Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

STRUCTURE, COMPONENTS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE REGIONAL EDUCATIONAL CLUSTER AS AN EFFECTIVE TOOL FOR INCREASING THE ECONOMIC SECURITY OF THE UNIVERSITY

Adeeva I.S. 1, 2
1 Kostroma state agricultural Academy
2 Kostroma state University
The main task of the modern education system, regardless of the stage – is to train specialists with a high level of competence. Unfortunately, the training of specialists in educational organizations exists by itself, and enterprises – by themselves. As a result, enterprises are forced to create their own educational centers, thereby increasing unproductive costs and reducing the competitiveness of their commodity products by increasing its cost. This forced measure indicates an unbalanced labor market due to the extreme lack of horizontal links between educational institutions and employers. The requirements of employers to the level of competence of employees are constantly changing, this is due to the introduction of new technologies, and the satisfaction of these requests can be provided through the cluster. The way out of this situation is to create a regional educational cluster as an effective system for creating a favorable, primarily human resources infrastructure for the business community and at the same time contributing to improving the economic security of universities that are its participants. The article proposes a mechanism for the formation and development of a regional educational cluster, which becomes an effective tool to improve the economic security of a university.
cluster
regional education cluster
cluster members
head of the university
the business community

В рамках статьи базовым определением кластера примем определение представленное в Концепции кластерной политики РФ до 2020 года, в которой в частности отмечается, что «кластер – сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определенной сфере» [1].

По аналогии сформулируем определение регионального образовательного кластера.

Региональный образовательный кластер – сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов, ядром которого выступает головной вуз, взаимодействующий на партнерских условиях с научно-исследовательскими, образовательными организациями, а также коммерческими партнерами, объединенные в единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и функционируют для обеспечения развития совместного потенциала и повышения экономической безопасности головного вуза и всех его участников.

Особенностью регионального образовательного кластера выступает форма взаимосвязи внутри него, что позволяет субъектам сохранять статус юридического лица и сотрудничать с другими субъектами за пределами кластера. Таким образом, кластер характеризуется:

– преобладанием организационных связей между его элементами;

– необязательным наличием отношений экономической зависимости между юридическими лицами;

– эффективным долгосрочным деловым сотрудничеством, направленным на обеспечение совместной производственно-коммерческой деятельности.

Региональный образовательный кластер (РОК) создается с целью упорядочения и координации деятельности по подготовке и повышению квалификации кадров, поиска инновационных идей и продуктов и встроенный в инновационную цепочку: образование – технологии – производство.

РОК представляет собой увязанное в единое целое новообразование включающее в себя участников различных сфер деятельности, управляющее центром, основой которого выступает головной вуз, интегрированный с образовательными учреждениями в эффективную конструкцию направленную на многоуровневую подготовку специалистов всех отраслей знаний, востребованных в конкретном регионе. Объединенные усилия всех участников кластера создают синергетический эффект, что позволяет обеспечивать, как повышение качества образовательного процессе, так и значительно сокращать сроки подготовки. Итогом является учёт, не только текущих, но и прогнозных запросов от работодателей, что позволяет спрогнозировать будущие потребности в конкретных специалистах и своевременно их подготовить и закрепить успешных выпускников за конкретным рабочим местом. Кроме того, своевременно переобучить и повысить квалификации работающих сотрудников [6].

Конечная цель создания регионального образовательного кластера – органическое слияние всех заинтересованных партнеров в единый комплекс непрерывного профильного образования, которое востребовано бизнес сообществом конкретной территории. Это может быть достигнуто, за счёт перехода с либеральной модели развития, которая превалирует в современной России на государственный капитализм.

Объявленная по всему миру пандемия коронавируса совершенно по-разному отразилась на экономической ситуации конкретной страны. В частности, в нашей стране был нанесен сокрушительный удар не только по малому, но и среднему и даже относительно крупному бизнесу. По данным Федеральной службы государственной статистики в июне 2020 года в России количество безработных человек составило 4,6 млн [3].

Во многих регионах страны бизнес ещё полностью не заработал и на конец июля. Вполне можно предположить, что высвобождающаяся армия безработных нужна для новых рабочих мест, которые могут появиться только за счёт вливаний государственных средств в крупнейшие компании страны и формирования там новых рабочих мест.

В условиях, восстановления своих бизнесов после пандемии коронавируса вполне может сложится ситуация, что бизнес-сообществу конкретной территории ничего иного и не останется, как объединяться, и в связи с этим региональный образовательный кластер станет тем спасительным элементом, который наполнит новым смыслом весь представленный процесс.

