Введение
Несмотря на то, что спрос на продукцию аграрного сектора всегда был повышенным, к настоящему моменту именно сельское хозяйство является одной из самых сложных отраслей для реализации предпринимательской деятельности. Недостаточное количество государственных программ в области поддержки предприятий, сложности получения дотаций, неразвитое субсидирование в секторе, отток квалифицированного персонала за границу и многие другие причины привели к тому, что сельскохозяйственные организации оказались на грани ликвидации или банкротства.
В таких непростых условиях осуществления предпринимательской деятельности перед предприятиями встала необходимость внедрения процедур бизнес-анализа, который дает возможность наиболее объективно оценить основные недостатки в деятельности организации, а также ее возможные преимущества перед другими субъектами хозяйствования, разработать мероприятия для повышения эффективности организации.
Основной фактор благополучия организации – это ее стабильно положительное и динамично растущее финансовое состояние, так как, по сути, оно являет собой конечный результат деятельности организации, его деловой активности, надежности. Что в свою очередь предопределяет конкурентоспособность предприятия, платежеспособность и возможность получения стратегически важных для организации заказов.
Современная тенденция экономического развития общества формирует понимание того, что любая организация является объектом изучения всех участников экономических отношений: покупателей, поставщиков, заказчиков, организаций-конкурентов. Поэтому интерес руководства организации заключается в том, чтобы каждый день укреплять финансовое положение предприятия и избегать процесса стагнации, путем использования инновационных технологий, как в производственном процессе, так и процессах управления. Если раньше этот процесс назывался модернизацией производства, то на сегодняшний день тенденции существенно изменились и для того, чтобы быть конкурентоспособным, цифровизация бизнеса неизбежна. При этом объем информации, ее изменения и колебания на рынке, глобальные рецессии – все это то, на что необходимо достаточно быстро реагировать и принимать верные решения.
Цель исследования
Данное исследование направлено на изучение возможностей, которые появляются с развитием цифровизации, перед сельхозпроизводителями. Помимо этого, также важно и осмысление угроз, которые могут возникнуть в процессе цифровизации. Необходимо всесторонне изучить данную тему, чтобы максимально минимизировать негативные последствия в и без того сложной отрасли как сельское хозяйство.
Материал и методы исследования
При проведении исследования были применены общенаучные методы, в том числе анализа и синтеза, систематизации и обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2020 г. произошло кардинальное переосмысление бизнеса, его системы ценностей, процессов взаимодействия между производителями, продавцами и клиентами. При правильном использовании тех возможностей, которые открываются при цифровизации, появляется уникальная возможность обновить бизнес-модели, продукты и услуги с учетом новых трендов экономики. И здесь важно отметить, что в преимуществе будет тот, кто своевременно успеет выстроить долгосрочную стратегию развития с использованием всех преимуществ цифровизации.
В сельском хозяйстве применение цифровых технологий может повысить рентабельность за счет точечной оптимизации затрат и более эффективного распределения средств. По данным правительственной Программы «Цифровая экономика РФ» Россия находится на 41-м месте по готовности к цифровой экономике, отставая от стран-лидеров (Сингапур, Финляндия, Швейцария и др.) с большим отрывом. [1] По степени же цифровизации сельского хозяйства Россия находится на 15-м месте. Такое отставание связано с определенными проблемами в нормативной базе, которая призвана регулировать цифровую экономик, а также со сложностями в ведении бизнеса и внедрения инноваций.
При этом сельское хозяйство имеет ряд своих особенностей, которые оказывают существенное влияние на цифровизацию (рис. 1).
С учетом таких серьезных факторов, от которых зависит существование и эффективность сельскохозяйственной организации внедрение и использование бизнес-анализа становится в высшей степени необходимостью.
Необходимые требования к бизнес-анализу – это точность и достоверность, так как именно бизнес-анализ является фундаментом для составления планов, прогнозов и стратегий. Бизнес-анализ должен проводится, охватывая полностью всю организацию. Только таким образом можно с достоверной точностью определить проблему и методы ее устранения.
