Введение
Распространение цифровых технологий в течение длительного периода определяет траектории развития экономики и общества и уже неоднократно приводило к кардинальным изменениям в жизни людей. Сегодня цифровизация представляет собой одно из приоритетных направлений саморазвития для многих стран мира, даже несмотря на повсеместно длительный период реализации «повестки цифрового развития». По мнению экспертов НИУ ВШЭ, в ближайшем будущем именно эффективное использование новых digital-технологий будет определять международную конкурентоспособность как отдельных компаний, так и регионов, даже целых стран, формулирующих инфраструктуру и правовую среду для цифровизации [11, с. 4].
Цель исследования
Российская Федерация, как одна из мировых стран-лидеров, принимает активное участие в этой «гонке» за конкурентоспособность; цифровизация, как интегральный фактор успешного инновационного и научно-технологического развития российского государства и его регионов, сформулирована, обоснована и раскрыта в национальном проекте «Цифровая экономика», где основной акцент делается на необходимости использования «зрелых технических решений» на благо государства, общества и личности» [8, с. 11]. Приоритетным аспектом успешной реализации данного проекта является достижение консенсуса в определении стратегических целей выбранной обществом модели социально-экономического развития, основанной на фундаментальном переосмыслении роли, задач и функций государства в условиях цифровой экономики. Помимо этого, как совершенно справедливо отмечают А.В. Курочкин и Е.А. Годунова, перед Российской Федераций, как полиструктурным федеративным государством стоит, в этой связи, непростая задача: обеспечить сбалансированный характер реализации проектных мероприятий в 85 регионах [6, с. 867]. Следовательно, формулируется стратегически важная цель – расширение географии и ускорение научно-технического и инновационного развития России за счет разработки и интеграции цифровых технологий, а также создания перспективных центров экономического роста на территории всей страны. В подобных условиях, актуальным становится концепт региональной конкуренции.
Материал и методы исследования
Основываясь на динамическом подходе [10], конкуренция в данном случае представляет собой процесс обнаружения новых возможностей использования инновационно-инвестиционных ресурсов, а также процесс открытия или создания новых ресурсов. При этом, в связи с тем, что обнаружение новых возможностей коррелирует с использованием информации и обменом знаниями в обществе [1, с. 316], конкуренцию в рассматриваемом разрезе также уместно будет рассматривать как процесс выявления и обмена знаниями или информацией о качестве, альтернативах использования различных цифровых продуктов (технологий) в разных возможных вариантах применения на благо не только регионов, но и России в целом. Следовательно, в качестве предмета конкуренции субъектов Российской Федерации целесообразно считать успешные практики выявления, формулирования, распространения и апробации материальных знаний и информации о применении digital-технологий на благо государства, общества и личности.
Результаты исследования и их обсуждение
С позиции экспертов РАНХиГС, одним из наиболее конкурентоспособных регионов России, лидеров в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика», является г. Москва [7]. Интересно будет заметить, что город занимает первое место в рейтинге конкурентоспособности регионов 2019 г. [5]. Примером успешной практики является инициация продвижения и развития инновационных технологий в рамках проекта «iMoscow», а именно карты города с информацией об инновационно перспективных объектах г. Москва. Подобный опыт прогрессивных проектов есть, например, в Алтайском крае. Здесь был разработан региональный инновационный портал, в рамках которого новые цифровые проекты, соответствующие стратегическим целям и задачам субъекта РФ, могут получить поддержку в виде экспорта инновационной продукции на новые рынки, привлечения финансовых ресурсов и помощи в установке деловых контактов с крупнейшими заказчиками. Результативность digital-технологии доказывается тем, что портал за 2017 г. было направлено 4,3 млрд. руб. организациями на инновационное развитие и 14,5 млрд. руб. – отгружено инновационной продукции организациями Алтайского края. В 2019 г. для стимулирования ускоренного развития инновационных проектов на ранней стадии Минэкономразвития региона инициировало проведение акселерационной программы «Altai Startup Course», оператором которой выступил акселератор инновационно-технологических проектов и стартапов «Путеводитель по инновациям» [2, с. 25].
Не менее конкурентоспособным регионом в вопросах активизации инновационного развития посредством цифровых технологий признается и Республика Татарстан. В качестве примера успешной практики можно привести платформенное решение – проект «Инноскоп», который формирует информационную инфраструктуру для отечественного рынка открытых инноваций через оперативное взаимодействие в области технологий и инжиниринга по принципу «от специалиста к специалисту», предоставляя необходимую информацию об участниках проекта на территории субъекта РФ. Подобный проект реализован в Пермском крае. Он направлен на формирование системы взаимодействия поставщиков и производителей, включая информационно-коммуникационно-технологический сектор. Эта платформа послужила «катализатором» для развития и продвижения региональной промышленности через цифровые технологические решения, таких как создание интерактивного каталога, виртуальных туров по промышленным предприятиям, интернет-ресурсов для размещения производственных заказов и технологических возможностей, что, следует сказать, целесообразно считать успешным сочетанием инновационного развития и поддержки местных производителей, а также проведения профильных мероприятий для расширения «цифрового» опыта.
