Введение
Важнейшим компонентом научно-исследовательского ресурса является структура кадрового потенциала науки. Эффективность данного ресурса зависит от множества факторов условий. Наиболее значимыми факторами наряду с квалифицированностью кадров и качеством системы их подготовки можно считать организацию научной деятельности, инфраструктурное обеспечение.
Цель исследования: определение динамики кадрового потенциала, занятого исследованиями и разработками.
Материал и методы исследования
Материалом исследования являются статьи, опубликованные в открытой печати в электронной версии и доступные бесплатно в полнотекстовом варианте. Для выполнения данной работы использовались различные методы исследования: теоретический анализ, метод обобщения.
Наука – важнейшая область человеческой деятельности, сфера социально-экономического развития Российской Федерации. Эффективность науки определяется ресурсной базой, в основе которой лежит кадровый потенциал [1, с. 42]. Основная задача кадрового потенциала заключается в том, чтобы обеспечить проведение исследований и разработок, влияющих на конкурентоспособность страны. Важность комплексного изучения показателей, характеризующих развитие науки, обусловлена стремлением к омоложению научных кадров и стимулированием к достижению результатов мирового уровня [11].
Для того чтобы комплексно охарактеризовать развитие кадрового потенциала необходимо рассмотреть показатели, описывающие особенности организаций, выполняющих исследования и разработки. Следует уделить особое внимание характеристике численности персонала, занимающегося исследованиями и разработками, его распределению в основных секторах науки, категориям, типам организаций [2, с. 39]. Так же следует обратить внимание на возрастную составляющую научных кадров. Данная характеристика позволит сделать вывод о развитии интеллектуального потенциала Российской Федерации.
В 2000 г. в нашей стране насчитывалось 887 729 человек, занятых исследованиями и разработками. За период с 2000 по 2018 г. произошло снижение до 682 580 человек, что на 23,1 % меньше, чем в начале этого периода. Средний темп снижения численности персонала за период с 2010 по 2019 гг. составляет 1,31 %.
По данным Росстата представленным на рисунке, тенденция к снижению численности исследователей также наблюдается и в период с 2016 по 2019 гг. [8, с. 210]. В 2019 г. численность персонала, занятого в исследованиях и разработках составила 76,93 % от этого показателя 2000 г. За период с 2000 по 2014 гг. наблюдалась устойчивая тенденция к снижению численности данного показателя, в среднем на 1,4 % ежегодно.
В период с 2015 по 2019 гг. численность исследователей сократилась на 30 993 человека или на 8,1 %. Численность техников за этот же период уменьшилась на 4 065 человек или на 6,4 % [7, с. 21].
Опыт экономически развитых стран показывает растущую нехватку научных кадров, таланты, спрос на которые исходит из постоянно растущего сектора НИОКР [12]. Согласно данным Росстата, в России на протяжении первого и второго этапа сохраняется общая тенденция сокращения научных кадров.
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками по категориям за период с 2000 по 2019 гг. Источник: Федеральная служба государственной статистики. Наука и инновации. 2020
В 2016 г. численность исследователей составила 370 379 человек, т.е. 87 % по отношению к 2000 г. Кроме того, наметилась тенденция замедления темпов снижения численности исследователей. Поскольку за период с 2000 по 2005 г. численность исследователей уменьшилась на 8,2 %, с 2005 по 2010 г. – на 5,7 %, а с 2010 по 2016 г. произошло даже увеличение числа исследователей на 0,4 % [9, с. 52-62]. Однако численность исследователей с 2016 по 2019 г. также уменьшилась на 5,9 % (21 961 человека) и составила 348 418 человек.
Россия в списке промышленно развитых стран – единственное исключение из мировой тенденции наращивания научного кадрового потенциала. Наша страна остается одним из мировых лидеров по абсолютной занятости в науке, уступая только Китаю, США и Японии, но в то же время является единственной развитой страной, где этот показатель снижается в течение длительного времени.
В табл. 1 представлен анализ численности исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, на 10000 занятых в экономике.
Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что в целом по Российской Федерации численность исследователей, занятых научно-исследовательскими разработками сократилась на 5,6 человек. Наибольшая численность исследователей территориально находятся в центральном федеральном округе, наименьшее число исследователей, занятых НИР расположено в Северо-Кавказском федеральном округе.