Рис. 1. Особенности сельского хозяйства, оказывающие влияние на цифровизацию
Бизнес-анализ организации необходим для оценки эффективности использования ресурсов, оценки стоимости имущественного состояния, оценки структуры и источников формирования этого имущества, направлений использования финансовых ресурсов, расчета показателей финансовой устойчивости и автономности организации, а также оценки ее платежеспособности.
Ключевой характеристикой надежности и активности организации считается ее финансовое состояние. Оно предопределяет конкурентоспособность предприятия, является его способностью к деловому сотрудничеству и соблюдению обоюдных интересов всех участников хозяйственно-экономической деятельности.
Слово «бизнес» в переводе с английского языка означает дело, занятие, а слово «анализ» в переводе с греческого означает разложение, то есть разделение целого на части и последующего их изучения. Соответственно, этимологически определение «бизнес-анализ» означает подробное изучение дела, занятия. Изучение хозяйственно-экономической деятельности организации с применением дедуктивного метода.
Бизнес-анализ организации – это анализ всех сфер ее деятельности с генеральной целью определения всех возможных отклонений фактических показателей от плановых, либо от среднеотраслевых. Бизнес-анализ проводится методом изучения различных показателей бизнеса и именно на основе полученных данных в результате этих исследований принимаются более верные управленческие решения направленные на повышение эффективности деятельности фирмы.
При проведении бизнес-анализа организации укрупненно можно выделить несколько этапов (рис. 2).
В бизнес-анализе в условиях цифровизации используются современные технологии. Например, business intelligence – это набор методов и инструментов, необходимых для изменения необработанной информации в осмысленную форму. Технологии, которое используются при этом, обрабатывают big data для определения стратегических возможностей в бизнесе.
Рис. 2. Основные этапы бизнес-анализа [2]
Основная цель такого бизнес-анализа основывается на интерпретации большого количества данных исключительно для определения ключевых факторов эффективности и моделирования различных вариантов действий и результатов управленческих решений. Business intelligence представляет собой совокупность подходов и методов:
- групповую консолидацию,
- бюджетирование,
- скользящие прогнозы,
- статистические выводы,
- вероятностное моделирование,
- оптимизацию ключевых показателей эффективности,
- агрегацию и размещение данных в хранилищах и т.п. [3].
С учетом того, что в сельском хозяйстве, где уже применяются цифровые технологии, возникает необходимость обрабатывать большие массивы данных. Например, данные, которые получают с метеостанций, коптеров и т.п.
Поэтому возникает необходимость управлять этой информацией в систематизированной и доступной структуре. Инструменты business intelligence, которые применяются в организации, отображения визуализированных данных, построения аналитических данных. Крайне важно в таком случае иметь возможность применять понятный и доступный инструмент для бизнес-анализа.
На данный момент разработано достаточно много инструментов для бизнес-аналитики. Рассмотрим некоторые из них (таблица).
Перечень некоторых цифровых инструментов, применяемых для бизнес-анализа [4]
№ |
Название |
Характеристика |
1 |
Tableau |
Понятный и простой анализ данных. С помощью функции перетаскивания есть возможность редактировать и создавать свои аналитические диаграммы без глубокого понимания структур данных, что дает возможность визуализировать идеи. |
2 |
QlikView |
Позволяет искать и исследовать аналитические приложения и при помощи механизма индексирования данных возможно генерировать информацию, комбинируя различные базы данных. |
3 |
SAP Business Objects |
Позволяет соединяться с бэк-источником и состоит из множества приложений для составления отчетов, что позволяет создавать модели прогнозного анализа, чтобы получать информацию и прогнозировать маркетинговые тренды. |
4 |
IBM Cognos Analytics |
Упрощение анализа данных при помощи интерактивных информационных панелей, есть возможность взаимодействовать с отчетами со своих мобильных устройств и в автономном режиме. |
5 |
Microsoft Business Intelligence |
Включает в себя функции служб анализа, интеграции, основных данных, отчетов и т.п. |
6 |
Oracle Business Intelligence |
Дает возможность доступа ко всей связанной информации, совместим с другими приложениями. |
7 |
Yellowfin |
Возможность генерировать действенные идеи, состоит из 5 компонентов, включая сигналы, информационные панели, историю, обнаружение данных и подготовку данных. |
8 |
WebFOCUS |
Возможность создавать панель мониторинга на основе собранных данных в различных форматах. Это также позволяет пользователям визуализировать данные, делать действенные идеи, создавать отчеты и делиться результатами с соавторами. |
9 |
TIBCO Spotfire |
Сбор, анализ и визуализация данных. Позволяет устанавливать свои собственные KPI и отправлять уведомления на iPhone / Android, которые делают работу доступной на ходу. |
10 |
SAS Business Intelligence SAS BI |
Предоставляет аналитику в реальном времени, которая позволяет принимать решения, отслеживать бизнес-показатели и получать действенные выводы. Программное обеспечение состоит из шести модулей, включая Visual Analytics, Visual Statistics, Office Analytics, Enterprise Guide и Enterprise BI Server. |
В таблице представлен далеко не полный список имеющихся инструментов для бизнес-анализа. На сегодняшний день уже существуют цифровые технологии, разрабатываемые специально для сельского хозяйства, которые включают в себя и элементы для проведения бизнес-анализа.
