Введение
Теория равных возможностей сформировалась в результате развития эгалитарных теорий социальной справедливости. Согласно этой теории, детерминанты индивидуальных достижений следует разделять на два класса – обстоятельства, неконтролируемые индивидом, и усилия, напротив, относящиеся к зоне персональной ответственности. Неравенство достижений, обусловленное неравенством обстоятельств, несправедливо и подлежит искоренению, в то время как неравенство достижений, порождаемое неравенством усилий, справедливо и общественно полезно, так как создает мотивацию к реализации индивидуального человеческого потенциала.
Под достижениями понимается все то, что имеет ценность для всех или большинства населения: уровень доходов, образования, здоровья, богатства, социальный статус и т.д. Тематика неравенства возможностей в образовании является в настоящее время весьма популярным направлением исследований во всем мире в связи с тем, что образование является важным фактором, определяющим развитие индивидуальных навыков человека и позволяющим ему добиться широкого спектра экономических и социальных результатов. Практически во всех развитых обществах ценность образования воспринимается высокой, а образовательное неравенство, выражающее в обусловленности образовательных достижений индивида неконтролируемыми им обстоятельствами, прежде всего характеристиками социального бэкграунда, интерпретируется как яркое проявление социальной несправедливости.
Очень активно развивается в настоящее время проблемная область неравенства в образовательных достижениях школьников и его обусловленности неконтролируемыми учащимися факторами. В течение последних 20 лет был запущен целый ряд международных проектов, в которых образовательные достижения школьников из разных стран измеряются с использованием стандартизованных тестов и собирается информация по факторам, ответственным за вариацию образовательных достижений. Наиболее интересны в этом плане два проекта – «Тенденции международной математики и науки исследования» (TIMSS) и «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA).
Международный образовательный проект PISA [1] стартовал в 1997 г. Сбор данных осуществляется каждые три года начиная с 2000 года. В разные годы в исследовании принимают участие от 32 до 78 стран, Россия принимала участие во всех волнах исследования. Каждая волна PISA имеет свои особенности, но каждый раз выполняются измерения по трем основным направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность и естественно-научная грамотность.
Огромным преимуществом PISA является то, что данный проект изначально был направлен не только на оценку и сравнительный анализ образовательных достижений школьников в разных странах, но и на изучение факторов, ответственных за вариацию их образовательных достижений. Поэтому помимо тестирования учеников, проект собирает данные о семейном бэкграунде ученика, особенностях образовательного учреждения, взаимоотношениях с родителями, учителями, одноклассниками, ценностных ориентирах. Это определяет значительную ценность данных PISA для исследований в области неравенства возможностей в школьном образовании.
Одной из основополагающих работ, посвященных неравенству возможностей в образовании, является [2]. В данной работе, во-первых, предлагается оригинальная методика оценивания и, во-вторых, обосновывается применение стандартного отклонения в качестве меры неравенства образовательных достижений школьников и коэффициента детерминации для измерения неравенства возможностей в школьном образовании по данным PISA. Работа базируется на данных PISA 2006 года и содержит оценку неравенства возможностей в школьном образовании в 57 странах. Позднее, опираясь на методику, предложенную [2], был выполнен аналогичный расчет на данных PISA 2009 г. [3]. Обе работы содержат результаты оценки неравенства возможностей, в том числе и в РФ.
В данной работе, используя методику [2], мы проведем оценку неравенства возможностей в образовательных достижениях российских школьников и выявим вклад отдельных факторов-обстоятельств в общий уровень неравенства возможностей на данных PISA в 2018 г.
Целью данной работы является оценка неравенства возможностей в образовательных достижениях школьников и вклада в него отдельных факторов-обстоятельств.
Материалы и методы исследования
Наше исследование базируется на данных PISA-2018. В расчетах учитывались следующие факторы-обстоятельства: пол ученика, образование и социальный статус его родителей, домашние материальные, культурные, образовательные, информационно-коммуникационные ресурсы, тип местности проживания, уровень материального и кадрового обеспечения учебного заведения, в котором он обучается. В качестве показателя, характеризующего образование родителей, использовался максимальный уровень образования родителей, который был представлен как категориальная переменная, принимающая следующие значения: общее среднее и ниже (базовая категория в регрессионном анализе), среднее специальное, высшее и более. Тип местности проживания – также категориальная переменная с пятью возможными значениями: сельская местность, маленький город (< 15 тыс.чел.), средний город (15-100 тыс.чел., базовая категория в регрессионном анализе), крупный город (100-1000 тыс.чел.), мегаполис (> 1 млн чел). Остальные индикаторы (социальный статус родителей, домашние материальные, культурные, образовательные, информационно-коммуникационные ресурсы, уровень материального и кадрового обеспечения учебного заведения) в базе PISA представляют собой непрерывные переменные. Они были преобразованы в категориальные переменные следующим образом: если значение переменной меньше нижнего квартиля, то уровень считался низким, если значение находилось в диапазоне от нижнего до верхнего квартиля – средним, если выше верхнего квартиля – высоким. В расчетах средний уровень использовался в качестве базового. В случае индикатора материальных ресурсов школы нижний квартиль совпал с минимальным значением, поэтому этот индикатор был преобразован в категориальную переменную из двух уровней (выше медианы – высокий уровень, ниже медианы – низкий уровень). Используемая в данной работе методика оценки подробно описана в работе [2] и включает следующие этапы:
1. Рассчитывается регрессия образовательного достижения на факторы-обстоятельства.
