Введение
На сегодняшний момент разработано и реализуется значительное число теорий и концепций формирования и развития инновационной инфраструктуры региона. Их различие основано на учете особенностей, целей и ключевых задач инновационного развития территорий, к числу которых относятся как регионы, так и государства в целом. Анализ нормативно-правовых документов, а также проводимых мероприятий в данной области экономической деятельности говорит о том, что зачастую российская практика построения и функционирования технопарков, базируется на изучении и переработке зарубежного опыта и идей. Однако это не отменяет необходимости учета современного этапа и целей инновационного развития регионов России.
Актуальность проблемы
Слепое копирование зарубежного опыта привело к тому, что вложены существенные материально-финансовые ресурсы на создание инновационной инфраструктуры, но планируемой отдачи не получено. Вследствие чего актуальными для реализации остаются множественные проблемы государственного и регионального регулирования состава, структуры и функционала объектов инновационной инфраструктуры. Прежде всего это относится к проблеме вовлечения инновационного потенциала предприятий крупного бизнеса в инновационную деятельность региона. Это, в свою очередь, требует совершенствования концептуального подхода к построению и функционированию региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей комплексное инновационное развитие территорий на основе построения технопарковых структур, кластеров, а также особых экономических зон.
Цель исследования: обоснование принципов построения и функционирования региональных технопарков, обеспечивающих реализацию инновационных проектов производства высокотехнологичной продукции на основе вовлечения инновационного потенциала предприятий крупного бизнеса.
Материалы и методы исследования
В рамках исследования с использованием общенаучных приемов анализа и синтеза были рассмотрены выводы и рекомендации ведущих российских ученых, аналитическая информация и данные официальных ресурсов организаций и институтов развития, ответственных за формирования и функционирования инновационной инфраструктуры территорий, в т.ч. и технопарков.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования были изучены различные концептуальные подходы к формированию региональной инновационной инфраструктуры, предложенные, как отечественными, так и зарубежными исследователями (табл. 1).
Предложенные концепции представляют безусловный научный и практический интерес. Особенно хотелось бы отметить разработки, предложенные Е.А. Монастырным и Н.О. Чистяковой [4]. К числу несомненных достоинств предложенной модели можно отнести детализацию каждой функции инновационной инфраструктуры, которая соотносится к стадии их выполнения. Такой теоретический подход, для каждой функции, позволяет учесть специфику реализации на инфраструктурных региональных объектах. Что в итоге позволит сформировать эффективный алгоритм управления региональными объектами инновационной инфраструктуры, и как следствие инновационной системой в целом.
Наибольший интерес, с точки зрения авторов, представляют концептуальные положения, разработанные Ж. Ю. Улановой [9] и О. А. Строевой [6], которые предлагают концепции формирования инновационной инфраструктуры региона на основе построения технопарковых структур, кластеров, а также особых экономических зон, обеспечивающих комплексное инновационное развитие территорий их размещения.
Ж. Ю. Уланова [9] разработала организационно-экономическую модель построения инновационной инфраструктуры региона, на основе трех моделей инновационных центров (национальных технопарков, региональных инновационных центров и территорий высоких технологий). Достоинством данной модели является комплексный подход к формированию объектов инновационной инфраструктуры с учетом характера отраслевой специализации территории, диверсификации ее производства и целевой направленности инновационной деятельности региона.
Предложенная О. А. Строевой [6] концепция формирования механизма инновационного развития региона, предусматривает создание условий для успешного функционирования инновационных предприятий и научных организаций в рамках научно-технологического парка. Данная концепция основана на принципах экономической эффективности, развития инновационного потенциала региона, учета региональных условий, интеграции науки, производства, рынка и других. Она позволяет формировать инновационную инфраструктуру региона с учетом особенностей его инновационного развития.