В Томской области разработана цифровая платформа, которая объединила данные обо всех информационно-технологических компаниях. Поддержку в реализации данного инновационного проекта оказывает томский инновационный территориальный кластер «Smart Technologies Tomsk». Отличительной чертой данной практики является поддержка компаний в области поиска высококвалифицированных кадров соответствующей специальности. С октября прошлого года в г. Томск был запущен региональный оператор «Сколково», который оказывает проекту помощь в виде налоговых льгот. Ценность поддержки состоит не столько в сотрудничестве со специалистами из «Сколково», сколько в возможности местных IT-компаний получить статус резидента и пользоваться всеми доступными возможностями главного национального технопарка, оставаясь, при этом, в Томской области.
Ульяновская область системно подходит к интеграции «цифры» в различные сферы жизнедеятельности региона, а также осуществляет поддержку различных инновационных программ. Данный тезис доказывается значительным их количеством, а также опытом по созданию фонда развития инновационных технологий в субъекте РФ, который направляет средства для стимулирования развития IT-экосистемы: в 2017 г. было выделено 5 млн. руб., в 2018 г. – 21 млн. руб., в 2019 г. – 25 млн. руб. Кроме того, в рамках данного проекта предоставляются налоговые льготы для информационно-технологических компаний (пониженная ставка по УСН и по налогу на прибыль организаций, поддержка стартапов и пр.). В настоящее время уже имеются результаты проводимой политики поддержки и реализации проекта: на 52 % увеличилось число поступающих на IT-специальности, наблюдается рост количества компаний, аккредитованных в Минкомсвязи России (с 80 до 121). В контексте вопросов образования в рассматриваемой области, высоко конкурентным регионов признается Республика Башкортостан, где на общедоступном онлайн сервисе по формированию IT-компетенций по стандартам World Skills реализуется 651 образовательный ресурс, у которого более 300 тыс. пользователей. В Алтайском крае на протяжении нескольких лет при поддержке фонда «Сколково» был реализован стартап-тур «Открытие инновации» и школа «Навигатор инноватора», а также серия мероприятий в интересах IT-разработчиков, ориентированных на воспитание инновационной культуры молодежи и ее вовлечение в технологическое предпринимательство.
Высокий конкурентный уровень Республики Мордовия доказывает успешная практика, которая заключается в разработке таких платформ, как Инжиниринговый центр волоконной оптики, Центр проектирования инноваций, Инновационно-вычислительный комплекс и пр. Они осуществляют реализацию жизненного цикла инновации от идеи до создания действующего и цифрового макета прототипа, а также формируют класс высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях. Поддержка инновационного предпринимательства в регионе осуществляется через такие программы, как акселерационная программа «Эволюция», инновационный бизнес-инкубатор «Молодежный». Нельзя обойти вниманием и проект, который работает в режиме 24/7 для обеспечения благоприятных условий развития стартапов, которые могут получить на льготных условиях различного рода поддержку (инфраструктурную, информационную, консультационную и пр.). На данный момент резидентами этого бизнес-инкубатора являются более 20 инновационных компаний, в которых работает более 100 чел., что наряду с постоянно проходящими в «Молодежном» мероприятиями обеспечивает бизнес-инкубатору полную нагрузку [3].
Безусловно, поддержка digital-инновационных проектов оказывается и на федеральном уровне. Так, в рамках программы «Инновационное общество и повышение качества государственных и муниципальных услуг в Калужской области» за 2014-2018 гг. была проделана большая работа по получению гражданами и организациями преимуществ от применения ИКТ-технологий, снижены административные барьеры и оптимизирована доступность государственных и муниципальных услуг. Особенностью АИС «МФЦ Дело», разработанной в уже рассмотренном нами регионе – Ульяновской области, является актуализация прозрачности и производительности административно-управленческих процессов. Не менее интересным является проект «Lean MFC», реализованный в Иркутской области. Он направлен на интеграцию принципов бережливого производства в многофункциональных центрах (центрах «Мои документы») по предоставлению необходимых услуг населению страны.
Заключение
Рассмотренный и иной имеющийся национальный опыт применения цифровых технологий российскими регионами имеет колоссальный потенциал, однако, тот уровень цифровизации для исполнения социального заказа, который заявлен в национальном проекте, по-прежнему недостаточен. Предполагается, что для стимулирования региональной конкуренции необходимо решение таких задач, как определение умной специализации региона и разработка стратегии цифровой трансформации, которая будет включать имеющиеся наработки и системную синхронизацию с действующими федеральными проектами [4, 9]. Это позволит повысить уровень синергетического результата от реализации и кооперации региональных проектов, а также комплексно формировать подход к единому видению цифровой трансформации региона.