Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DISTINCTIVE LEGAL AND SOCIAL FEATURES OF EXECUTION AND SENTENCE WITH RESPECT TO JUVENILE OFFENDERS CONDEMNED TO DETENTION

Nikishin D.L. 1 Oreshkova D.O. 1
1 Institute of the Academy of Law Management of the Federal Penitentiary Service of Russia
The article is devoted to topical problems in the sphere of execution and serving of sentences in the form of imprisonment in relation to minors. The author examines the peculiarities of the activity of educational colonies as specialized closed-type correctional institutions for the maintenance of persons sentenced to imprisonment and who have not reached the age of eighteen by the time of the conviction. The article provides statistical data illustrating the features of juvenile delinquency, having analyzed which, the author considers the possible ways of developing the problem raised. The purpose of the study is to determine the characteristics of the execution and serving of sentences in relation to minors sentenced to imprisonment; analysis of the peculiarities of the activity of educational colonies; analysis of statistical data; searching for possible ways of developing the problem under consideration. The object of the presented article is the social relations developing in connection with ensuring the legal status of convicted juveniles serving sentences in educational colonies. When writing the article, sociological, statistical and other research methods were used. It should be noted that modern educational colonies are an important social institution, where a system of personal socialization and rehabilitation of convicts is built at the legislative level. The problem of social adaptation of minors released from places of confinement is a state task, and it cannot be successfully solved without clear interaction between state structures and civil society institutions. For this, it seems, it is necessary to consolidate all the forces of society and develop an appropriate legal framework, providing for the regulation of issues of their interaction at the legislative level.
juvenile delinquency
juvenile offender
penal institutions
educational colony for juvenile
prison
execution of punishment
enduring the punishment
imprisonment
legislative and enforcement measures
criminal code
criminal law category
subject of crime
corpus delicti
object of crime
the elements of crime

Введение

Такое феноменальное явление, как преступность несовершеннолетних постоянно вызывает повышенный интерес и со стороны государства, и со стороны большинства членов нашего общества. Обеспокоенность и озабоченность вполне обоснованы ввиду того, что юное поколение является естественным резервом политического, экономического, правового, демографического и иного развития любого социума и демократического государства, а нарушение базовых правовых институтов несовершеннолетними свидетельствует о существующих пробелах в воспитании несовершеннолетних, отсутствии должных предпосылок и условий для гармоничного включения молодых граждан России в нормальную и поступательную жизнедеятельность общества.

Цель исследования заключается в определении особенностей исполнения и отбывания наказания в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы; анализе особенностей деятельности воспитательных колоний; анализе статистических данных; поиске возможных путей развития рассматриваемой проблемы.

Материал и методы исследования

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

При написании статьи использовались социологические, статистические и другие методы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Определённая распространенность разного рода уголовных правонарушений среди несовершеннолетних, их отличительные качественные и количественные характеристики расцениваются и теоретиками-криминалистами, и правоприменителями как прогностические для всего состояния преступности в целом. Наверное, ни для кого не секрет, что предупреждение и профилактика преступности среди несовершеннолетних рассматривается как важнейший аспект в масштабах как российского, так и мирового сообщества. Не является секретом и то, что за последние годы наметилась ужасающая тенденция серьёзного омоложения лиц, совершивших преступления и отбывающих реальное наказание в местах лишения свободы. Очень чёткое подтверждение этого явления отражается в результатах специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проведенной в 2019 году. Показатели свидетельствуют о том, что из общего числа несовершеннолетних осужденных около двух третей несовершеннолетних, совершивших преступления в 2019 г. – это лица в возрасте 16–17 лет (63,7%). Необходимо отметить, что каждый девятый несовершеннолетний в России совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения. Так, в 2017 г. этот показатель составил 12,6%; в 2018 г. – 11,8%; в 2019 г. – 11,6% [1]. Приведённые «кричащие» статистические данные не могут не беспокоить гражданское общество и государственные органы власти, и требуют принятия незамедлительных, соответствующих, адекватных законодательных и правоприменительных мер: это уже не «звоночек», а «набат»!

В государственной системе учреждений, исполняющих наказания, воспитательные колонии – (далее ВК) занимают особое место, так как определяющим фактором деятельности этих мест лишения свободы является то, что в них содержатся несовершеннолетние лица, для исправления которых международно-правовые акты и национальное законодательство требуют создания специфических, отличных от содержания совершеннолетних осуждённых, условий [2].

