В современных реалиях экономической действительности значимость человеческого капитала и его качественного воспроизводства в структуре факторов развития региональной экономики существенно возросла в связи с техническим перевооружением производства, повышением роли информационных технологий и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, как туристско-рекреационная сфера. Поэтому важна оценка рекреационной составляющей воспроизводства человеческого капитала, понимание состояния изучаемого объекта и перспектив развития в регионе.
Туристско-рекреационная сфера – многогранный, социально-культурный, экономический и психологический феномен, в рамках которой в различных сочетаниях реализуются туристские, рекреационные и лечебно-оздоровительные функции [12]. Туристско-рекреационную сферу можно рассмотреть с двух позиций: с позиции потребления и с позиции производства. В первом случае речь идет об особом виде социально-культурной и досуговой деятельности в рамках всего свободного перемещения населения от места своего проживания и работы в другой регион (в пределах данной страны или за границу). Во втором – об индустрии, производящей особые услуги, необходимые для удовлетворения спроса потребителей, возникающих во время путешествий [1]. В большей степени, туристско-рекреационная сфера функционирует и выполняет функцию развития человеческого капитала в рамках производства-потребления определенных услуг, обслуживания конечных потребителей.
Содержательные характеристики и качественную определенность, отражающую современные экономические условия применения категории «человеческий капитал» раскрывает следующая дефиниция: «Человеческий капитал – это динамичная система, состоящая из таких структурно-процессных элементов как здоровье, образование, информация, социально-культурный компонент взаимосвязанных между собой через самоорганизацию и взаимодействующих с внешней средой через трудовую мотивацию, при этом данная система постоянно функционирует на индивидуальном, групповом, общественном уровне» [3]. В свою очередь, туристско-рекреационная сфера направлена, во-первых, на рост капитала здоровья, во-вторых – капитала культуры, в-третьих – капитала образования, интеллектуального капитала, в-четвертых – социального капитала и т. п.
Изучая составляющие человеческого капитала – с одной стороны и особенности продукта туристско-рекреационной сферы – с другой, становится очевидным, что сам факт существования туристско-рекреационной сферы определяет условия и способы ее воздействия на человека, и в конечном счете направлен на сохранение, накопление и рациональное использование человеческого капитала. Накопленный человеческий капитал имеет значение не только в общенациональном масштабе, но также он значим для каждого отдельного человека, предприятия, региона [3]. Тем самым, в обществе имеет место всеобщая заинтересованность в формировании, сохранении, развитии, накоплении и совершенствовании эффективного человеческого капитала, т. е., иными словами, в протекании процессов его воспроизводства.
Туристско-рекреационная сфера имеет полифункциональную природу. Основными ее функциями являются: социально – культурная, социально-экономическая, интеграционная, оздоровительная и развивающая, и каждая из функций туристско-рекреационной сферы занимает особое место в воспроизводстве человеческого капитала.
Социально-культурная функция – это функция, через которую реализуются культурные, или духовные, потребности – это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования [2].
Социально-экономическая функция способствует наращиванию доходов хозяйствующих субъектов туристско-рекреационной сферы и росту удовлетворенного, все возрастающего спроса потребителя соответствующих социальных услуг. Данная функция реализуется не только коммерческим (предпринимательским) сектором туристско-рекреационной сферы, но и другими субъектами: через действие мультипликатора экономической эффективности посредством получения соответствующего мультипликативного эффекта. Рост доходности субъектов хозяйственной жизни общества создает реальную финансовую базу для инвестирования средств в человека и инфраструктуру воспроизводства человеческого капитала [5].
Выполняя интеграционную функцию, туристско-рекреационная сфера создает благоприятные условия для развития мирохозяйственных связей, международного сотрудничества в разных областях, экспорта-импорта услуг, объединения усилий в области достижения чего-либо на мега-уровне социально-экономического развития общества. Интеграционная функция в процессах глобализации общества способствует наращиванию совокупного человеческого капитала.
Оздоровительная функция оказывает благоприятное влияние на физиологическое и духовное состояние человека. В рамках оздоровительной функции туристско-рекреационной сферы целесообразно рассматривать роль разных видов туризма, каждый из которых влияет на реализацию данной функции. Все виды туризма оздоровительного характера и благоприятствующие сохранению прежнего «жизненного» состояния человека, способствуют повышению его выносливости, работоспособности, социальной активности, также росту индивидуального и совокупного капитала здоровья [4].
Развивающая функция способствует росту работоспособности человека, расширению его кругозора, увеличению объема усваиваемой информации, повышению интеллекта. Посредством развивающей функции накапливается капитал здоровья, интеллектуальный капитал.
Вследствие чего, туристско-рекреационная сфера, выполняя очень важную функцию – функцию устойчивого развития человеческого капитала, выступает драйвером развития не только государства, но и отдельных регионов. То есть, развитие человеческого капитала происходит через образование, накопление опыта, мобильности, показателей здоровья и пр. Не случайно, в документе «Стратегия развития туризма в Российской Федерации» на период до 2020 года показано, что туризм способен оказывать влияние на ключевые показатели качества жизни населения, такие как условия проживания, доступность и качество социальных услуг, уровень и источники доходов населения, мотивация к труду и здоровому образу жизни, репродуктивные планы. Кроме этого, в документе выделено, что результатом развития человеческого потенциала станут создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа и обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма [11].
Важно отметить, что «туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджета субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества» [6]. Следовательно, на первый план выходят такие перспективные задачи как интенсификация развития внутреннего туризма (за счет переориентации туристских потоков) и обеспечение роста качества жизни населения (благодаря позитивному влиянию развития туризма на основные показатели качества жизни).
