Введение
Актуальность проблемы обусловлена поиском путей возрождения в стране собственного продовольственного рынка за счет внутренних резервов сельскохозяйственного производства России. Экономическая безопасность страны зависит от стабильности продовольственного рынка, который опирается на развитие отечественного аграрного сектора. Страна, где 2/3 продуктового рынка формируется за счет собственного производства сельскохозяйственного сырья, может обеспечить независимость своего аграрного бизнеса и удовлетворение спроса населения в жизненно необходимых продуктах питания. Особо важной отраслью отечественного сельскохозяйственного производства является зерновое земледелие. Зерновое хозяйство России ориентировано не только на развитие пищевой промышленности, обеспечивающей потребности населения в хлебобулочных изделиях, но и на развитие кормовой базы отечественной скотоводческой мясо – молочной отрасли и птицеводства.
Цель исследования
Следует отметить, что ситуация на Российском продуктовом рынке далека от идеальной. Целью настоящего исследования является раскрытие негативных и позитивных тенденций, сложившихся на рынке продовольственных товаров в разных регионах страны. На региональных примерах рассматриваются особенности и перспективы развития сегментов продуктового рынка за период реформирования аграрного производства. Особое внимание уделено развитию хлебного рынка, современная организационная структура которого обуславливает развитие хлебного кластера.
Материал и методы исследования
Настоящая работа выполнена по личной инициативе авторов с использованием методов монографического описания, сравнительного анализа, материалов научно – практических конференций, научных семинаров и заседаний круглых столов, где обсуждались названные вопросы, литературных источников и официальных публикаций по проблеме в открытом доступе.
Результаты исследования и их обсуждение
В современной прессе отмечается, что кажущееся изобилие продуктов питания на полках магазинов вводит в заблуждение население во многих регионах страны. Основная часть населения стала питаться хуже, что неблагоприятно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Как утверждают медики, из – за потребления ввезенного в страну некачественного импортного мороженого мяса, утратившего полезные свойства, у детей развивается «белковый голод». Только за 10-ти летний период реформирования экономики аграрного сектора – детская анемия возросла более чем в 4 раза. При этом преобладание на продовольственном рынке импортного мясного сырья оттеснило с рынка отечественных производителей и подорвало сельское хозяйство. Именно, это обстоятельство повлекло за собой разрушение структуры землепользования: стали невостребованными кормовые угодья, включая пахотные земли зерновых культур. Многолетнее отчуждение земледелия от использования его в качестве кормовой базы скотоводства и птицеводства в Нечерноземье привело к деградации ранее мелиорированных земель, позволявших ранее обеспечивать фуражным зерном скотоводческие хозяйства страны и нужды хлебопекарной отрасли пищевой промышленности.
Эту нишу, как утверждают аналитики ВНИИЭСХ, заняли импортеры. «Сегодня в России значительная часть пищевой промышленности сосредоточена в руках транснациональных корпораций, которые могут контролировать розничные цены на продукты питания и закупочные цены на сельскохозяйственное сырье. Под контролем транснациональных корпораций, по расчетным оценкам, находятся около 90 % рынка пшеницы, кофе, кукурузы, табака, джута и до 70 % рынка бананов и натурального каучука» [4].
В сложившейся экономической ситуации своевременным является утверждение профессора Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), д.э.н. Л.В. Пушкаревой:
«Продовольственная безопасность – часть национальной безопасности, поскольку обеспечивает устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению» [2, С.17-19]. Поддерживает позицию Л.В. Пушкаревой доцент Национального открытого института России (НОИР) к.э.н. Горохова Т.Б.: «Для создания устойчивой продовольственной базы в России, испытывающей постоянное политическое давление разного рода санкциями, целесообразно признать формирование продовольственного комплекса в стране важным стратегическим направлением» [1, С. 20-36].
