Введение
Одной из основополагающих задач государственного управления считается модернизация информационного пространства, регулирование потока информации, развитие информационной сферы. Регулирование предполагает распространение, формирование информационного влияния, оптимизацию информационных потоков, улучшение информационно-коммуникационной инфраструктуры, услуг, информационных продуктов и технологий.
Информационное обеспечение органов власти в качестве главной составляющей включает информационный государственный ресурс. В Российской Федерации разработаны достаточные объемы разнообразных информационных ресурсов, задача органов государственной власти состоит в том, чтобы правильно реализовать их информационную составляющую.
Производство, а также использование и распространение информационных ресурсов возможно осуществлять посредством источников массовой коммуникации, в том числе через интернет, телевидение, радио, прессу и т.п.
Органы власти распространяют разноплановую информацию, которую можно разделить на следующие составляющие:
отражение непосредственной деятельности органов власти;
выражение своего отношения к различного рода деятельности в сферах политики, экономики, социально-культурной жизни страны и региона;
формирование благополучного имиджа органов власти;
взаимодействие с населением через обратную связь;
подавление напряжения отдельных общественных организаций, некоторых категорий групп и граждан;
опровержение отрицательных и нежелательных публикаций, разъяснение и разоблачение их неправоты.
Информирование общественности органами власти зависит от того, насколько пиар службы, созданные при этих органах, активно сотрудничают с общественными представителями и организациями, средствами массовой информации, насколько хорошо достигнуто их взаимопонимание и как качественно происходит обмен информацией. Об этом должны беспокоиться, в первую очередь, организационные структуры, непосредственно работающие с населением, а затем и всякие органы власти, взаимодействующие с различными группами граждан.
Информирование населения нашей страны закреплено конституцией РФ. Жителям необходимо иметь представление о траекториях развития экономики страны и их региона, узнавать о предпринимаемых властями решениях в социальной сфере, улучшении качества жизни, благоустройстве, строительстве и других проблемах. Только опираясь на информационно-коммуникационные ресурсы, можно добиться целостного подхода в проблеме информирования органами власти граждан нашей страны.
Таким образом, информационные технологии являются важнейшим условием развития сфер современного общества. В настоящее время развитие информационных технологий вывело экономику на новый этап развития, который определяют как цифровую экономику. Непосредственно термин «цифровая экономика» был предложен в 1994 г. Доном Тапскоттом (DonTapscott), автором работы «Электронно-цифровое общество» (DigitalEconomy). Первоначально цифровая экономика представлялась как определенный вид экономических отношений, которые опосредуются сетью Интернет и другими информационно-коммуникационными технологиями. В настоящее время под цифровой экономикой понимают развивающуюся быстрыми темпами сферу экономики, которая полностью переформатирует традиционные хозяйственные связи и бизнес-модели [1].
Государство оказывает значительную поддержку развитию цифровой экономики. Более того, для использования информационных технологий с целью развития государственного и общественного секторов, экономики в целом в 2017 г. была разработана«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». К задачам стратегии относятся: развитие информационного общества, обеспечение права на информацию и др. [2]. Конечно, в стратеги большое внимание уделяется развитию электронных ресурсов, что в свою очередь теснейшим образом связано с проблемой информационной обеспеченности граждан, их свобод и конституционных прав.
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации разработан приоритетный сценарий развития информационного общества в России, , который отражает необходимые изменения в деятельности органов власти, организаций науки, предпринимателей по формированию цифровой экономики, национальных технологических платформ онлайн-образования, онлайн-медицины, единой инфраструктуры электронного правительства, Национальной электронной библиотеки с целью увеличения темпов роста валового внутреннего продукта Российской Федерации.
С целью обеспечения развития информационного общества по приоритетному сценарию в 2018 году в России была разработана программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая реализуется по пяти направлениям: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технических заделов; информационная инфраструктура и информационная безопасность[3].
Цель исследования заключается в выявлении имеющихся проблем в информационном обеспечении органов государственной власти и определении наиболее эффективных направлений участия образовательных организаций высшего образования в их решении.
Материал и методы исследования
В развитии информационного общества в нашей стране и информационном обеспечении органов власти существует ряд проблем, с которыми на своем пути развития сталкиваются все страны.
Во-первых, вся проводимая органами власти информационная политика развивает информационно-коммуникационную сферу, дает ей определенную свободу, а она, в свою очередь, отстаивает политику, проводимую этими органами власти, и тем самым способствует конструктивному диалогу и взаимодействию государства и гражданского общества, тесной связи между властью и народом. Однако, давайте зададимся вопросом, должны ли органы власти контролировать и, быть может, регулировать деятельность информационно-коммуникационных источников, средств массовой информации, навязывать нужную информационную политику?
