Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

RELEVANCE OF BUSINESS ANALYSIS OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Abdurakhmonov K.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Saint-Petersburg State Agrarian University
Digitalization is increasingly taking over all areas of life. Russian agriculture cannot stand aside. What digitalization can bring to the development of agribusiness is one of the questions that make up this study. At the same time, business analysis of agricultural organizations in the context of digitalization is becoming even more relevant. Increasing data flows, the use of digital technologies, an urgent need to reduce production costs and increase labor productivity are the main prerequisites for the application of business analysis using digital technologies. In such conditions, it is extremely important to analyze all the possibilities and identify trigger points in agriculture that need to be leveled for the successful development of agribusiness. This study summarizes the list of existing tools that can be used by business analysts to more efficiently accomplish the tasks they face.
business analysis
digitalization of agriculture
digital business analysis tools

Введение

Несмотря на то, что спрос на продукцию аграрного сектора всегда был повышенным, к настоящему моменту именно сельское хозяйство является одной из самых сложных отраслей для реализации предпринимательской деятельности. Недостаточное количество государственных программ в области поддержки предприятий, сложности получения дотаций, неразвитое субсидирование в секторе, отток квалифицированного персонала за границу и многие другие причины привели к тому, что сельскохозяйственные организации оказались на грани ликвидации или банкротства.

В таких непростых условиях осуществления предпринимательской деятельности перед предприятиями встала необходимость внедрения процедур бизнес-анализа, который дает возможность наиболее объективно оценить основные недостатки в деятельности организации, а также ее возможные преимущества перед другими субъектами хозяйствования, разработать мероприятия для повышения эффективности организации.

Основной фактор благополучия организации – это ее стабильно положительное и динамично растущее финансовое состояние, так как, по сути, оно являет собой конечный результат деятельности организации, его деловой активности, надежности. Что в свою очередь предопределяет конкурентоспособность предприятия, платежеспособность и возможность получения стратегически важных для организации заказов.

Современная тенденция экономического развития общества формирует понимание того, что любая организация является объектом изучения всех участников экономических отношений: покупателей, поставщиков, заказчиков, организаций-конкурентов. Поэтому интерес руководства организации заключается в том, чтобы каждый день укреплять финансовое положение предприятия и избегать процесса стагнации, путем использования инновационных технологий, как в производственном процессе, так и процессах управления. Если раньше этот процесс назывался модернизацией производства, то на сегодняшний день тенденции существенно изменились и для того, чтобы быть конкурентоспособным, цифровизация бизнеса неизбежна. При этом объем информации, ее изменения и колебания на рынке, глобальные рецессии – все это то, на что необходимо достаточно быстро реагировать и принимать верные решения.

Цель исследования

Данное исследование направлено на изучение возможностей, которые появляются с развитием цифровизации, перед сельхозпроизводителями. Помимо этого, также важно и осмысление угроз, которые могут возникнуть в процессе цифровизации. Необходимо всесторонне изучить данную тему, чтобы максимально минимизировать негативные последствия в и без того сложной отрасли как сельское хозяйство.

Материал и методы исследования

При проведении исследования были применены общенаучные методы, в том числе анализа и синтеза, систематизации и обобщения.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2020 г. произошло кардинальное переосмысление бизнеса, его системы ценностей, процессов взаимодействия между производителями, продавцами и клиентами. При правильном использовании тех возможностей, которые открываются при цифровизации, появляется уникальная возможность обновить бизнес-модели, продукты и услуги с учетом новых трендов экономики. И здесь важно отметить, что в преимуществе будет тот, кто своевременно успеет выстроить долгосрочную стратегию развития с использованием всех преимуществ цифровизации.

В сельском хозяйстве применение цифровых технологий может повысить рентабельность за счет точечной оптимизации затрат и более эффективного распределения средств. По данным правительственной Программы «Цифровая экономика РФ» Россия находится на 41-м месте по готовности к цифровой экономике, отставая от стран-лидеров (Сингапур, Финляндия, Швейцария и др.) с большим отрывом. [1] По степени же цифровизации сельского хозяйства Россия находится на 15-м месте. Такое отставание связано с определенными проблемами в нормативной базе, которая призвана регулировать цифровую экономик, а также со сложностями в ведении бизнеса и внедрения инноваций.

При этом сельское хозяйство имеет ряд своих особенностей, которые оказывают существенное влияние на цифровизацию (рис. 1).

