Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE PRINCIPLES OF SUSTAINABILITY AND BALANCE IN THE MECHANISM OF REGULATION OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Bashirova A.A. 1
1 Institute of social and economic researches of the Daghestan Federal Research Center of the Russian Academy of Science
The current situation in the world, characterized by increased attention to the issues of social and environmental well-being of countries and their regions, requires the creation of an appropriate methodology for regulating regional development. This presupposes the introduction of such fundamental principles as the principles of sustainability and balance into the mechanisms of regional governance, which boil down to maintaining a dynamic balance of interests of the economic, social spheres and the natural environment in order to preserve the existing system. These principles are based on a certain balance of interests of the participants in the regional system. Departure from the given trajectories of development inevitably entails a rearrangement in the system of interests. As soon as there is an increase in the critical mass of dissatisfied with the existing balance of interests, a change occurs in the system. That is, the stability of the regional system largely depends on the balance of interests of its participants. The article examines the issues of compliance of the current mechanism for regulating the development of the region with the principles of stability and balance on the example of the North Caucasian Federal District. According to the results of the study, it was made that the situation in the region is unbalanced from the point of view of the interests of the subjects of the regional system, but it is stable from the point of view of the viability of the system.
region
management mechanism
principles of regulation
sustainability
balance

Введение

Сохранение устойчивости региональной системы в условиях изменяющейся внешней среды и внутренних трансформаций является ее основополагающей целью развития. Любая система всегда стремится к устойчивости, не допуская в своем развитии резких сдвигов и изменений параметров. Это стремление обусловлено тем, что от способности системы противостоять возмущающим воздействиям зависит продолжительность ее функционирования. Управление жизненными циклами системы происходит посредством хозяйственного механизма, базирующегося на принципах развития.

Цель исследования

Определить, каким образом проявляются в политике регулирования социально-экономическим развитием мезарегиона принципы устойчивости и сбалансированности.

Материал и методы исследования

Методологической основой исследования послужили труды российских ученых-экономистов. Были использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ за 2010-2018 годы. Методами исследования послужили аналитический, статистический, логический, сравнительный.

Результаты исследования и их обсуждение

Регион является сложной социально-экономической системой, и поэтому для него определяющими являются активные формы устойчивости: надежность, живучесть и адаптируемость.

Надежность – свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, живучесть – активное подавление вредных качеств. Таким образом, надежность является более пассивной формой, чем живучесть.

С точки зрения эффективности регионального развития особую ценность представляет такая форма устойчивости как адаптируемость. Адаптируемость – свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретения новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей, поскольку всякая система существует в среде, которая является источником неопределенности [7].

Воздействие среды может быть пассивным либо активным (антогонистическим, целенаправленно противодействующее системе). Поэтому в экономической литературе встречается мнение о том, что, например, государство и регион в своем развитии могут преследовать разные цели, и интересы государства и региона могут не совпадать.

Любые задачи регионального развития – повышение уровня и качества жизни населения, рост показателей экономического развития региона, сохранение природного разнообразия и окружающей среды в конечном итоге способствуют одной цели – сохранение устойчивости существующей системы. На это направлены методы и инструменты государственного воздействия на развитие территорий.

В развитии региональной экономической системы определяющим является экономический механизм как ее регулирующая часть.

Механизм как инструмент воздействия характеризует процесс управления каким-либо объектом. Структура такого механизма включает следующие элементы: объект – это управляемый элемент, который изменяется под действием центра управления в желательном для последнего направлении; субъекты механизма – это управляющий элемент, осуществляющий воздействие и носители предметно-практической деятельности (индивид или группа индивидов), участвующие в работе «механизма»; алгоритм «работы» механизма, представляющий собой совокупность функций управляющих воздействий и методов и способов достижения целей управления; параметрическое описание планируемых результатов, характеризующих стадию развития объекта; условия, способствующие или препятствующие «работе» механизма, или факторы, способные изменить алгоритм «работы» механизма; принимаемые к анализу допущения или ограничения применения механизма, при которых возможно достижение целевой эффективности [5].

В любом регионе, будь то самодостаточный, развивающийся самостоятельно или проблемный, опирающийся на помощь из федерального центра, существует механизм управления территориальным развитием. Несмотря на то, что механизмы могут отличаться инструментами, методами, способами регулирования, опираться на изначально разные ресурсы и потенциалы, испытывать в действии разные ограничения и барьеры, в целом, их структура для всех регионов одинакова.

