Введение
В последние годы Республика Татарстан является одним из лидеров спортивной отрасли среди субъектов Российской Федерации. Этому свидетельствует сформированная эффективная система поддержки спорта на государственном уровне. Развитие массового спорта и внимание к двигательной активности населения стратегически определено руководством республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе и закреплено соответствующими целевыми показателями. Применяется программно-целевой и проектный подход, реализуется программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан до 2020 года, а также региональный проект «Спорт – норма жизни».
Благодаря реализации федеральных и республиканских программ по созданию условий для развития физической культуры и спорта, проведению крупных спортивных мероприятий и внедрения новых форм работы с населением на начало 2020 года количество занимающихся физической культурой и спортом в Татарстане возросло до 49,5 процента (1 787 390 человек), опережая средние показатели по Российской Федерации (42,3 процента). Это 6 – место среди регионов России, по количеству занимающихся спортом людей от 3 до 79 лет. Общее количество занимающихся спортом с 2013 года выросло с 32,2 % до 49,5 % в 2019 году [8].
Целью статьи является изучение спортивной активности населения на основе лучших практик региональной политики (На примере Республики Татарстан), а также исследование эффективности расходования бюджетных средств на развитие физической культуры и спорта. Результатом исследования будет предложена методика внедрения обобщенного показателя на основе сравнительного анализа эффективности расходования бюджетных средств к уровню спортивной активности населения.
Среди основных задач программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» следует выделить повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни.
Вместе с тем, методика оценки социально-экономической эффективности реализации федеральной целевой программы социально-экономический эффект от ее реализации не учитывает ряд значимых косвенных эффектов роста спортивной активности населения, таких как формирование социального капитала, развитие туризма, эффекты в сфере образования. Кроме того, в указанной методике не представлен инструментарий количественной оценки социально-экономического эффекта программы.
Результаты мониторинга реализации федеральных и региональных целевых программ развития физической культуры и спорта показывают, что:
1. Все без исключения показатели носят количественный характер. Показатели, характеризующие качество реализации мероприятий программ, не установлены, что не позволяет оценить их реальное влияние на изменение качества жизни всех граждан.
2. Отсутствие прозрачной и приемлемой для регионов методики декомпозиции значений показателей, учитывающей географические, демографические, экономические, национальные особенности, формирует риски установления заведомо невыполнимых показателей и, как следствие, не достижение результатов целевых программ.
3. Методика расчета одного из основных показателей «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан», проводимая Министерством спорта Российской Федерации, не позволяет полноценно оценить степень его выполнения в связи с отсутствием базы данных выборочного наблюдения состояния здоровья граждан, необходимых для его расчета. В отчетах также не используются информация о людях, которые проводят занятия в коммерческих спортивных организациях (фитнес-клубы) или у себя на дому.
Существующая проблематика определяет необходимость применение иной методики, основанной на качественных показателях оценки эффективности
Широко распространенным инструментом стимулирования во многих сферах является рейтинг. Целесообразно сформировать рейтинг регионов России по показателю спортивной активности. Однако, сравнивать регионы просто по уровню показателя спортивной активности и на этой основе строить рейтинг некорректно, так как имеет место большая неоднородность факторов и условий спортивной активности в регионах России – их оснащенности спортивными сооружениями, тренерскими кадрами, специальной инфраструктурой и др. Поэтому приемлемым критерием формирования рейтинга может быть уровень эффективности использования регионом имеющихся факторов и условий спортивной активности.
Материал и методы исследования
Сравнение данных по спортивной активности в регионах в России и их динамики позволяет отметить ярко выраженную региональную неоднородность развития этого явления в России. Например, лидирующие по вышеуказанному показателю регионы в 2008 году такие как, Республика Башкортостан и Калмыкия, не попали в лидирующую десятку регионов 2019 года.
Начиная с 2008 года уровень спортивной активности как в России в целом, так и во всех ее регионах постоянно повышается.