Негативные тенденции, наметившиеся в аграрном секторе экономики Северо-Западного экономического района, были выявлены еще в начале 2000-х годов специалистами Санкт-Петербургского государственного университета в монографии «Северо-Запад: тернистый путь к рынку» и описаны их параметры: «Особое беспокойство вызывает ухудшение рациона питания основной массы населения, что не способствует улучшению здоровья населения, отрицательно сказывается на демографических показателях и производительности труда. За 1991-2000 гг. потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в Санкт-Петербурге сократилось на 48 %, в области – на 26 %, молока и молочных продуктов – на 55 % и 53 %, яиц – на 20-21 % соответственно» [3, С. 288]. Изменения потребительского спроса объясняются отсутствием предложения перечисленных продуктов питания собственного производства на региональном рынке. Причиной является массовый недокорм и падеж крупного рогатого скота и свиней более чем на 50 % , а птицы – на 35 %. Из-за отсутствия привозного фуражного зерна из Белоруссии и Украины, сбоев в поставках фуража из южных хлебородных областей России, крупные агропромышленные предприятия региона были вынуждены сократить свое поголовье крупного рогатого скота. В это же время личные подсобные хозяйства населения разводили крупный и мелкий рогатый скот, хотя эта мера обеспечения продовольствием не смогла компенсировать понесенных сельским хозяйством потерь. Тенденция к росту численности личных подсобных хозяйств была обусловлена, прежде всего, безработицей в сельской местности и спадом доходов городского населения, которое было вынуждено обратиться к сельскому труду, одновременно решая проблему отдыха. Фермерство также не оправдало ожиданий реформаторов. При отсутствии продуманных организационных мер, неподкрепленных финансовой и юридической государственной поддержкой, уже на начальных этапах идея фермерства закончилась провалом. К началу 21 века удельный вес сельскохозяйственных фермерских продуктов составлял лишь 1,6 % производимой сельскохозяйственной продукции. Успешными фермерами являются те, которые ведут свое хозяйство в пригородной зоне. Значительное число фермеров лишь числятся таковыми.
Такая ситуация, сложившаяся в отечественном сельском хозяйстве, способствовала вхождению на российский продовольственный рынок иностранных инвесторов. Для них были созданы самые благоприятные экономические и правовые условия. Концентрация иностранного капитала отмечается в российской пищевой промышленности. Это означает, что иностранные инвесторы вкладывают свои капиталы не в трудоемкие отрасли сельского хозяйства. Их вложения направлены, в основном, в перерабатывающие сельскохозяйственное сырье предприятия, ориентированные на быструю реализацию продуктов питания местному населению. По оценкам специалистов, доля вхождения иностранного капитала в российское сельское хозяйство составляет 60 %, и эта цифра продолжает расти. Причем, в отношениях с иностранными инвесторами в области продуктового рынка выявлена тенденция, которая характеризуется обстоятельствами: появившееся на рынке сильное аграрное предприятие или новый продуктовый бренд, который пользуется спросом у покупателей, сразу же приобретается иностранными корпорациями [5, С. 1677].
Именно трудности Российской экономики и возможность быстрого обогащения за счет отечественных бед, а неравноправное участие в бизнесе, ориентируют иностранные корпорации к участию в Российском продовольственном рынке. Для иностранных корпораций наиболее привлекательными критериями для проникновения на российский продуктовый рынок являются следующие обстоятельства:
– российский продуктовый рынок, благодаря большой численности населения, является крупнейшим в мире поставок продовольствия;
– пищевая промышленность РФ не обладает собственным производством и не в полной мере обеспечивает свое население продуктами питания;
– статистика свидетельствует, что население РФ недополучает необходимое количество продуктов питания в расчете на душу населения, обусловленное мировыми биологическими нормативами;
– территория РФ обладает благоприятной сырьевой кормовой базой для скотоводства, разведения свиней и прочих животных, условиями для создания зернового хозяйства, овощеводства;
– налоговая система РФ обеспечивает привлекательность для иностранных корпораций к участию в продуктовом рынке низкими налогами на прибыль;
– отсутствие опыта работы у отечественных аграрных предпринимателей в условиях конкуренции с умелыми иностранными менеджерами и лоббистами.
К сделкам, проведенным в последнее время транснациональными корпорациями на российском рынке продуктов питания и напитков можно отнести следующие: приобретение PepsicCo- Вимм-Биль -Данн» за 5,4 мддр. долларов; при создании совместного предприятия – Danone – «Юмилак» – Danone» выплатил акционерам 120 млн. евро за контрольный пакет акций размером в 57,5 % в новом предприятии; за приобретение PepsicCo- «Лебедянский» с пакетом акций в 75,53 % было заплачено 1,4 млрд. долларов; приобретение Coca -Cola завода «Нидан» обошлось в 276 млн. долларов; приобретение «Univlever ЗАО «Балтимор – Холдинг» – в 40 млн. долларов [4, С. 582-599].
