Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MEASURES ASSESSMENT OF STATE SUPPORT FOR ECONOMIC ENTITIES IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

Erochkina N.V. 1 Potapova L.N. 1
1 National Research Mordovia State University
The article examines the issues of improving the efficiency and competitiveness of economic entities in the agricultural sector of the Republic of Mordovia. The article considers the importance of state support and assesses the measures used to support economic entities in the agricultural sector of the region’s economy. The authors note, a comprehensive system of support measures is being applied, but the volume of their funding remains at a rather low level. This has a negative impact on the performance of agricultural producers and requires the use of appropriate mechanisms to overcome the current situation in new economic realities. The assessment of state support measures allowed us to conclude that the most effective form of it is program-targeted regulation, as the most important tool that can implement a comprehensive approach to identifying and using reserves to improve the competitiveness and efficiency of agricultural enterprises and organizations.
agricultural sector
government support
competitiveness
sustainable development
program-targeted regulation

Введение

В современных условиях повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики во многом зависит от уровня государственной поддержки. При этом, важно отметить, что хозяйствующие субъекты аграрного сектора экономики в большой степени влияют на развитие сельских территорий, так как они выступают в качестве основных работодателей на селе и способны оказывать положительное воздействие на сохранение природы и уход за культурным ландшафтом.

В свою очередь, подчеркивается, что развитие сельских территорий – это капиталоемкий процесс, требующий постоянной государственной поддержки и крупных инвестиций, особенно в случае разработки и внедрения инновационных стратегических подходов [3].

Государственная поддержка представляет собой сложный механизм, обеспечивающий формирование правовых и экономических условий и стимулов для развития деятельности экономических субъектов, включая помощь в обеспечении их финансовыми, материальными и другими видами ресурсов.

Отмечается, что государственная поддержка должна обеспечивать благоприятные условия для функционирования отечественных товаропроизводителей, стимулировать производство высококачественной продукции, а также повышать конкурентоспособность сельскохозяйственных товаров и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынках [2].

Соответственно, в этой связи, актуальным является исследование вопросов, связанных с оценкой мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики на региональном уровне.

Цель исследования

Цель заключается в оценке мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики.

Материал и методы исследования

Для проведения исследования были использованы данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, материалы научных публикаций. В качестве основных методов исследования выступили такие, как диалектический, абстрактно-логический и статистико-экономический.

Результаты исследования и их обсуждение

Аграрный сектор экономики Республики Мордовия развивается довольно интенсивно, он модернизируется и становится более высокотехнологичным. За последние пять лет (с 2015 года по 2019 год) в хозяйствах всех категорий региона стоимость продукции сельского хозяйства возросла с 53554,7 до 72221,5 млн. рублей (на 34,9 %) (табл. 1).

Таблица 1

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Республики Мордовия, млн. рублей

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2019 г. к 2015 г., %

Продукции сельского хозяйства всего

53554,7

58678,5

59724,0

63662,2

72221,5

134,9

в том числе:

           

растениеводства

21989,0

25207,3

23274,1

24558,8

30725,2

139,7

животноводства

31565,7

33471,2

36449,9

39103,4

41496,3

131,5

 

Из данных таблицы также видно, что за анализируемый период стоимость продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий возросла на 39,7 %, а продукции животноводства – на 31,5 %.

В регионе (в хозяйствах всех категорий) за последние пять лет урожайность зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки повысилась с 2,32 до 2,78 т с гектара, валовой сбор зерна при этом увеличился с 1039,6 до 1226,6 тыс. т (на 18,0 %). За пять исследуемых лет в хозяйствах всех категорий республики производство овощей возросло с 97,1 до 100,3 тыс. т. (на 3,3 %) [7].

В хозяйствах всех категорий региона за исследуемый период по скоту и птице (в убойном весе) произошел рост с 181,8 до 233,7 тыс. т. (на 28,5 %), по валовому производству молока – с 404,3 до 453,1 тыс. т. (на 12,1 %). Следует отметить, что в регионе за пять лет надой молока от одной коровы (в крупных и средних сельскохозяйственных организациях) возрос с 5755 до 7108 кг (на 23,5 %). Вместе с тем, в хозяйствах всех категорий Республики Мордовия на начало 2020 года поголовье крупного рогатого скота составляло 200,1 тыс. голов, за пять оно сократилось на 31,6 тыс. голов, а поголовье коров – с 82,2 до 72,8 тыс. голов.

Следует отметить, что в регионе сальдированный финансовый результат организаций по такому виду деятельности как сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (без субъектов малого бизнеса) в 2019 году составил 5638,6 млн. рублей, только за год произошло увеличение данного показателя на сумму 980,1 млн. рублей. При этом доля прибыльных организаций увеличилась с 89,6 до 90,0 %, но вместе с тем 10,0 % хозяйствующих субъектов данного вида деятельности, закончило 2019 год с убытком [7].

Отмечено, что эффективность деятельности хозяйствующего субъекта во многом определяется уровнем использования имеющихся ресурсов [4].