Перед российскими регионами в плане развития туризма стоит цель повысить конкурентоспособность туристского предложения с наиболее высоким потенциалом, например, Карачаево-Черкесская Республика.
Туристско-рекреационная индустрия является составляющей частью народно-хозяйственного комплекса и объединяет отрасли, функции которых заключаются в удовлетворении спроса на различные виды туризма и отдыха: коллективные средства размещения, предприятия общественного питания, железнодорожный, водный и воздушный пассажирский транспорт, туристские фирмы, экскурсионные услуги, прочие рекреационные услуги [8].
Туристическая отрасль, имеет большой потенциал для роста. С точки зрения национальной экономики и экономики регионов, развитие туризма в КЧР является наиболее эффективным способом увеличения доходов в бюджет республики и благосостояние населения (таблица).
SWOT-анализ туристическо-рекреационной сферы Карачаево-Черкесской республики
Сильные стороны |
Слабые стороны |
– значительный туристско-рекреационный потенциал; – наличие уникальных природных ресурсов, огромных ресурсов питьевой и минеральной воды; – богатое историко-культурное прошлое; – стабильность социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений; – благоприятная история развития туризма; – наличие большого количества ресурсов для развития нескольких видов туризма: исторического, познавательного, научного, этнографического, экологического, спортивного, приключенческого |
– недостаточный уровень развития социальной, рыночной и инновационной инфраструктуры; – недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, в том числе, отсутствие аэропорта; – отсталость в инновационных процессах; – несоответствие туристических услуг международным стандартам; – низкая конкурентоспособность гостиничного фонда; – недостаточный брендинг региона; – недостаток квалифицированных специалистов в туристической индустрии |
Возможности |
Угрозы |
– развитие рыночной и инновационной инфраструктуры; – привлечение инвестиций в экономику республики; – развитие малого предпринимательства – возможность для развития разнообразных видов туризма; – реализации маркетинговой политики |
– угрозы, связанные с низким уровнем социального развития и обеспечения социальной защищенности; – недостаточное инвестирование экономики; – изменение политического режима и курса валют; – рост терроризма |
Данный анализ показывает уровень туристическо-рекреационного потенциала Карачаево-Черкесской республики и позволяет определить «точки роста» для развития сильных сторон и устранение негативных факторов. Оперативное руководство и стратегическое планирование позволят избежать возникающих угроз и использовать все возможности, появляющиеся во внешнем окружении.
Для Карачаево-Черкесской Республики, с ее неразвитой туристской инфраструктурой и неиспользованным потенциалом, развитие специализированного туризма (сельского, экологического, культурно-познавательного и др.) в качестве нового альтернативного направления, является перспективным и будет способствовать привлечению туристов, как внутренних, так и иностранных.
Важно отметить, что для создания конкурентоспособного туристского региона необходимо проведение маркетинговых мероприятий по формированию и изменению в предложении туристических продуктов в Карачаево-Черкесии [10].
Во-первых, необходимо определить значимость природных и культурно-исторических объектов на территории республики, которые являются факторами туризма.
Во-вторых, брендинг является важным элементом продвижения туристического объекта, разработка полного бренд-бука для использования в продвижении туристического региона, таких как классификация туристических услуг, которые можно продвигать под одним брендом; бренд-создание, в рамках которого будет развиваться в группе туризма и сопутствующих услуг в республике.
В-третьих, внедрение инноваций, ускорение обслуживания туристов и повышение качества продукта; разрабатывать и выводить на рынок новые услуги для туристов. И очень важный аспект-обучение персонала в соответствии с современными требованиями.
На территории Карачаево-Черкесии есть предпосылки развития экологического туризма. Экологическая направленность современного туризма объясняется экспансией процесса техногенеза и, как следствие, естественным стремлением человека хотя бы на время вернуться к природе [9]. Туризм, приносящий доход, дает экономический стимул к охране природы, наглядно показывая населению, что важно сохранить заповедные уголки в первозданном виде. Объектами экологического туризма являются природная среда и ее компоненты – природно-антропогенные ландшафты, биологическая часть экологических систем, пейзажи, природные достопримечательности.
Национальный колорит, обычаи, кухня народов Карачаево-Черкесии, ее специфическая природа все это почва, на которой может развиваться этнотуризм. Для реализации имеющихся возможностей республики в сфере этнотуризма можно использовать следующие инструменты:
1. Создание законодательной базы регулирования этнотуризма (программы поддержки предпринимательства в данной сфере, контролирующий орган и другие).
2. Формирование образа КЧР как территории, привлекательной для внутреннего и въездного туризма.
3. Охрана памятников природы, культуры и истории.
4. Поддержка продвижения региональных сельских туристских продуктов.
Предлагаемый к реализации комплекс правовых, экономических и организационных мероприятий позволит обеспечить: создание новых рабочих мест, увеличение занятости населения и, как следствие, снижение социальной напряженности в регионе; рост внутреннего и въездного туристского потока, увеличение разнообразия туристского предложения на внутреннем туристском рынке России; увеличение поступлений в бюджет, привлечение инвестиций в сферу туризма и создание современных туристских комплексов в Карачаево-Черкесской Республике.
На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что рекреационная составляющая воспроизводства человеческого капитала оказывает существенное влияние на функционирование человеческого капитала в целом и является конечным результатом действия социально-культурной, социально-экономической, интеграционной
оздоровительной и развивающей функций туристско-рекреационной сферы. Кроме того, туризм и рекреация играют определяющую роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения указанного региона и страны в целом.