На сегодняшний день имеются две диаметрально противоположные точки зрения. Сторонники первой убеждены, что в условиях демократии информационная сфера не может и не должна быть политизирована. Однако это противоречит реальной жизни, ибо информационная сфера включает средства массовой информации, являющиеся проводниками информации в общество. Кроме того, она является информационно-коммуникационным источником, используемым органами власти для связи с населением. Следовательно, данная точка зрения ошибочна.
Сторонники иной позиции считают, что информационная сфера является самостоятельным органом власти, а потому, как всякий орган власти, обязана проводить политику государства. Информационные каналы несут информацию в массы, что, с любой точки зрения, является их главной задачей.
Органы власти заинтересованы в том, чтобы каналы, по которым информация поступает в массы, считались с интересами общества, с одной стороны, и политикой государства, с другой. И как уже было сказано, они не могут быть аполитичны и независимы от государственной власти, от общества, должны отстаивать национальные интересы, учитывать положения конституции как основного закона, гарантирующего права и свободы граждан. Поэтому органы власти обязаны отслеживать информационные процессы и вести информационную политику.
Однако для всесторонней реализации интересов граждан и общества в целом органы власти обязаны предъявлять к информационной сфере ограничения, включая защиту граждан от недобросовестной информации («фейков»). Для регулирования информационной сферы в России действует Закон о СМИ, в котором отражены соответствующие ограничения, и в то же время все признают, что данный закон играет важную роль в обеспечении свободы информации. Закрепление свободы информации в Конституции Российской Федерации, послужило первоосновой развития информационной политики в нашей стране. Информационная сфера начала активно развиваться, а потому требовалось отслеживать информацию, распространяемую информационными каналами с точки зрения сохранения интересов граждан и общества. Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств теле- и радиокоммуникаций ввело регистрацию средств массовой информации, выделение частот телевизионного и радио вещаний, выдачу лицензий.
Направляющим вектором проведения информационной составляющей в политике органов власти является правильное использование информационных ресурсов, находящихся в распоряжении государства, помогающее в решении основных задач:
целостный, объективный и независимый показ жизни населения, информирование об изменениях условий жизни всех сторон, задействованных в таких информационных отношениях;
привлечение современных средств и технологий для поиска, создания, динамичной передачи и распространения различным социальным группам населения достоверной, качественной и актуальной информации;
эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и полноценное выполнение их разнообразных функций;
духовное обогащение общества путем привлечения высококвалифицированных специалистов.
Опыт других стран показывает, что целесообразно создавать комплексную систему организаций, обеспечивающую соблюдение прав и свобод граждан, прописанных в конституции, а также самих информационных каналов. Однако стоит признать, что такую полномасштабную идею в нашей стране только предстоит воплотить, отрегулировать работу информационных компаний и учреждений и добиться эффективного ее использования.
Необходимость уделять особое внимание использованию информационных технологий отчетливо проявилась в условиях пандемии. Дистанционная работа предполагает непосредственное общение органов власти по различным вопросам жизнеобеспечения через средства массовой информации, где на первый план выходят интернет и телевидение. Перед органами власти в этой связи встает задача обеспечения равной доступности к информационно-коммуникационным сетям разных слоев населения в разных точках нашей страны с ее большой протяженностью и разными природно-климатическим условиями.
Такая реформа потребует немалых финансовых затрат, поэтому требуется глубокий анализ предстоящей информационной деятельности, выделение приоритетных направлений, в первую очередь связанных с функционированием общественных и государственных организаций, их бесперебойной работы в современных условиях.
Требуется привлечь специалистов в аналитической сфере для оптимизации работы этих организаций с целью эффективного использования финансовых затрат. В такую деятельность должны быть привлечены федеральные, региональные, муниципальные органы власти, различные организации, производители, граждане, должно быть достигнуто единство интересов в информационной деятельности.
Во-вторых, важной проблемой для информационного обеспечения органов власти является обратная связь с населением. Особенно острой является эта проблема для более старших возрастных групп, которые в меньшей степени или полностью не владеют информационными технологиями. В условиях пандемии это ситуация еще более обострилась.
