Необходимость понимания ценности экосистемы и природных ресурсов как ее составных частей все чаше учитывается при принятии стратегических решений на уровне государственного управления. Понимание этой ценности может привести к принятию более обоснованных решений. Существуют различные типы «ценностей», в том числе экономические, культурные, духовные и традиционные ценности, а также ценность может быть рассмотрена как стоимость. При решении задач любого уровня по распределению ресурсов, которыми обладает то или иное государство, или регион необходимо рассматривать все эти значения понятия ценности.
Проблема дефицита воды касается всех стран мира, в рамках данного вопроса устоявшиеся законы управления водными ресурсами устаревают. Все более рациональным видится подход к управлению с точки зрения экономики. Экономическая ценность воды представляет особый интерес для принятия решений, причиной этого является тот факт, что вода используется для всех сфер экономической деятельности. При этом стоит учитывать, что для каждой экономической отрасли потребность в данном ресурсе своя и не всегда необходимо учитывать только водный ресурс. Необходимо отметить что есть ряд показателей тесно сопряженных с водой: экологические услуги, права на использование водными объектами, сброс загрязнённых вод и пр.. Таким образом, необходимо подходить к определению экономической ценности воды, с учетом как использования воды, например, водоснабжение домашних хозяйств, ирригация для сельского хозяйства и т. д., но и учитывать «экосистемные» услуги, предоставляемые или поддерживаемые водными ресурсами, например: круговорот питательных веществ, обеспечение среды обитания, отдых и т. д.
Одной из основных проблем управления водохозяйственными системами бассейнов рек является проблема распределения ограниченных водных ресурсов между водопользователями. Это фактически является не только экологической, гидрологической, но и экономической проблемой, если обратиться к толковому словарю, то экономика – «наука, изучающая фактическое или желательное распределение ограниченных ресурсов» [1].
Ряд западных экономистов [2–4], в изучение проблем использования водных ресурсов используют институциональный подход, и говорят о снижении транзакционных издержек с течением времени. Но это укрепляет только лишь экономико-правовую часть к подходу распределения ограниченных ресурсов, но не предлагает количественную оценку данных издержек в связи с невозможностью корректного разграничения. Такой подход не дает соответствующего количественного результата в измерении ценности, а, следовательно, и стоимости водных ресурсов ни для международного водного права, ни для водных законов межгосударственных рек в пределах национальных границ [5, 20]. Институциональные рамки часто не имеют объективных экономических инструментов, несмотря на их обширную основополагающую важность. Очевидный вопрос заключается в том, возможно ли разработать инструмент, который мог бы дополнить эту широкую субъективную конфигурацию.
Для Российской Федерации проблема рационального использования водных ресурсов и улучшение их качества является, несомненно, актуальной. За последние несколько лет в рамках водной стратегии 2008-2020 разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных объектов одной из целей создание которых стать инструментом для принятия решений в области управления водными объектами (рис. 1).
Рис. 1. Формирование на основе Cхемы КИОВО возможности стратегии.
Составлено автором, на основе [6]
На сегодняшний день Схемы КИОВО
уже разработаны и применяются для управления ВХС в 69 регионах. Но в данных схемах лишь частично присутствует информация для оценки водных ресурсов. Эти данные создают основу для формирования правил использования водных ресурсов водохранилищ, возможность качественной для решений о предоставлении водных объектов в пользование. [6, 15]
Из этого следует, что с одной стороны СКИОВО определяют развитие водохозяйственных систем (ВХС) и соответственно регионов, на территории которых расположены ВХС с точки зрения рационального использования водных ресурсов и обеспечения условий для устойчивого развития, а с другой стороны развитие этих территорий определяется региональными стратегиями социально-экономического развития, в которых, как правило, крайне мало внимания уделяется ресурособеспеченности мероприятий, направленных на достижение ключевых показателей экономического развития региона [7, 128]. В связи с этим экономическая оценка водных ресурсов, а затем и их стоимостная оценка, должна стать эффективным инструментом рационализации водопользования, в том числе с позиций регионального стратегирования.
