Введение
Рыбохозяйственный комплекс Якутии, сырьевой основой которого являются промышленное рыболовство и рыбоводство, это сектор экономики, включающий в себя различные виды деятельности, начиная от прогнозирования сырьевой базы отрасли и заканчивая организацией торговли рыбной продукцией в республике и в России. Он играет важную роль в поддержании продовольственной безопасности, сохранении водных биоресурсов и улучшении качества жизни населения.
Развитие предприятий рыбохозяйственного комплекса республики, в том числе в форме малого предпринимательства, будет способствовать дополнительному обеспечению работников и их семей доходами (как в виде прямой заработной платы, так и в виде дополнительных поступлений из социальных фондов) [1].
К основным видам деятельности рыбного хозяйства можно отнести непосредственно рыболовство (промысел), рыбоводство (разведение рыбы), а также переработку и производство основных видов рыбной продукции.
Целью исследования является анализ рыбохозяственного комплекса промысловых улусов Республики Саха (Якутия) и разработка рекомендаций по увеличению ресурсной базы рыболовства и повышения качества рыбопродукции.
Материал и методы исследования
По территории Республики Саха (Якутия) протекает более 500 тыс. рек и речек общей длиной около 1,5 млн км, общее число озер в республике с площадью от 0,01 км1 2 и более составляет 708844, их суммарная площадь – 74 тыс. км2 (2,4% от площади республики) [6].
Рыбохозяйственный фонд республики составляют 9 тыс. рек, общей протяженностью 28,1 тыс. км и 145,5 тыс. озер, площадью 43,5 тыс. км и Вилюйское водохранилище площадью 2 170 км2.
Традиционное рыболовство ведется коренными малочисленными народами в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Тем не менее, рыболовство выполняет функции по удовлетворению потребности местного коренного
В республике более 89% промыслового улова сконцентрировано в арктических улусах в силу их приуроченности к низовьям рек. Основную часть – около 80% этого улова составляют сиговые виды рыб, совершающие ежегодные нерестовые миграции. Таким образом, весь промысел носит сезонный характер и привязан к срокам нереста рыбы. Промысел рыб в Республике Саха (Якутия) преимущественно базируется на вылове полупроходных (нельма, омуль, муксун, ряпушка), озерно-речных (чир и сиг-пыжьян) и озерных (пелядь) сиговых видов рыб в реках Лена, Колыма, Яна, Индигирка, Анабар, Оленек, Омолой, Чондон, Хрома, Алазея, Вилюйском водохранилище и озерах республики (рисунок) [3].
Анализ географического распределения рыб в водоемах территории Якутии подтверждает правомерность разделения ее на 2 района: Лено-Хатангский – от р. Анабар до р. Яны, и Колымо-Индигирский – от р. Индигирки до р. Колымы.
В Республике Саха (Якутия) пользование рыболовными участками в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов осуществляют объединения малочисленных народов на территориях Абыйского, Аллаиховского, Жиганского, Усть-Майский, Усть-Янский. Всего заключено 50 договоров на участки для традиционного рыболовство, из них 23 речные, 27 озерные.
Схема размещения водных биологических ресурсов Арктической зоны РС(Я)
Таблица 1
Оборот организаций по видам экономической деятельности с 2015-2019 гг.
Оборот |
Годы |
Отклонение, % 2019 г. |
|||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2018 г. |
2015 г. |
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
3525322 |
2886458 |
3394697 |
3594985 |
3875656 |
107,8073 |
109,9376 |
Рыболовство и рыбоводство |
328633 |
267134 |
287462 |
314484 |
412235 |
131,083 |
125,4393 |
Уд. вес отрасли «Рыболовство и рыбоводство» в общем обороте, % |
0,04 |
0,02 |
0,03 |
0,02 |
0,03 |
х |
х |
Источник: http://stat.sakha.gks.ru:8899/Default.aspx?p=m&c=2026&i=2805
Оценивая показатели Государственной Статистики Российской Федерации, в республике по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство» зарегистрировано 255 предприятий, в основном это предприятия, зарегистрированные, как родовые общины (46%). По данным Росстата в целом по виду деятельности «рыболовство и рыбоводство» в 2018 году было занято 494 человека или 7,5% от занятых в ВЭД «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и 0,1% от общей численности занятых в экономике республики, что составляет наименьший показатель занятости в сравнении с другими производственными отраслями. Большая численность (более 91% или 452 человек) занята в рыболовстве.