Показатель численности исследователей, выполнявших научные исследования и разработки, на 10000 занятых в экономике определяется отношением числа исследователей к среднегодовой численности занятого населения и умножается на 10000. До 2015 года среднегодовая численность занятых была сформирована на основе сведений, полученных из различных источников информации. Начиная с 2015 года, данная информация рассчитывается в соответствии с актуализированной методикой расчёта баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда. Как видно из таблицы численность исследователей за 9 лет сократился на 8,8 % или на 34 человека.
Международный сопоставительный анализ численности исследователей на 10 тыс. занятых в экономике [6, с. 43-59] также свидетельствует о том, что Россия занимает одно из последних мест среди стран с развитыми инновационными системами. Отставание по этому показателю постоянно увеличивается, так как почти во всех странах наблюдается рост численности исследователей. Изменить данную тенденцию пока не удается, но всё же по сравнению с 2000 гг. разрыв сокращается (табл. 1).
Таблица 1
Численность исследователей, занятых НИР, на 10000 занятых в экономике за период с 2010 по 2019 гг.
Федеральные округа РФ |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Российская Федерация |
54,6 |
55,3 |
54,8 |
54.3 |
55,1 |
52,5 |
51,4 |
50,1 |
48,6 |
49,0 |
Центральный федеральный округ |
106,3 |
106,0 |
103,6 |
102,9 |
103,0 |
92,2 |
90,7 |
87,0 |
82,7 |
83,8 |
Северо-Западный федеральный округ |
75,4 |
77,2 |
79,3 |
76,6 |
77,0 |
71,1 |
67,8 |
67,4 |
65,8 |
65,7 |
Южный федеральный округ |
20,4 |
20,4 |
19,3 |
19,0 |
21,6 |
22,4 |
19,6 |
18,4 |
18,3 |
17,4 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
10,7 |
16,5 |
13,9 |
11,3 |
12,2 |
13,3 |
13,5 |
11,7 |
11,0 |
10,6 |
Приволжский федеральный округ |
34,9 |
35,7 |
36,4 |
36,5 |
36,5 |
36,7 |
36,8 |
37,9 |
38,9 |
39,4 |
Уральский федеральный округ |
33,5 |
35,6 |
35,3 |
35,4 |
36,6 |
36,6 |
36,0 |
35,7 |
34,8 |
35,1 |
Сибирский федеральный округ |
32,6 |
32,0 |
32,2 |
32,1 |
32,3 |
33,0 |
33,6 |
32,6 |
32,4 |
32,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
16,9 |
17,5 |
17,8 |
18,3 |
18,2 |
20,6 |
19,8 |
18,4 |
18,2 |
18,2 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Наука и инновации. 2020.
Таблица 2
Персонал, занятый исследованиями и разработками, по основным секторам науки в период 2005-2018 гг.
Год |
Всего |
Государственный сектор |
Предпринимательский сектор |
Сектор высшего образования |
Сектор некоммерческих организаций |
2005 |
813207 |
272718 |
496706 |
43500 |
283 |
2010 |
736540 |
259007 |
423112 |
53290 |
1131 |
2015 |
738857 |
265429 |
408802 |
63870 |
756 |
2016 |
722291 |
269056 |
388385 |
63046 |
1804 |
2017 |
707887 |
268080 |
377150 |
59729 |
2928 |
2018 |
682580 |
270357 |
347080 |
64073 |
1070 |
Источник: Индикаторы науки: 2020: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020.
Таблица 3
Организации, занятые НИР, по основным секторам науки в период 2000-2018 гг.
Год |
Всего |
Государственный сектор |
Предпринимательский сектор |
Сектор высшего образования |
Сектор некоммерческих организаций |
1995 |
4059 |
1193 |
2345 |
511 |
10 |
2000 |
4099 |
1247 |
2278 |
526 |
48 |
2005 |
3566 |
1282 |
1703 |
539 |
42 |
2006 |
3622 |
1341 |
1682 |
540 |
59 |
2007 |
3957 |
1483 |
1742 |
616 |
116 |
2008 |
3666 |
1429 |
1540 |
603 |
94 |
2009 |
3536 |
1406 |
1446 |
603 |
81 |
2010 |
3492 |
1400 |
1405 |
617 |
70 |
2011 |
3682 |
1457 |
1450 |
6966 |
79 |
2012 |
3566 |
1465 |
1362 |
662 |
77 |
2013 |
3605 |
1495 |
1269 |
762 |
79 |
2014 |
3604 |
1491 |
1265 |
777 |
71 |
2015 |
4175 |
1560 |
1400 |
1124 |
91 |
2016 |
4032 |
1546 |
1326 |
1064 |
96 |
2017 |
3944 |
1493 |
1292 |
1038 |
121 |
2018 |
3950 |
1511 |
1304 |
998 |
137 |
Источник: Индикаторы науки: 2020: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020.