Если рассматривать стоимостную оценку воды c точки зрения вклада в производственный процесс, то это объемы потребления и возможности использования водных ресурсов в сельскохозяйственном и промышленном секторах. При расчете цен на воду для сельского хозяйства следует помнить, что теоретические и практические оценки водных ресурсов могут отличаться.
При орошаемом земледелии происходит изымание большого объема воды из поверхностных или подземных источников водных ресурсов. Тем самым вода становится сельскохозяйственным ресурсом, необходимым для соответствующего развития культурных растений искусственно пополняя расход воды на испарение. Для рыбного хозяйства вода также будет использоваться как ресурс для существования, но без изъятия из природного источника. С той же целью может быть рассмотрено потребление воды для населения.
Из вышесказанного следует, что возникает необходимость рассматривать оценку с точки зрения возникающих затрат. Но проблемой в данном подходе могут служить водообеспеченность регионов и затраты на водоснабжение.
В Российской Федерации рассматривают три комплексных методики, позволяющих оценить водный ресурс с концепции полной экономической ценности (рис. 2).
В рамках каждой из концепций по оценки водных ресурсов выделены недостатки. В рамках Методики оценки водно-ресурсного потенциала бассейна реки ФГУП «РосНИИВХ, 2004») оценка проводится с учетом полной экономической ценности ресурсов с учетом экосистемных услуг. Данная методика позволяет учесть в оценке все виды задействованных и незадействованных ресурсов, принимает во внимание экологический статус и тип водного объекта. Но проведение оценок экосистемных услуг очень сложна.
Вторая методика лежит в основе разработки водохозяйственных балансов (ФГУП «ВИЭМС», 2007). Оценка водных ресурсов рассматривается с точки зрения потребностей ВХК в пределах речного бассейна. Экономическим показателем выступают доходы от использования «водных ресурсов, в составе общей стоимости; расчетный объем водной ренты; водный налог и плата за пользование водными объектами; годовые приведенные затраты; годовые замыкающие затраты; стоимостная оценка воды, как основы жизни и существования человека, флоры и фауны, включая ландшафтно-эстетическое воздействие на человека» [8, 44].
Рис. 2. Методики оценки водных ресурсов РФ. Составлено автором на основе [8]
Третья методика предложенная НИУ «ВШЭ», 2015 строится на оценке стоимости водных ресурсов дисконтируя стоимость доходов будущих периодов от их использования, на основе коэффициента капитализации. Она полностью ориентируется на учет воды в системе национальных счетов, но с точки зрения экономической оценки для использования в сфере управления ВХК в ней рассчитываются только макроэкономические показатели.
В 2017 году А.И. Артеменковым и О.Е. Медведевой была предложена стоимостная оценка воды по водной ренте. Способ, предложенный для расчета стоимости водных ресурсов, состоит в рассмотрении суммы, состоящей из дисконтированных стоимостей будущих доходов хозяйствующих субъектов, и дисконтированных стоимостей доходов от продажи водного ресурса, получаемой государством [9, 62]. Необходимо отметить, что данная концепция также, как и предыдущие строится на ряде допущений и ограничений. В частности, в нее входят только водные ресурсы без учета экосистемных услуг, без учета связанного с ними потенциала на конкретный момент приносящий выгоду.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что каждый из перечисленных выше подходов вне зависимости от того ориентирован он на оценку ренты, на оценку доходов или будущих доходов от использования или налог, никак не связан с рыночной ценой воды. Это в первую очередь связано с отсутствием рынка водных ресурсов и водозабора в России. Тем самым все больше подчеркивается экономическая значимость при управлении водными ресурсами это так же подчеркивается в работах В.И. Данилова-Данильяна, Д.М. Ярошевского, Л.К. Левит-Гуревича, В.Г. Пряжинской С.Д. Беляева, Ю.Б. Мерзликиной, Н.Б. Прохоровой и др. [10] В них указывается на все возрастающую роль создания рынка воды, который может стать эффективным инструментом регулирования водопользования.
Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ 18-010-00623 «Интеллектуальное моделирование организационно-экономического механизма управления водоресурсным обеспечением региональных водохозяйственных комплексов».