Механизм регулирования развитием региона включает в себя основополагающие принципы, отражающие объективные закономерности регионального воспроизводственного процесса. К ним относят: принцип целевого управления; использование конкурентных преимуществ в территориальном разделении труда; сочетание интересов всех структур, участвующих в процессе регионального воспроизводства (данный принцип отражает необходимость баланса интересов); принцип экономической самостоятельности; принцип самофинансирования; зависимость между эффективностью экономического развития региональной экономики и формированием ресурсной базы социального и общеэкономического развития региона; принцип ответственности за реализацию функций управления, представляющих суть и содержание системы управления на уровне региона данного ранга [6].

На развитие страны и ее регионов не могут не влиять процессы, происходящие в мировой экономике, а значит, те задачи, которые сейчас актуализируются, такие как социализация экономики, сбалансированное развитие, экологический приоритет в стратегических целях развития, наследственность поколений, обязательно затрагивают и определяют политику внутри страны.

Логично предположить, что принципы устойчивости и сбалансированности, сводящиеся к соблюдению динамичного баланса интересов экономической, социальной сфер и природной среды в целях сохранения существующей системы, должны являться неотъемлемой частью хозяйственного механизма, который регулирует социально-экономическое развитие региона.

Принцип устойчивости предполагает сохранение жизнеспособности системы и ее элементов в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды. Принцип сбалансированности предполагает определенное соотношение элементов в рамках текущего состояния системы. Для того, чтобы система развивалась в постоянно изменяющихся внешних условиях необходима адаптация, то есть, устойчивость и сбалансированность должны носить динамичный характер.

Когда рассматривается в качестве системы регион, то применительно к нему устойчивость и сбалансированность будут иметь своей основой определенное сложившееся соотношение интересов участников системы. Движение от заданных траекторий развития и перемены неизбежно влекут за собой перестановку в системе интересов, что явно или неявно не приветствуется большинством участников. Как только происходит наращение критической массы недовольных существующим соотношением интересов, в системе происходит изменение.

Механизм регулирования развитием Северо-Кавказского федерального округа традиционно включает в себя такие элементы, как: органы регулирования (субъекты), объекты управления, цели и приоритеты, методы и формы воздействия.

Органами управления являются федеральные, региональные и местные власти. Объектами управления – хозяйствующие субъекты, население, экологическая сфера. Главной целью, согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО, создания новых рабочих мест, а также для повышения уровня жизни населения [8]. Реализация поставленной цели осуществляется посредством применения экономических, административных, организационных, информационных, нормативно-правовых, социально-психологических методов и инструментов. Формами управления, применяемыми на уровне региона, являются стратегии и программы, различного рода проекты и инициативы.

Подтверждением тому, что проводимая в настоящее время политика государственных властей в Северо-Кавказском федеральном округе способствует устойчивости системы, выступает динамика основного показателя регионального развития – объема ВРП. Он является одним из главных показателей уровня развития региона, динамика которого показывает тенденцию развития хозяйственной деятельности в регионе [3].

Таблица 1

Объем ВРП за 2010-2018 гг. в СКФО

Годы

ВРП, млн. руб.

Индекс физического объема ВРП (в постоянных ценах; в % к предыдущему году)

2010

891834,3

103,5

2011

1066319,6

106,5

2012

1209038,8

103,4

2013

1397672,6

103,6

2014

1577951,5

104,6

2015

1709050,7

99,8

2016

1779373,6

100,9

2017

1 828 865,2

101,1

2018

1 941 857,0

-

Примечание. Здесь и далее в таблицах данные Федеральной службы государственной статистики РФ.

Таблица 2

Показатели рождаемости и миграции населения за 2010-2018 гг. в СКФО

Годы

Общие коэффициенты рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения)

Коэффициенты миграционного прироста на 10000 человек населения

Число выбывших в другие регионы России (в процентах от общего числа выбывших)

2010

17,3

4

44,4

2011

17,5

-34

51,9

2012

17,4

-41

55,4

2013

17,2

-40

57,1

2014

17,3

-21

56,0

2015

16,6

-26

56,6

2016

15,9

-21

57,4

2017

15,0

-26

59,5

2018

14,4

-26

59,1

 

Снижение индекса физического объема валового регионального продукта в СКФО в 2015 году связана с валютным кризисом в России, что было вызвано снижением мировых цен на нефть, а также введением экономических санкций в отношении России в связи с событиями на Украине и выражалось в резком ослаблении российского рубля по отношению к иностранным валютам. В остальное время показатель демонстрирует положительную динамику.

Кроме того, качественными показателями устойчивости могут служить отсутствие острых политических, экономических, социальных и экологических ситуаций в регионе. Безусловно, в регионе существуют проблемы в разных сферах, в тоже время, они не вызывают острую общественную реакцию, а значит система относительно устойчива.

Проследить, каким образом существующий механизм государственного регулирования способствует сбалансированности регионального развития можно через демографические показатели рождаемости и миграции.