По состоянию на 21 мая 2020 г., в ведении ФСИН России функционируют 23 воспитательных колонии, расположенные в 23 субъектах Российской Федерации. Из них 21 – для содержания несовершеннолетних осужденных мужского пола и 2 (в Белгородской и Томской областях) – для содержания несовершеннолетних женского пола, в которых в общей сложности отбывают наказание 1182 человека) [3].

Институт исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении данной категории осуждённых представляет собой в высшей степени актуальную проблему в самых различных областях науки, таких, как юриспруденция, педагогика, психология, социология, психиатрия.

Ключевым ядром исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осуждённых непосредственно является структура, содержание, правовое регулирование и организация деятельности ВК для указанных лиц, а также всех их структурных звеньев при реализации пенитенциарной деятельности. В силу своего раннего возраста, лица в возрасте 14-17 лет, совершившие преступления, специфически оценивают и мировоззренчески иначе анализируют своим деяния, рассматривая саму степень общественной опасности и тяжесть совершённого уголовного правонарушения. Исходя из этого, многие несовершеннолетние преступники, а по сути своей ещё дети с неокрепшей и не до конца сформировавшейся психологией социальных отношений и личной психикой неоднозначно воспринимают и наказание в виде лишения свободы, что является для данной категории осуждённых «высшим» видом наказания. Взрослым лицам, совершившим преступление, проще воспринять уголовное наказание, чем несовершеннолетнему правонарушителю, исходя из вышеуказанных признаков не до конца сформировавшейся личности. Статистическими данными подтверждается тот факт, что число попыток суицидов и самих самоубийств в местах лишения свободы среди несовершеннолетних разительно превышает подобное число фактов среди совершеннолетних преступников.

При реализации воспитательно-исправительного процесса в отношении несовершеннолетних осужденных, состоящего из воспитательной работы, общего и профессионального образования, социально-полезного труда, изучение и тщательный учет психолого-педагогических особенностей категорий лиц, преступивших уголовный закон, обязательны, оправданы и необходимы.

Организация не только исправительной, но и в первую очередь, надлежащей воспитательной деятельности образовательного учреждения в условиях исполнения уголовных наказаний в ВК позволили бы дать молодым людям общее среднее образование, специальности и профессии, востребованные на рынке современного труда, что, безусловно, способствовало бы их ресоциолизации после освобождения.

В ходе состоявшейся в сентябре 2009 года московской Всероссийской научно-практической конференции учеными, практическими сотрудниками пенитенциарных учреждений, представителями общественных организаций были определены приоритетные задачи по дальнейшей гуманизации отечественной системы исполнения уголовных наказаний, повышению ее возможностей в достижении целей исправления осужденных, а также предупреждению совершения ими новых преступлений. Большой комплекс выработанных и предложенных мероприятий нашел свое прямое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция развития УИС РФ), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р [4].

В соответствии с данной Концепцией несовершеннолетние осужденные к лишению свободы в перспективе должны отбывать наказание в ИУ нового типа – в воспитательных центрах [5]. Предполагается, что при центрах обязательно будут функционировать социально-реабилитационные секции для воспитанников, готовящихся к освобождению от отбывания наказания. Подобного рода условия можно назвать естественными, так как они позволят стимулировать законопослушническое поведение лиц, находящихся в местах лишения свободы, акцентировать исправительно-воспитательный процесс на индивидуализацию наказания, тем самым социально адаптировать несовершеннолетних к условиям социально-бытового, трудового и иных аспектов общежития после освобождения из мест лишения свободы, то есть при постпенитенциарной жизни в обществе.

Эффективно и качественно можно решать закреплённые в Концепции задачи в ВК лишь при реальных, объективных условиях наличия достоверных данных о структуре, динамике, детерминантах преступности несовершеннолетних, её прогнозе на ближайшую и среднесрочную перспективу. Также необходимы достоверные сведения о социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристике воспитанников, прибывающих в ВК и уже отбывающих наказание в виде лишения свободы в ещё плохо реформированных учреждениях, для этой категории осуждённых.

При проведении сравнительного анализа статистических данных, полученных в ходе специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, следующим образом характеризовались основные черты несовершеннолетних преступников.

