В течение ближайших нескольких лет, ключевой задачей в экономической сфере выступает ускорение роста российской экономики до уровня, превышающего 3 %. Реализация мероприятий, позволяющих обеспечить должные темпы роста экономики России позволит государству войти в пятерку крупнейших экономик во всем мире. Кроме того, устойчивое увеличение темпов экономического роста позволит создать надежный фундамент для достижения сопутствующих целей в ряде областей, имеющих значение для укрепления конкурентоспособности экономики России [2].
Прежде чем, произвести оценку экономического эффекта от мероприятий ФТС России по обеспечению конкурентоспособности экономики России необходимо изучить влияние внешних условий на темпы экономического роста и предположить прогнозное изменение основных показателей.
Достаточно напряженные времена настали для мировой экономики в связи с распространением нового типа коронавирусной инфекции, которая обрушилась на весь мир после пика заболеваемости в конце декабря 2019 г., наблюдаемого в Китае. В связи с тем, что произошедшее обострение торговых противоречий между крупнейшими экономиками на мировой арене привело к снижению темпов роста мировой экономики и снижением внешнеторговой активности между странами в течении ближайших нескольких лет будет достаточно сложно вывести экономику страны в положительную тенденцию роста уровня конкурентоспособности [5].
В соответствии с прогнозом Международного валютного фонда (далее МВФ) и проводимым оценкам Минэкономразвития России на прогнозном горизонте ожидается последовательное снижение темпов роста в крупнейших мировых экономиках. Рассмотрим, как могут измениться экономические показатели ведущих торговых стран на мировой арене и как данные изменения экономических показателей отразятся на показателях конкурентоспособности России.
Для того, чтобы в полней мере понимать, на сколько сильно изменилась текущая ситуация на мировом экономическом пространстве рассмотрим динамику внешнеэкономических показателей за последние пять лет (табл. 1) [5].
Полученные данные отражают тенденцию изменения внешнеэкономических показателей России за последние пять лет. По итогам 2019 г. наблюдается увеличение всех показателей в среднем на 27,7 %, начиная с 2015 г. Однако, следует обратить внимание на то, что в ходе мировых экономических изменений в 2019 г. произошел спад объемов товарооборота России на 3,1 % в сравнении с показателями 2018 г.
На снижение уровня товарооборота России оказала влияние мировая ситуация торговых взаимоотношений между странами. Одной из сильнейших экономически развитых стран является США. Рост экономики США в 2019 г. составил 2,1 % по отношению к предыдущему году. В перспективе следует ожидать замедление темпов роста до 1,2-1,4 % к 2024 г. в ходе исчерпания эффекта от проводимой на данный момент налоговой реформы. Кроме того, следует обратить внимание на введение торговых ограничений как на сдерживающий фактор внешнеэкономической активности стран [5]. Впоследствии торговые конфликты будут оказывать негативное влияние и на экономику еще одного крупного игрока – Китая.
Таблица 1
Динамика экономических показателей внешнеторговой деятельности России за период 2015-2019 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Отклонение 2019 г. к 2015 г., % |
Отклонение 2019 г. к 2018 г., % |
млрд. долл. США |
|||||||
Товарооборот |
526 |
468 |
584 |
688 |
667 |
26,8 |
-3,1 |
Экспорт |
344 |
286 |
357 |
450 |
423 |
22,9 |
-6,0 |
Импорт |
183 |
182 |
227 |
238 |
244 |
33,3 |
2,5 |
Несмотря на ряд принимаемых мер китайскими властями по стабилизации внешнеторгового сотрудничества к 2024 г. ожидается снижение темпов роста экономики до 5,1 %, что негативно отразится на показателях конкурентоспособности экономики страны.
В связи с этим очевиден тот факт, что состояние внешней торговли кардинально изменилось. Так, по итогам первого квартала 2020 г. можно наблюдать значительное резкое снижение спроса на нефть в КНР, который выступает крупнейшим игроком. Как известно, топливно-энергетические товары составляют основу российского экспорта, поставки которого являются важнейшим наполнителем доходов федерального бюджета. Так, по итогам I квартала 2020 г. экспорт товаров топливно-энергетического комплекса в физическом выражении сократился на 5,9 %, а стоимостные объемы снизились на 17,5 % в сравнении с предыдущим годом. Исходя из этого, можно произвести прогноз развития ситуации до конца 2020 г. (табл. 2) [11].
Исходя из произведенных прогнозных данных экспорта России топливно-энергетических товаров по итогам 2020 г. ожидается снижение в среднем на 9,6 %, что как следствие приведет к снижению экспортной таможенной пошлины в среднем на 20-25 %. Иными словами, складывающаяся негативная тенденция в объемах экспорта основных товарных групп приведет к снижению администрируемых сумм таможенными органами.