В ходе анализа выявлено, что принципиальные и ключевые характеристики инновационной инфраструктуры региона связаны с реализацией инновационной деятельности малыми и средними предприятиями, оставляя без рассмотрения крупный бизнес, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, обладающие значительным инновационным потенциалом. Одним из объектов инновационной инфраструктуры, способным вовлечь инновационный потенциал предприятий крупного бизнеса в инновационную деятельность, являются технопарки.
Таблица 1
Различные концептуальные подходы к формированию региональной инновационной инфраструктуры
Авторы концептуального подхода |
Основные положения |
М. В. Иванов [2] |
Предлагает рассматривать инновационную систему России как экономическую систему федерального и регионального уровней, включающую совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания. |
Б. Асхайм, А. Изаксен, К. Отон, Х. Смит, Ф. Кук и др. [5] |
Региональные инновационные системы представляют собой промышленные районы и рассматриваются в качестве источника инноваций. |
М. В. Иванова [2] |
Рассматривает региональную инновационную систему как подсистему социально-экономической системы региона, которая должна способствовать развитию его инновационной деятельности и обеспечивать реализацию инновационных запросов всех участников инновационного процесса. |
О. В. Чистякова [12] |
Предложила теорию комплексного развития национальных, региональных инновационных систем и инновационной инфраструктуры на макро-, мезо и микроуровнях. Предложенный комплексный подход к формированию инновационной инфраструктуры на региональном уровне, способствующей превращению региональных и экзогенных научных знаний в новую конкурентоспособную продукцию и услуги, предусматривает взаимодействие с макро и микроуровнями. |
А. Ф. Суховей, И. М. Голова [8] |
В инновационном развитии территории (региона) в качестве центрального звена рассматривают высокотехнологичный комплекс. Инновационная инфраструктура является важнейшим элементом инновационной системы и играет ведущую роль в создании благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства. |
М. Н. Чечурина [11] |
Предлагает формировать инновационную инфраструктуру региона, включающую структуры, процессы и методы, соответствующие его инновационному развитию, а также систему управления инновационным процессом в регионе и специализированные учреждения и институты, позволяющие реализовать инновационную политику и проекты, нацеленные на повышение конкурентоспособности региона. |
Е. А. Монастырный и Н. О. Чистякова [4] |
В рамках подсистемы инновационной системы региона предложили структурно-функциональную модель, позволяющую в зависимости от реализуемых в регионе функций (создания наукоёмкого малого предпринимательства, коммерциализации результатов научных знаний, оказание услуг бизнесу, направленных на восполнение недостающих компетенций бизнеса) сформировать региональную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую ее эффективность и достижение конкретных целей развития территории. |
Впервые технопарки появились после второй мировой войны в США. В 1970-е годы технопарки стали появляться и в Европе. В таких европейских государствах, как Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Франция и других получили распространение различные виды технопарков. Среди них технологические, научные, производственные парки и технополисы. В конце 1990-х годов общее число научных парков и технопарков в Западной Европе уже превысило 300 [13].
Первые технопарки в России появились в 90-х. Как правило, это были подразделения университетов или академгородки. В России, в соответствии с рейтингом инновационной активности регионов за 2017 год, наиболее развитыми, с точки зрения инновационной деятельности, являются следующие субъекты и города: Калужская, Новосибирская, Томская области, республика Татарстан, города Москва и Санкт-Петербург. Во многом, это объясняется созданием технопарков в этих регионах.
Вместе с тем, до настоящего времени остаются неразвитыми отдельные институциональные и законодательные нормы, регулирующие правовой статус технопарков. В частности, отсутствие единого определения технопарка, которое следует принять на законодательном уровне, привело к неоднозначному пониманию его структуры, задач и организации управления. Ввиду этого, на сегодняшний день в ряде регионов нашей страны были приняты законы о технопарках, в которых по-разному определено содержание понятия технопарка, что видно из представленной ниже таблицы 2 [15].
