Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DIFFUSION AND CONTAINMENT FACTORS OF INNOVATIVE TECHNOLOGY FOR OBTAINING BUILDING MATERIALS FROM PHOSPHOGYPSUM IN THE INDUSTRY

Kukin L.A. 1
1 Voronezh State Technical University
The article is devoted to innovations, their relevance, influence on the development of production, factors accelerating the process of diffusion of innovations. These and other issues are considered on the example of creating an innovative technology for the production of high-quality building materials from production waste. The definitions of innovation diffusion and innovations are indicated. The concept of the diffusion process is given. The influence of information standards on the innovation diffusion has been detected. The factors accelerating the diffusion of an innovative product are shown. A hierarchical structure of the influence of factors has been built. The priorities in this structure were drawn up regarding the promotion of innovative building materials made on the basis of recycled waste from various industries. It was found that the introduction of innovations in the construction industry is extremely necessary, but the process is not active enough. A unique and efficient way of recycling waste into high-quality building materials makes significant contribution to the development and diffusion of innovative technologies in the construction industry. On the basis of the hierarchical structure indicated earlier, a formula is proposed for assessing the rate of introduction of innovative building materials from recycled waste into production. The developed model determines the dynamics of innovation implementation factors over time. In addition, categories of consumers are indicated in the innovation diffusion model. The characteristics of each of these groups are given. It has been determined that most of the consumers of innovations purchase a product at an early stage of its implementation. Thus, it is important for advertiser of the designers of innovative products to have trailblazers who would trigger the diffusion process. Research findings can be applied to promote innovation in the construction industry.
innovative technologies
innovation diffusion
construction materials
construction industry
phosphogypsum

Введение

В последние годы модели диффузии инноваций и их приложения все чаще изучаются в связи с быстрым развитием технологий [1]. Диффузия инновации (diffusion of innovation) – это процесс, в результате которого нововведения транспортируются по коммуникационным каналам потребителей во времени. Инновации (нововведения) могут кардинально отличаться друг от друга. Например – это могут быть как идеи, так и предметы, технологии, материалы и т.п., ставшие новым для определенного соответствующего направленности хозяйствующего субъекта [2]. Управление знаниями основ технологий влияют на управление отношений с клиентами и, соответственно, на инновационные возможности [3]. Инновации влияют на взаимосвязь организационной культуры, предпринимательской ориентации и производительности крупных производственных фирм. Предпринимательская ориентация существенно влияет на эффективность работы крупных производственных фирм. Другие факторы, такие как организационная культура, не имеют существенного отношения к производительности производственной фирмы. Фактор инноваций в значительной степени опосредовал взаимосвязь между организационной культурой, предпринимательской ориентацией и эффективностью фирмы. Механизм, используемый для повышения инновационной культуры в организации, также будет способствовать внедрению, принятию и распространению инноваций. Кроме того, эти факторы будут способствовать повышению эффективности и достижений в ближайшем будущем [4]. Другими словами, диффузия – это воплощение или уже ранее освоенной и внедренной инновации в настоящих условиях или местах внедрения. По результатам диффузии инноваций возрастает число как производителей, так и потребителей [2,5].

Цель исследования – оценка и установление зависимости скорости внедрения инноваций в производство от таких факторов как фактора демонстративности, фактора простоты изготовления продукта, фактора новизны, фактора маркетинга, фактора актуальности потребности, фактора численности, фактора доступности, риск-фактора, фактора наличия прототипа, демографического фактора, и время воздействия этих факторов.

Материал и методы исследования

Для решения поставленных задач согласно цели исследования применялись аналитические методы установления зависимости скорости диффузий инноваций на примере разрабатываемой инновационной безобжиговой технологии получения строительных материалов и изделий с одновременным выделением редкоземельных металлов из фосфогипса – отхода химического производства.