В итоге наука России теряет самое главное своё богатство – интеллектуальный капитал, который формировался в течение значительного периода времени. Восполнить такие потери достаточно быстро не представляется возможным в виду специфики научного труда. Исследовательские навыки приобретаются постепенно, адаптация в науке специалистов из других сфер – процесс сложнейший [5, с. 381].
Данные о распределении персонала, занятого исследованиями и разработками в основных секторах науки представлены в табл. 2.
Данные таблицы показывают, что численность персонала, занятого исследованиями и разработками в период с 2005 по 2018 гг. сократилась на 130 627 человек или на 16 %.
Важным показателем анализа научных кадров России является распределение организаций, выполнявших исследования и разработки, по основным секторам науки (см. табл. 3).
Государственный сектор является наиболее выраженным сектором науки. В его состав входят организации, которые находятся в подчинении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов управления. Также в состав этого сектора входят организации государственных академий наук. Этот сектор включает весь комплекс экономических ресурсов, системы военной обороны, здравоохранения, культуры, образования. В 2018 г. в государственном секторе было сосредоточено 1511 организаций, причем с 2005 по 2018 гг. их число увеличилось на 17,8 %.
Вторым по значимости выступает предпринимательский сектор. Предпринимательский сектор включает в себя организации, занимающиеся деятельностью, связанной с производством продукции или услуг с целью продажи. В 2018 г. в этом секторе было занято 1304 организации, к тому же в период с 2005 по 2018 гг. число таких организаций сократилось на 23,4 %.
Сектор высшего образование занимает третье место в распределении организаций, занимающихся исследованиями и разработками. В 2015 году в этом сектор науки было задействовано больше всего организаций – 1124, но, к сожалению, к 2018 г. их число сократилось на 11,2 %.
В целом по данному показателю можно сделать вывод, что в 2015 году число организаций, выполнявших исследования и разработки в различных секторах науки было наибольшим за весь период. Их численность составила 4175 организаций. В структуре кадрового потенциала можно отметить сокращение доли персонала организаций, занятых исследованиями и разработками в предпринимательском секторе к 2014 году (1265 организации) и заметное увеличение к 2018 году (1304 организации).
Для сектора высшего образования характерна такая же тенденция, поскольку государственная поддержка, ориентированная на обеспечение интеграции науки и образования позволила вовлечь преподавателей, студентов и аспирантов в научные исследования.
В 2018 г. сектор некоммерческих организаций насчитывал 137 организаций, что в 2,8 раза выше уровня 2000 г. Хотя в 2014 году наблюдалось резкое сокращение числа некоммерческих организаций (71 организация), в настоящее время наблюдается положительная динамика роста численности персонала в этом секторе.
Среди статистически выявленных тенденций в распределении кадров, занятых исследованиями и разработками по основным секторам науки можно выделить следующие:
– структура персонала, занятого исследованиями и разработками, по секторам деятельности аналогична структуре организаций, выполняющих научные исследования и разработки;
– за период с 2005 по 2018 гг. доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в государственном секторе увеличилась с 33 % до 39 %, в предпринимательском секторе уменьшилась с 61 % до 50 %, в секторе высшего образования увеличилась с 5,3 % до 9,3 %, а в секторе некоммерческих организаций увеличилась с 0,10 % до 0,15 %.
– в абсолютном выражении всё ещё остаётся наиболее весомым предпринимательский сектор, в котором занято 347080 работников, 1304 организации.
Одним из решающих условий для оценки кадрового потенциала науки является уровень квалификации и образования персонала, занятого в этой сфере (см. табл. 4). В целом, персонал, занятый в сфере науки, отличает высокий уровень образования [13]. Так в 2018 году более 73 % персонала, занятого исследованиями и разработками имели высшее образование. По остальному уровню образования персонала статистика такова: среднее образование имели 13 % персонала и 14 % персонала обладали прочим образованием.
