Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY IN THE CONTEMPORARY CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE CHECHEN REPUBLIC

Bisultanova A.A. 1
1 FSBEI HE “Chechen State University”
In this article, the author attempts to highlight the main problems of the development of the tourism industry of the economy of the Chechen Republic. In order to highlight the fundamental problems of tourism in the Chechen Republic, the author analyzed the characteristic features of the region, revealed the role of the region in the market of tourist services, considered the main factors that have a positive and negative impact on the tourism sector. The author also touched upon the legal problems of tourism development in the Czech Republic, such as the lack of legal and regulatory frameworks in the tourism industry, lack of information on legal and tax legislation. As a result of the study, the author has grouped the problems of the development of the tourism industry of the economy of the Chechen Republic by economic, organizational and legal components. To eliminate the identified problems of tourism development, the author focuses on the need to improve the state policy on improving the tax system, visa, customs and tariff regulation. Only at the national level can the serious problem of transport be solved, a problem that is still urgent for the economic and social sectors of the state. Summarizing the study, the author proposed the necessary measures, first of all, that must be taken by state authorities to stimulate the development of the tourism industry.
tourism
problems in tourism
economy of the chechen republic

Чеченская Республика находится на 71 месте в рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма, составленном экспертами Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» по результатам 2018 года. Низкое место туристской отрасли ЧР в рейтинге означает, что у нас есть сдерживающие факторы развития туризма. Рассмотрим основные проблемы развития туристской индустрии Чеченской Республики. Их можно классифицировать по различным признакам: по организационным составляющим, правовым, инфраструктурным и научным. Эти проблемы взаимосвязаны друг с другом и показывают общие социально-экономические проблемы страны.

Согласно проведенным исследованиям [1-4], для развития туристской индустрии ЧР в первую очередь необходимо решить следующие экономические проблемы:

- высокие затраты на строительство объектов инженерной системы на туристско-рекреационных комплексах (а именно: энерго- и водоснабжение, транспортные пути, водоочистные сооружения);

– небольшой объем бюджетных инвестиций в сфере туризма;

– завышенные цены на транспортные и гостиничные услуги;

– недостаточные бюджетные средства на продвижение туристского продукта на внутренних и международных рынках.

Также стоит затронуть и организационные проблемы развития туристской индустрии, мешающие ее плодотворному функционированию:

– недостаточный эффективный метод продвижения национального туристского продукта на внешний рынок;

– отсутствие высококачественного сервиса.

К правовым проблемам развития туризма в ЧР относится недостаточность нормативно-правовых и законодательных баз в индустрии туризма, отсутствие информации по правовым и налоговым законодательствам. В связи с этим надо разработать специальный механизм государственного регулирования, который обеспечивал привлечение дополнительного потока посетителей в страну, а также приостановление или прекращение предпринимательской деятельности турфирм, грубо нарушающих законодательные акты и нормативные документы.

К главной инфраструктурной проблеме развития туристкой индустрии относится экономический и материальный износ имеющей туристской инфраструктуры в местах размещения.

Например, следует выделить нижеперечисленные проблемы, характерные для мест размещения туристов:

– недостаточное количество средств коллективного размещения в небольших городах, поэтому отсутствует конкуренция и ежегодно растет цены на услуги в местах размещения;

– изношенная материальная база предприятий размещения (санаторно-курортные учреждения, дома и базы отдыха, пансионаты, и гостиницы)

– низкое качество гостиничных услуг;

– малое количество международных гостиничных сетей в туристской индустрии страны;

– средства коллективного размещения не соответствуют международным стандартам качества и ориентированы в основном на местных туристов;

– стоимость проживания в дороже, чем в аналогичных гостиницах других республик;

– низкие показатели заполняемости гостиниц и сильная зависимость от деловых посетителей [3,4].

На формирование туризма большое воздействие также влияет и развитие транспортной инфраструктуры. В туристской отрасли транспорт обеспечивает связь между туристскими элементами и содействует развивать быстрыми темпами. В первую очередь для увеличения туристского потока нужно обновить авиационный парк, расширить географию полётов, установить взвешенную ценовую и тарифную политику, повысить качество сервиса на борту. По данным информационного агентства «Интерфакс» Россия за два года поднялась сразу на четыре пункта в мировом рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума «The Travel and Tourism Competitiveness Report-2019», с 43-го на 39-е место, расположившись между Чехией и Индонезией, причем в развитии авиатранспортной инфраструктуры занимает 23 место в общем рейтинге стран.

Ж/д транспорт, который использует составы советской эпохи, в настоящий момент уже не соответствует требованиям к качеству и скорости, поэтому практически не используется во въездном туризме. Кроме того, у этого вида транспорта такие недостатки:

– большая часть вагонов используются более двадцати лет;

– уровень подготовки проводников в поездах далек от европейских стандартов;

– состояние железнодорожных вокзалов и поездов не предоставляет комфортных условий во время поездки, тем самым сильно сокращая количество посетителей, пользующихся таким транспортом [5].

Все это негативно отражается на привлекательности и конкурентоспособности данного вида транспорта. Для развития железнодорожного транспорта было бы хорошо произвести следующие действия:

– совершенствование нынешних и строительство новых железно-дорожных путей;

– закупка высокоскоростных локомотивов типа «Сапсан» или «Ласточка», чтобы снизить длительность поездок между населенными пунктами;

– расширение сети маршрутов, в особенности новых международных отправлений в страны дальнего зарубежья.