С учетом изложенного, перспективы развития отечественного аграрного сектора экономики России остаются туманными. Заметные сдвиги в сельском хозяйстве следует ожидать лишь при соответствующей государственной сельскохозяйственной и продовольственной политике. Если дальнейшее участие России в ВТО не будет оговорено особыми условиями, аграрный сектор экономики может быть подорван еще сильнее. Стоит отметить, что на таких сегментах рынка продуктов питания, как рынок мясопереработки и рынок хлебобулочных изделий, лидерство пока сохраняют отечественные предприятия [4].
За многие годы многолетних исследований размещения производительных сил в Российской Федерации моделирование в аграрном секторе экономики было затруднено сложностью учета многочисленных внешних факторов в межрегиональных отношениях, обусловленных климатическими и технологическими различиями. Но попытки моделирования отечественного сельского хозяйства многократно повторяются в ведущих научных организациях, к которым относятся академические институты РАН и ВНИИЭСХ. Как правило, в научных разработках рассматриваются 78 регионов страны, и, в частности, отдельно разрабатывается прогноз развития продовольственной базы в городах Москва и Санкт-Петербург. Современные прогнозы ориентированы на разработку стратегий с учетом показателей, характеризующих состояние сельскохозяйственного производства. К ним относятся: земельные ресурсы; уровень оснащенности аграрного сектора экономики основными средствами производства; оборотные средства, в части использования посадочного семенного материала отечественного и импортного происхождения; защита от болезней и вредителей; труд живой и механизированный; структура поголовья стада; кормовая база, включая важную составную часть – фуражное зерно. При этом особое внимание уделяется развитию зернового хозяйства.
После отделения от России зерновой зоны Украины и Белоруссии, тенденция географического смещения зернового земледелия наметилась в южную часть Западной Сибири и Нечерноземья. Размещение скотоводческих и птицеводческих хозяйств, которые являются основными потребителями фуражного зерна, ориентировано в Московскую, Ленинградскую, Тульскую области и Татарстан. При этом, основными поставщиками молочной продукции становятся соседние регионы (Смоленская область), импортирующие молочные продукты из Белоруссии. В Белгородской области наметились предпосылки для наращивания поставок мяса, а в Воронежской – зерна. Производство мяса скота и птицы также будет возрастать в Псковской, Вологодской, Кировской областях, а в Пермском крае и Республике Башкортостан также будет рост, но несколько слабее. Успехи названных регионов определяются:
– во-первых, различием в транспортной логистике и наличием крупнейших рынков сбыта в Москве и в Санкт-Петербурге;
– во-вторых, смещением в северном и северо-восточном направлении природных сельскохозяйственных зон [6, C. 1392].
В традиционных зерновых регионах в европейской части РФ до Уральского хребта предполагаемые изменения в зерновом земледелии незначительны. Ожидается небольшой рост производства зерна в Псковской и Ярославской областях, которое, в основном, имеет тенденцию к размещению на юге этих регионов. Рост объемов производства зерна произойдет в Оренбужье. Из-за улучшения конкурентных позиций Нечерноземья предполагается спад удельного веса в зерновом производстве Кубани и Воронежской области.
Период преобразований коснулся также аграрного комплекса Северо-Западного экономического региона. С начала 90-х годов сельское хозяйство региона за период реформирования понесло наиболее значительные утраты. Однако экономика Санкт-Петербурга оставалась традиционно ориентированной на покрытие продуктовых потребностей его жителей. Эта особенность экономики пост блокадного города обусловила рост удельного веса пищевой промышленности (за 1991-2000 гг. с 13 до 35 %). Для Ленинградской области за этот же период отмечался рост удельного веса пищевой промышленности составил с 8 до 17 % . Несмотря на ощутимый рост доли пищевой промышленности в общем объеме производства, объемы реализации большинства социально значимых товаров не превышают дореформенного уровня, а по некоторым продуктам питания был отмечен ощутимый спад. К числу таких относятся продукты мясопереработки, макаронные изделия, производство которых упало на 1/3.
Что касается, Санкт-Петербурга, то город не участвует в поддержке сельского хозяйства, обеспечивающего в значительной части его продовольственные потребности. В Санкт-Петербурге, не смотря на отсутствие тесных экономических связей с отечественными региональными производителями сельскохозяйственной продукции, городской продуктовый рынок обеспечивается внешними поставщиками необходимыми продуктами питания. Особенно бурно развивается хлебный рынок. Только за один 2017 г. количество частных пекарен возросло на 40 % по сравнению с предыдущим 2016 г. Следует отметить, что в Санкт-Петербурге количество новых пекарен по численности превосходит подобные московские частные малые предприятия. Петербургские булочные пользуются популярностью у местного и приезжего населения и становятся неотъемлемой частью города.