Рассматривая остальные товарные позиции, формирующие экспортный потенциал России следует обратить внимание на снижение в I квартале 2020 г. экспорта металлов и изделий из них в стоимостном объеме на 19,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Кроме этого, большое снижение наблюдается в экспорте химической промышленности – 13,2 % и экспорте машин и оборудования. Однако наблюдается увеличение экспорта продовольственных товаров на 11,1 %, что связано с изменение спроса торговых партнёров (табл. 3) [11].
Исходя из рассчитанных прогнозных данных, можно предположить, что по итогам 2020 г. экспорт России по основным товарным позициям, без учета топливно-энергетического комплекса, снизится на 6,6 %, что окажет негативное влияние на показателях экономики страны и как следствие занимаемом уровне в рейтинге конкурентоспособности стран.
В 2020 г. Россией был поставлен план снизить зависимость государства от нефтяных экспортных поставок, в связи с высокой долей данного сектора в экспортной части государства, в связи с чем нестабильность на нефтяном рынке оказывает прямое негативное значение на экспорте России и как следствие на развитии экономики в целом. Однако, вводимые ограничения на мировой арене не позволили начать реализацию намеченных планов. Несмотря на это, замедление спроса оказывает существенное влияние на формирование цены на нефть (рис. 1) [1].
Таблица 2
Прогноз объёмов экспорта топливно-энергетического комплекса России на 2020 г.
Продукция |
Факт |
Отклонение I кв. 2020 г. к I кв. 2019 г., % |
План |
|||||
I квартал 2019 г. |
I квартал 2020 г. |
II квартал 2020 г. |
III квартал 2020 г. |
IV квартал 2020 г. |
Итого 2020 г. |
Отклонение 2020 г. к 2019 г., % |
||
млрд. долл. США |
млрд. долл. США |
|||||||
Нефть сырая |
18,13 |
18,03 |
-4,2 |
38,68 |
30,58 |
30,08 |
117,37 |
-3,4 |
Нефтепродукты |
11,41 |
10,37 |
-10,1 |
20,52 |
14,73 |
16,14 |
61,76 |
-7,7 |
Природный газ |
9,17 |
5,05 |
-24,6 |
10,18 |
7,57 |
9,70 |
32,50 |
-21,9 |
Автомобильный бензин |
0,361 |
0,493 |
28,4 |
0,930 |
0,600 |
0,980 |
3,003 |
4,01 |
Электроэнергия |
0,172 |
0,095 |
-26,7 |
0,215 |
0,196 |
0,233 |
0,739 |
-18,9 |
Таблица 3
Прогноз объёмов экспорта России по отдельным товарным позициям на 2020 г.
Продукция |
Факт |
Отклонение I кв. 2020 г. к I кв. 2019 г., % |
План |
|||||
I квартал 2019 г. |
I квартал 2020 г. |
II квартал 2020 г. |
III квартал 2020 г. |
IV квартал 2020 г. |
Итого 2020 г. |
Отклонение 2020 г. к 2019 г., % |
||
млн. долл. США |
млн. долл. США |
|||||||
Рыба свежая и мороженная |
362,3 |
442,7 |
22,2 |
987,7 |
1099,1 |
1235,7 |
3765,2 |
30,2 |
Пшеница |
1023,1 |
791,0 |
22,7 |
1063,9 |
1447,8 |
1267,4 |
4570,1 |
27,9 |
Растительное масло |
319,8 |
397,6 |
24,3 |
852,8 |
901,4 |
1141,4 |
3293,2 |
49,5 |
Каменный уголь |
2556,3 |
1746,8 |
31,7 |
2912,8 |
3894,3 |
2788,9 |
11342,8 |
29,1 |
Черные металлы |
3206,3 |
2468,5 |
23,01 |
3114,8 |
5599,8 |
4120,4 |
15303,5 |
15,6 |
Медь |
797,7 |
685,6 |
14,1 |
789,8 |
924,2 |
1351,8 |
3751,4 |
-9,3 |
Алюминий |
1232,4 |
429,0 |
65,2 |
624,1 |
721,5 |
831,8 |
2606,4 |
48,8 |
Машины и оборудование |
2799,9 |
2824,0 |
0,7 |
5523,9 |
7167,2 |
10747,9 |
26263,0 |
-5,1 |
Автомобили легковые |
172,6 |
148,6 |
13,9 |
219,3 |
447,1 |
557,4 |
1372,4 |
14,4 |
Автомобили грузовые |
33,4 |
36,7 |
9,9 |
96,1 |
139,4 |
154,5 |
426,7 |
7,7 |
Рис. 1. Динамика цен на нефть марки«Brent» с прогнозом до 2024г., долл. США за баррель
Начиная с середин 2018 г. наблюдается снижение цена на нефть марки «Brent», однако тенденция снижения не была столь резкой. Уже в начале 2020 г. можно заметить резкое снижение цены до 25,92 долл. США за баррель. Данная стоимость является минимальной за период 2014-2019 гг.