Самыми крупными рыбодобывающими хозяйствами в республике являются: Артель (рыболовецкий колхоз) «Арктика», МУП «Булунское» из Булунского, ПК КРО «Русское Устье», ПК КРО «Аллаиха» из Аллаиховского, ПК КРО «Турваургин», СПК КМНС «Походский», КРО КМНС-Юкагиров «Чобул» из Нижнеколымского, СПК КРО Илин-Шар, ООО Усть-Янский и другие средние хозяйства из Усть-Янского улуса
По данным ТО ФСГС РС(Я) Оборот организаций по видам экономической деятельности по РС(Я) за 2019 год составляет 1480 212 025 тыс. рублей, из них доля сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства составляет 0,26%. Суммарный вклад отрасли «Рыболовство и рыбоводство» – 0,03%. Увеличение показателя по обороту ВЭД «Рыболовство и рыбоводство» за пять лет (с 2015-2019 гг.) составил 25,4%, в сравнении с прошлым годом 31,1% (табл. 1).
Основной причиной увеличения оборота организаций по статье «Рыболовство и рыбоводство является увеличение показателей производства товарно-пищевой рыбной продукции и ее реализации. За пять лет показатели производства выросли с 5 094,6тонн до 5 878,2 тонн, т.е. на 15,4% (в т.ч. рыбы свежемороженой на 16,5%, глубоко переработанной рыбы на 12%, а также за счет увеличения квот и вылова рыбы, с 2015 г по 2019 г. выдача квот увеличилась на 12%, вылов рыбы на 10,2%. В целом по республике реализация рыбы по всем каналам сбыта осуществляется 66% малыми предприятиями, 19,7% крестьянскими фермерскими хозяйствами и индивидуальными предприятиями, крупными и средними организациями 13,4%.
Производство рыбы и рыбных продуктов за 2019 г. в республике составляет 5878,68 тонн, что больше на 11% чем в 2014 г, из них 70,7% производства приходится на арктические районы. В комплексе традиционного образа жизни коренных жителей нашего региона, в том числе и традиционных рационов питания одно из ведущих мест занимает рыба. Ценовая ситуация рыбопродуктов на рынке республики имеет тенденцию к росту цен. Заработная плата в отрасли рыболовства, рыбоводства на 2019 год составляла 27931,5 рублей, что меньше средней заработной платы по республике (73402,3 рублей в 2019 г.) на 62% и средней заработной платы в отрасли сельского хозяйства на 23%, что делает отрасль не конкурентоспособной на рынке труда по сравнению с другими разделами ВЭД «Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство».
Анализ вылова рыбы по основным рекам за указанный период показывает, что основная доля рыбы промышленного рыболовства вылавливается в бассейнах 4 основных рыбопромысловых рек, в них выловлено 25 086,6 тонн или 94,8% от общего объема, в том числе:
- на реке Лена – 10 676,6 тонн (40,1%),
- реке Колыма – 5 111,4 тонн (19,2%),
- реке Яна – 8 886,7 тонн (18,4%),
- реке Индигирка – 4 411,9 тонн (16,6%).
Государственная поддержка отрасли. Государственная поддержка рыбохозяйственного комплекса за прошлый год составила 117,9 млн.рублей. Финансирование полностью поступает из республиканского бюджета.
Государственная поддержка за 2018-2019 гг. осуществлена по следующим мероприятиям:
1. Увеличение (сохранение оптимального уровня) объемов вылов промысловой рыбы
1.1. Развитие системы заготовки, переработка промысловой продукции;
1.2. Поддержка доходности в товарном рыбоводстве
2. Обновление материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса;
2.1. Строительство и модернизация объектов рыбохозяйственного комплекса;
2.2. Строительство и модернизация объектов рыбохозяйственного комплекса,
2.3. Стимулирование обновления материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса.
Местное сельскохозяйственное производство не способно обеспечивать население собственной продукцией. Основу продовольственного обеспечения населения арктических районов в основном формирует ввоз продуктов питания из других городов. При этом продукты в значительных объемах могут завозится на Север только транспортабельные и пригодные к длительному хранению. Анализ уровня производства рыбы на душу населения составляет – 61 кг. (норматив потребления на 1 человека трудоспособного населения согласно закону РС(Я) «О потребительской корзине» -35,1 кг. в год) (табл. 2) [2].
Как видно из таблицы уровень самообеспечения сельскохозяйственной продукцией низкий. Судя по показателям производства рыбы и рыбной продукции, рассматриваемая зона могла бы обеспечить себя продуктами рыбного происхождения. Но к сожалению, это не так.
Таблица 2
Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией
в Республике Саха и Арктической зоне
Объем |
Валовой |
Производство яиц на душу |
Производство рыбы и рыбных продуктов |
|
Республика Саха (Якутия) |
38,2 |
167 |
139 |
6,7 |
Арктическая зона |
27 |
80,1 |
5,1 |
61 |
Норматив потребления на 1 человека трудоспособного населения согласно закону РС(Я) «О потребительской корзине» |
73,7 |
270,7 |
260 |
35,1 |
Источник: Информационно-аналитический сборник отраслевых показателей СХ за 2012-2019 гг. // ГКУ «Центр ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)».2019 г.