Обобщая, можно сказать, что технопарк – это совокупность объектов недвижимости, созданных для ведения малого и среднего бизнеса в сфере высоких технологий, которая управляется единой управляющей компанией и может включать в себя земельные участки, офисные здания, лабораторные и производственные помещения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Таблица 2
Определения понятия технопарк, принятые в регионах России на Законодательном уровне
Наименование нормативно-правового акта |
Регион |
Понятие Технопарка |
Закон Новосибирской области от 15.12.2007 N 178-ОЗ (ред. от 01.04.2011) «О политике Новосибирской области в сфере инновационной системы» (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 06.12.2007 N 178-ОСД). |
Новосибирская область |
Технопарк – форма интеграции науки, образования, производства, малого и среднего предпринимательства и бизнеса, которая осуществляется на базе специализированного имущественного комплекса путем концентрации интеллектуальных, финансовых, консалтинговых, организационных и иных ресурсов и услуг, обеспечивающих успешную коммерциализацию и трансферт технологий субъектами инновационной деятельности. |
Закон Республики Татарстан №69-ЗРТ от 13 октября 2018 года. Принят Государственным Советом Республики Татарстан 24 сентября 2018 года. |
Республика Татарстан |
Объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и/или научно-технической деятельности, и/или инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемые управляющей компанией – коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации» [2] |
Закон Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 13 мая 2009 года. |
г. Санкт-Петербург |
Технологический парк Санкт-Петербурга – совокупность объектов недвижимого имущества (отдельно стоящее здание, сооружение и/или несколько зданий, сооружений, а также земельные участки), а также объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающих полный цикл услуг по размещению и развитию субъектов деятельности в сфере промышленности и/или инновационных компаний, которые являются резидентами технологического парка (технопарка) Санкт-Петербурга, и управляемых собственником или управляющей компанией, и которым в установленном законодательством Санкт-Петербурга порядке присвоен статус технологического парка Санкт-Петербурга [1] |
Закон Томской области «О Промышленных (индустриальных) парках в Томской области». Принят Законодательной Думой Томской области 27.11.2014 (постановление № 2373). |
Томская область |
Под промышленным парком подразумевается – комплекс созданных и/или создаваемых объектов недвижимости (земельный(ые) участок(ки), административные, производственные, складские и иные нежилые помещения) и инфраструктуры промышленного (индустриального) парка, необходимые для организации деятельности резидентов промышленного (индустриального) парка, эксплуатируемый управляющей компанией и получивший статус промышленного (индустриального) парка [8] |
Таблица 3
Результаты деятельности некоторых технопарков в России
Регион технопарка |
Планируемые результаты |
Достигнутые результаты |
Сроки реализации основных проектов |
Организационно-правовая форма Технопарка |
Новосибирская область |
Технопарк ставит перед собой две основные цели деятельности: формирование технологических бизнесов, их коммерциализация и последующий вывод на рынок; – создать работающий бизнес и выйти из капитала компании. |
Основанный в 2011 году, нано центр «СИГМА. Новосибирск» входит в сеть нано центров Фонда инфраструктурных и образовательных программ. В нано центре уже создано более чем 75 проектов по следующим направлениям: специализированная химия, медицинские биотехнологии, микроэлектроника и сенсоры. Общая численность компаний-резидентов по состоянию на 31.12.2018 – 295, количество сотрудников – 9 244 человека. В 2018 году рассматриваемый технопарк признан одним из самых эффективных в России [4] |
2010-2017 |
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) |
Республика Татарстан |
Целью своей деятельности технопарк «Идея» обозначил создание системы коммерциализации наукоемких идей. Для достижения цели запланировано обеспечение компаниям-резидентам необходимой поддержки на всех этапах инновационного цикла разрабатываемых проектов. |
Инновационно-производственный технопарк «Идея» начал свою работу 5 февраля 2004 года. Основной операционный доход «Идея» получает от сдачи помещений в аренду. Работа направлена на улучшение инвестиционного климата Татарстана, повышение уровня деловой активности и развитие наукоемкого производства в республике. По состоянию на 2018 год данный показатель, по данным службы статистики Татарстана, составил 4 288 млн. рублей. Количество компаний-резидентов на начало 2020 года – 59. Один из ключевых партнеров – АО «Роснано» [5] |
