Введение
Поскольку здоровье нации является важной составляющей общего социально-экономического потенциала страны, то здравоохранение рассматривается как одно из приоритетных направлений социальной политики современных государств.
Экономические и политические реформы привели к изменению подхода к здравоохранению как к наиболее важному социальному институту. Активное распространение рыночных отношений в секторе здравоохранения, его ориентация на интересы пациента, повышение самостоятельности медицинских учреждений, а также развитие негосударственного сектора все это следует рассматривать в качестве факторов формирования новых систем управления здравоохранением. При этом, практика показывает, что управление здравоохранением при переходе к рыночной экономике намного сложнее, чем при командно-административной системе. Это связано как с расширением прав и обязанностей медицинских учреждений, местных органов здравоохранения, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в обществе.
Таким образом, в современных условиях здравоохранение представляет собой сложную динамичную социальную систему и считается особой сферой экономики, в которой такие экономические процессы, как финансирование, управление, планирование, ценообразование и маркетинг, имеют особый социально ориентированный характер.
Система здравоохранения в результате действия социально-экономических законов и законов функционирования и развития приобретает характер живого социального организма, который очень чувствителен ко всем происходящим в нем процессам. Регулирование жизнедеятельности такого общественного организма – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Цель исследования. Целью настоящего исследования является выявление и анализ предпосылок использования технологий маркетинга в здравоохранении Алжира, обусловленных развитием системы здравоохранения под воздействием рыночных факторов.
Материал и методы исследования
В качестве информационной базы в исследовании использованы данные официальной статистики международных и региональных организаций в сфере здравоохранения, вторичная маркетинговая информация рынка медицинских услуг Алжира. В ходе исследования авторами были использованы аналитические методы, неформализованные методы маркетинговых исследований, а также методы социально-экономической статистики.
Результаты исследования
и их обсуждение
По мнению современных авторов, маркетинг в сфере здравоохранения представляет собой систему принципов, методов и мер, основанную на комплексном изучении потребительского спроса и целенаправленном формировании поставок медицинских услуг [1–3].
В современной маркетинговой литературе распространен подход, предложенный Ю.Т. Шарабичевым [4], согласно которому выделяется пять областей маркетинга здравоохранения, а именно:
1) маркетинг медицинских услуг,
2) маркетинг лекарственных препаратов,
3) маркетинг медицинского оборудования;
4) маркетинг медицинских технологий,
5) маркетинг научных идей.
Американская медицинская ассоциация определила маркетинг здравоохранения как интегрированный процесс планирования для экономического обоснования управления производством медицинских услуг, ценовой политики, продвижения услуг для потребителей, а также их реализации [2].
Таким образом, можно констатировать, что маркетинг в здравоохранении имеет свою специфику, обусловленную спецификой рынка услуг как такового, разнообразием сфер медицинской деятельности, а также социальным значением здравоохранения.
За последние пять десятилетий в Алжире наблюдается существенный прогресс в оказании медицинских услуг населению и лечении инфекционных заболеваний. Хотя основные показатели состояния здоровья населения улучшились, и наметилась тенденция к повышению уровня жизни, в стране наблюдается рост хронических заболеваний, что характерно и для других государств и в настоящее время является основным направлением системы здравоохранения в стране.
В отличие от многих стран региона, сталкивающихся с проблемами финансирования здравоохранения, Алжир, благодаря нефтяным доходам, смог привлечь большие средства для расширения сети клиник и больниц, а также развития программ профилактической помощи. В настоящее время по оценкам экспертов, Алжир является одной из передовых стран региона с наиболее развитой системой медицинской помощи [5]. В Алжире активно реализуются проекты, нацеленные на повышения качества медицинских услуг и уровня сервиса в соответствии с европейскими стандартами медицинской помощи [6].
Особенностью системы здравоохранения Алжира является высокая доля государственного финансирования, которая составила в 2017 году 75,3 %, что значительно превышает показатели соседних государств (Тунис – 44,3 %, Марокко – 36,6 %). Фактическое отсутствие негосударственных источников финансирования обусловило низкий уровень расходов на душу населения, который не превышает 175 дол. США.
Фонды страхования от болезней в Алжире (Национальный фонд социального страхования для работников трудящихся и Национальный фонд социального страхования для работников, не имеющих заработной платы) испытывают финансовые трудности из-за продолжающегося роста расходов на здравоохранение и в связи с высоким уровнем безработицы, который достиг 13,8 % в 2016 году. Снижению взносов в страховые фонды способствует также рост теневой занятости в частном секторе. Все это отрицательно сказывается на финансировании системы здравоохранения.
Значительная часть расходов на здравоохранение в Алжире направлена на компенсацию за лекарственные средства, что в 2016 году составило 45,7 % от общих расходов на здравоохранение, против 33 % в 2010 году.