Основной причиной такого положения в отрасли является то, что рыбоводческие хозяйства в основном занимаются реализацией продукции по заключенным договорам, также сказывается изменение механизма субсидирования промышленного рыболовства, т.е. отмена субсидий на промышленный вылов рыбы для сданной рыбы крупными рыболовецкими хозяйствами, имеющими промышленные квоты свыше 50 тонн. В связи с отменой данной субсидии, во-первых, у хозяйств пропала мотивация сдачи рыбы местным рыбоперерабатывающим предприятиям, во-вторых, существенно выросла закупочная цена на сдаваемую рыбу. Соответственно выросла себестоимость готовой рыбной продукции, и как следствие наблюдаем повышение реализационной цены на рыбную продукцию для конечного потребителя. И как результат, сегодня местная рыбная продукция по своим ценам стала практически недоступна для большинства слоев населения, что привело к снижению объемов реализации рыбной продукции, а значит и ее производства.
Результаты исследования и их обсуждение
Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что, перечисленные проблемы современного состояния рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) требуют безотлагательного внимания и помощи со стороны государства и республиканского правительства для их планомерного решения.
Для социального и экономического развития рыбохозяйственного комплекса Арктической зоны РС(Я) имеются необходимые предпосылки. Его успех зависит от способности государства создать условия для ликвидации дефицита и оттока квалифицированных кадров из отрасли, активировать инновационную модернизацию, стимулировать устойчивою реализацию аграрной продукции, принять Государственную политику в отношении арктической зоны республики [4].
Выводы
Основные направления государственной политики в области рыбохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия).
Для улучшения положения рыбохозяйственного комплекса необходимо осуществить комплекс мероприятий, который должен включать:
1. Государственную политику в отношении арктической зоны республики;
2. Правительство Республики Саха (Якутии) должно выступить гарантом сохранения традиционного образа жизни коренных народов, проживающих на территории республики;
3. Отсутствие единой информационной среды в области рыбного хозяйства для решения задач стратегического и оперативного планирования, а также управления отраслью;
4. Необходимо образование специализированных агропромышленных зон;
5. Совершенствование механизмов государственной поддержки рыбохозяйственной отрасли;
6. Разработка и апробация системы показателей экономической эффективности предприятий рыболовства, что позволит оценить эффективность мер государственной поддержки
7. Создание точек по глубокой переработке рыбохозяйственного сырья, а также принятия мер государственной поддержки инновационного развития традиционных видов хозяйственной деятельности народов Севера, организации глубокой переработки и маркетинга продукции оленеводства и рыболовства в Республике Саха (Якутия);
8. Формирование внутренних факторов экономического развития северных территорий, обладающих необходимым природно-ресурсным потенциалом и активное поощрение поиска новых возможностей экономического развития;
9. Развитие транспортной инфраструктуры, которая снизит издержки неблагоприятного климата;
10. Разработать особые меры экономического стимулирования устойчивого развития кочевых родовых общин и других хозяйствующих субъектов малочисленных народов Севера в условиях глобального экономического кризиса;
11. С учетом исключительно экстремальных климатических условий и транспортной недоступности, малонаселенности, ростом безработицы в отдаленных районах Республики Саха (Якутия), не способствующих развитию бизнеса изучить механизмы предоставления налоговых преференций и льгот предпринимателям, хозяйствующим субъектам, создающим рабочие места в арктических улусах и выплачивающим пенсионные и страховые взносы своим работникам при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции.
12. Для сохранения и развития традиционных отраслей разработать программу по организации вывоза и сбыта промысловой продукции, компенсации транспортных расходов, возобновлении работы потребительской кооперации.
13. Стимулирование создания инновационной и экспорт традиционных видов хозяйственной деятельности;
14. Создание системы статистических показателей, характеризующих финансово-экономическое состояние субъектов рыболовства.
15. Проведение научных и ресурсных исследований бассейнов рек и озер для оценки состояния рыбных запасов и изучения перспектив товарного рыбоводства.
16. Увеличение объемов квот вылова малоценных видов рыб и вовлечение в хозяйственное освоение отдаленных участках рек Лена, Яна, Индигирка, Колыма.
17. Проведение мероприятий по искусственному воспроизводству рыбы, в том числе в водоемах, находящихся на особо охраняемых природных территориях с целью восстановления рыбных запасов сиговых и их охране в период созревания.
18. Развитие инфраструктуры рыболовства и стимулирование обновления материально-технической базы рыболовства, позволяющего комплексно использовать искусственные и естественные источники холода для хранения рыбы.