Общая тенденция изменения образовательного уровня персонала состоит в повышении доли работников с высшим образованием.
К одной из базовых характеристик эффективности научно-исследовательской деятельности, которая определяет состояние и воспроизводство научных кадров, можно отнести распределение исследователей по возрастным группам. Без сомнений, результативность и производительность труда работника во многом зависит от эффективности возрастной группы [14]. В табл. 5 представлена информация о состоянии численности исследователей в период с 2010 по 2018 гг.
Таблица 4
Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками, по секторам науки и уровню образования
Образование |
Государственный сектор |
Предпринимательский сектор |
Сектор высшего образования |
Сектор некоммерческих организаций |
||||
2005 |
2018 |
2005 |
2018 |
2005 |
2018 |
2005 |
2018 |
|
Высшее |
177676 |
198459 |
288649 |
253804 |
35159 |
57980 |
234 |
979 |
Среднее |
40495 |
34300 |
89265 |
48957 |
4430 |
2224 |
32 |
58 |
Прочее |
54547 |
37598 |
118792 |
44319 |
3911 |
3869 |
17 |
33 |
Источник: Индикаторы науки: 2020: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020.
Таблица 5
Распределение исследователей по возрастным группам населения РФ
Возрастная группа |
Численность исследователей, человек |
Темп прироста, % |
|||
2010 |
2017 |
2018 |
2018 г. к 2010 г. |
2018 г. к 2017 г. |
|
Всего |
369 915 |
359 793 |
347 847 |
-5,7 |
-3,3 |
до 29 лет (включительно) |
71 194 |
66 376 |
60 634 |
-14,8 |
-8,7 |
30-39 лет |
59 910 |
91 429 |
92 106 |
+53,7 |
+0,7 |
40-49 лет |
54 113 |
51 149 |
52 800 |
-2,4 |
+3,2 |
50-59 лет |
88 362 |
59 893 |
54 830 |
-37,9 |
-8,5 |
60-69 лет |
60 997 |
57 414 |
54 076 |
-11,3 |
-5,8 |
70 лет и старше |
34 339 |
33 532 |
33 401 |
-2,7 |
-0,4 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Наука и инновации. 2020.
Численность исследователей в возрасте от 30 до 39 лет увеличилась в полтора раза по сравнению с 2010 годом. Удельный вес их вырос до 26,5 %. Доля возрастной группы до 39 лет в 2018 году достигла 43,9 %, благодаря мерам государственной политики по привлечению молодежи в сферу науки. 56 % исследователей находятся в возрастной категории старше 40 лет. При такой динамике, число исследователей в возрасте до 29 лет недостаточно для воспроизводства кадрового потенциала, потому что на лицо проблема «старения» научных кадров [10].
В новых экономических условиях, в процессе цифровизации, инновационных преобразований и открытий, знания, образование, интеллект, профессиональные кадры рассматриваются как стратегические ресурсы и ключевые факторы успеха в развитии регионов и страны в целом [3]. В России и в мире в целом в последнее время произошли существенные изменения в условиях функционирования государственного сектора, что, в свою очередь, отражает общие тенденции развития всего общества и предъявляет новые требования к качеству кадров [15]. Интернационализация экономических связей, развитие технологий, основанных на новом знании, информатизация всех аспектов жизни людей, обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений – вот лишь неполный перечень – новых реалий современности. Все более важным фактором в таких условиях становятся трудовые ресурсы, эффективное использование которых – стратегическая задача руководства, условие экономического роста регионов и повышения благосостояния людей.
Именно сейчас определяются позиции стран в глобальном разделении труда на десятилетия вперед, и мы можем и обязаны занять место в числе лидеров. Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние возможности, которых завтра может уже и не быть. Власть должна слышать людей, объяснять суть возникающих проблем и логику своих действий, видеть в гражданском обществе и в бизнесе равных партнеров [4].
Заключение
Таким образом, к проблемам кадрового потенциала российской науки следует отнести: значительное снижение кадрового потенциала по сравнению с 2000-ми годами; старение научных кадров; падение престижа научного труда и статуса исследователя, научных званий и степеней; недостаточно скоординированные меры реформирования науки и образования. Необходимо создание эффективного нормативно-правового механизма, направленного на сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса как одного из ключевых направлений политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.