В целом можно выделить следующие виды аналитики данных (рис. 3).
Рис. 3. Виды аналитики данных и вопросы, на которые они отвечают
Каждый из представленных на рис. 3 видов аналитики отвечает на определенные вопросы, которые идут в перекличке с вопросами, которые ставятся на определенном этапе проведения бизнес-анализа (рис. 2). По сути, чтобы бизнес-анализ имел завершенный характер, в организации должны присутствовать все 4 вида бизнес-аналитики. Смысла в вырванном контексте не будет. Более того, отсутствие какого-либо из видов аналитики влечет за собой постановку неверных выводов и, как следствие, принятие неверных решений. Для сельхозпроизводителей такая ситуация просто не возможна. Отрасль и без того имеет ряд характеристик (рис. 1), которые осложняют ведение бизнеса. И если в дополнение к этому на основе проведенного бизнес-анализа будут приниматься не верные управленческие решения, то в перспективе это приведет к различным негативным последствиям.
На сегодняшний день в сельском хозяйстве применение бизнес-анализа нельзя назвать принятым процессом. К сожалению, не все руководители считают данный вид деятельности внутри организации целесообразным. Тем более, бизнес-анализ, как можно понять из выше проведенного исследования, требует грамотного специалиста и достаточно мощной внутриорганизационной перестройки. Государственной программой РФ «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрены основные цели, которые должны быть достигнуты для более успешного процесса цифровизации:
- создание условий для подготовки квалифицированных кадров;
- совершенствование системы образования с включением соответствующих программ образования;
- трансформация рынка труда в соответствии с требованиями цифровой экономики;
- создание мотивационной системы для освоения цифровых навыков и участия кадров в развитии цифровой экономики [1].
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес-анализ сельскохозяйственных организаций в условиях цифровизации дает возможность определить обоснованность бизнес-плана организации, дать прогноз возможного риска ее банкротства, определить рациональность имущественного положения и структуры капитала, дать оценку эффективности и интенсивности использования капитала, а также устойчивости и платежеспособности предприятия, проанализировать общее состояние внутри организации, а также изучить отдельные подразделения. Особое значение в проведении бизнес-анализа предприятия имеет своевременная и объективная оценка, учитывая тот факт, что руководитель предприятия не имеет права пренебрегать всеми потенциальными возможностями увеличения прибыли организации, которые возможно определить в результате данного анализа. Также для эффективного использования бизнес-анализа необходимы грамотные бизнес-аналитики, которые смогут верно интерпретировать полученные данные и представить сценарии развития руководителю для дальнейшего определения стратегии.
Процесс внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве, в том числе и инструментов для проведения бизнес-анализа, достаточно трудоемок. Существуют основные причины, которые могут препятствовать успешному внедрению данных технологий:
- ошибочные приоритеты;
- отсутствие квалифицированных кадров;
- сопротивление коллектива;
- сопротивление руководства;
- низкий стартовый уровень автоматизации;
- отсутствие инвестиций и т.п.
Тем не менее, на сегодняшний день внедрение и использование цифровых технологий неизбежно. Тот, кто более быстро сумеет среагировать и применить данные изменения будет более конкурентоспособен.