Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CURRENT ISSUES OF EXECUTION OF THE BUDGET OF THE CHECHEN REPUBLIC IN THE INCOME SECTION

Bisultanova A.A. 1
1 Chechen State University
In this article, the author examined the process of forming and executing the budget in the revenue part for 2019. As a result of the analysis of the revenue side of the budget, the main budget-forming taxes were identified. In the study, the author also touches upon the organization of the receipt and distribution of the budget revenues, describes the role of the participants in the budget process and their responsibilities. The author draws the appropriate conclusions that at this stage of economic development in the Russian Federation there are no incentives to increase its own revenue side of budgets. The sources of income at the disposal of regional and local government levels cannot be called sufficient, which leads to an increase in the number of subsidized regions in the country. Analyzing the budgetary system of the Chechen Republic, the author made a conclusion about a high level of organization of the budgetary process, which helped the financial authorities of the Chechen Republic to effectively carry out their key functions, taking into account the specifics of the territories. The author also emphasized that certain disagreements between the participants in the budget process are natural for the budget system, but at the same time, these disagreements increase the efficiency of the budget process by adjusting and improving it.
budget revenues
budget process
budgetary system of the chechen republic

Ключевая задача в исполнении бюджета по доходам – это обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет доходов согласно утвержденному прогнозу.

Участники указанного процесса:

- налогоплательщики, уплачивающие в бюджет установленные налоги и иные обязательные платежи;

- Центральный банк, коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств;

- Федеральное казначейство, которое распределяет перечисленные платы в бюджеты по установленным нормативам;

- органы, имеющие полномочия администраторов платежей в бюджет.

Согласно БК РФ исполнение бюджетов по доходам предполагает осуществление следующих действий:

- зачисление доходов на единый счет;

- учет доходов согласно бюджетной классификации, формирование отчета о доходах бюджета;

- распределение доходов по бюджетам;

- возврат налоговых средств, излишне уплаченных в бюджет.

На лицевые счета органов казначейства доходы поступают каждый день.

Достоверность зачисления поступлений подтверждается выписками банка с платежными документами. Все виды доходов закодированы на базе бюджетной классификации, так, они имеют свои коды. Согласно платежным документам территориальный орган Федерального казначейства учитывает виды доходов, поступивших в бюджет, а также объем средств. Вместе с тем, регулирующие налоги, по которым осуществляется распределение между уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно. После распределения формируется ежедневный отчет об объеме средств, поступивших в бюджет государства, указанный отчет утверждает Федеральное казначейство. Вместе с тем, поступления бюджета суммируются нарастающим итогом, так формируются промежуточные и итоговые отчеты. Правильность исчисления налогов, сроки их выплат контролируют налоговые органы.

Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджета Чеченской Республики с открытием лицевого счета бюджета Министерству финансов Чеченской республики. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов осуществляется с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу. Таким образом, разработка, утверждение, исполнение бюджета субъекта РФ является ответственным и не простым процессом, каждый этап которого следует осуществлять согласно бюджетному и налоговому законодательству РФ. Рассмотрим процесс формирования и исполнения бюджета в доходной части за 2019 год.

Прогнозирование доходов – расчет объема поступлений налогов в бюджет соответствующей территории.

Ключевая цель прогнозирования доходов – определение объема налоговых поступлений на очередной финансовый год и плановый период на основе прогнозных расчетов изменения доходной части организаций, а также хозяйственных отраслей экономики.

Прогнозирование доходов делят на оперативное (на месяц, квартал), текущее (на один финансовый год) и стратегическое (долгосрочное) прогнозирование доходов. Базой текущего, стратегического планирования являются прогнозные параметры налогового потенциала.

Неналоговые доходы связаны с наличием имущества. Неналоговые доходы в части зачисления в бюджет являются собственными доходами бюджета, таким образом, законодательно закрепляются полностью или частично за определенным бюджетом. Разница между налоговыми и неналоговыми доходами в правах и обязанностей участников финансовых взаимоотношений, которые осуществляются в связи с выплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов.

Налоговые доходы носят регулярный характер, таким образом, они всегда прогнозируются в доходах бюджета. Часть неналоговых доходов не планируются, так как они не закреплены в доходах бюджета. Учитывая вышеизложенное, в доходах бюджета часть неналоговых доходов указывается общей суммой.

Фактический объем доходов бюджета Чеченской Республики по итогам 2019 года составил 92 499 353,9 тыс. рублей или 100,1% от общего объема утвержденных бюджетных назначений на 2019 год, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 13 662 581,9 тыс. рублей или 101,9% и безвозмездные поступления составили 78 836 772,1 тыс. рублей или 99,8% от утвержденных бюджетных назначений [1].