В Программе «Цифровая экономика» поставлена задача к 2024 году довести долю населения, обладающими цифровыми навыками до 40 %. Для решения данной задачирегиональные и муниципальные органы власти должны осуществлять мониторинг как доступности для граждан информационно-коммуникационных средств связи, так и способности граждан воспользоваться имеющимися возможностями. На федеральном уровне такой мониторинг проводится Росстатом, НИУ ВШЭ и другими организациями. Например, исследование НИУ ВШЭ охватывало изучение таких показателей, как использование персональных компьютеров в домашних хозяйствах, мобильного интернета, широкополостного интернета в домашних хозяйствах, доля пользователей интернета, совершение онлайн покупок, получение электронных услуг и другие. По данным исследования НИУ ВШЭ по интегральному уровню использования сети интернет первое место в Центральном федеральном округе занимает Московская область (77,1 %), второе место – Тульская область (72,1 %), третье место – Белгородская область (66,1 %) [4]. Исследование НИУ ВШЭ выявило, например, что в Тульской области доля городского населения, получающего электронные услуги составляет 83,8 %, а доля сельского населения, получающего эти услуги – 23,0 %. Налицо разрыв в возможностях доступа к сети интернет городского и сельского населения.
В-третьих, в условиях новой информационной политики одной из главных проблем является привлечение и воспитание высококвалифицированных специалистов, на деле разбирающихся в вопросах регулирования информационных потоков и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий. Дефицит данных кадров негативным образом сказывается на информационной политике, проводимой государством, а также информации, получаемой обществом и отсутствием взаимообмена. Отчасти эта проблема упирается в то, что работа в государственной службе, хотя и является престижной, но непривлекательна с финансовой стороны. В связи с этим следует проводить такую политику, чтобы специалисты, работающие в информационной сфере органов власти, постоянно повышали свою квалификацию, росли профессионально, имели возможность продвижения по карьерной лестнице, чувствовали стабильность органов власти, что делает госслужбу более привлекательной. Конечно, здесь особое значение должно уделяться и психологическим аспектам, например, проявлению личных качеств, стремлению к самосовершенствованию, улучшению своего социального положения.
Грамотные профессионалы в информационной сфере должны заботиться об информационной безопасности, быть в курсе передовых зарубежных и отечественных технологий, владеть вопросами оптимизации. Как видно, кадровая политика в информационной области – дело не совсем простое, требует детального подхода в интересах государства и общества в целом. И здесь особая задача возлагается на организации высшего образования. Неслучайно, в Программе «Цифровая экономика» заложена задача добиться того, чтобы к 2024 году количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-коммуникационными технологиями составляло 120 тыс. человек в год, а количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области мировых технологий на среднемировом уровне, – 800 тыс. человек в год [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Образовательные организации высшего образования активно вовлекаются в процесс информатизации российского общества в целом и органов государственной власти в частности. При этом взаимодействие с обществом и органами власти идет по всем направлениям. В условиях пандемии именно высшее образование оказалось наиболее подготовленным к переходу на «дистант». При этом одна часть организаций высшего образования в рамках своей специализации занимается разработками непосредственно технических средств связи, обработки и хранения информации, программного обеспечения, технических и программных средств информационной безопасности, другая часть организаций высшего образования осуществляет проведение исследований в области информатизации общества для разных заказчиков, в том числе органов власти, подготовку специалистов разного профиля с наличие компетенций в области информационных технологий, проводит обучение для разных категорий населения с целью повышениях их профессиональных компетенций и уровня компьютерной грамотности.
Можно говорить, что амбициозная задача по формированию в Российской Федерации цифровой экономики возлагает на организации высшего образования миссию по обеспечению общества, органов государственной власти, бизнес-структур кадрами необходимой квалификации с целью выведения российской экономики на принципиально новый информационно-технологический уровень. При этом это может быть как непосредственная подготовка кадров, так и выполнение необходимых работ или услуг в области информатизации специалистами вузов в рамках аутсорсинга.
Например, в Тульском филиале Финансового университета при правительстве Российской Федерации такая работа проводится по всем указанным направлениям. В частности, осуществляются инновационные разработки в информационной сфере и использовании информационных технологий, в том числе и для совершенствования информационной обеспеченности органов власти. Разработан программный комплекс для оценки функционирования сложных систем и принятия решений «ЭФРА»(«EFRA»)[5], на который его автором Р.А. Жуковым получено свидетельство N 2020614151 государственной регистрации программы для ЭВМ. Программный комплекс предназначен для поддержки систем принятия решений на основе многокритериальной оптимизации.