2. На базе регрессионной модели рассчитываются прогнозные значения образовательных достижений и коэффициент детерминации, являющийся мерой неравенства возможностей.
3. Для оценки вклада отдельных факторов выполняется декомпозиция по Шепли. Подробное описание этого способа факторной декомпозиции итоговых статистик (в нашем случае – коэффициента детерминации) дается в работе [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Характеристики центральной тенденции (средний балл) и вариации (стандартное отклонение) образовательных достижений российских школьников по трем направлениям – математической, читательской и естественно-научной грамотности – приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики образовательных достижений российских школьников по данным PISA-2018 (в скобках приведены стандартные ошибки оценок)
Направления |
Средний балл |
Стандартное отклонение |
Математическая грамотность |
487,78 (2,96) |
86,03 (1,86) |
Читательская грамотность |
478,50 (3,07) |
92,89 (1,82) |
Естественно-научная грамотность |
477,72 (2,86) |
83,91 (1,71) |
Как следует из таблицы 1, наибольший средний балл наблюдается среди всех направлений наблюдается по математической грамотности, средние баллы по читательской и естественно-научной грамотности заметно меньше. Наибольший уровень неравенства образовательных достижений – в отношении читательской грамотности, на втором месте – математическая, на третьем – естественно-научная.
Результаты регрессии образовательных достижений школьников на факторы-обстоятельства представлены в таблице 2.
Как следует из таблицы 2, наибольший уровень неравенства возможностей имеет место в отношении читательской грамотности (R2=0,162), на втором месте – естественно-научная грамотность (R2=0,137), на третьем – математическая (R2=0,132).
Наличие высшего образования у одного из родителей при прочих равных условиях положительно влияет на образовательные достижения школьника по всем трем направлениям оценки. Как низкий, так и высокий социальный статус родителей значимо отрицательно влияют на образовательные достижения ребенка.
Таблица 2
Результаты регрессионного анализа
Факторы |
Математическая грамотность |
Читательская грамотноcть |
Естественно-научная грамотность |
||||||
b |
se(b) |
p |
b |
se(b) |
p |
b |
se(b) |
p |
|
Образование родителей |
|||||||||
среднее спец. |
9,72 |
8,17 |
0,234 |
16,43 |
7,01 |
0,019 |
23,27 |
6,65 |
0,000 |
высшее |
22,24 |
7,67 |
0,004 |
25,38 |
6,45 |
0,000 |
31,74 |
6,41 |
0,000 |
Социальные статус родителей |
|||||||||
низкий |
-16,03 |
3,50 |
0,000 |
-17,68 |
3,57 |
0,000 |
-16,81 |
2,84 |
0,000 |
высокий |
-7,08 |
3,08 |
0,022 |
-10,19 |
3,28 |
0,002 |
-7,92 |
3,02 |
0,002 |
Домашние материальные ресурсы |
|||||||||
низкий |
-7,45 |
4,25 |
0,080 |
-6,80 |
3,81 |
0,074 |
-9,09 |
3,71 |
0,014 |
высокий |
5,02 |
4,49 |
0,264 |
2,54 |
3,50 |
0,468 |
2,55 |
3,37 |
0,450 |
Домашние культурные ресурсы |
|||||||||
низкий |
-26,28 |
3,96 |
0,000 |
-32,50 |
3,45 |
0,000 |
-28,54 |
3,04 |
0,000 |
высокий |
-3,34 |
4,07 |
0,411 |
-4,12 |
3,86 |
0,285 |
-1,89 |
3,41 |
0,574 |
Домашние образовательные ресурсы |
|||||||||
низкий |
-10,06 |
4,17 |
0,016 |
-11,56 |
3,18 |
0,000 |
-7,73 |
3,47 |
0,026 |
высокий |
-2,27 |
3,38 |
0,502 |
-5,49 |
3,23 |
0,089 |
-5,02 |
2,96 |
0,091 |
Домашние информационно- коммуникационные ресурсы |
|||||||||
низкий |
-4,42 |
3,63 |
0,224 |
-6,47 |
2,92 |
0,027 |
-1,32 |
3,07 |
0,666 |
высокий |
-8,06 |
4,06 |
0,047 |
-9,37 |
3,24 |
0,004 |
-7,53 |
3,61 |
0,037 |
Тип местности проживания |
|||||||||
сельская |
-14,18 |
9,10 |
0,119 |
-25,99 |
11,32 |
0,022 |
-20,06 |
10,39 |
0,053 |
маленький город |
-19,53 |
7,29 |
0,007 |
-18,99 |
8,89 |
0,033 |
-19,17 |
7,80 |
0,014 |
крупный город |
2,72 |
6,86 |
0,691 |
3,47 |
7,78 |
0,655 |
2,02 |
6,69 |
0,762 |
мегаполис |
28,05 |
7,14 |
0,000 |
33,40 |
7,59 |
0,000 |
27,12 |
6,63 |
0,000 |
Уровень материального обеспечения школы |
|||||||||
ниже среднего |
-18,15 |
6,11 |
0,003 |
-17,54 |
7,07 |
0,013 |
-13,87 |
6,20 |
0,025 |
Уровень кадрового обеспечения школы |
|||||||||
высокий |