В табл. 1 представлены десять регионов России с самым высоким уровнем спортивной активности (СА), а также десять регионов, в которых прирост спортивной активности за период 2008-2019 годы был максимальным.
Некоторые отстающие в 2008 году регионы (Республики Дагестан, Оренбургская область) вошли список регионов с наибольшей спортивной активностью в 2019 году. Указанные регионы требуют отдельного внимания как регионы, потенциально имеющие свои эффективные технологии решения задачи по повышению спортивной активности населения, которые могут быть использованы в других российских регионах в качестве лучших практик.
С 2012 по 2019 годы, доля систематически занимающихся спортом основных групп граждан России возросла практически в 2 раза. Еще более значительный рост (в 5,5 раза) имел место для группы лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [13].
Сравнивая динамику основного показателя в отрасли физической культуры и спорта, доли активно занимающегося спортом населения, можно отметить Республику Татарстан, как регион с наиболее устойчивой положительной динамикой роста этого индикатора.
Таблица 1
Регионы России – лидеры по уровню спортивной активности в 2019 г. и по приросту спортивной активности за 2008-2019 гг.
Лидеры спортивной активности (СА) в 2019 г. |
Лидеры по приросту СА (2008-2019) |
||||
2008 |
2019 |
||||
1 |
Краснодарский край |
19,1 % |
52,5 % |
Республика Дагестан |
43,2 % |
2 |
Республика Тыва |
21,7 % |
50,5 % |
Оренбургская область |
36,5 % |
3 |
Республика Дагестан |
7,6 % |
50,2 % |
Краснодарский край |
33,4 % |
4 |
Тамбовская область |
17,6 % |
49,6 % |
Тамбовская область |
32,0 % |
5 |
Республика Татарстан |
19,0 % |
49,5 % |
Республика Татарстан |
30,5 % |
6 |
Ямало-Ненецкий АО |
23,6 % |
48,5 % |
Курская область |
29,8 % |
7 |
Оренбургская область |
11,8 % |
48,3 % |
Рязанская область |
29,6 % |
8 |
Белгородская область |
20,7 % |
48,1 % |
Тюменская область |
28,9 % |
9 |
Сахалинская область |
19,2 % |
47,9 % |
Республика Тыва |
28,8 % |
10 |
Тюменская область |
18,8 % |
47,7 % |
Нижегородская область |
27,8 % |
Таблица 2
Динамика ключевых показателей в сфере массового спорта и физической культуры в России [14]
Показатель |
2012 |
2019 |
Доля систематически занимающихся физкультурой и спортом |
22,5 % |
42,3 % |
Доля систематически занимающихся физкультурой и спортом учащихся и студентов |
47,0 % |
83,9 % |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, регулярно занимающихся физкультурой и спортом |
3,5 % |
19,4 % |
Численность штатных специалистов в спортивной отрасли, тыс.чел. |
321 |
402 |
Сравнительная динамика доли населения Российской Федерации и Республики Татарстан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ( %)
Таблица 3
Информация об объемах расходов на развитие физической культуры и спорта за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан за 2019-2020 гг.
(тыс. рублей) |
||
2019 г. (исполнено) |
2020 г. (план) на 01.09.2020 |
|
1. Объем средств республиканского бюджета – всего |
285 357 862,7 |
310 554 914,8 |
в том числе: |
||
на развитие физической культуры и спорта |
2 424 267,8 |
2 981 159,7 |
бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры республиканской собственности Республики Татарстан (капитальные вложения) |
2340501,9 |
4954456,6 |
2. Доля средств на развитие физической культуры и спорта от общего объема средств муниципального бюджета, в % |
0,85 % |
0,96 % |
в том числе, с учетом средств кап. строительства |
1,67 % |
2,56 % |
Таблица 4
Информация об объемах расходов на развитие физической культуры и спорта за счет средств местных бюджетов Республики Татарстан за 2018-2020 гг.