В 2019 году по заказу Государственного автономного учреждения Тульской области «Центр информационных технологий» («ЦИТ») выполнена научно-исследовательская работа по обработке статистических данных, полученных в результате замера развития цифровых компетенций населения Тульской области, осуществленного «ЦИТ», и разработаны предложения по ликвидации разрывов в уровнях цифровой грамотности населения Тульской области и создания равных возможностей для доступа к цифровым ресурсам в сравнении с практиками, применяемыми в других регионах. Были выявлены два возможных направления, направленных на повышение цифровой грамотности населения, которые поддаются управлению на региональном уровне: 1) организация образовательных услуг, в том числе с поддержкой органов государственного управления и местного самоуправления; 2) социальная поддержка граждан в части использования ИКТ. Исследование выявило разную степень потребности в обучении использования интернета в повседневной жизни. Количество желающих пройти обучение увеличивается с увеличением возраста респондента: младше 20 лет – 13,33 %, от 20 до 30 лет – 12,83 %, от 31 до 40 лет – 23,17 %, от 41 до 50 лет – 22,79 %, от 51 до 60 лет – 25,89 %, старше 60 лет – 33,67 % (наибольшая потребность в обучении).
Особую актуальность отмеченные направления имеют в связи с тем, что в структуре населения Тульской области доля граждан старшего возраста (старше 60 лет) составляет около 30 %. Однако их доля среди респондентов исследования составила 12,5 %. Поэтому потребность в обучении и социальной поддержке граждан старшего возраста в части использования цифровых технологий является более высокой, чем выявил опрос.
В связи с этим разработанные предложения по преодолению цифрового неравенства населения Тульской области учитывали возрастную структуру населения. В части мер социальной поддержки населения предложено разработать и реализовать минипрограммы обучения (от 1-2 часов до 8-16 часов), включая обучение использованию смартфонов и планшетов, что более доступно и удобно для населения старших возрастных групп, чем компьютеры. К реализации программ обучения привлечь волонтеров из числа студентов.
В 2019-2010 годах преподаватели Тульского филиала Финуниверситета впервые приняли участие в проекте «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Преподавателями были разработаны четыре образовательные программы для повышения квалификации лиц трудоспособного возраста в области использования цифровых технологий: «Цифровой маркетинг и медиа», «Программирование и создание ИТ-продуктов. Основы сайтостроения с использованием платформы Drupal», «Программирование и создание ИТ-продуктов. Базы данных – MS SQL ServerExpress. Начальный уровень», «Обеспечение системы кибербезопасности и защиты данных субъектов и промышленных объектов РФ». В рамках пилотного проекта повышение квалификации прошли 150 человек, представляющих разные отрасли из пяти регионов Российской Федерации.
Также Тульский филиал Финуниверситета осуществляет подготовку бакалавров по направлению подготовки «Бизнес-информатика», которые получают компетенции в области управления информационными технологиями, разработки баз данных, информационных архитектур организаций, экономического обоснования принимаемых решений в области развития информационных архитектур организаций. В 2020 году в рамках выполнения выпускных квалификационных работ по заявкам организаций были выполнены несколько проектов. Так, для АО «Корпорация развития Тульской области» проведено совершенствование инструментальных средств работы в CRM-системе (Капустин А.В.), для ГАО ТО «ЦИТ» осуществлена разработка ИТ-стратегии обеспечения информационной безопасности (Щирба С.А.), разработаны рекомендации по повышению эффективности управления проектами на основе применения информационных технологий (Скрипник Т.В.).
Выводы или заключение
Проблема информационного обеспечения органов государственной власти является многоаспектной. С одной стороны, органы власти в современных условиях должны содействовать развитию информационного общества, содействовать распространению информации, но и осуществлять защиту населения от недобросовестной информации. С другой стороны, органы власти сами нуждаются в обеспечении информационными технологиями, программными средствами, кадрами с необходимыми компетенциями.
Следовательно, эффективная политика органов власти в информационно-коммуникационной сфере должна соблюдать баланс интересов государства, общества и информационных каналов, а потому строиться на соблюдении основных принципов:
объективность и целостность отражения деятельности органов власти;
получение обществом проверенной, полной, независимой информации по интересующим его вопросам;
всестороннее содействие информационным каналам для эффективной работы, предоставление кадрам правовых гарантий для плодотворной профессиональной деятельности, ответственность в создании, распространении информации;
обеспечение гражданам эффективного общения посредством информационно-коммуникационных технологий с органами власти по актуальным общественным проблемам;
преодоление цифрового неравенства граждан для реализации их профессиональной карьеры и вовлеченности в процессы информационного общества;
всестороннее использование возможностей организаций высшего образования для повышения эффективности процесса формирования информационного общества и цифровой экономики.
Информационное обеспечение органов государственной власти должно осуществляться в рамках политики, проводимой в интересах общества и государства, а используемая информация должна быть объективной, всесторонней, актуальной, в полной мере отражать деятельность, намерения и позицию каждой из сторон, участвующих в информационных отношениях.