Результаты исследования и их обсуждение

Диффузионный процесс – это процесс внедрения инновации на рынке в различные хозяйствующие отрасли. Внедрение – это приобретение технологий, продуктов на рынке с различной степенью прохождения определенных стадий и регулярности [2,6]. Распространению инноваций могут способствовать стандарты на информацию о продукции. Компании, предоставляющие программное обеспечение для моделирования зданий, должны играть ключевую роль в обмене информацией о продуктах и распространении инновационных продуктов. Это обусловлено опосредованной рынком взаимозависимостью между производителями вентиляционных продуктов, компаниями-разработчиками программного обеспечения и фирмами инженерных услуг, которые могут создавать сетевые эффекты [7]. Диффузия также может изучаться как непрерывный процесс внедрения инновации на рынке на различных стадиях внедрения во времени среди участников необходимой группы с помощью коммуникаций [2,6].

Процесс диффузии инноваций является важным компонентом для того, чтобы строительные компании оставались конкурентоспособными в сегодняшней изменяющейся бизнес-среде [8].

Диффузия проходит вне зависимости от типа продукта и социальной группы потребителей. Этот процесс проходит в длительном временном промежутке по заданному образцу в несколько этапов: от низкого роста, до быстрого роста и этап спада – замедленного роста [9].

Процесс диффузии – этап, начинающийся от внедрения продукта на рынок, до насыщения рыночного сегмента и может продолжаться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Новаторы нуждаются в быстром внедрении своей инновации, в том числе с целью опережения аналогичных конкурирующих продуктов, технологий и процессов [10,11].

К факторам, влияющим на скорость внедрения диффузионного процесса, представленным на рисунке 1, относятся следующие факторы.

1. Демографический фактор. Новое поколение молодых, амбициозных и наукоемких потребителей решительно принимают перемены в любых сферах жизни в целом и инновации в том числе.

2. Количество лиц, принимающих решения о покупке. Так, прослеживается цепочка зависимости скорости принятия решения и внедрении чего-то нового. Чем меньше лиц участвует в процессе принятия решения, тем быстрее решение принимается. Коллегиальный характер принятия решения замедляет диффузию. Следовательно, инновация, подразумевающая коллективную работу, внедряется медленнее той, что затрагивает работу преимущественно одного индивидуума.

3. Маркетинг. Скорость внедрения инновации напрямую зависит от маркетинга, от проработанности комплекса 4Р (product (продукт), price (цена), place (место-распространение), promotion (продвижение). Совокупность действий по маркетингу продвижения складывает мнение о компании и ускоряют процесс распространения внедрения инновации [10,12].

missing image file

Рис. 1. Факторы, ускоряющие диффузию инновационного продукта

4. Актуальность потребности. Актуальность инновации и её круг внедрения ускоряют процесс диффузии. В том случае если потребители не оценивают инновацию как актуальную, то процесс диффузии затягивается, а зачастую и в принципе теряется необходимость в таком новшестве. Так, например, многие строительные разработки зачастую не поставляются на рынок ввиду отсутствия информации об инновации у потребителя, тем самым не вызывают доверие у оконечного потребителя, что приводит к замедлению процесса диффузии.

5. Наличие схожих признаков с прошлым продуктом. Схожий со старым инновационный продукт, вызывает доверие у потребителя и ускоряет процесс адаптации и диффузии продукта.

6. Преимущество перед имеющимся продуктом, технологией. Чем больше выделяется преимуществ у инновации в сравнении с предыдущим решением, тем выше скорость апробации и диффузии [13].

7. Простота и доступность. Чем проще и доступнее в понимании, применении инновация для потребителя, тем быстрее происходит процесс диффузии. Производители строительных материалов стремятся доводить до конечного потребителя информацию об инновации путем создания демонстрационных видеороликов в интернет-ресурсах и телевидении с целью демонстрации наглядных преимуществ инновации перед имеющимися продуктами [14].

8. Демонстративность. Чем нагляднее выглядит продукт, а также его месторасположение на торговых площадях у продавцов, тем быстрее протекает процесс диффузии. Именно поэтому ритейлеры и крупные торговые сети стремятся выставить инновации на самом видном месте, чтобы потребитель смог увидеть то, что ему хотят продать [15].

9. Испытуемость. Чем проще изготовить недорогой или низкорисковый продукт инновации, тем быстрее проходит его диффузия. К примеру диффузия добавки к строительным материалам протекает быстрее, чем диффузия строительной технологии, так как строительная добавка проще в апробации и дешевле, не требует трудоемких затрат на апробацию [16,17].

