Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 1 1 1
1
1045 KB
-

Введение

Прогрессивный путь в сфере образования Чеченской республики осуществлялся благодаря выигранным тендерам государственных (региональных) закупок, базирующихся на контрактной системе

Система образования Чеченской Республики прошла огромный путь в своем развитии, который можно охарактеризовать тремя основными этапами:

– 2003–2008 гг. – этап восстановления и строительства образовательных учреждений. За эти годы было восстановлено и создано заново более 120 тысяч ученических мест;

– 2009–2013 гг. – этап создания материально-технической базы и модернизации всей системы образования. За эти годы удалось обеспечить образовательные учреждения самым необходимым учебным и лабораторным оборудованием, учебниками и методическими материалами. В эти годы, обучающиеся школ, колледжей и техникумов Чеченской Республики начали знакомиться с мультимедийной техникой и «вышли онлайн» – в настоящее время в республике нет ни одного образовательного учреждения, не подключенного к сети Интернет;

– 2013 г. – по настоящее время – этап повышения качества образования, создание системы образования, отвечающей потребностям современной экономики с учетом ее возможностей т. е. эффективной системы образования.

Современное состояние регулирования закупок товаров (работ, услуг) в представляет собой результат процесса сложных реформ, отобразивших все этапы развития российского государства. Анализ становления и развития данного института свидетельствует о том, что законодательное регулирование отношений в сфере закупок, а также процедур по их осуществлению в различные исторические эпохи имеет обусловленную специфику.

В свою очередь наблюдающиеся недостатки негативным образом сказываются на экономических и социальных процессах, в системе государственных закупок.

Проведение государственных (региональных) закупок обеспечивает эффективную реализацию гражданских прав и исполнение обязанностей.

Одной из старейших государственных контрактных систем является созданная в 1921 г. в США Федеральная контрактная система, которая по сей день осуществляет подготовку, размещение, оплату и контроль над выполнением государственных заказов.

Современная система закупок характеризуется сочетанием централизации в управлении закупочной деятельности всех региональных заказчиков с размещением конкретных заказов на местах.

В функции региональных органов входит выработка единой политики в области региональных закупок, которая включает: установление способов проведения закупок, определение перспективных и текущих потребностей конкретных заказчиков, осуществляет их координацию с имеющимися финансовыми ресурсами, выполняет выработку принципов развития отношений между региональнымизаказчиками и участниками и потенциальными поставщиками (исполнителями, подрядчиками).

Региональными образовательными учреждениями разрабатываются собственные планы закупок, таким образом в ходе реализации механизма региональных закупок- последовательно определяют предварительные требования к качественным и количественным характеристикам закупаемых товаров (работ услуг), устанавливаются ограничения цены закупки, предельные сроки выполнения регионального заказа (поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг).

Российская система региональных закупок основана в 90-х гг.

С переходом России на рыночные отношения сложилась отдельная законодательная регламентация системы государственных (региональных) закупок, способствовала выработки метадологии контрактных региональных отношений.

На нынешнем этапе государственные (региональные) закупки становятся одним из важных инструментов регулирования (стимулирования) преобразований в приоритетных отраслях экономики благодаря применению определенных преференций. Так, с помощью преференций можно поддерживать в рамках международной торговли отечественного производителя, а на внутреннем рынке, например, малый бизнес. При этом, как изображает международный и российский опыт, предоставление преференций должно носить обдуманный, ровный характер. Они не должны проходить у отдельных категорий поставщиков иждивенческие ожидания или повергать к монополизации некоторых сегментов отраслевых и локальных рынков.

Такие негативные последствия влекут за собой падение качества поставляемой для государственных и региональных нужд продукции и необоснованное завышение цен, а также стагнацию отдельных отраслей экономики и потерю их конкурентоспособности.

Цель исследования. В целом воздействие региональных закупок на экономику выражается в следующем: применение национального режима при осуществлении закупок Законом о контрактной системе и приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот аспект исследования является предметом данной статьи.

Материалы и методы исследования

Сравнение динамики закупок в Чеченской Республике за 2017–2018 годы представлено на следующих диаграммах (рис. 1, 2).

На основании сравнительного исследования региональных закупок в Чеченской Республике на базе образовательных учреждений выявлен уровень оценки качества региональных закупок. На основе полученных результатов была сформирована критериальная база оценки региональных закупок и разработана методика, привязанная непосредственному территориальному образованию (в Чеченской Республике) [1].

В соответствии с данной Методикой был реализован формат сплошного обследования региональных закупок в 19 муниципальных образованиях Чеченской Республики [2].

Оценка проводилась на основе 3 критериев:

1 – открытость и доступность информации о независимой оценке качества образования;

pic_temergaev_1.tif

Рис. 1. Динамика закупок в Чеченской Республике за 2017 год

pic_temergaev_2.tif

Рис. 2. Динамики закупок в Чеченской Республике за 2018 год

2 – качество критериев независимой оценки образовательной деятельности организаций;

3 – качество организационных механизмов независимой оценки образовательной деятельности организаций.

Сплошное исследование региональных закупок проводилось на той же методологической основе, что и в других субъектах РФ [3].

Распределение региональных закупок в Чеченской Республике по отдельным индексам и по обобщенному индексу развития экономического потенциала представлено ниже (табл. 1, 2).

На основании представленных данных индекса качества организационных механизмов независимой оценки деятельности образовательных организаций представленных территориальных образований, мы видим относительно стабильное развитие по региональным закупкам в сфере образования на всей территории Чеченской республики. Лидирующие позиции занимает столица республики город Грозный по всем показателям, в частности на 0,2 выше по индексу качества [4].

