Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

STATE SUPPORT AND REGULATION OF SCIENTIFIC, TECHNICAL AND INNOVATIVE ACTIVITIES OF ECONOMIC ENTITIES

Musostov Z.R. 1 Dudaev Т.-А.М. 1 Saidulaeva D.M. 1
1 FSBEI HE “Chechen State University”
Increasing the competitiveness of the Russian Federation in the world market fully depends on the effective functioning of the scientific, technical and innovation spheres of the country’s economy. In conditions of economic instability and sanctions pressure, the state should take on a key role in supporting economic entities engaged in research and development and introducing innovations into production. Within the framework of this article, the main directions and problems of state support for scientific, technical and innovative activities of economic entities in the Russian Federation are considered. Undoubtedly, state support for effective business structures is an integral part of the system for the implementation of Russian socio-economic policy aimed at the development of high-tech industries, key regions and the country as a whole.
innovation
r&d
innovation activity
scientific and technical activity
government support
regulation

Функционирование научно-технической и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в любой стране возможно только при условии эффективного государственного регулирования и поддержки. Правовые основы регулирования данной сферы заложены в следующих нормативных актах (рис.1).

Doc13.pdf

Рис. 1. Правовые основы государственного регулирования и поддержки научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации

Doc14.pdf

Рис. 2. Направления государственной поддержки инновационно ориентированного малого и среднего предпринимательства

Поддержка научно-технической и инновационной деятельности осуществляется в рамках федеральной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1]. Данная программа ориентирована на формирование благоприятного делового климата, повышение инновационной активности и совершенствование государственного регулирования в указанной сфере.

В России сформирована трехуровневая модель поддержки научно-технической и инновационной деятельности – данный вопрос решается на федеральном, региональном и местном уровне. Она построена по аналогии с действующими системами поддержки инноваций в развитых странах, уже доказавшими свою эффективность. Государственная поддержка эффективных предпринимательских структур ? неотъемлемая часть системы по реализации российской социально-экономической политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей, ключевых регионов и страны в целом

Основные направления государственной поддержки инновационно ориентированных субъектов предпринимательства в Российской Федерации представлены на рис. 2.

Оказание финансовой поддержки субъектам высокотехнологических, наукоемких и инновационных производств осуществляется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов посредством предоставления бюджетных инвестиций, субсидий, грантов, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам таких субъектов.

По данным на 2020 год ключевыми финансовыми инструментами поддержки научно-технической и инновационной сферы являются проекты следующих государственных органов и организаций:

1) АО «Роснано» – корпорация финансирует напрямую или через специализированные инвестиционные фонды деятельность предприятий, работающих в сфере наноиндустрии, медицинского приборостроения, ядерной медицины и возобновляемой энергетики.

2) АО «РВК» – глобальный венчурный фонд, ориентированный на развитие российского рынка венчурного капитала и реализацию полномочий проектного офиса национальной технологической инициативы.

3) Фонд «Сколково» – структурный элемент экосистемы центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково», ориентированный на финансирование проектов его участников.

4) Фонд содействия инновациям – государственная некоммерческая организация, обеспечивающая финансирование малых предприятий, работающих в научно-технической сфере. Среднегодовое количество финансируемых проектов достигает 3000 единиц.

5) Фонд развития промышленности – государственная некоммерческая организация, обеспечивающая софинансирование крупных инвестиционных проектов, ориентированных на разработку и выпуск новой высокотехнологичной продукции

6) ВЭБ.РФ – национальный институт развития, поддерживающий функционирование фабрики проектного финансирования и другие инструменты поддержки инновационной и научно-технической деятельности в России

Так, например, государственный Фонд содействия инновациям оказывает поддержку инновационно ориентированному бизнесу в рамках пяти программ: «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация» и «Кооперация» [4]. Так, программа «Старт» ориентирована на создание новых и поддержку существующих малых инновационных компаний. Параметры оказываемой поддержки представлены в табл. 1.

В процессе реализации программы от получателя финансирования ожидается создание интеллектуальной собственности. При этом среднесписочная численность персонала малого предприятия должна быть не менее 3 человек («Старт-2») или не менее 6 человек («Старт-3» и программы «Бизнес-Старт»).

Схема государственной поддержки инноваций с использованием Фабрики проектного финансирования от ВЭБ.РФ наглядно представлена на рис. 3.

Фабрика проектного финансирования призвана обеспечить эффективность данного инструмента государственной поддержки инноваций и возможность его использования для экономического развития страны.

Таблица 1

Параметры поддержки инновационно ориентированного малого бизнеса в рамках программы «Старт»

Doc15.pdf

Источник: Фонд содействия инновациям. URL: http://fasie.ru/

Doc16.pdf

Рис. 3. Схема функционирования Фабрики проектного финансирования от ВЭБ.РФ

Одним из важнейших инструментов финансовой поддержки инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса РФ является предоставление таким субъектам льготных кредитов под обеспечение в виде поручительств и гарантий Национальной гарантийной системы (НГС). Программу стимулирования кредитования разработала и реализует государственная организация АО «Корпорация «МСП»» [2]. В рамках программы устанавливаются фиксированная процентная ставки по кредитам размером от 3 млн руб. в следующих размерах – 9,6% для инновационных и приоритетных отраслей экономики. Программу поддерживают такие кредитные организации как «Сбербанк», «Банк ВТБ», «Райффайзенбанк», «Совкомбанк», Банк «Санкт-Петербург» и многие другие.