В разрезе основных бюджетообразующих налогов динамика поступлений сложилась следующим образом:

– по налогу на доходы физических лиц поступления на 1 января 2020 года составили 6 557 367,3 тыс. рублей или 114,5% от объема поступлений за соответствующий период прошлого года, что стало следствием роста уровня заработной платы «указных» категорий налогоплательщиков, роста заработной платы работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также в связи с предоставлением новых рабочих мест после ввода новых объектов дошкольного и общего образования в конце 2018 года;

– по акцизам на подакцизные товары в бюджет Чеченской Республики на 1 января 2020 года поступления составили 2 437 555,9 тыс. рублей, или 128,3% от объема поступлений за соответствующий период прошлого года, в том числе по доходам от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов составили 254 266,9 тыс. рублей и акцизы на нефтепродукты 2 183 886,8 тыс. рублей;

– по налогу на прибыль организаций поступления за отчетный период составили 1 132 590,4 тыс. рублей, или 150,6% от объема поступлений за предыдущий год, что обусловлено улучшением финансово-экономических факторов, оказывающих воздействие на результаты финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории республики, а также реализованным Правительством Чеченской Республики и органами исполнительной власти Чеченской Республики в 2019 году комплексом мероприятий по доведению уровня налоговой нагрузки налогоплательщиков, занятых в реализации национальных проектов и государственных программ Чеченской Республики, до средних значений, рассчитываемых ФНС России.

Динамика поступлений налогов на имущество в бюджет Чеченской Республики на 1 января 2020 года в сравнении с соответствующим периодом 2018 года составила 115,8%, поступило 2 868 348,7 тыс. рублей с абсолютным приростом поступлений на 390 610,3 тыс. рублей, в том числе:

– по налогу на имущество организаций поступления составили 2 490 509,0 тыс. рублей с динамикой к поступлениям 2018 года 113,6% и приростом поступлений в сумме 298 609,1 тыс. рублей, что обусловлено как вводом в эксплуатацию новых объектов имущества, так и отменой с 1 января 2019 года налоговых льгот, установленных Законом Чеченской Республики от 13 октября 2006 г. № 33-РЗ «О налоге на имущество организаций» для отдельных категорий налогоплательщиков.

– по транспортному налогу поступления составили 377 839,8 тыс. рублей с динамикой к поступлениям 2018 года 132,2% и приростом поступлений в сумме 92 001,1 тыс. рублей, что обусловлено изменением с 1 января 2018 года ставок транспортного налога, внесенных Законом Чеченской Республики от 27 ноября 2017 г. № 45-РЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чеченской Республики» в Закон Чеченской Республики от 13 октября 2006 г. № 32-рз «О транспортном налоге в Чеченской Республике» и наступлением в 2019 году срока уплаты по обязательствам физических лиц по транспортному, начисленному с учетом увеличенных ставок налога. Указанные изменения были инициированы в рамках соблюдения условий Соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики от 22 февраля 2017 года № 01-01-06/06-69 «О предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Чеченской Республики» ив соответствии с распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 июня 2017 года № 201-р об утверждении Плана мероприятий по повышению налоговых ставок и отмене отдельных налоговых льгот, установленных законами Чеченской Республики.

Исполнение республиканского бюджета на 2019 год по группам и подгруппам доходов в соответствии с бюджетной классификацией характеризуется данными, представленными в таблице.

Общий объем доходов республиканского бюджета в 2019 году составил 92 435 745 ,3 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы 13 414 452,2 тыс. рублей и безвозмездные поступления 79 021 239,1 тыс. рублей.

Утвержденные бюджетные назначения республиканского бюджета на 2019 год, в общем их объеме, исполнены на 99,7%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 101,8%, по безвозмездным поступлениям – на 99,8%.

Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме поступлений доходов республиканского бюджета в отчетном периоде составил 14,8%.

В структуре налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 1 января 2020 года основная доля приходится на следующие поступления:

– налоги на прибыль, доходы – 56,3% в объеме налоговых и неналоговых доходов и 8,3% в общем объеме доходов республиканского бюджета;

– налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 17,8% в объеме налоговых и неналоговых доходов и 2,6% в общем объеме доходов республиканского бюджета;

– налоги на имущество – 21,0% в объеме налоговых и неналоговых доходов и 3,1% в общем объеме доходов республиканского бюджета.

Исполнение республиканского бюджета по доходам на 1 января 2020 года (тыс. руб.)

