Чеченская Республика находится на 71 месте в рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма, составленном экспертами Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» по результатам 2018 года. Низкое место туристской отрасли ЧР в рейтинге означает, что у нас есть сдерживающие факторы развития туризма. Рассмотрим основные проблемы развития туристской индустрии Чеченской Республики. Их можно классифицировать по различным признакам: по организационным составляющим, правовым, инфраструктурным и научным. Эти проблемы взаимосвязаны друг с другом и показывают общие социально-экономические проблемы страны.
Согласно проведенным исследованиям [1-4], для развития туристской индустрии ЧР в первую очередь необходимо решить следующие экономические проблемы:
- высокие затраты на строительство объектов инженерной системы на туристско-рекреационных комплексах (а именно: энерго- и водоснабжение, транспортные пути, водоочистные сооружения);
– небольшой объем бюджетных инвестиций в сфере туризма;
– завышенные цены на транспортные и гостиничные услуги;
– недостаточные бюджетные средства на продвижение туристского продукта на внутренних и международных рынках.
Также стоит затронуть и организационные проблемы развития туристской индустрии, мешающие ее плодотворному функционированию:
– недостаточный эффективный метод продвижения национального туристского продукта на внешний рынок;
– отсутствие высококачественного сервиса.
К правовым проблемам развития туризма в ЧР относится недостаточность нормативно-правовых и законодательных баз в индустрии туризма, отсутствие информации по правовым и налоговым законодательствам. В связи с этим надо разработать специальный механизм государственного регулирования, который обеспечивал привлечение дополнительного потока посетителей в страну, а также приостановление или прекращение предпринимательской деятельности турфирм, грубо нарушающих законодательные акты и нормативные документы.
К главной инфраструктурной проблеме развития туристкой индустрии относится экономический и материальный износ имеющей туристской инфраструктуры в местах размещения.
Например, следует выделить нижеперечисленные проблемы, характерные для мест размещения туристов:
– недостаточное количество средств коллективного размещения в небольших городах, поэтому отсутствует конкуренция и ежегодно растет цены на услуги в местах размещения;
– изношенная материальная база предприятий размещения (санаторно-курортные учреждения, дома и базы отдыха, пансионаты, и гостиницы)
– низкое качество гостиничных услуг;
– малое количество международных гостиничных сетей в туристской индустрии страны;
– средства коллективного размещения не соответствуют международным стандартам качества и ориентированы в основном на местных туристов;
– стоимость проживания в дороже, чем в аналогичных гостиницах других республик;
– низкие показатели заполняемости гостиниц и сильная зависимость от деловых посетителей [3,4].
На формирование туризма большое воздействие также влияет и развитие транспортной инфраструктуры. В туристской отрасли транспорт обеспечивает связь между туристскими элементами и содействует развивать быстрыми темпами. В первую очередь для увеличения туристского потока нужно обновить авиационный парк, расширить географию полётов, установить взвешенную ценовую и тарифную политику, повысить качество сервиса на борту. По данным информационного агентства «Интерфакс» Россия за два года поднялась сразу на четыре пункта в мировом рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума «The Travel and Tourism Competitiveness Report-2019», с 43-го на 39-е место, расположившись между Чехией и Индонезией, причем в развитии авиатранспортной инфраструктуры занимает 23 место в общем рейтинге стран.
Ж/д транспорт, который использует составы советской эпохи, в настоящий момент уже не соответствует требованиям к качеству и скорости, поэтому практически не используется во въездном туризме. Кроме того, у этого вида транспорта такие недостатки:
– большая часть вагонов используются более двадцати лет;
– уровень подготовки проводников в поездах далек от европейских стандартов;
– состояние железнодорожных вокзалов и поездов не предоставляет комфортных условий во время поездки, тем самым сильно сокращая количество посетителей, пользующихся таким транспортом [5].
Все это негативно отражается на привлекательности и конкурентоспособности данного вида транспорта. Для развития железнодорожного транспорта было бы хорошо произвести следующие действия:
– совершенствование нынешних и строительство новых железно-дорожных путей;
– закупка высокоскоростных локомотивов типа «Сапсан» или «Ласточка», чтобы снизить длительность поездок между населенными пунктами;
– расширение сети маршрутов, в особенности новых международных отправлений в страны дальнего зарубежья.
В последнее время в туристских целях широко используется автотранспорт. Автобусный парк ЧР находится не в лучшем состоянии. Очень мало современных комфортабельных автобусов, что не позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания туристов.
