Введение
Целью работы является анализ деятельности продовольственных торговых сетей Пермского края. Рассмотрено развитие торговли Пермского края с XIV века по настоящее время. В статье приведены актуальные данные инвестиционной активности, платёжеспособного спроса населения Пермского края, оборота розничной торговли. Выявлен главный ограничивающий фактор развития сетевой розничной торговли. Сделано предложение по развитию регионального рынка продовольствия, с целью сохранения и укрепления конкурентных преимуществ местных торговых структур.
Цель исследования
Анализ деятельности продовольственных торговых сетей Пермского края.
Материал и методы исследования
В работе использованы такие научные методы, как анализа и синтеза, монографический, абстрактно-логический, сравнения экспертной оценки.
Результаты исследования и их обсуждение
Историю развития торговли на территории современного Пермского края можно проследить с XIV века, когда на эти земли стали перебираться жители центральных княжеств Руси, спасаясь от постоянных междуусобиц. Смешиваясь с местными финно-угорскими племенами, они организовывали постоянные поселения. Наиболее крупным городищем того периода являлось поселение Рождественское, располагавшееся на территории современного Карагайского района. Это был крупный центр ремесла и торговли. В середине XV века основан город Чердынь, один из старейших, ныне существующих городов Урала [1].
Масштабное развитие торговли началось в XVII веке после открытия на Урале больших запасов полезных ископаемых и началом развития металлургии. До 1917 г. в Перми торговая жизнь зависела от времени года. Зимой торговля значительно уменьшалась, весной, с открытием навигации на Каме, было оживление торговой деятельности. Первыми рейсами пароходов перевозились хлебные грузы. Постоянным спросом у населения пользовались бакалейная, галантерейная, мануфактурная, чайная продукция. По воскресным дням на ярмарки съезжался народ со всех Пермских земель и соседних регионов. Продавали пушнину, толокно, крупу, муку, мёд, вещи необходимые в повседневном крестьянском быту (шлемы, узды, набойки, китайки и т.д.) Из Перми вывозили лён, лес, свечи, мыло, табак, ткани, галантерею, растительное масло, хлеб. В 1832 г. в Перми в купеческой гильдии насчитывалось 102 человека.
Мощным толчком к развитию торговли в Перми в 1878 г. послужила прокладка к городу железнодорожной ветки. К концу XIX века стали появляться услуги предприятий общественного питания [2].
Начиная с ХХ в. в Перми каждый год проходило 3 городские ярмарки: «Петровская» с 29 июня по 2 июля. Основной товар: орудия крестьянского труда (молотки, серпы, плуги, косы и т.д.); «Евстафьевская» с 20 сентября по 23 сентября. Основной товар: скот, хлеб; «Екатерининская» с 24 ноября по 27 ноября. Основной товар: лошади.
После революционных событий 1917 г. торговля пошла на спад. По решению Пермской губернской продовольственной коллегии 24.08.1919 г. был запрещён вывоз в другие районы хлеба, муки, крупы, мяса, масла, чая, сахара, табака, шерсти, льна, нитей, кожи, галантерейных изделий. Свободные цены на продукты питания росли быстро. Были введены продовольственные карточки [3].
По окончании Великой Отечественной войны в 1945 г., торговля в целом и, розничная, в частности в г. Перми стала восстанавливаться. Начали открываться ларьки, магазины, заведения общественного питания. По данным Н.А. Граникиной к середине 50-х годов в Перми насчитывалось 1228 ларьков и торговых палаток, 538 магазинов, 188 ресторанов и кафе. Развитие торговли постепенно стало соответствовать возросшей платёжеспособности населения [2]. Преобладающей формой торговли являлись магазины и ярмарки [1].
Заметные изменения в торговле Прикамья произошли в конце ХХ века. В этот период Россия переживала радикальные политические изменения, что способствовало созданию новых организационно-правовых форм предприятий на основе не только государственно-муниципальной, но и частной собственности. Это послужило мощным толчком для развития предпринимательской активности как в производственной, так и торговой среде.
Вектор экономической целесообразности в сфере оборота начиная с 2000 г., всё более склонялся к развитию крупных торговых предприятий с разветвлённой сетью магазинов не только в рамках одного населённого пункта, но и в масштабах целых регионов страны. Помимо этого, в России стали работать глобальные продуктовые сети «Ашан», «Метро», имеющие штаб-квартиры во Франции и Германии.