10. Риск-фактор. Чем сильнее потребитель связывает инновацию и ее диффузию с риском, тем медленнее происходит процесс диффузии. Риск-факторы могут быть разные: финансовый, материальный или социальный [18,19].

Инновации в области строительных материалов. Стоит сказать, что инновации испытывают затруднения при внедрении в отрасль строительства. Это связано с разнообразием и широким охватом последней. Не все глобальные открытия как, например, инструменты виртуального проектирования, рентабельно использовать для всех строительных единиц.

В области строительных материалов эта проблема так же актуальна. Помимо этого, с эксплуатацией инновационных строительных материалов связано множество рисков, например, необходима будет особая квалификация рабочих. Отчасти, эту проблему решает переработка различных отходов в строительные материалы. Перерабатывают всё: ТБО, отходы промышленности, остатки вышедших из эксплуатации и, как следствие, разрушенных зданий и сооружений [20-22]. Этой теме посвящено множество научных статей и трудов [23-25]. Известны способы переработки пластмассовых и резиновых отходов [26-28], опилок, скорлупы арахиса, костей, битого стекла, кофейных отходов и множества других вещей [29, 30].

Инновации в области строительства являются жизненно необходимыми. Стимулирование их возникновения может способствовать решению ряда проблем: от социальных до политических, а также достижению целей в рамках программ и проектов (рис. 2).

Указанные ранее факторы проранжированы по степени значимости относительно инновационных строительных материалов, изготовленных из отходов промышленности. Скорость внедрения таких инноваций в производство предлагается оценить следующей зависимостью:

Doc50.pdf;

где F – величина воздействия фактора на внедрение инноваций: FДемонстр – фактора демонстративности, FПИ – фактора простоты изготовления продукта, FН – фактора новизны, FМ – фактора маркетинга, FА – фактора актуальности потребности, FЧ – фактора численности, FДост – фактора доступности, FР – Риск-фактора, FНП – фактора наличия прототипа, FДемогр – демографического фактора, а t10, t9, t8, t7, t6, t5, t4, t3, t2, t1 – время воздействия этих факторов.

Категории потребителей в диффузии инноваций.

Принято различать 5 групп по времени внедрения инноваций: инноваторы (innovators), ранние освоители (early adopters), раннее большинство (early majority), позднее большинство (late majority), запаздывающие (laggards) [2,31,32].

Инноваторы (innovators) – это первые покупатели нового продукта – те, что находятся в пределах двух стандартных отклонений от средней величины времени покупки [33].

Ранние освоители (early adopters) – следующая за инноваторами группа потребителей; они находятся в промежутке между стандартным отклонением от среднего времени покупки инновации и составляют 13,5% от всех покупателей [33,34].

Раннее большинство (early majority) – группа покупателей, следующая за ранними освоителями, составляющая не более 34% всех покупателей и занимающая промежуток между временем покупки инновации и одним стандартным отклонением.

Позднее большинство (late majority) – группа потребителей, приобретающих товар после апробации и составляет приблизительно 34% [33,35].

Близкие и знакомые – это основные источники получения информации. Они больше всех склонны быть догматиками и направлены на прошлое. Инновации внедряются и приживаются только с сопротивлением.

Так, что продуктная инновация, внедряемая на рынке, должна окупаться за определенное время. То есть затраты, понесенные на создание, производство и рекламу нового товара, должны вернуться поставщику с прибылью. Финансовый успех инновации возможен только в случае, если ее будет приобретать большинство потребителей 68% – группы раннего и позднего большинства. Для рекламодателя значит, что диффузия инновации часто требует нахождения первопроходца, который покажет пример остальным потребителям и запустит процесс диффузии [33,36].

Распространение инноваторами и ранними освоителями своих знаний и опыта использования продукта на группы большинства потребителей позволяет маркетеру увеличить шансы диффузии инновации на успех [33,37].

Выводы

Представленные в статье факторы, влияющие на диффузию инноваций в строительстве, являются актуальными для данного вида исследования. Принимая во внимание данную теорию на практике можно существенно повлиять на процессы внедрения, экономии, а также улучшение стоимостных и технических характеристик продуктов, товаров и изделий, а также значительно снизить угрозообразующие риски применения новейших технологий и продуктов.

missing image file

Рис. 2. Пути внедрения инноваций строительными компаниями