Ограничивает процесс развития туризма в стране практически полное отсутствие научного сопровождения туристской индустрии, а также и кадровая проблема. Отсутствие квалифицированных кадров является серьезным препятствием в развитии туризма в ЧР. При большом недостатке компетентных кадров для туриндустрии выпускники соответствующих профилей ВУЗов часто остаются без работы из-за простого отсутствия практических навыков и знаний по конкретным вопросам. Проблема качественного обслуживания недостаточно эффективно разрешается как в рамках подготовки работников средств размещения и туристского бизнеса, так и специалистов смежных с туризмом сфер, обслуживающих посетителей.
Туризм республики считается сферой, не привлекающим валютные ресурсы в страну, а напротив, каналом вывоза денежных средств, причем в больших масштабах: выездной туризм значительно превышает въездной. Это связано с тем, что большинство туркомпаний занимается именно выездным туризмом. ЧР жизненно необходимо увеличить поток въезжающих туристов, для чего нужно ориентировать турфирмы на развитие въездного вида туризма, что, в свою очередь, напрямую зависит от состояния транспорта, средств размещения, кадрового обеспечения.
Для ликвидации вышеописанных проблем развития туризма в стране необходимо совершенствование политики государства по вопросам улучшения налоговой системы, визового, таможенного и тарифного регулирования [6-10]. Только на общегосударственном уровне может быть решена серьезная проблема транспорта, проблема, по-прежнему актуальная для экономической и социальной отраслей государства. Важно также, чтобы была продолжена уже начатая работа по строительству гостиничных сетей в наиболее востребованном среднем ценовом диапазоне, как и постоянная работа по повышению качества сервиса и защите прав и интересов постояльцев.
Резюмируя все вышенаписанное, необходимо выделить проблемные вопросы, требующие решения на уровне Правительства Чеченской Республики:
1. Отсутствие четкой методики определения численности туристов и экскурсантов в регионе.
2. Недостаточно развитый портфель крупных событийных мероприятий у мэрий городских округов и администраций муниципальных районов ЧР. Необходимо заблаговременное закладывание в бюджет ОМС финансовых средств на организацию и проведение крупных событийных мероприятий, способствующих узнаваемости и развитию территорий.
3. Недостаточный уровень квалификации персонала средств размещения и объектов общественного питания, несоответствие качества предоставляемых услуг и уровня цен (включая знание иностранных языков, отсутствие меню на английском языке и т.д.). Стоит систематически проводить курсы повышения квалификации для сотрудников данных категорий объектов, а также необходимо проведение на постоянной основе обучающих мероприятий: стажировок в крупных отелях страны и мира; семинаров, тренингов, практических занятий с квалифицированными специалистами; создание центра обучения и переподготовке кадров в сфере туризма.
4. Привлечение в регион сетевые отели. Необходимо проведение Ежегодного форума по франчайзингу в сфере туризма.
5. Высокие цены на авиабилеты, ограниченная сеть направлений авиаперевозок. Требуется понижение тарифа на авиабилеты до уровня конкурентоспособного с регионами СКФО: Назрань, Владикавказ, Махачкала, КМВ. Запуск новых авиамаршрутов.
6. Недостаточно развит придорожный сервис: санитарные комнаты на территории автовокзалов, автозаправочных станций не оборудованы в соответствии с международными стандартами, низкий уровень организации торговли сувенирной продукцией. Следует не допускать строительства новых автозаправочных станций и функционирование существующих без наличия санузлов, соответствующих международным стандартам. Обязать руководство автовокзалов привести в надлежащее состояние санузлы на своих территориях. Следует обратиться к поддержка предпринимателями местных производителей сувенирной продукции посредством открытия точек продажи на территории или вблизи своих объектов.
7. Необустроенность существующих туристских маршрутов: нехватка унифицированной системы туристской навигации, отсутствие смотровых площадок. Министерством по туризму ЧР произведено и установлено 5 дорожных указателей к основным туробъектам Веденского муниципального района, а также совместно с АО «Курорты Северного Кавказа», администрациями городских округов и муниципальных районов ЧР произведено и установлено 11 указателей к ВТРК «Ведучи». Необходимо строительство новых смотровых площадок и установку к основным туробъектам указателей с наличием следующей информации: наименование объекта, местонахождение, расстояние до объекта, пиктограмма и QR-код. К объектам истории и культуры - информационного щита с исторической справкой об объекте.
8. Отсутствие рекламы туробъектов на билбордах. Необходимо изготовление и установка билбордов на основных магистралях, проходящих по территории муниципальных районов. Размещение субъектами турбизнеса информации о своих объектах на билбордах.
9. Низкий уровень подачи информации федеральными СМИ о туризме в ЧР. Необходимо размещение рекламы в крупных СМИ страны и для проведения рекламно-презентационных кампаний.