Анализ региональных закупок с учетом сравнительной характеристики организации независимой оценки качества образования (НОКО) в муниципальных образованиях Чеченской Республики, показал, что контрактные отношения, складывающихся при проведении государственных и региональных закупок, не обеспечивают полноценность материально-технической базы в сфере образования, что в связано с несовершеством контрактной системы закупок [5].

Исходя из вышесказанного, можно выделить признаки региональных закупок, выражающиеся в следующем:

1. Региональные закупки – это имущественные или связанные сними не имущественные отношения между заказчиком и участником при осуществлении региональных и муниципальных закупок.

Таблица 1

Распределение региональных закупок муниципальных образований
Чеченской Республики по индексу качества в сфере образования за 2017 год

Муниципальные образования Чеченской Руспублики

Индекс качества организационных механизмов независимой оценки образовательной деятельности организаций

Сумма баллов

Показатель «Наличие общественного совета по НОКО муниципального уровня»

Показатель «Наличие муниципального оператора или координатора по НОКО

Показатель «Наличие на официальном сайте муниципального образования технической взможности выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности

г. Грозный

0,4

2

1

0

1

г. Аргун

0,2

1

0

0

1

Ачхой-Мартановский район

0,2

1

0

0

1

Веденский район

0,2

1

0

0

1

Грозненский район

0,2

1

0

0

1

Гудермеский район

0,2

1

0

0

1

Итум-Калинский район

0,2

1

0

0

1

Курчалоевский район

0,2

1

0

0

1

Надтеречный район

0,2

1

0

0

1

Наурский район

0,2

1

0

0

1

Таблица 2

Сравнительная характеристика организации независимой оценки качества образования (НОКО) в муниципальных образованиях Чеченской Республики

Муниципальные образования Чеченской Руспублики

Индекс развития организационного потенциала муниципальноых систем НОКО

Индекс открытости и доступности информации о НОКО

Индекс региональных закупок в образовательных учреждениях Чеченской Республике

Индекс качества организационных механизмов независимой оценки образовательной деятельности организаций

г. Грозный

0,133

0

0

0,4

г. Аргун

0,067

0

0

0,2

Ачхой-Мартановский район

0,067

0

0

0,2

Веденский район

0,067

0

0

0,2

Грозненский район

0,067

0

0

0,2

Гудермеский район

0,067

0

0

0,2

Итум-Калинский район

0,067

0

0

0,2

Курчалоевский район

0,067

0

0

0,2

Надтеречный район

0,067

0

0

0,2

Наурский район

0,067

0

0

0,2

2. Предлагаем систематизировать действующее законодательство, регулирующее региональные и муниципальные закупки, а также совершенствовать политику региональных закупок и закупочных процедур.

3. Региональные закупки это целостная система состоящая из всязанных между собой элементов: лимит бюджетных обязательств заказчика; исполнение обязанностей по процедуре региональных закупов; уровень ценовой полити региональных закупок.

На диаграммах (рис. 3 и 4) представлен уровень распределения цен государственных, региональных и муниципальных закупок в образовательных учреждениях за 2017–2018 год [6].

pic_temergaev_3.tif

Рис. 3. Уровень закупок в образовательных учреждениях за 2017 год

pic_temergaev_4.tif

Рис. 4. Изменение уровня закупок в образовательных учреждениях за 2018 год

На основе данных представленных диаграмм стоит выделить существенные признаки региональных закупок, как постоянной интеграции с интернет-ресурсами, поскольку это позволяет оперативно осуществлять мониторинг системы образования, хотя в 2018 году процент региональных закупок в системе образования снизился, но это связано с ежегодным наращиванием материально-технической базы в медиа-ситем образовательного процесса [7].

В январе 2017 г. была создана единая информационная система, с целью размещения информации о государственных и муниципальных закупках (zakupki.gov.ru), которая заменила разрозненные сайты на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Официальный сайт отражает, все этапы закупок [8]. К тому же на сайте действует единый федеральный реестр государственных (муниципальных) закупок и контрактов, содержащий сведения о наименовании заказчика, источнике финансирования, процедуре размещения заказа, наименовании и местонахождении поставщика (исполнителя, подрядчика), номенклатуре и цене закупаемых товаров [9].

Взаимодействие цены с бюджетным лимитом ориентировано на источники финансирования региональных закупок.

Выводы

Таким образом исходя из анализа системы региональных закупок можно сделать вывод о том, что современное состояние закупочных процедур представляет собой контрактную систему регламентирующую сферу закупочной деятельности в образовательных учреждениях, в числе успехов ведомства в сфере общего образования можно отметить:

– совершенствование материально-технической базы и организационных условий обучения в учреждениях общего образования, реализуется комплекс мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала сферы общего образования;

– решение задач инновационного развития общего образования способствовало реализации комплекса мер по модернизации общего образования Чеченской Республики.

В целом анализ состояния региональных закупок в сфере качества инновационного образования Чеченской Республики позволяет выделить следующие проблемы:

1) неполное соответствие ресурсного снабжения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации существенных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (обеспеченность предметными кабинетами сегодня составляет 44 %, интерактивными досками – 20 %);

2) отсутствие эффективных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, отставание значительной части образовательных учреждений в инновационном развитии;

3) ограниченность кадрового ресурса инновационного развития;

4) небольшая динамика кадрового обновления в системе образования;

5) недостаточное применение современных образовательных технологий;

6) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих действенное функционирование системы оценки качества образования;

7) остающихся в системе общего образования давний подход принятия и исполнения решений.

Публикация подготовлена в рамках диссертационной работы «Администативно-правовое регулирование государственный закупок в образовательных организациях Чеченской Республики», магистераская программа, региональная экономика 38.04.01.