(тыс. рублей) |
|||
2018 г. (исполнено) |
2019 г. (исполнено) |
2020 г. (план) на 01.09.2020 |
|
1. Объем средств муниципального бюджета – всего |
90 167 752,3 |
95 574 614,4 |
96 720 418,9 |
в том числе: |
|||
на развитие физической культуры и спорта |
1 324 663,8 |
3 772 996,0 |
4 654 683,8 |
бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры муниципальной собственности Республики Татарстан (капитальные вложения) |
13 716,3 |
1 198,4 |
0,0 |
2. Доля средств на развитие физической культуры и спорта от общего объема средств муниципального бюджета, в % |
1,5 |
3,9 |
4,8 |
Примечательно сравнение государственных ассигнований на спорт как в целом по стране, так и в Республике Татарстан в процентном соотношении от объема регионального и муниципального бюджета.
В табл. 3 и 4 представлена информация о затратах бюджета регионального и муниципального уровня на развитие физической культуры и спорта за период 2018-2020 годы.
Общий объем финансового обеспечения государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за счет средств федерального бюджета в 2019 г. составил 85,8 млрд рублей. Доля средств на развитие физической культуры и спорта от общего объема средств федерального бюджета, в % составляет 4,3 %, что выше показателя Республики Татарстан.
Делая вывод, обобщив результаты диаграммы рисунка и табл. 3, 4 можно сказать, что несмотря на более низкую бюджетную обеспеченность отрасли физической культуры и спорта, чем в целом по стране, показатель спортивной активности населения в Республике Татарстан выше общефедерального индикатора. Это означает, что эффективность расходования средств в республике выше общероссийского уровня.
Таким образом, совершенствование методики оценки социально-экономической эффективности реализации федеральной региональных целевых программ развития физической культуры и спорта в целях повышения институционального потенциала региона состоит в использовании двухэтапного факторного анализа на основе инструментария эконометрического моделирования. В частности, на первом этапе оценивается влияние индикаторов региональной политики в сфере физкультуры и массового спорта на спортивную активность населения в этом регионе. На втором этапе спортивная активность выступает как фактор социально-экономического развития региона. Следовательно, последовательная реализация двух этапов предлагаемой методики позволяет оценить социально-экономический эффект каждого элемента региональной политики в сфере массового спорта и физкультуры. Апробация представленной методики представлена ниже в табл. 5.
Результаты исследования и их обсуждение
Для более глубоко изучения полученных результатов рассмотрим внедрение в практику обобщенного показателя эффективности региональных властей в сфере физкультуры и массового спорта. Его предлагается рассчитывать на ежегодной основе для всех регионов России. Это отношение прироста спортивной активности региона в отчетном году относительно прошлого года (в процентах) к его среднегодовым подушевым затратам в сфере физкультуры и спорта. Этот показатель, являясь относительным, характеризует соотношение затрат на физкультуру и массовый спорт и главного результата региональной политики в сфере физкультуры и массового спорта – роста спортивной активности населения. Этот показатель может быть рассчитан по статистическим данным Министерства спорта РФ в свободном доступе. На основе этого показателя предлагается строить обобщенный рейтинг регионов России по эффективности региональной политики в сфере физкультуры и спорта. Сравнение значений данного показателя для Республики Татарстан и России в целом за период 2014-2018 годы дано в табл. 5 (построено по данным [13]).
По данным табл. 5 следует сделать вывод, что рост спортивной активности населения относительно среднегодовых подушевых затрат бюджета на физкультуру и спорт за период 2014-2018 годы в Республике Татарстан выше, чем в России в целом. Таким образом, эффективность региональной политики Республики Татарстан в сфере физкультуры и спорта выше общероссийского уровня за рассматриваемый период. Следовательно, и по этому индикатору Татарстан можно рассматривать представителем лучших практик региональной политики.
Заключение
Анализ данных федерального статистического наблюдения 1-ФК и справочного материала Минспорта России об общих объемах финансового обеспечения государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за счет средств федерального бюджета, выявил, что сохраняется дисбаланс бюджетного и иного финансирования физической культуры и спорта в субъектах страны. В регионах РФ также существует неравномерное соотношение в расходовании бюджетных средств, а именно в первую очередь финансирование обеспечивается в спорте высших достижений.