2004-2018 |
Закрытое акционерное общество (ЗАО) (в настоящее время ООО или ПАО) |
Санкт-Петербург |
Оказание поддержки высокотехнологичному бизнесу. Содействие в инновационном развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, путем обеспечения доступа заказчиков ко всему перечню новейших технологий. |
Основные заказчики услуг технопарка – субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Одна из ключевых задач: выявление перспективных бизнес-моделей и технологических разработок субъектов (МСП). Число компаний-партнеров на 2020 год – 47, среди них такие, как: инновационный центр «Сколково», Microsoft, ПАО «Газпром нефть» и другие [6] |
(Акционерное общество) Сейчас ПАО |
|
Томская область |
Главными целями своей коммерческой деятельности ОАО ТМДЦ «Технопарк» обозначает следующие направления: проведение выставочно-ярмарочной, маркетинговой и инновационной деятельности. |
Первый, официально зарегистрированный в СССР в 1990 году технопарк. С 2005 года действует, как ОАО «Томский региональный центр трансфера технологий». На сегодняшний день коммерческая деятельность ОАО ТМДЦ «Технопарк» базируется на выставочно-ярмарочной, инновационной, и маркетинговой деятельности [7] |
1990-по настоящее время |
(Открытое акционерное общество) На сегодняшний момент ПАО |
В 2018 году в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», внесены изменения, в соответствии с которыми были закреплены на законодательном уровне понятия «технологическая инфраструктура» и «промышленный парк». Таким образом, были заложены правовые основы для государственной поддержки проектов создания и развития промышленных технопарков [14].
Рассмотрим результаты работы Российских технопарков, достигнутые ими в соответствии с поставленными целями и задачами (табл. 3).
На основе анализа приведенных понятий технопарка, функционала и результатов их деятельности в отечественной практике, предлагается определить роль технопарка, как объекта инновационной инфраструктуры, объединяющего в различных хозяйственно-правовых формах, инновационный потенциал субъектов инновационной деятельности региона с целью организации полного инновационного цикла, посредством установления сетевого взаимодействия между соответствующими хозяйствующими субъектами.
Функционирование промышленного технопарка предполагает создание управляющей компании, объединяющей специализированные площади, оснащенные в соответствии с требованиями предприятий-резидентов. Наряду с этим, для наиболее эффективного и быстрого решения поставленных задач, региональным технопаркам целесообразно объединять возможности предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Для этого следует выработать инструменты, с помощью которых такие предприятия можно будет заинтересовать в сотрудничестве. На наш взгляд, наиболее оптимальным при работе технопарка представляется так называемый «принцип одного окна», суть которого заключается в создании единого центра управления инновациями в конкретном субъекте, с использованием общей базы данных для всего региона. Каждому технопарку следует выработать свою, особую методику для оценки и дальнейшего повышения эффективности использования государственных и частных инвестиций, направленных на улучшение его функционирования.
Сформулированные требования требуют развития основных концептуальных положений к созданию и функционированию технопарков на территории Российской Федерации. В связи с этим, в рамках проведенного исследования были сформулированы следующие принципы построения и функционирования технопарков:
– вовлечение инновационного потенциала крупных, средних и малых предприятий региона в деятельность технопарка в качестве резидентов в рамках реализуемых на территории региона инновационных проектов с предоставлением данным предприятиям временного статуса объекта инновационной инфраструктуры;
– формирование резидентов технопарка по принципу портфеля инновационных проектов, реализуемых в регионе;
– организация сетевого взаимодействия между сформированными таким образом резидентами в рамках каждого, включенного в портфель, инновационного проекта с целью повышения эффективности и их заинтересованности в получении конечного результата;
– развитие материальной базы технопарка с учетом необходимости компенсации недостающих компетенций в рамках сетевой организации при реализации инновационного проекта;
– эффективное распределение объемов государственной поддержки в различных формах, как между проектами, реализуемыми в регионе, так и между участниками сетевого взаимодействия в рамках отдельного инновационного проекта;
– принцип возвратности вовлеченных денежных средств государственной поддержки.