Удельный вес преступности несовершеннолетних в Российской Федерации равен порядка 13%, что в 2,7 раза больше удельного веса подростков в структуре населения страны. При этом среднесписочная численность контингента, отбывающего наказание в виде лишения свободы в ИК, ВК, сизо и тюрьмах за период с 2011 по 2019 г, составила (в тыс.):

ris.pdf

Коэффициент же преступности во всех местах лишения свободы на одну тысячу человек равен 1,4, а в ВК чуть выше – 1,6.

Общее количество зарегистрированных преступлений в местах лишения свободы для взрослых преступников за 2011–2019 гг. по сравнению с предыдущим периодом (2001-2010 г.г.) сократилось на 4,6 %, а уровень преступности – на 3,1 %. Количество тяжких и особо тяжких преступлений против личности уменьшилось на 2,5 % [6].

Необходимо отметить, что в России за 10 лет подростковая преступность сократилась почти в три раза. Так, с января по сентябрь 2020 года органами правопорядка было выявлено 29 тысяч 397 несовершеннолетних правонарушителей. В свою очередь, десять лет назад эта цифра за аналогичный период составляла 84 тысячи 98 человек, пишет News.ru [7].

Вместе с тем, эти показатели, вероятнее всего, не отражают истинного положения дел с преступностью в ВК, они далеко не оптимистичны. Нет данных о латентности. Среди осуждённых несовершеннолетних лиц достаточно высок уровень заболеваний, передающихся половым путем (он превышает общероссийский показатель в несколько раз), часто выявляются больные алкоголизмом и наркоманией, встречаются и больные туберкулезом, а отдельные подростки имеют дефицит веса в различных стадиях. Более чем у трети несовершеннолетних осужденных отмечены различные отклонения в психике.

Говоря о социально-демографической характеристике несовершеннолетних преступников, следует отметить, что их семейное положение характеризуется следующими признаками: около 40% подростков воспитывались в неполной семье, более 12% – в детском доме; отсутствие должных семейных связей подтверждается тем, что порядка 34% несовершеннолетних не изъявили желания воспользоваться представленным им правом на телефонный разговор в период отбывания наказания. Около 70% подростков при проведении анкетирования отметили, что отношения с родителями у них были конфликтными [8].

Анализируя уголовно-правовую характеристику несовершеннолетних лиц, приходится констатировать, что она даёт ярко выраженное представление об определённых индивидуальных чертах личности, которые способствовали их моральной деградации, сподвигнувшей стать на преступный путь, так же она включает в себя целый ряд отличительных качеств, свойств и признаков, связанных с квалификацией совершенного ими преступления, наличием судимостей в прошлом, вида и срока назначенного судом наказания. Вся совокупность собранных особенностей той или иной личности, крайне необходима воспитателю в его профессиональной деятельности, так как она показывает характер тех дефектов, которые нуждаются в исправлении и корректировке, начиная с первых дней пребывания подростка в ВК, а это, в свою очередь, предопределяет и может в определённой степени служить прогнозом поведения осуждённого.

Превалирующие составы преступлений, совершенные несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы, распределяются следующим образом:

- преступления против собственности (кражи, мошенничества, грабежи, разбои, вымогательства, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) – более 70%;

- преступления против личности – около 13% (убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, побои, истязания, изнасилования);

- деяния, связанные с незаконным оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ – около 11% (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, пересылка и другиедействия);

- преступления против общественной безопасности и порядка – более 4% (хулиганство, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств);

- иные преступления – около 2% [6].

Исходя из вышеуказанной статистики, наглядно видно, что около 80% несовершеннолетних осужденных лиц отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Следует отметить, что преобладающая часть из них уже ранее осуждались условно.

Мотивационный характер и преступная целеустремлённость несовершеннолетних осуждённых специфически выражены в виде таких проявлений преступной направленности как: хищения около 25%; совершили преступления из-за неприязненных отношений с потерпевшим – около10%; вследствие хулиганских побуждений – более 8%; из мести - около 6%; совершили преступление под влиянием старших по возрасту лиц, втом числе ранее судимых более 4%; имели иной мотив – около 7% [9].

Проводя краткий анализ уголовно-исполнительной производной характеристике несовершеннолетних лиц, необходимо отметить, что в специальной литературе и правоприменительной деятельности пенитенциарных учреждений её называют исправительной. Принято выделять организацию процесса производственной (трудовой) адаптациии психологического отношения несовершеннолетнего к труду, учебе, воспитательному процессу, реализации коммуникативных социально-адаптированных связей и т.д. Можно предположить, что перед пенитенциарной системой РФ в части ВК, стоит глобальная задача не только исполнить законно назначенное виновному наказание, но при этом оказать всестороннюю педагогическую, социально-психологическую, медицинскую, правовую и любую иную помощь.