Ранее, в предыдущих исследованиях анализ зарубежного опыта показал, что при ориентации на увеличение «Индекса здоровья» и «Качества жизни населения» и вовлечения в занятия физической культурой различных категорий и групп населения, эффективным является смешанное финансирование (бюджетное и внебюджетное), в котором основной прерогативой государства является финансирование массового спорта на местном уровне через муниципальные органы власти и спортивные организации [19–25].
Профессиональный спорт целесообразнее финансировать за счет средств внебюджетных источников: реклама транснациональных корпораций, средств массовой информации и телеправа профессиональных лиг.
Необходимо предусмотреть поэтапное сокращение бюджетного финансирования профессионального спорта и увеличение финансирования массового спорта из бюджетов всех уровней и средств госкомпаний.
Представляется целесообразным совершенствовать порядок формирования перечня базовых видов спорта, предусмотрев в том числе участие общероссийских спортивных федераций, а также меры адресной поддержки таких видов спорта за счет бюджетных средств.
Таблица 5
Сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств к уровню спортивной активности населения по подразделу «Физическая культура и спорт» в Республике Татарстан и России
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Среднее значение (руб.), Прирост за период, % |
Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан по статье «Физическая культура и спорт» (млн.руб.) |
4060 |
4615 |
5662 |
105651 |
7883 |
|
Численность населения Республики Татарстан (млн.чел.) |
3,855 |
3,869 |
3,885 |
3,895 |
3,895 |
|
Затраты бюджета РТ на душу населения РТ (руб.), обозначено Z |
1053 |
1193 |
1457 |
2713 |
2024 |
1688 руб. |
Доля населения, систематически занимающегося ФКС в РТ, SA ( %) |
37,40 |
39,80 |
41,51 |
43,40 |
45,67 |
8,27 % |
Среднегодовой прирост SA за 2014-2018 гг. в отношении к среднему уровню Z в РТ |
1,22 % |
|||||
Расходы бюджета РФ по подразделу «Физическая культура и спорт», млн. руб. |
333016 |
349988 |
294135 |
423510 |
348788 |
|
Численность населения РФ (млн. чел.) |
143,7 |
146,3 |
146,5 |
146,8 |
146,9 |
|
Затраты на душу населения РФ (руб.), обозначено Z |
2317 |
2392 |
2008 |
2885 |
2374 |
2395 руб. |
Доля населения, систематически занимающегося ФКС в РФ, SA ( %) |
29,00 |
31,90 |
35,50 |
36,80 |
39,85 |
10,85 % |
Среднегодовой прирост SA за 2014-2018 гг. в отношении к среднему уровню ZR в РФ |
1,13 % |
Примечание. 1по данным Минспорта Республики Татарстан: было дополнительно получено около 5 млрд.руб. по статье капитальное строительство общей инфраструктуры Чемпионата Мира по футболу 2018 года (подготовка 7 тренировочных площадок, ремонт стадиона «Казань Арена» и объектов временной инфраструктуры к нему).
Предлагается установить на федеральном уровне базовую ставку финансирования из бюджета базовых видов спорта.
Предложенная в данной статье автором методика внедрения обобщенного показателя на основе сравнительного анализа эффективности расходования бюджетных средств к уровню спортивной активности населения позволяет наиболее полно охарактеризовать эффективности региональных властей в сфере физкультуры и массового спорта. Результаты исследования могут стать основой для проведения более глубоко анализа лучших практик субъектов России в целях улучшения региональными властями проводимой спортивной политики (бенчмаркинга).
Проведение оценки экономического эффекта важно с точки зрения вычисления значений существующего отраслевого развития и вклада, вносимого в национальную экономику в целом. Наличие подобной оценки позволяет более объективно подходить к решениям, связанным с финансированием в субъектах страны местных программ, направленных на физическое воспитание населения.