Имущественная поддержка научно-технической и инновационной деятельности российских экономических субъектов реализуется в форме передачи им во владение или пользование различного государственного или муниципального имущества – как правило, земельных участков или помещений. Наиболее распространенным инструментом имущественной поддержки является создание бизнес-инкубаторов и сдача офисов и производственных цехов в аренду инновационным компаниям по льготной цене.

Наиболее активно имущественная поддержка научно-технической и инновационной деятельности осуществляется на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР). Территории опережающего социально-экономического развития начали формироваться в первую очередь на Дальнем Востоке. По данным на 2020 год действует 21 ТОР. Процедура формирования ТОР представлена на рис. 4.

Привлечение инвесторов на территории опережающего социально-экономического развития осуществляется посредством предоставления им разнообразных налоговых и административных преференций. При этом к ним предъявляется ряд минимальных требований, в числе которых – требования к минимальному объему инвестиций (не менее 500 000 руб.) и к видам экономической деятельности. В каждой ТОР может устанавливаться собственный набор требований к резидентам.

Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2014 №473-ФЗ «О ТОЭСР» осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. Допускается также финансирование и из внебюджетных источников финансирования.

Doc17.pdf

Рис. 4. Процедура формирования ТОР

Осуществление информационной поддержки высокотехнологической и инновационной деятельности в России осуществляется посредством формирования специализированных информационных систем и сайтов в сети «Интернет», которые предназначаются, в первую очередь, для поддержки инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса. Так, под эгидой федерального проекта «Ты – предприниматель» был создан Бизнес-навигатор МСП [3]. По данным на 11 ноября 2020 года количество пользователей Портала Бизнес-навигатор МСП достигало 9 324 000 человек, еженедельный прирост – около 80 000 человек.

Оказание консультационной поддержки может осуществляться в виде создания организаций, оказывающих консультационные услуги инновационному бизнесу, а также компенсации произведенных и документально подтвержденных затрат на оплату консультационных услуг.

Оказание поддержки в сфере образования может осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления в виде создания условий для подготовки кадров для субъектов научно-технической и инновационной деятельности или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи таким субъектам.

Большое значение имеет государственная поддержка инновационных предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется в следующих формах (рис. 5).

Комплексная поддержка инновационно ориентированного бизнеса также предполагает создание соответствующей инфраструктуры поддержки на всех уровнях управления (рис.6).

Большое значение для поддержки инновационного бизнеса имеют бизнес-инкубаторы, занимающаяся поддержкой проектов: от разработки идеи до её коммерциализации. Так, в Московской области функционируют такие бизнес-инкубаторы как Audit Pro (Зеленоград), Сфера (Химки), Гарантия (Серпухов), Интернель (Щелково), Центр информационных технологий (Звенигород), РосБизнес Продвижение (Люберцы) и многие другие.

Неотъемлемым элементом инфраструктуры финансовой поддержки малого предпринимательства являются технопарки – территориальные научные, технологические и технические базы для реализации инновационных проектов.

Doc51.pdf

Рис. 5. Поддержка внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий

Doc52.pdf

Рис. 6. Инфраструктура государственной поддержки инновационно-ориентированного бизнеса

Примером такой организации является муниципальное бюджетное учреждение «Технопарк-Липецк», предоставляющий резидентом в аренду деловые и производственные площади и оказывающий финансовые и иные услуги малому бизнесу. В крупных муниципальных образованиях могут действовать кредитные кооперативы, обеспечивающие более эффективное микрофинансирование субъектов МСП (пример – кредитный кооператив в городском округе Саранск).

Также в России создаются также торгово-промышленные палаты – негосударственные объединения предпринимателей, обеспечивающие эффективное развитие бизнеса, в том числе и инновационных предприятий. Существуют также иные объекты инфраструктуры, оказывающие различные формы поддержки высокотехнологического предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

В числе прочих мер поддержки научно-технической и инновационной деятельности можно назвать упрощение процедуры получения патентов на положительные результаты НИОКР. Этапы получения патента на изобретения представлены на рис. 7.

В рамках государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности предусматривается также обеспечение условий для привлечения инновационно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в тендерах, а также в государственно-частных партнерствах.

Doc18.pdf

Рис. 7. Этапы получения патента на изобретение

На региональном уровне для поддержки высокотехнологических производств и инновационных проектов предусматривается формирование акционерных и паевых инвестиционных фондов.

Таким образом, в России существует широкий спектр инструментов государственной поддержки и регулирования научно-технической и инновационной деятельности. Активизация данных инструментов будет способствовать улучшению инвестиционного климата и повышению эффективности технологического развития государства.