Определяя исключительность и особый характер правового регулирования порядка назначения и исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, правомерно резюмировать тот факт, что последние десятилетия для России оказались сложными, противоречивыми и крайне нестабильным в самых различных общественных отношениях, что, естественно, также наложило свой отпечаток на деятельность воспитательных колоний. В ряде ВК нередко происходили как одиночные, так и групповые нарушения режима отбывания наказания, резко снизился уровень образовательного процесса, сократилось промышленное производство с обязательным привлечением несовершеннолетнихк трудовой деятельности. Эти негативные процессы явились «лакмусовой бумагой» на отражение всех процессов, происходящих в нашем обществе.

По ряду объективных факторов, таких, как социальная незрелость, психофизиологические возрастные особенности и т.д., несовершеннолетние преступники нуждаются в специфическом внимании со стороны как государственных, так и общественных институтов, ввиду того, что эта категория лиц, как правило, склонна к отклоняющемуся, аномальному, маргинальному поведению и, как итог, к совершению повторных правонарушений и преступлений в процессе отбывания наказания и после, находясь на свободе.

На сегодняшний день для нормального функционирования ВК создана определённая соответствующая нормативно-правовая основа, которая, безусловно, не статична и постоянно изменяется и дополняется в соответствие с прогрессивными изменениями в правовых и общественных сторонах жизни социума.

Вся специфическая деятельность ВК регламентируется не только общими для УИС РФ правовыми актами, но и приказами и инструкциями, непосредственно отражающими только реализацию задач и целей в ВК. К ним можно отнести приказы об организации воспитательной работы с осужденными; об организации получения общего образования в школах ВК; об организации охраны и надзора за осужденными в ВК и др., что обусловлено исключительной особенностью работы с несовершеннолетними лицами.

При подготовке нормативно-правовой базы разработчики и правоприменители в обязательном порядке учитывают международные нормы, стандарты, принципы и рекомендации применительно к обращению с несовершеннолетними, лишенными свободы, отраженные в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.), Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г.).

В ВК объединяются наиболее социально дезадаптированные несовершеннолетние лица с достаточно высокой степенью агрессивности [5].

По данным судебной статистики, к реальному лишению свободы осуждается чуть более четвертой части несовершеннолетних преступников. Суды объективно не всегда реализуют к ним самое суровое и тяжёлое наказание, прибегая сначала к условному осуждению к лишению свободы или другим видам наказания (ст. ст. 88, 89 УК РФ). Особенно это касается несовершеннолетних осужденных лиц женского пола, среди которых к лишению свободы осуждается около 20 %.

Осужденные несовершеннолетние к лишению свободы характеризуются специфическим, особым правовым статусом. Исключительная особенность их жизни в воспитательном учреждении проявляется, прежде всего, в том, что морально-нравственные устои и традиции, сложившиеся в обществе, превращаются в нормы права. Статья 132 УИК РФ законодательно закрепила в ВК обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

В обычных условиях отбывают наказание лица, поступившие в ВК, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также лица, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания. Это наиболее многочисленная категория несовершеннолетних осужденных.

Законодательством закреплено, что при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные лица могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные.

Перевод осужденного из одних условий отбывания наказания в другие производится руководителем ВК по представлению учебно-воспитательного органа учреждения, кроме перевода из обычных условий в облегченные, который осуществляется после принятия решения об этом советом воспитателей отряда.

Данное перемещение лица из одних условий в другие при лишении свободы включает его в новые для него социальные процессы и различные виды социальной деятельности [10].

Льготные условия отбывания наказания законодатель предусмотрел для осужденных, готовящихся к освобождению. Эти лица имеют право проживать за пределами ВК в реабилитационном центре (участке) без охраны, но под надзором администрации.

В строгих условиях содержатся лица, осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие наказание в виделишения свободы, а также признанные злостными нарушителями режима содержания и переведенные из обычных и облегченных условий.