На рис. 1 представлена структура инновационного образовательного кластера.

Важно отметить, что к образовательным учреждениям относятся не только учреждения начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО), вузы, но и учреждения дополнительного образования. Система должна быть непрерывной, включать в себя как подготовку, так и переподготовку кадров при обязательной общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, проводимой объединениями работодателей [2].

В соответствии с представленным определением, и как представлено на рис. 1, «ядром» кластера является головной вуз. В качестве головного вуза, как правило, выступает ведущий региональный университет. Структура регионального образовательного кластера, включает, в себя и учреждения дошкольного образования, которые на схеме появились не случайно, так как тем самым выстраивается единое образовательное пространство и выполняется, в том числе профориентационная деятельность, начиная с младшего возраста и в течение всей жизни.

В результате, головной вуз в первую очередь повышает свою экономическую безопасность на длительный период, формируя потенциальных учащихся с самого начала своего жизненного пути, и все учебные заведения, участники регионального образовательного кластера, также работая в едином образовательном пространстве, улучшают своё финансовое положение.

adeev1.wmf

Рис. 1. Структура регионального образовательного кластера. (Составлено автором – источник [8])

Рассмотрим этот механизм более детально. В его основу положен принцип свободы договора, что нашло своё отражение в ст. 421 ГК РФ, то есть стороны, участвующие во взаимодействии самостоятельно определяют не только цену, но прочие условия договора. То, что касается ценообразования и установления цены по соглашению сторон, то это регламентировано ст. 424 ГК РФ. Здесь речь идёт о ситуации, когда согласованные цены не соответствуют текущим рыночным показателям, в частности в западной деловой практике они носят название «трансфертные цены».

В международной системе координат действует соответствующий законодательный акт, в котором освещены все основные вопросы, касающиеся трансфертного ценообразования, в частности в нем определен, что трансфертной является та цена, которая применяется при взаимодействии ассоциированных организаций.

Аналогом международного законодательного акт в отечественной практике выступает Разделе V.1. Налогового кодекса Российской Федерации. Данный раздел, в полной мере подходит под систему ценообразования внутри кластера, так как все его участники взаимозависимы.

Основной задачей, стоящей перед участниками кластера, является выстраивание такой системы, которая позволяла минимизировать налоговую нагрузку на каждого из них. В этой связи, действенным механизмом, позволяющим этого добиться, является налоговое планирование, ориентированное на перераспределение налоговой нагрузки на участника у которого максимально благоприятный налоговый режим.

Кроме того трансфертные цены могут касаться не только полученного дохода и минимизации отчислений, но и распределении расходов, что также благоприятно влияет на экономическую безопасность каждого их участников.

Этот механизм также эффективен и в ситуации, когда фактически не происходит реализация работ, услуг или товаров, сюда можно отнести исследования рынка, проведенные одним из участников и переданные остальным, консультации по управлению, ведению учета, организации производства и т.д.

В рамках функционирования регионального образовательного кластера, студенты, обучающиеся в головном вузе в качестве курсового или дипломного исследования могут производить разнообразные исследования, в том числе и маркетинговые, результаты этих исследований могут распространяться на безвозмездной основе для всех участников кластера. Это существенным образом снизит затраты на маркетинг и в конечном итоге, приведет к выгоде для всех участников.

Кроме того, повышение квалификации для преподавательского состава участников кластера НПО, СПО и ВПО может осуществляться также на безвозмездной основе преподавателями головного вуза. Уровень квалификации ППС существенно влияет на выбор своей будущего места обучения.

Таким образом, в рамках регионального образовательного кластера будут функционировать свои внутренние правила формирования трансфертной цены между участниками кластера, что в конечном итоге приведет к повышению экономической безопасности всех его участников.

На схеме – рис. 1 выделен блок «благоприятная инфраструктура» он представляет собой элемент обратной связи в функционал которой входит осуществлять мониторинг взаимодействия с бизнес средой. Это необходимо для того, чтобы разорвать порочную традицию, которая заключается в том, что подготовка специалистов в образовательных организациях никоим образом не увязана с запросами работодателей. Должно быть сформировано и активно функционировать единое образовательное пространство.

Инструментарий достижения успешности регионального образовательного кластера приведен на рис. 2.