В связи с текущей ситуацией, сложившейся на мировом экономическом пространстве можно лишь предположить на сколько может измениться ситуация к 2024 г. Согласно прогнозным данным Минэнерго во второй половине 2020 г. возможна стабилизация стоимости на уровне 43 долл. США за баррель. Однако в течении следующих нескольких лет будут наблюдаться как снижения, так и повышения цены, что приведет к увеличению по итогам 2024 г. до 47,66 долл. США за баррель [7].
При этом, возможно подсчитать потери России по итогам 2020 г. Так, при средней цене нефти в 35 долл. США за баррель и курсе рубля в районе 73 руб. за долл. можно предположить, что федеральных доход России не дополучит нефтегазовых доходов на общую сумму более 3 трлн. руб. [10]. Данная сумма достаточно значительна и способна снизить уровень конкурентоспособности стран в связи со снижением экономических показателей.
Что касается изменения объемов импорта России в связи с пандемией коронавируса, то здесь ситуация намного благоприятнее в сравнение с экспортными поставками. Так, по итогам I квартала 2020 г. импорт России вырос на 1,9 % в сравнении с аналогичным периодом в 2019 г. При этом, наибольшее увеличение наблюдается по поставкам химической промышленности – рост на 9,4 % в стоимостном объеме (табл. 4).
Исходя из рассчитанных прогнозных данных, можно предположить, что по итогам 2020 г. импорт России по основным товарным позициям незначительно снизится примерно на 1,5 %.
В связи с тем, что наблюдаемое на данный момент снижение темпов роста мировой экономики оказывает ярко выраженное негативное влияние на торговый потенциал и экспортно-импортную активность России с рядом торговых партнеров существуют внутренние мероприятия, которые могут позволить избежать России намечающегося кризиса во внешней торговле. Данные изменения темпов роста сохраняли бы свою ситуацию при незначительных изменениях на мировой арене. Однако наблюдаемые изменения в начале 2020 г. оказали значительное влияние на все проводимые прогнозы ведущими экспертами по всему миру (табл. 5) [11].
Исходя из полученных прогнозных данных, можно увидеть, насколько сильно отразится влияние пандемии коронавируса, наблюдаемой во всем мире в 2020 г. на внешнеторговую деятельность России. В связи с закрытием государственных границ, а также введением ограничений и запретов внутри стран, экспорт России может снизиться на 8,3 %, а импорт на 1,6 %. Однако к 2022 г. удастся частично наладить экономические показатели и нормализовать ВЭД России, приблизив объемы к 2019 г.
Таблица 4
Прогноз объемов импорта России по отдельным товарным позициям на 2020 г.
Продукция |
Факт |
Отклонение 1 кв. 2020 г. к I кв. 2019 г., % |
План |
|||||
I квартал 2019 г. |
I квартал 2020 г. |
II квартал 2020 г. |
III квартал 2020 г. |
IV квартал 2020 г. |
Итого 2020 г. |
Отклонение 2020 г. к 2019 г., % |
||
млн. долл. США |
млн. долл. США |
|||||||
Мясо свежее и мороженное |
201,6 |
160,7 |
20,3 |
389,6 |
307,1 |
328,6 |
1 186 |
-9,2 |
Рыба свежая и мороженная |
181,1 |
216 |
19,3 |
366,8 |
316,4 |
447,8 |
1347 |
8,4 |
Сыры и творог |
151,4 |
204,2 |
34,9 |
405,9 |
328,3 |
383,9 |
1322,3 |
16,03 |
Цитрусовые |
454,3 |
303 |
33,3 |
180,6 |
118,8 |
406,6 |
1009 |
21,2 |
Напитки (без) алкогольные |
364,7 |
365,5 |
0,2 |
858,6 |
624,5 |
1004,3 |
2852,9 |
-5,7 |
Уголь каменный |
55,3 |
53,7 |
-2,9 |
128,7 |
97,5 |
80,9 |
360,8 |
-1,8 |
Медикаменты |
1086,2 |
1593,2 |
46,7 |
2864,9 |
3074,4 |
3126,5 |
10659 |
2,1 |
Пластмассы |
1310,2 |
1323,7 |
1,03 |
3131,5 |
2676,1 |
2847,6 |
9978,9 |
1,5 |
Одежда |
1099 |
1146 |
4,3 |
2238,6 |
2377,7 |
1814,5 |
7576,8 |
3,2 |
Машины и оборудование |
14357 |
15303 |
6,6 |
37378 |
21378 |
34069 |
108128 |
-3,9 |
Таблица 5
Прогноз объемов товарооборота России по отдельным товарным позициям до 2022 г.