Водворение несовершеннолетних осужденных в ВК ограничивает их во многих общественных отношениях. Как правило, они не имеют права выбирать вид трудовой деятельности, досуговые и иные отношения, свободу передвижения, негативно сказывается на их семейных и иных социальных отношениях. Эта категория несовершеннолетних граждан ограничивается в приобретении продуктов питания, промышленных товаров и предметов первой необходимости, возможностях свободного отдыха, занятиях определённым видом творчества и спорта и т.д.. Они законодательно могут подвергаться обыску, их корреспонденция и посылки обязательной цензуре и досмотру. Все ограничения оказывают определенные формирующие личностные морально-волевые и психолого-психические качества осуждённого, и не всегда имеют положительный эффект. Лишение свободы, как правило, производит сильное эмоциональное воздействие как на самих несовершеннолетних, в отношении которых эти меры применены, так и на их родных, близких, друзей и знакомых. Данные факторы заставляют всех, хотя и в разной степени, испытывать самые различные чувства: страдания, сопереживания, горя, стыда, раскаяния, и ввиду этого служат колоссальными превентивными мерами, как общего, так и частного характера.

Необходимо подчеркнуть, что сами условия отбывания наказания в ВК всегда были более мягкими по сравнению условиями в учреждениях, где отбывают наказание совершеннолетние осужденные. Это выражается не только в улучшенных условиях быта, обучения, питания, медицинского обеспечения, организации физкультурной и культурно-воспитательной работы, труда, но и в системе стимулирования (в том числе применении мер поощрения и взыскания), организационно-управленческих аспектах всего уклада жизни осужденных, деятельности администрации [9].

Первостепенными задачами воспитательно-исправительной работы в отношении несовершеннолетних осужденных являются: оказание психологической помощи осужденным в период адаптации к новым условиям жизни; формирование индивидуальной (во всех аспектах) готовности к восприятию воспитательного воздействия; формирование основ дальнейшей перспективы и подготовка к освобождению из колонии и т.д.

По нашему мнению, далеко не все указанные выше моменты проблемного характера могут иметь реальную перспективу своего разрешения, поскольку требуют высокого профессионализма и опыта сотрудников ВК, а также колоссальные материальные вложения в систему УИС РФ. Но в рамках реформирования всей УИС РФ предполагается осуществить преобразование ВК в воспитательные центры, что не без основательно, должно только лишь положительно отразитьсяна несовершеннолетних осужденных. А исходя из этого, так важен и ценен накопленный объективный опыт практических работников в тандеме с огромными имеющимися достижениями в области педагогики, психологии, изучения международных стандартов и правил обращения с несовершеннолетними правонарушителями, что, безусловно, позволит положительно и динамично совершенствовать работу и развивать систему воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

К числу основных средств исправления несовершеннолетних лиц, прежде всего, следует отнести режим отбывания наказания, так как именно там отражено само содержание наказания в виде лишения свободы в отношении данной категории осуждённых, а его безоговорочное соблюдение в воспитательной колонии– обязательно.

Базисные требования режима в выражение самой правовой природы наказания и его конкретного вида, лишения свободы, раскрываются и находят юридическое оформление в соответствующих нормах уголовного и уголовно-исполнительного законодательств. В этих постулатах чётко и однозначно регламентируется объёмный комплекс правоограничений, касающихся отбываемого наказания, в частности, лишения свободы, и отражающих соответствующую наказанию, в том числе названного вида –кару, как меру государственного принуждения претерпевать определённые лишения. Преследуемая государством цель – осознание осуждённым лицом сложных, мучительных, а, возможно, и тяжких моральных, психологических, физических, социальныхи иных переживаний для его дальнейшего отказа противопоставлять себя обществу и закону.

Обуславливая наказание и при этом, являясь одним из главных средств исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, режим, вероятнее всего, в своём принудительном порядке обязывает данных лиц строго выполнять обязательные, предписанные правила поведения, регламентируя труд, отдых, учебу, досуг и сам институт перевоспитания.

Базисная роль режима как фактора, обусловливающего осуществление всего комплекса мер воспитательного характера на несовершеннолетних преступников путём применения основных средств исправления к данной возрастной категории осужденных преследует главную, стратегическую цель – исправление несовершеннолетнего осужденного лица, и возвращения его, после отбытия наказания, к общепринятым нормам поведения и жизнедеятельности в социуме.

Как представляется, режим содержания создает те «цементирующие» условия, благодаря которым все остальные средства (общественно полезный труд, воспитательная работа, образование) являются реальными факторами, способами и возможностями проявления воспитательных возможностей во всём объеме.