В сложившихся условиях возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах с инновационным мышлением, которые способны анализировать разные способы и варианты решения возникающих проблем. Вместе с тем, уровень обеспечения сельскохозяйственных организаций региона квалифицированными специалистами составил в 2019 году только 88,4 % [1].

Следует отметить, что в Республике Мордовия в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием внедрена целостная система направлений финансирования хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики.

Вместе с тем, объемы финансирования сельского хозяйства региона за последние пять лет существенно сократились (табл. 2) [5].

Таблица 2

Объемы финансирования сельского хозяйства Республики Мордовия, млн. рублей

Источник финансирования

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2019 г. к 2015 г., %

Федеральный бюджет

2524,4

2362,4

1947,2

2004,2

1805,8

71,5

Бюджет Республики Мордовия

1864,0

2105,8

763,0

1084,8

616,4

33,1

Всего

4388,4

4468,2

2710,2

3089,0

2422,2

55,2

 

В частности, общий объем финансирования сократился на 44,8 %, при этом его объемы за счет регионального бюджета сократились на 66,9 %.

При этом следует отметить, что в 2020 году в регионе планируется увеличить объемы финансирования хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики до 3307,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – до 2677,0 млн. рублей и из регионального бюджета – до 630 млн. рублей.

В частности, в 2020 году определено выделение субсидий по следующим направлениям:

– субсидирование инвестиционных кредитов, полученных до 1 января 2017 года;

– субсидии на мелиоративные мероприятия и культуртехнические работы (в том числе в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК»);

– субсидии на реализацию федерального и региональных проектов «Содействие развитию фермерства и кооперации»;

– стимулирующая субсидия (направленная на прирост продукции в приоритетных направлениях: развитие малых форм хозяйствования; производство зерновых и зернобобовых культур, масличных культур, льна-долгунца и (или) конопли, овощей открытого грунта, продукции плодово-ягодных насаждений, включая посадочный материал; закладку и уход за многолетними насаждениями; производство молока; специализированного мясного скотоводства);

– компенсирующая субсидия (направленная на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства: «погектарная поддержка»; на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного сельскохозяйственными товаропроизводителями на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока; субсидирование племенного животноводства; субсидирование элитного семеноводства; субсидирование специализированного мясного скотоводства; сельскохозяйственное страхование; гранты научным и образовательным организациям на развитие элитного семеноводства) [5].

Следует отметить, что в современных условиях в качестве эффективного и проверенного механизма, способствующего решению проблем, стоящих перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в аграрном секторе экономики, выступает программно-целевое регулирование, что объясняется целостной системой его правового, информационного, материального и денежного обеспечения.

В частности, подтверждением служат, показатели эффективности реализации Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы, рассчитанные на основе плановых и фактических данных за исследуемый период, представленные в табл. 3 [6].

Из данных таблицы видно, что эффективность реализации данной Государственной программы оценивается как высокая, при этом, в целом она имеет тенденцию повышения, что свидетельствует о достижении программных целей и обеспечении решения установленных в ней задач. Следовательно, это также может характеризовать программно-целевое регулирование как важнейший механизм, с помощью которого осуществляется увязка стратегического и бюджетного планирования.

На современном этапе реализуется Государственная программа Республики Мордовия «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы». Она включает подпрограммы: «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»; «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях»; «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях». Ее финансирование за весь период составит 18377,9 млн. рублей, в том числе 1252,7 млн. рублей в 2020 году [5].

Соответственно, это актуально, учитывая довольно сложную социально-экономическую и демографическую ситуацию, сложившуюся на сельских территориях региона, и, безусловно, важно в плане повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики.

Таблица 3

Оценка эффективности реализации Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы»*

Наименование показателя

2015 г.

2017 г.

2019 г.

Степень достижения плановых значений целевых показателей (индикаторов)

1,523

1,690

3,364

Степень реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации

0,890

0,895

0,769

Степень соответствия запланированному уровню расходов республиканского бюджета Республики Мордовия

0,893

0,959

0,956

Эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия

0,997

0,933

0,804

Эффективность реализации Государственной программы в целом

1,52

1,58

2,71

Примечание. *В 2015-2017 гг. Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Заключение

В современных условиях для того, чтобы обеспечить повышение эффективности государственной поддержки хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики важно консолидировать финансовые и управленческие ресурсы. При этом, поддержка должна, прежде всего, заключаться в участии в разработке программ финансового оздоровления и модернизации аграрного сектора экономики государственными органами управления всех уровней, при этом, они должны не столько заниматься распоряжением бюджетных средств, сколько принимать активное участие в разработке программ развития аграрного сектора экономики. В данном случае, государство приобретает роль соучастника производственного процесса, осуществляемого предприятиями и организациями аграрного сектора экономики, проводя его финансирование. Данная система обеспечивает сосредоточение усилий хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики и органов государственного управления на выявлении внутренних резервов и мобилизации внешних источников финансирования.

Таким образом, решение проблемы повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики во многом зависит от уровня государственной поддержки. В качестве важнейшего инструмента в системе мер поддержки в условиях современных экономических реалий можно выделить программно-целевое регулирование, обеспечивающее достижение целей и комплексное решение задач в плане правового, информационного, денежного и материального обеспечения.