Наименование показателя

Бюджетные назначения на 2019 год

Исполнено на 01.01.2020

Процент исполнения от утвержденных бюджетных назначений на 2019 год

Удельный вес в общем объеме доходов,%

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, всего

92 435 745,33

92499353,95

99,74

100,0

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

13 414 452,20

13 662581,86

101,85

14,77

в том числе:

       

Налоги на прибыль, доходы

7 417 280,83

7 689 957,70

103,68

8,31

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской федерации

2 437 555,86

2 438 153,67

100,02

2,64

Налоги на имущество

3 097 015,01

2 868 348,72

92,62

3,10

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

5 767,00

6 570,42

113,93

0,01

Государственная пошлина

48 092,00

52 815,55

109,82

0,06

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и обязательным платежам

0

7,16

-

0,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

95 120,00

103 115,66

108,41

0,11

Платежи при пользовании природными ресурсами

18 380,00

25 613,99

139,36

0,03

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

1 036,30

68 521,14

6612,09

0,07

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

84 630,00

121 946,98

144,09

0,13

Административные платежи и сборы

100,00

0

-

0,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

209 475,20

277 510,99

132,48

0,30

Прочие неналоговые доходы

0,0

10 019,88

-

0,01

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

79 021 293,13

78836 772,09

99,77

85,23

в том числе:

       

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям

48 845 046,50

48845 046,50

100

52,80

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям

15 242 479,91

15215 886,56

99,82

16,42

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям

11 581 629,16

11565 726,10

99,86

12,50

Иные межбюджетные трансферты

3 171 013,06

3 098 990,76

97,73

3,34

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций

171 571,00

171 571,00

100

0,17

Безвозмездные поступления от негосударственных организаций

9 552,50

9 552,50

100

0,0

Доходы бюджета от возврата в бюджет остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

1,00

1 969,86

196986

0,0

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

0

-71 971,19

-

0,0

 

Удельный вес неналоговых доходов в общем объеме поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на 2019 год составил 4,44%.

Стоит также сказать, что, не смотря на сложную ситуацию, сложившуюся в Российской Федерации, и, в целом, в мировой экономике, власти республики смогли без ущерба для населения республики, справиться с возложенными на них обязанностями в сфере социальной политики и государственного обеспечения граждан. Однако, не смотря на эти положительные результаты, нельзя не подчеркнуть необходимость повышения уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, совершенствования системы администрирования региональных и местных налогов, решения вопроса о разграничении собственности по уровням бюджетной системы РФ, стимулирования местных бюджетов в части увеличения поступлений доходов в бюджет. Стоит также поднять вопрос расширения доходной базы бюджета путем привлечения инвестиций [2,3].

Анализируя процесс организации бюджетной системы в Чеченской Республике, стоит отметить, что высокий уровень организации способствует финансовым органам Чеченской Республики результативно осуществлять свои ключевые функции, принимать во внимание специфику территорий и обеспечивать постоянное функционирование бюджетной системы. Определенные разногласия участников бюджетного процесса естественны для бюджетной системы, но при этом указанные разногласия повышают эффективность бюджетного процесса, корректируя и совершенствуя его.

Принятые федеральные законы от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создали законодательную базу, по новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации [4,5,6].

Однако существует еще много вопросов, по которым необходимо будет подготовить, как нормативно-правовую, так и методологическую основу реализации основных положений органов местного самоуправления и вопросов урегулирования межбюджетных отношений.

Одной из основных проблем, в части межбюджетных отношений в Чеченской Республике является незавершенность работы по разграничению полномочий и предметов ведения между Чеченской Республикой и федеральным центром. Без разграничения полномочий между федеральным центром и Чеченской Республикой невозможно полноценно реализовать положения федеральных законов от 06.10.1999 №184-ФЗ и от 6.10.2003 №131-ФЗ.

Следует также особо отметить вопрос отсутствия четкого разграничения расходных бюджетных полномочий по уровням бюджетной системы РФ, отсутствие четкой законодательно-нормативной базы бюджетной системы РФ, не вызывающей никаких вопросов по поводу распределения полномочий.

Все вышеперечисленные проблемы тесно связаны между собой и требуют участия в решении не только региональных, но и федеральных властей. Необходимо в очередной раз подчеркнуть, что только слаженная, совместная политика региональных и федеральных властей в долгосрочной и среднесрочной перспективе поможет решить проблемы, возникшие в бюджетной системе РФ.

Стоит сказать, что дальнейшее развитие Чеченской Республики будет протекать в следующих направлениях, согласно Прогноза социально-экономического развития Чеченской Республики до 2021 года:

- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

- обеспечение исполнения расходных обязательств;

- выравнивание уровня социально-экономического развития территорий Чеченской Республики.

Завершая исследование, стоит еще раз сделать акцент на том, что реализация взвешенной, рациональной, продуманной бюджетной политики является одной из нелегких задач, иначе ею не занимались бы ведущие российские и зарубежные экономисты из года в год. Поэтому для полноты отражения ситуации, более эффективного решения задачи необходимо использовать многофакторный, комплексный подход, включающий разработку сценарного развития ситуации, активное использование независимых экспертиз.