В последнее время в туристских целях широко используется автотранспорт. Автобусный парк ЧР находится не в лучшем состоянии. Очень мало современных комфортабельных автобусов, что не позволяет поддерживать высокий уровень обслуживания туристов.

Ограничивает процесс развития туризма в стране практически полное отсутствие научного сопровождения туристской индустрии, а также и кадровая проблема. Отсутствие квалифицированных кадров является серьезным препятствием в развитии туризма в ЧР. При большом недостатке компетентных кадров для туриндустрии выпускники соответствующих профилей ВУЗов часто остаются без работы из-за простого отсутствия практических навыков и знаний по конкретным вопросам. Проблема качественного обслуживания недостаточно эффективно разрешается как в рамках подготовки работников средств размещения и туристского бизнеса, так и специалистов смежных с туризмом сфер, обслуживающих посетителей.

Туризм республики считается сферой, не привлекающим валютные ресурсы в страну, а напротив, каналом вывоза денежных средств, причем в больших масштабах: выездной туризм значительно превышает въездной. Это связано с тем, что большинство туркомпаний занимается именно выездным туризмом. ЧР жизненно необходимо увеличить поток въезжающих туристов, для чего нужно ориентировать турфирмы на развитие въездного вида туризма, что, в свою очередь, напрямую зависит от состояния транспорта, средств размещения, кадрового обеспечения.

Для ликвидации вышеописанных проблем развития туризма в стране необходимо совершенствование политики государства по вопросам улучшения налоговой системы, визового, таможенного и тарифного регулирования [6-10]. Только на общегосударственном уровне может быть решена серьезная проблема транспорта, проблема, по-прежнему актуальная для экономической и социальной отраслей государства. Важно также, чтобы была продолжена уже начатая работа по строительству гостиничных сетей в наиболее востребованном среднем ценовом диапазоне, как и постоянная работа по повышению качества сервиса и защите прав и интересов постояльцев.

Резюмируя все вышенаписанное, необходимо выделить проблемные вопросы, требующие решения на уровне Правительства Чеченской Республики:

1. Отсутствие четкой методики определения численности туристов и экскурсантов в регионе.

2. Недостаточно развитый портфель крупных событийных мероприятий у мэрий городских округов и администраций муниципальных районов ЧР. Необходимо заблаговременное закладывание в бюджет ОМС финансовых средств на организацию и проведение крупных событийных мероприятий, способствующих узнаваемости и развитию территорий.

3. Недостаточный уровень квалификации персонала средств размещения и объектов общественного питания, несоответствие качества предоставляемых услуг и уровня цен (включая знание иностранных языков, отсутствие меню на английском языке и т.д.). Стоит систематически проводить курсы повышения квалификации для сотрудников данных категорий объектов, а также необходимо проведение на постоянной основе обучающих мероприятий: стажировок в крупных отелях страны и мира; семинаров, тренингов, практических занятий с квалифицированными специалистами; создание центра обучения и переподготовке кадров в сфере туризма.

4. Привлечение в регион сетевые отели. Необходимо проведение Ежегодного форума по франчайзингу в сфере туризма.

5. Высокие цены на авиабилеты, ограниченная сеть направлений авиаперевозок. Требуется понижение тарифа на авиабилеты до уровня конкурентоспособного с регионами СКФО: Назрань, Владикавказ, Махачкала, КМВ. Запуск новых авиамаршрутов.

6. Недостаточно развит придорожный сервис: санитарные комнаты на территории автовокзалов, автозаправочных станций не оборудованы в соответствии с международными стандартами, низкий уровень организации торговли сувенирной продукцией. Следует не допускать строительства новых автозаправочных станций и функционирование существующих без наличия санузлов, соответствующих международным стандартам. Обязать руководство автовокзалов привести в надлежащее состояние санузлы на своих территориях. Следует обратиться к поддержка предпринимателями местных производителей сувенирной продукции посредством открытия точек продажи на территории или вблизи своих объектов.

7. Необустроенность существующих туристских маршрутов: нехватка унифицированной системы туристской навигации, отсутствие смотровых площадок. Министерством по туризму ЧР произведено и установлено 5 дорожных указателей к основным туробъектам Веденского муниципального района, а также совместно с АО «Курорты Северного Кавказа», администрациями городских округов и муниципальных районов ЧР произведено и установлено 11 указателей к ВТРК «Ведучи». Необходимо строительство новых смотровых площадок и установку к основным туробъектам указателей с наличием следующей информации: наименование объекта, местонахождение, расстояние до объекта, пиктограмма и QR-код. К объектам истории и культуры - информационного щита с исторической справкой об объекте.

8. Отсутствие рекламы туробъектов на билбордах. Необходимо изготовление и установка билбордов на основных магистралях, проходящих по территории муниципальных районов. Размещение субъектами турбизнеса информации о своих объектах на билбордах.

9. Низкий уровень подачи информации федеральными СМИ о туризме в ЧР. Необходимо размещение рекламы в крупных СМИ страны и для проведения рекламно-презентационных кампаний.