Показатели рождаемости и миграции отражают экономическую и социальную ситуации в регионе. Экологические характеристики региона для населения начинают играть существенную роль, когда проблемы экологии носят кризисный характер, общественное сознание развито, а экономические и социальные показатели регионального развития находятся выше среднего уровня.

Таблица 3

Показатели, характеризующие экологическую ситуацию в федеральных округах, 2018 г.

 

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников (тыс. тонн)

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (млн. куб. метров)

Индекс физического объема природоохранных расходов (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году)

РФ

17,1 (млн. т.)

13135

98,6

ЦФО

1529

3033

102,0

СЗФО

1827

2584

109,1

ЮФО

1097

1219

105,1

СКФО

153

415

117,7

ПФО

2526

2219

101,9

УФО

3692

1435

90,6

СФО

5217

1488

87,3

ДФО

1026

743

101,9

 

Показатели рождаемости в субъектах Северо-Кавказского федерального округа традиционно являются самыми высокими по стране, что обусловлено национальными и религиозными факторами, сложившимися традициями. СКФО и УФО это единственные округа в России, в которых коэффициент естественного прироста имеет положительное значение. Однако, в 2018 году в СКФО он имеет значение 6,9, а в УФО только 0,01. В тоже время, несмотря на то, что регион занимает первое место по рождаемости в стране, коэффициент рождаемости в регионе неуклонно снижается, что, помимо повышения влияния «западного» образа мышления и жизни, обусловлено экономическими и социальными причинами.

С показателями миграции диаметрально противоположная ситуация. Коэффициенты миграции имеют отрицательное значение с 2011 года, и в 2018 году СКФО занимает место второе с конца, уступая лишь ДФО. Процент мигрировавших в другие регионы России в СКФО самый высокий, что также свидетельствует о непростых социальных и экономических условиях жизни. Наиболее значимыми причинами, обуславливающими миграции, в регионах СКФО, являются социально-экономические факторы: отсутствие рабочих мест, перспективных отраслей экономики, высокая дифференциация уровня доходов [2].

Что касается экологической ситуации, то в СКФО относительно других регионов она одна из самых благоприятных, что в большей степени обусловлено слабостью экономики. Для сравнения, некоторые показатели, характеризующие экологическую обстановку в округах, содержатся в табл. 3.

Взаимозависимость экологической, социальной и экономических сфер обуславливает процесс регионального устойчивого сбалансированного развития. Важно отметить, что устойчивость региональной системы достигается только при относительной устойчивости в каждой из подсистем, а сбалансированность – только при соблюдении динамического равновесия между тремя вышеуказанными сферами. Исходя из этого, можно сделать вывод: качество жизни населения находится в прямой динамической зависимости от равновесного состояния социальной, экономической и экологической сфер региона [1].

Однако, полностью равновесное состояние социальной, экономической и экологической сфер региона является, скорее идеальной моделью организации взаимодействия участников региональной системы. Реальное соотношение между ними определяется стратегическими целями развития, проблемами, которые стоят перед страной и ее регионами и направлениями их решений.

История развития мировой экономики свидетельствует о том, что сбалансированность развития на уровне страны определяется в большей степени именно проводимой политикой и отношением властей и общественности к данному вопросу. Существуют страны, экономическое и социальное благополучие которых основано на использовании природных ресурсов (Швеция, Норвегия и др.). Есть страны, которые богаты либо бедны в части естественных ресурсов, и основная часть населения остается за чертой бедности (страны Африки, Южной Америки). Есть страны, которые не обладают природными ресурсами, но совершили качественный скачок в развитии благодаря технологиям и инновациям (Япония, Южная Корея и др.).

Что касается уровня регионов, то здесь действует тот же самый подход. Отдельные авторы в своих исследованиях природно-климатические особенности и разнообразие естественных ресурсов рассматривают как основные факторы, определяющие дифференциацию уровня социально-экономического развития территорий и субъектов Федерации [4].

Однако, в современных условиях развития эти факторы теряют свою определяющую роль, уступая место человеческому потенциалу региона, степени развития институциональной среды, восприимчивости региона к инновациям и инвестициям, и его способности инновации и инвестиции освоить.

Заключение

Ситуация в регионе несбалансированна с точки зрения интересов субъектов региональной системы. Однако она устойчива с точки зрения жизнеспособности системы. Устойчивость данной региональной системы – это не показатель экономического и социального благополучия. Скорее оно имеет под собой политическую, социальную и общественную основу (уровень развития и инициативности региональных властей, уровень развития общественного сознания, национальные особенности и традиции, некритичность и приспособляемость основной массы населения, и т.д.).