Общественно полезный труд позиционируется в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Для несовершеннолетних осужденных это имеет особое значение, поскольку тот возраст, в котором они поступают в ВК, приходится на период активного формирования основы для их вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Большинство несовершеннолетних осужденных до этого не имели профессии, поэтому качественно сформированные трудовые навыкии профессиональное образование, приобретенные в ВК, помогут им трудоустроиться после освобождения из мест лишения свободы.

В связи с этим представляется целесообразным отметить, что общественно полезный труд несовершеннолетних лиц должен быть дозировано использован в вопросах экономических отношений в государстве, и прежде всего, являться ценнейшим фактором социализации личности, способствовать приобретению социально полезных навыков, специальностей и профессий, которые могли бы и должны послужить самой личности после освобождения из ВК.

В данном случае важным элементом, который составляет процесс трудовой адаптации несовершеннолетних преступников, является привлечение к общественно полезному труду непосредственно в ВК с учетом наличия индивидуальных способностей, умений и трудовых навыков.

Поощрение и поддержание общественно полезных связей осужденных, находящихся в ВК, имеет в высшей степени важное значение не только для их исправления, но и для дальнейшей социальной адаптации после освобождения. В этих целях УИК РФ реализует такие меры поощрения, как отпуска (краткосрочные и длительные), свидания (краткосрочные и длительные, как с проживанием на территории ВК, так и с проживанием вне территории ИУ). Абсолютно точно, что это также является важнейшим фактором сохранения и поддержания социально полезных связей.

Осужденные несовершеннолетние имеют право на получение посылок, передач, бандеролей и денежных переводов. Эффективным средством поддержания социально полезных связей несовершеннолетних лиц являются телефонные переговорыс родными и близкими. Рассмотренные актуальные проблемы применения основных средств исправления несовершеннолетних правонарушителей отражены в «Национальной стратегии действий в отношении детей на 2012–2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761, где раздел VI назван «Меры, направленные на улучшение положения несовершеннолетних в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период».

В подростковом возрасте одним из главных институтов социализации личности является общеобразовательная школа, а учеба в ней - важнейшим видом трудовой и умственной деятельности. Получение образования – это не только конституционное право, но и одно из действенных средств исправления осужденных. В ВК возможно получение среднего (полного) общего образования, для этого при них функционируют вечерние общеобразовательные школы [11].

Получение среднего (полного) общего образования осужденными поощряется и учитывается при определении степени их исправления, применении к ним мер поощрения. Администрации ВК должны оказывать необходимое содействие осужденным, желающим получить заочное среднее или высшее профессиональное образование. Достаточно широкие возможности для этого четко определены в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Исходя из этого, одной из приоритетных задач, стоящих перед ВК, является приобщение несовершеннолетних осужденных, выпавших в свое время из сферы влияния учебных заведений, к получению ими общего и профессионального образования.

Заключение

Проведённый краткий анализ деятельности ВК показывает, что существует очевидная необходимость концентрации внимания на применении активных методов работы с несовершеннолетними осужденными, направленных на вовлечение их во все сферы воспитания и исправления. Кроме того, важен поиск нестандартных подходов к укреплению семейных и социально полезных связей, социальной адаптацииподростков как обязательного и благотворного условия в процессе подготовки к освобождению и жизнедеятельности в обществе.

Современные ВК представляют собой важный социальный институт, где на законодательном уровне построена система социализации личности и реабилитации осужденных. Лицам, отбывающим наказание в ВК, предоставлено право на получение общего образования, приобретениепрофессии, охрану здоровья, социальную и правовую защиту, психологическую помощь. Все это сделано для того, чтобы осужденные, отбывшие наказание и освободившись из ВК, смогли адаптироваться к условиям жизни в обществе, достойно выполняя социальные роли человека. Задача ВК не благополучное содержание несовершеннолетних осужденных, а реальная подготовка их к жизни в обществе в постпенитенциарный период [19].

Нет сомнений в том, что требуется реформировать действующие ВК. Потребность в этом назрела давно и вызвана, такими причинами, как: стремление пенитенциарной системы России приблизиться к международным нормам и стандартам, необходимость учета динамики изменений отечественной уголовной и уголовно-исполнительной политики, а также рядом иных обстоятельств и причин.

Проблема социальной адаптации несовершеннолетних лиц, освобождающихся из мест лишения свободы – это государственная задача, и она не может быть успешно решена без четкого взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества. Для этого, как представляется, необходима консолидация всех сил общества и выработка соответствующей правовой базы, предусматривающей регулирование вопросов их взаимодействия на законодательном уровне.