Реализация первого и второго концептуальных положений основана на принципиально новом подходе к определению резидентов технопарка и обеспечивает, как максимальное вовлечение инновационного потенциала предприятий региона в его инновационную деятельность (в том числе предприятий крупного бизнеса), так и его наиболее эффективное использование. В свою очередь это требует разработки методического инструментария формирования портфеля инновационных проектов, составляющих основу технопарка.
Третье и четвертое концептуальные положения исходят из необходимости формировании сетевого взаимодействия как определяющей формы сотрудничества в научно-технической и инновационной сфере. Сам принцип не является новым, однако до настоящего времени не уделяется необходимое внимание вопросам выбора форм и разработке механизмов формирования сетевого взаимодействия между объектами инновационной инфраструктуры и другими субъектами инновационной деятельности в процессе реализации инновационных проектов. Построение сетевого взаимодействия, прежде всего, предприятий крупного бизнеса и объектов инновационной инфраструктуры основано на объединении их усилий и увязывании в единую цепочку на основе взаимной заинтересованности для достижения общих конечных результатов реализации инновационных проектов.
В сетевое взаимодействие, наряду с объектами инновационной инфраструктуры, вовлекаются объекты инвестиционно-финансовой и рыночной инфраструктуры. При этом реализуется принцип интеграции инновационной инфраструктуры в рыночную и инвестиционно-финансовую инфраструктуру национального и международного уровней. Это позволяет обеспечить продвижение на рынке и формирование спроса на инновационную продукцию, повысить эффективность реализации завершающих этапов инновационного процесса, привлечь дополнительные источники финансирования для реализации инновационных проектов [1].
Стоит отметить, что расширение сферы деятельности технопарка и функционирующих в регионе объектов инновационной инфраструктуры в связи с необходимостью компенсации недостающих компетенций в рамках сетевого взаимодействия требует проведения оценки предельного экономического потенциала и эффективности (окупаемости) его формирования и использования [3].
Реализация последних двух концептуальных положений вытекает из необходимости наиболее эффективного использования средств государственной поддержки инновационной деятельности в регионе. При этом учитываются все возможные формы государственного стимулирования из бюджетов различных уровней. Это требует разработки методического инструментария, обеспечивающего эффективное распределение объемов государственной поддержки, как между участниками сетевого взаимодействия в ходе осуществления отдельного инновационного проекта, так и между инновационными проектами, реализуемыми в рамках технопарка.
Принцип возвратности заимствован из зарубежного опыта и определяется предположением возвратности вовлеченных денежных средств государственной поддержки в виде субсидий в форме ежегодных выплат или приватизации бизнеса, а также его продажи с целью реинвестирования средств государства в поддержку других инновационных проектов. Это позволит существенно нарастить темпы инновационного развития региона.
Заключение
Выполненный анализ показал, что предлагаемые исследователями принципы и ключевые характеристики инновационной инфраструктуры региона в той или иной мере связаны с реализацией инновационного процесса и организацией взаимодействия его участников. Вместе с тем они не учитывают особенности производства и реализации высокотехнологичной гражданской продукции и не решают задачи вовлечения предприятий крупного бизнеса в инновационную деятельность региона. Поэтому предложенные и обоснованные авторами концептуальные положения построения и функционирования региональных технопарков заслуживают пристального внимания и практической реализации.