Начиная с 2000-х г. на рынок в г. Перми начинают выходить региональные торговые сети. Первый супермаркет, в то время открывает компания «Виват» [4].
С этого момента в Пермском крае начинают активно развиваться розничные торговые сети, постепенно вытесняя традиционные форматы розничной торговли (рисунок).
Так, за 13 лет доля современных форматов торговли, к которым относятся розничные торговые сети, выросла на 14,3 %. В количественном эквиваленте это составляет прирост предприятий сетевой розничной торговли на 3687 шт.
В процессе рыночной модернизации российского продовольственного рынка возникают такие форматы торговли, как супер- и гипермаркеты, дискаунтеры. Их развитие в форме крупных корпоративных предприятий торговли было принято бизнесом с целью расширения возможностей обеспечения населения качественными и безопасными продуктами питания широкого ассортимента (таблица 1).
Структура рынка розничной торговли Пермского края в 2005-2018 гг., % [5]
Таблица 1
Динамика развития розничных торговых сетей в Пермском крае
Торговая сеть, кол-во торговых объектов |
Годы |
||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ООО «Добрыня» [6] |
17 |
18 |
16 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ООО «Виват» [7] |
84 |
91 |
86 |
87 |
89 |
99 |
0 |
0 |
0 |
ООО «Семья» [8] |
50 |
42 |
33 |
45 |
56 |
58 |
65 |
71 |
76 |
X5 Retail Group [9] |
55 |
74 |
79 |
91 |
177 |
242 |
338 |
403 |
436 |
ООО «Лента» [10] |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Holding Auchan SA[11] |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Супермаркеты Берег ГК «Лион» [12] |
11 |
9 |
9 |
8 |
7 |
3 |
2 |
||
АО «Тандер» (Магнит) [13] |
38 |
54 |
112 |
159 |
218 |
272 |
326 |
366 |
393 |
METRO Cash and Carry [14] |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Согласно данных таблицы 1 количество федеральных сетей («X5 Retail Group», ООО «Лента», АО «Тандер», ООО «Семья») в регионе с каждым годом увеличивается в среднем на 100 торговых предприятий, а количество региональных торговых сетей уменьшается. В 2015 г. обанкротилась торговая сеть «Добрыня», в 2017 г. обанкротилась торговая сеть «Виват», меньше стало супермаркетов «Берег». Данные организации не учли изменение социальных факторов (изменения в структуре населения и темпов его развития, повышение потребительской грамотности, изменение платежеспособности конечного потребителя, изменения потребительских предпочтений, рост требований к качеству продукции и другие) и стали уменьшать ассортимент товаров по причине задолженности поставщикам. Компаниям необходимо было вовремя расплачиваться с долгами или искать других поставщиков, прибыль от продаж товара могла закрыть предшествующую задолженность. На сегодняшний день на рынке Пермского края успешно функционирует только региональная сеть ООО «Семья».
История магазинов «Семья» началась в 2002 г., когда группа региональных компаний «ЭКС» создала продуктовую сеть, впоследствии ставшей одной из самых крупных и успешных сетей в г. Перми и Пермском крае.
Торговая сеть «Семья» реализовывает различные проекты. Одним из них является проект под названием «Прямые поставки». Его основная цель это поставка в супермаркеты сети европейских продуктов напрямую от производителей Греции, Испании, Италии, Венгрии, Германии, минуя посредников. Это позволяет гарантировать высокое качество продуктов при доступных ценах. Помимо этого в магазинах реализуются продукция собственных торговых марок: «Family Choice», «Выбор Семьи», «Малосемейка», «Настоящее». Проводятся различные мероприятия ориентированные на привлечение покупателей к здоровому образу жизни, например, акция «Зеленая суббота». Механика акции: выбор из 230 продуктов категории «Правильное питание», после приобретения которых, можно стать участником розыгрыша призов. Привлекают поваров ресторанов для проведения мастер-классов. Постоянное развитие торговой сети позволяет назвать «Семью» одним из лидеров рынка Пермского края. Подтверждением данного вывода являются результаты рейтинговой оценки работы различных торговых сетей на рынке розничной торговли в г. Перми и Пермском крае. С этой целью нами были проведены исследования с использованием методики экспертной оценки конкурентоспособности организаций на основе сравнительного анализа рассматриваемых показателей. Оценка проведена по 15 показателям. Весомость каждого из них находилась в границах от 0 до 1 (таблица 2).