С учетом таких серьезных факторов, от которых зависит существование и эффективность сельскохозяйственной организации внедрение и использование бизнес-анализа становится в высшей степени необходимостью.

Необходимые требования к бизнес-анализу – это точность и достоверность, так как именно бизнес-анализ является фундаментом для составления планов, прогнозов и стратегий. Бизнес-анализ должен проводится, охватывая полностью всю организацию. Только таким образом можно с достоверной точностью определить проблему и методы ее устранения.

missing image file

Рис. 1. Особенности сельского хозяйства, оказывающие влияние на цифровизацию

Бизнес-анализ организации необходим для оценки эффективности использования ресурсов, оценки стоимости имущественного состояния, оценки структуры и источников формирования этого имущества, направлений использования финансовых ресурсов, расчета показателей финансовой устойчивости и автономности организации, а также оценки ее платежеспособности.

Ключевой характеристикой надежности и активности организации считается ее финансовое состояние. Оно предопределяет конкурентоспособность предприятия, является его способностью к деловому сотрудничеству и соблюдению обоюдных интересов всех участников хозяйственно-экономической деятельности.

Слово «бизнес» в переводе с английского языка означает дело, занятие, а слово «анализ» в переводе с греческого означает разложение, то есть разделение целого на части и последующего их изучения. Соответственно, этимологически определение «бизнес-анализ» означает подробное изучение дела, занятия. Изучение хозяйственно-экономической деятельности организации с применением дедуктивного метода.

Бизнес-анализ организации – это анализ всех сфер ее деятельности с генеральной целью определения всех возможных отклонений фактических показателей от плановых, либо от среднеотраслевых. Бизнес-анализ проводится методом изучения различных показателей бизнеса и именно на основе полученных данных в результате этих исследований принимаются более верные управленческие решения направленные на повышение эффективности деятельности фирмы.

При проведении бизнес-анализа организации укрупненно можно выделить несколько этапов (рис. 2).

В бизнес-анализе в условиях цифровизации используются современные технологии. Например, business intelligence – это набор методов и инструментов, необходимых для изменения необработанной информации в осмысленную форму. Технологии, которое используются при этом, обрабатывают big data для определения стратегических возможностей в бизнесе.

missing image file

Рис. 2. Основные этапы бизнес-анализа [2]

Основная цель такого бизнес-анализа основывается на интерпретации большого количества данных исключительно для определения ключевых факторов эффективности и моделирования различных вариантов действий и результатов управленческих решений. Business intelligence представляет собой совокупность подходов и методов:

- групповую консолидацию,

- бюджетирование,

- скользящие прогнозы,

- статистические выводы,

- вероятностное моделирование,

- оптимизацию ключевых показателей эффективности,

- агрегацию и размещение данных в хранилищах и т.п. [3].

С учетом того, что в сельском хозяйстве, где уже применяются цифровые технологии, возникает необходимость обрабатывать большие массивы данных. Например, данные, которые получают с метеостанций, коптеров и т.п.

Поэтому возникает необходимость управлять этой информацией в систематизированной и доступной структуре. Инструменты business intelligence, которые применяются в организации, отображения визуализированных данных, построения аналитических данных. Крайне важно в таком случае иметь возможность применять понятный и доступный инструмент для бизнес-анализа.

На данный момент разработано достаточно много инструментов для бизнес-аналитики. Рассмотрим некоторые из них (таблица).

Перечень некоторых цифровых инструментов, применяемых для бизнес-анализа [4]

Название

Характеристика

1

Tableau

Понятный и простой анализ данных. С помощью функции перетаскивания есть возможность редактировать и создавать свои аналитические диаграммы без глубокого понимания структур данных, что дает возможность визуализировать идеи.

2

QlikView

Позволяет искать и исследовать аналитические приложения и при помощи механизма индексирования данных возможно генерировать информацию, комбинируя различные базы данных.

3

SAP Business Objects

Позволяет соединяться с бэк-источником и состоит из множества приложений для составления отчетов, что позволяет создавать модели прогнозного анализа, чтобы получать информацию и прогнозировать маркетинговые тренды.

4

IBM Cognos Analytics

Упрощение анализа данных при помощи интерактивных информационных панелей, есть возможность взаимодействовать с отчетами со своих мобильных устройств и в автономном режиме.

5

Microsoft Business Intelligence

Включает в себя функции служб анализа, интеграции, основных данных, отчетов и т.п.