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Отклонение 2020 г. к 2019 г., % |
Отклонение 2022 г. к 2020 г., % |
млрд. долл. США |
|||||||
Товарооборот |
688 |
667 |
606 |
624 |
655 |
-9,1 |
8,1 |
Экспорт |
450 |
423 |
388 |
395 |
415 |
-8,3 |
6,9 |
Импорт |
238 |
244 |
240 |
247 |
245 |
-1,6 |
2,1 |
Рис. 2. Прогноз изменения годового уровня ВВП России до 2022 г.
Рассмотрим, как пандемия коронавируса повлияла на основной экономический показатель конкурентоспособности государства – уровень ВВП. Так, согласно данным Минэкономразвития по итогам I квартала 2020 г. наблюдается небольшой рост ВВП на 1,8 %. Однако следом после распада первой сделки ОПЕК +, масштабного снижения цен на нефть и обострения ситуации с пандемией коронавируса прогнозируется ежегодной снижение уровня ВВП. Так, согласно составленным прогнозам Центрального Банка РФ по итогам 2020 г. уровень падения ВВП составит 5-6 % [31]. При этом, максимальное снижение придется на II квартал 2020 г., где падение может достигнуть 8 %. Кроме того, аналитики Центрального Банка предполагают, что в след за снижением ВВП в 2020 г., будущий 2021 г. будет более удачным и уровень ВВП сможет вырасти до отметки в 4 %, а затем продолжит стабильно увеличиваться на 2,5-3 % (рис. 2) [1].
В связи с тем, что существует прямая зависимость темпов роста мировой экономики и развития внешнеторговой деятельности России в ближайшее время будет снижаться результативность фискальной деятельности таможенных органов, что может привести к снижению объемов администрируемых денежных средств, перечисляемых в федеральный бюджет. В свою очередь, данная тенденция может как следствие привести к снижению уровня обеспечения институтом таможенных платежей конкурентоспособности экономики России. Уже на начальных этапах влияния коронавирусной инфекции в 2020 г. на ВЭД России можно произвести анализ фискальной деятельности таможенных органов по перечислению денежных средств в доходную часть федерального бюджета по итогам первого квартала, оценить проводимые мероприятия и рассчитать прогноз изменения объемов на несколько лет [8].
Так, за первый квартал 2020 г. таможенные органы на 22,23 % выполнили годовой прогноз по объемам администрируемых денежных средств ФТС России, что в денежных единицах составило 1 187,88 млрд. руб. (табл. 6).
Таблица 6
Уровень выполнения прогнозного задания по администрируемыми таможенными органами доходами за первые кварталы 2015-2020 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Отклонение 2020 г. к 2019 г., % |
Уровень выполнения прогноза, % |
21,23 |
20,06 |
24,44 |
24,8 |
21,99 |
22,23 |
1,1 |
Объем администрируемых денежных средств, трлн. руб. |
1,21 |
0,95 |
1,03 |
1,24 |
1,31 |
1,19 |
-9,16 |
Произведенный анализ уровня выполнения прогнозного задания по формированию доходной части федерального бюджета таможенными органами, не смотря на прирост на 1,1 % уровня выполнения прогноза за первый квартал 2020 г. в сравнении с 2019г., показал снижение на 9,16 % объемов за первые три месяца 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [9].
Однако в целом, значительных изменений внешнего товарооборота страны в связи с пандемией коронавируса по истечению первого квартала 2020 г. не произошло. Динамика объемов импорта и экспорта вполне сопоставима с объемами предыдущего года.
Таким образом, производимый анализ оценки влияния института таможенных платежей в обеспечении конкурентоспособности экономики России позволил всесторонне рассмотреть развитие ВЭД России как одного из факторов, влияющих на укрепление экономики страны.
Таможенный платеж в данном случае был рассмотрен как «инструмент, позволяющий контролировать объемы внешней торговли и регулировать их при помощи ставок в нужном направлении вне зависимости от мировой экономической ситуации» [3]. В связи с этим, значимость института таможенных платежей была обоснована и доказана. Однако, существование ряда факторов, способных оказать влияние на уровень развития экономики страны, может усугубить ситуацию. Так, было проанализировано влияние пандемии коронавируса на внешнеэкономические показатели России. Был составлен прогноз изменения ситуации на несколько лет вперед и проведена параллель с таможенной системой.
В связи с тем, что институт таможенных платежей представляет собой достаточно сложную систему, имеющую множество взаимосвязей, зависимостей и влияний следует и в дальнейшем заниматься оценкой изменения показателей и их влиянием на экономику страны с поисков сдерживающих факторов и предложением стратегий их решения [4].