Материалы таблицы 2 свидетельствуют о высоких результатах функционирования региональной торговой сети ООО «Семья». С оценкой 12,2 балла она приближается к структуре федерального уровня торговой сети «Пятёрочка» («X5 Retail Group»), набравшей 13,6 балла. Однако, на наш взгляд, превзойти один из главных показателей работы торговых организаций, размер товарооборота с уровнем регионального масштаба, вряд ли возможно. На настоящий момент товарооборот ООО «Семья» в размере 13,1 млрд.руб. в 98,2 раза уступает аналогичному показателю торговой сети АО «Тандер» («Магнит»).
Положительным явлением в работе ООО «Семья» можно считать высокие уровни культуры и времени обслуживания покупателей, гигиены торговой зоны магазинов. Экспертная оценка аналогичных показателей, выше указанных федеральных структур, оказалась ниже на 0,4-0,7 балла. Вместе с тем, нельзя не отметить наличия у них высоких оценок касающихся динамики роста количества торговых точек в Пермском крае, наличия распределительных центров, участия в благотворительных акциях, многообразия каналов реализации товаров и мероприятий по повышению лояльности покупателей.
Выводы
Развитие торговли на землях Уральского Прикамья имеет глубинную историю. Она преодолела взлёты и упадок, равные с развитием российской государственности.
Таблица 2
Балльная оценка показателей деятельности региональных розничных торговых сетей Прикамья
Показатель |
Торговая сеть |
||||||
X5 Retail Group |
Holding Auchan SA |
АО «Тандер» (Магнит) |
ООО «Лента» |
METRO Cash and Carry |
Супермаркеты Берег ГК «Лион» |
ООО «Семья» |
|
Охват населённых пунктов Пермского края |
1 |
0,1 |
0,8 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,4 |
Географическая широта торговых точек в г. Перми |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Наличие распределительных центров |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Качество реализуемых товаров |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
1 |
1 |
0,7 |
1 |
Ассортиментная политика |
1 |
1 |
0,8 |
1 |
1 |
0,7 |
1 |
Ценовая политика |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,5 |
Отношение к благотворительности |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
1 |
0,5 |
Сбытовая политика |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
Формирование покупательской лояльности |
1 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
0,2 |
0,4 |
1 |
Определение целевого сегмента потребительского рынка |
1 |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
Динамика роста сети в Прикамье |
1 |
0,1 |
1 |
0,3 |
0,1 |
0 |
0,7 |
Товарооборот |
1 |
0,3 |
0,9 |
0,5 |
0,4 |
0,1 |
0,7 |
Гигиена торговой зоны |
0,6 |
1 |
0,3 |
1 |
1 |
0,3 |
1 |
Скорость обслуживания |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
Культура обслуживания |
0,6 |
0,6 |
0,3 |
0,6 |
0,3 |
0,3 |
1 |
Итого |
13,6 |
6,3 |
10,5 |
8 |
7,5 |
5,9 |
12,2 |
Рейтинговая оценка |
1 |
6 |
3 |
4 |
5 |
7 |
2 |
Источник: данные авторов Шабалиной Е.С. и Галеева М.М., данные на 22.05.2020.
В конце ХХ – начале ХХI тысячелетий активное становление новых региональных торговых структур закончилось их массовым уходом из сферы оборота ввиду активного проникновения в Пермский край международных и федеральных торговых сетей. Благодаря их высокому инвестиционному потенциалу они продолжают активное проникновение на местный рынок продовольственных товаров.
Возможность создания и дальнейшего развития регионального ритейла может определяться выполнением ряда условий. Во-первых, необходимо создавать организацию рыночной торговли, отличающуюся от федеральной компании форматом и идеологией, бизнес-процессами, реализуемыми бизнес-проектами, ассортиментной матрицей и структурой поставщиков. Во-вторых, каждый субъект федерации имеет свои отличительные особенности, поэтому необходимо использовать национальные, географические и другие региональные особенности, влияющие на характер и культуру продовольственного поведения жителей Прикамья.