6

Oracle Business Intelligence

Дает возможность доступа ко всей связанной информации, совместим с другими приложениями.

7

Yellowfin

Возможность генерировать действенные идеи, состоит из 5 компонентов, включая сигналы, информационные панели, историю, обнаружение данных и подготовку данных.

8

WebFOCUS

Возможность создавать панель мониторинга на основе собранных данных в различных форматах. Это также позволяет пользователям визуализировать данные, делать действенные идеи, создавать отчеты и делиться результатами с соавторами.

9

TIBCO Spotfire

Сбор, анализ и визуализация данных. Позволяет устанавливать свои собственные KPI и отправлять уведомления на iPhone / Android, которые делают работу доступной на ходу.

10

SAS Business Intelligence SAS BI

Предоставляет аналитику в реальном времени, которая позволяет принимать решения, отслеживать бизнес-показатели и получать действенные выводы. Программное обеспечение состоит из шести модулей, включая Visual Analytics, Visual Statistics, Office Analytics, Enterprise Guide и Enterprise BI Server.

 

В таблице представлен далеко не полный список имеющихся инструментов для бизнес-анализа. На сегодняшний день уже существуют цифровые технологии, разрабатываемые специально для сельского хозяйства, которые включают в себя и элементы для проведения бизнес-анализа.

В целом можно выделить следующие виды аналитики данных (рис. 3).

missing image file

Рис. 3. Виды аналитики данных и вопросы, на которые они отвечают

Каждый из представленных на рис. 3 видов аналитики отвечает на определенные вопросы, которые идут в перекличке с вопросами, которые ставятся на определенном этапе проведения бизнес-анализа (рис. 2). По сути, чтобы бизнес-анализ имел завершенный характер, в организации должны присутствовать все 4 вида бизнес-аналитики. Смысла в вырванном контексте не будет. Более того, отсутствие какого-либо из видов аналитики влечет за собой постановку неверных выводов и, как следствие, принятие неверных решений. Для сельхозпроизводителей такая ситуация просто не возможна. Отрасль и без того имеет ряд характеристик (рис. 1), которые осложняют ведение бизнеса. И если в дополнение к этому на основе проведенного бизнес-анализа будут приниматься не верные управленческие решения, то в перспективе это приведет к различным негативным последствиям.

На сегодняшний день в сельском хозяйстве применение бизнес-анализа нельзя назвать принятым процессом. К сожалению, не все руководители считают данный вид деятельности внутри организации целесообразным. Тем более, бизнес-анализ, как можно понять из выше проведенного исследования, требует грамотного специалиста и достаточно мощной внутриорганизационной перестройки. Государственной программой РФ «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрены основные цели, которые должны быть достигнуты для более успешного процесса цифровизации:

- создание условий для подготовки квалифицированных кадров;

- совершенствование системы образования с включением соответствующих программ образования;

- трансформация рынка труда в соответствии с требованиями цифровой экономики;

- создание мотивационной системы для освоения цифровых навыков и участия кадров в развитии цифровой экономики [1].

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес-анализ сельскохозяйственных организаций в условиях цифровизации дает возможность определить обоснованность бизнес-плана организации, дать прогноз возможного риска ее банкротства, определить рациональность имущественного положения и структуры капитала, дать оценку эффективности и интенсивности использования капитала, а также устойчивости и платежеспособности предприятия, проанализировать общее состояние внутри организации, а также изучить отдельные подразделения. Особое значение в проведении бизнес-анализа предприятия имеет своевременная и объективная оценка, учитывая тот факт, что руководитель предприятия не имеет права пренебрегать всеми потенциальными возможностями увеличения прибыли организации, которые возможно определить в результате данного анализа. Также для эффективного использования бизнес-анализа необходимы грамотные бизнес-аналитики, которые смогут верно интерпретировать полученные данные и представить сценарии развития руководителю для дальнейшего определения стратегии.

Процесс внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве, в том числе и инструментов для проведения бизнес-анализа, достаточно трудоемок. Существуют основные причины, которые могут препятствовать успешному внедрению данных технологий:

- ошибочные приоритеты;

- отсутствие квалифицированных кадров;

- сопротивление коллектива;

- сопротивление руководства;

- низкий стартовый уровень автоматизации;

- отсутствие инвестиций и т.п.

Тем не менее, на сегодняшний день внедрение и использование цифровых технологий неизбежно. Тот, кто более быстро сумеет среагировать и применить данные изменения будет более конкурентоспособен.