование лучших практик студентами, которые были выявлены в данной научной статье, несомненно мотивируют образовательные организации высшего образования вступать в виртуальную организацию сетевого взаимодействия.