-6,18 |
5,59 |
0,269 |
-7,93 |
5,98 |
0,185 |
-6,74 |
5,67 |
0,235 |
низкий |
-7,33 |
6,24 |
0,240 |
-10,76 |
7,66 |
0,160 |
-8,58 |
6,44 |
0,183 |
пол |
|||||||||
женский |
-6,72 |
2,38 |
0,005 |
22,39 |
2,32 |
0,000 |
-1,58 |
2,25 |
0,481 |
Константа |
|||||||||
Константа |
507,24 |
10,25 |
0,000 |
486,57 |
10,06 |
0,000 |
485,24 |
9,21 |
0,000 |
R2 |
0,132 |
0,019 |
0,000 |
0,162 |
0,019 |
0,000 |
0,137 |
0,017 |
0,000 |
Низкий уровень домашних культурных, образовательных, материальных ресурсов оказывает обратное влияние на образовательные достижения. При этом высокие уровни этих индикаторов значимо не влияют на образовательные достижения. Низкий уровень домашних информационно-коммуникационных ресурсов значимо не влияет на образовательные достижения в отношении математической и естественно-научной значимости, но отрицательно влияет на уровень читательской грамотности. При этом высокий уровень этого индикатора оказывает значимое обратное влияние на образовательные достижения. Пространственный фактор – тип местности проживания – оказывает значимое влияние на образовательные достижения – проживание в сельской местности и малом городе значимо отрицательное, проживание в крупном городе и мегаполисе – значимо положительное. Низкий уровень материального и кадрового обеспечения школы имеют обратное влияние на образовательные достижения учащегося. Интересные и даже неожиданные результаты отмечаются в плане влияния фактора пола ребенка: девочки при прочих равных условиях демонстрируют более низкие образовательные достижения в области математической грамотности, более высокие – в области читательской грамотности, на естественно- научную грамотность пол не оказывает значимого влияния.
Вклад отдельных факторов-обстоятельств в общий уровень неравенства возможностей представлен в таблице 3 и рисунке.
Таблица 3
Результаты декомпозиции по Шепли
Математика |
Чтение |
Наука |
|
Образование родителей |
12,67% |
9,07% |
14,08% |
Социальные связи родителей |
9,34% |
8,06% |
9,44% |
Домашние материальные ресурсы |
10,76% |
9,41% |
11,00% |
Домашние культурные ресурсы |
16,84% |
17,82% |
19,40% |
Домашние образовательные ресурсы |
4,39% |
3,59% |
3,14% |
Домашние информационно-коммуникационные ресурсы |
3,75% |
3,11% |
2,74% |
ИТОГО родительская база |
57,75% |
51,06% |
59,80% |
Тип местности проживания |
26,68% |
26,85% |
27,74% |
Уровень материального обеспечения школы |
9,77% |
7,05% |
7,68% |
Уровень кадрового обеспечения школы |
4,88% |
5,19% |
4,67% |
ИТОГО Учебное заведение |
14,65% |
12,24% |
12,35% |
Пол |
0,92% |
9,86% |
0,11% |
ИТОГО |
100% |
100% |
100% |
Вклад отдельных факторов в уровень неравенства возможностей
Как следует из таблицы 3 и рисунка, факторы родительской базы имеют огромное значение – на них приходится 50-60% от общего уровня неравенства возможностей. Тип местности проживания также весьма существенен – примерно 26-27%, что говорит о сохранении значительных различий между культурными и образовательными возможностями в городской и сельской местностях. На характеристики материального и кадрового обеспечения школ приходится примерно 12-14% от общего уровня неравенства возможностей.
Заключение
В данной работе предпринята попытка оценить неравенство возможностей в образовательных достижениях российских школьников на данных PISA-2018. Согласно нашим расчетам, наибольший уровень неравенства образовательных достижений наблюдается в отношении читательской грамотности. Наиболее значимыми обстоятельствами для объяснения неравенства возможностей в образовательных достижениях школьников являются факторы родительской базы и тип местности проживания.
Анализ неравенства в образовательных достижениях школьников в России может способствовать лучшему пониманию природы неравенства, его возникновения и воспроизводства. Сокращение неравенства возможностей в образовательных достижениях важно в плане повышения социальной справедливости в обществе и росте продуктивности образования.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00453 «Неравенство возможностей в Российской Федерации: модельный подход».