Существенным элементом представленного на рис. 2 инструментария является его правовое оформление, которое реализуется, как посредством разработки типовых договоров, инициатором является головной вуз, а также региональный законодательный орган, соответствующей территории, который разрабатывает совместно с инициативной группой соответствующее региональное законодательство.

Исключительно от эффективности совместного взаимодействия всех участников зависит запуск синергетического эффекта приводящего к положительным результатам. Это существенным образом коррелирует с положением о том, что кластер, может быть представлен как сетевая организационная структуру, базой которой является функциональный механизм, состоящий из межфункциональных команд.

Объединительным началом здесь выступает совместная обширная база данных и каждый участник наделен правом пользоваться ею и вырабатывать скоординированные управленческие решения. Таким образом, региональный образовательный кластер, применяя единые стандарты управления и пользуясь общей базой данных, постепенно будет трансформироваться и со временем превратиться в холдинг.

Как отмечено на рис. 2, одним из элементов, которые влияют на успешность регионального образовательного кластера, являются этапы его формирования и развития. Здесь речь идет, прежде всего, о последовательности их прохождения, то есть каждый этап должен представлять чётко продуманное действие и увязан со следующим этапом, то есть должна быть выстроена стратегия развития регионального образовательного кластера и это определит его успешность.

На рис. 3 приведены преимущества создания регионального образовательного кластера.

В этой связи уместно привести высказывание Президент РФ Владимира Путина в ходе проведенного телемоста с ведущими высшими учебными заведениями страны: «Благодаря образовательной мобильности внутри страны у молодых людей, возможно, не будет необходимости уезжать на учебу за границу» [4].

Все участники кластера, в целом представляют собой уникальное образование, построенное на партнерских взаимоотношениях, при этом каждый его элемент важен и на него накладываются определенные функции и задачи, которые формируют в результате единое образовательное пространство, способное реализовать индивидуальный подход, к конкретному учащемуся, отойдя от превалирующей в настоящий момент системы подготовки специалистов. При этом каждый элемент работает в единстве с другими элементами, что создает основание говорить о сформированном действенном механизме, заложенном в кластере.

НПО передает учащегося в СПО, и далее в вуз, при этом, успехи каждого конкретного ученика известны, и аккумулированы в единой базе, что дает основание отказываться от экзаменов, в рамках кластера.

adeev2.wmf

Рис. 2. Инструментарий достижения успешности регионального образовательного кластера. (Составлено автором – источник [5])

adeev3.wmf

Рис. 3. Преимущества создания регионального образовательного кластера. (Составлено автором – источник [7])

Особенностью здесь является запуск механизма преемственности, который увязывает в единое целое все звенья сквозными учебными планами, что в свою очередь исключает дублирование преподаваемого на разных уровнях материала, тем самым запускается процесс доминирования горизонтальных связей. Усиление здесь возможно, в том случае, когда, эффективнее начнет работать перекрестные взаимосвязи, головной вуз должен проводить большую работу вместе с объединениями работодателей, а те в свою очередь, участвовать в аттестации выпускников СПО и вузов, устанавливая рейтинг конкретного учащегося.

Высоко-рейтинговые учащиеся уже заранее ангажированы на соответствующее рабочее место, тем самым формируется аналог система распределения, которая имела место в советский период. В рамках кластера, за счёт бизнес сообщества наполняется соответствующий фонд, денежные средства из которого перераспределяются за подготовку высоко-рейтинговых учащихся. За каждого такого учащегося идут перечисления в тот вуз, или учебное заведение, которое подготовило соответствующего специалиста, что в конечном итоге способствует укреплению его экономической безопасности. Одновременно с этим формируется, новый социальный лифт для успешного выпускника, который прошел аттестацию и по ее результатам может быть зачислен в кадровый резерв кластера. Вне кластера, социальный лифт ограничен конкретным предприятием, на работу в которое поступил выпускник.

Изменение технологий, приобретение нового оборудования и программного обеспечения, заставляет работников их осваивать, а так как этот процесс неостановим, то можно утверждать, что в рамках кластера создаются условия непрерывного образования.

Организация регионального образовательного кластера способствует переходу к индивидуально-творческой подготовке, учащихся, минуя массово-репродуктивное производство специалистов, что позволяет эффективно формировать творческую конкурентоспособную личность, которая сможет осваивать в течение всей жизни новые материалы, формируя тем самым социальный заказ, как для головного вуза, так и для ключевых участников кластера, гарантированно повышая в итоге их экономическую безопасность.