Что касается компенсации за лекарства, то в 2016 году она составила 45,7 % от общих расходов на здравоохранение для социального обеспечения, после того как в 2010 году она оценивалась в 33 % [7].
В период с 2010 по 2016 год зафиксировано утроение подушевых расходов системы страхования: средние выплаты возросли с 1036 до 3243 алжирских динаров. В этой связи в Алжире были приняты ограничительные меры по законопроекту о лекарственных препаратах в направлении корректировке перечня медикаментов, за которые предоставляется компенсация.
Таким образом, несмотря на передовые позиции в регионе, алжирская система здравоохранения не отвечает адекватно растущим потребностям населения. В целях приближения к европейскому уровню алжирская система нуждается в реформировании в таких направлениях как совершенствование системы менеджмента, повышение эффективности финансирования, учитывающей социальные запросы общества и обеспечивающей справедливый и равный доступ населения к услугам медицинской помощи. Согласно национальному плану здравоохранения, в Алжире принята политика, обеспечивающая снижение финансовых рисков для малообеспеченных групп населения при получении медицинских услуг.
Тем не менее, с ростом благосостояния населения на рынке медицинских услуг Алжира формируется платежеспособный спрос на более высокий уровень обслуживания, который может быть удовлетворен в коммерческом секторе рынка. В более качественных платных медицинских услугах заинтересовано как местное население, так и иностранные граждане, работающие или путешествующие по Алжиру. Можно констатировать, что в настоящее время алжирская система здравоохранения нуждается в функциональной интеграции государственного и частного сектора, которая должна учитывать положения национальной политики по обеспечению справедливого распределения ресурсов и оборудования.
Также в качестве предпосылок применения маркетинговых технологий можно рассматривать изменения в поведении потребителей на рынке. Так в последние годы изменилась структура спроса на рынке медицинских услуг: со стороны населения растет потребность в профилактических процедурах, востребованы информационные ресурсы. Высокая информированность потребителей обуславливает к росту требований к качеству и безопасности медицинских услуг. Это усиливает конкуренцию на рынке медицинских услуг. Переход от рынка продавца к рынку покупателя вынуждает учреждения здравоохранения выстраивать коммуникации с потребителями, продвигать свои услуги, проводить маркетинговые исследования.
Таким образом, анализ состояния и перспектив развития системы здравоохранения Алжира нами сделан вывод, что в настоящий момент в данной сфере сформировались предпосылки к использованию рыночных форм управления, согласованных с социальной политикой государства. Задачам совершенствования системы здравоохранения в полной мере соответствуют современные технологии маркетинга, применение которых обосновано с точки зрения науки и практики.
К сожалению, в настоящее время ситуация по внедрению маркетинга в практику медицинской деятельности страны далека от совершенства. В частности, на данный момент отсутствует анализ рыночной среды оказания медицинских услуг в Алжире, не изучены характеристики различных потоков пациентов, не проводятся исследования по изучению качества медицинских услуг.
Между тем, только адекватное использование маркетинга как необходимого средства стратегического и тактического управления в современных рыночных условиях позволит привлечь дополнительные средства в систему общественного здравоохранения, адаптировать услуги к потребностям пациентов, обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов к конечному результату и тем самым получить больше возможностей для выполнения обязательств руководства страны по предоставлению доступной и эффективной медицинской помощи.
В таких условиях алжирскому правительству придется приложить немало усилий, по реализации следующих первоочередных мер:
– создать, прежде всего, благоприятный инвестиционный климат в отрасли, привлечь капитал от отечественных и иностранных инвесторов,
– создать эффективные независимые инструменты страхования,
– упростить процедуры сертификации врачей и лицензирования медицинских учреждений
– сформировать систему эффективных коммуникаций между всеми заинтересованными сторонами процесса совершенствования системы здравоохранения.
Выводы
Таким образом, в заключение целесообразно отметить, что реформы здравоохранения, проведенные в Алжире в последние десятилетия, направлены на внедрение новых форм управления, что обуславливает необходимые предпосылки для практического внедрения маркетинга, как современной формы организации и управления здравоохранением. Важно отметить, что маркетинг в сфере здравоохранения – это особая сфера бизнеса, в которой интересы компании, получающей прибыль, не должны противоречить интересам общества и каждого человека. На текущем этапе развития здравоохранения в Алжире маркетинговые инструменты обеспечивают медицинские учреждения как государственного, так и частного сектора необходимой информацией о потребителях, способствуют формированию и развитию конкурентных преимуществ и создают основу для клиентоориентированности, а следовательно для повышения качества обслуживания. Понимание потребностей пациентов и других заинтересованных сторон обеспечивает эффективность расходования средств и более рациональное распределение ресурсов.