Особенно большой популярностью и соответствующим ростом численности заведений отличается такой сегмент хлебного рынка, как «свежая выпечка у дома». По данным Российской Гильдии пекарей и кондитеров (РосПиК), которая объединяет производителей хлебобулочных изделий разного уровня, в настоящее время зарегистрировано 1148 пекарен и булочных. Причем в число этих пекарен не входят ресторанные подразделения и отделы супермаркетов, работающие в городе. Рост количества хлебобулочных магазинов происходит за счет бурного развития сетей хлебного рынка. Например, только за 5 лет в пределах городской черты количество «Булочных Вольчека» выросло до 90. Сеть магазинов «Цех 85», который открыли совладельцы ювелирных магазинов, насчитывает 50 точек. Одновременно с ростом частных хлебобулочных предприятий в Санкт-Петербурге увеличивается производство хлебобулочных изделий. Так, с 2012 г. объем производства хлебобулочных изделий вырос с 260 т до 280 т. Как утверждает РосПиК, такие темпы роста производства хлеба не типичны в целом для России. Общий объем производства хлеба в стране имеет тенденцию к снижению.
Участники хлебного рынка Санкт-Петербурга объясняют хлебный бум в городе следующими причинами:
– во-первых, Санкт-Петербург всегда следовал европейским традициям. Будучи крупным туристическим центром в городе распространяется европейский стиль жизни «с утра чашка кофе со свежей выпечкой»;
– во-вторых, у городского населения старшего поколения осталась привычка покупать свежий хлеб в булочных;
– в-третьих, петербургская мало предсказуемая погода располагает к походам в мини – кафе и перекусам в ожидании окончания дождя.
Конечно, в городе имеются экономические причины развития хлебного рынка. Многие предприниматели, которые занимаются хлебопечением, считают, кризис, постигший крупные предприятия общественного питания, породил потребность у покупателей где-то недорого перекусить за 150-300 рублей. Частники – пекари и кондитеры отреагировали на спрос населения, что обусловило открытие кофеен- пекарен, где расход посетителя заведения в среднем составляет 150-175 рублей, что почти на 30 % ниже, чем средний расход покупателя при посещении столовой.
Как считают лидеры РосПиК, в Санкт-Петербурге рынок «свежей выпечки» далек от пресыщения, т.к. удельный показатель объемов производства в расчете на 10 тыс. жителей достиг уровня 0,76, а в развитых европейских странах этот показатель более 3-4.
На страницах газеты «Деловой Петербург» неоднократно высказывались опасения, что бурное развитие частных хлебопекарен может подорвать индустриальное производство хлеба. В разных регионах страны индустриальное производство хлеба за 2018 г. упало на 1-2 %. РосПиК эту ситуацию расценивает, как неспособность больших хлебозаводов во многих регионах страны реагировать на вкусы и потребности покупателей, а мелкие частные хлебопекарни справляются с этой проблемой. Ослабление потребительского спроса к индустриальному хлебу заставляет отечественных фабричных производителей открывать собственные мини – пекарни и кондитерские. В этом направлении имеются успешные производители. Например, лидером Санкт-Петербургского хлебопекарного рынка является «Fazer», который развивает сеть пекарен «Baker‘s Market». Вторым по объему производства хлебобулочных изделий выделяется производитель «Каравай». Под его управлением работает сеть одноименных кафе – кондитерских. Крупный производитель хлеба ГК «Дарница» тесно сотрудничает с сетью «Люди любят хлеб». Очаги хлеботорговли, зачастую, образуются вблизи станций метро, на путях туристических маршрутов, в центральных районах города.
Заключение
Таким образом, сложившаяся ситуация на хлебном рынке свидетельствует о начальной стадии развития хлебных кластеров, где в определенной мере сформировались специфические традиции и регламент функционирования производителей. В отношении прочих участников рынка продовольствия и развитии полноценного продуктового кластера говорить еще рано. Однако успехи в развитии хлебного рынка в Санкт-Петербурге показывают, что положительные результаты достижимы и на разных сегментах продуктового рынка в других регионах страны.