Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE COMPETITIVENESS OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Panasenkova T.V. 1 Popova A.A. 1
1 Rostov State University of Economics (RINH)
The article is devoted the impact of digitalization on the regions’ competitiveness in Russian Federation. The author considers the problem of digital development of the Russia as the general goal of the national project «Digital Economy.» The «competition» phenomenon is explained, the subject of competition of the constituent entities of the Russian Federation is determined. The successful practices of the most competitive regions in the sphere of the development and integration of digital technologies created to improve the socio-economic development of the country in general. In order to expand the experience of practical using the «digitals» by different regions of our country for innovative aims of the social project a number of recommendations were presented and explained.
digitalization
digital technologies
competitiveness
innovative development
regional competition

Введение

Распространение цифровых технологий в течение длительного периода определяет траектории развития экономики и общества и уже неоднократно приводило к кардинальным изменениям в жизни людей. Сегодня цифровизация представляет собой одно из приоритетных направлений саморазвития для многих стран мира, даже несмотря на повсеместно длительный период реализации «повестки цифрового развития». По мнению экспертов НИУ ВШЭ, в ближайшем будущем именно эффективное использование новых digital-технологий будет определять международную конкурентоспособность как отдельных компаний, так и регионов, даже целых стран, формулирующих инфраструктуру и правовую среду для цифровизации [11, с. 4].

Цель исследования

Российская Федерация, как одна из мировых стран-лидеров, принимает активное участие в этой «гонке» за конкурентоспособность; цифровизация, как интегральный фактор успешного инновационного и научно-технологического развития российского государства и его регионов, сформулирована, обоснована и раскрыта в национальном проекте «Цифровая экономика», где основной акцент делается на необходимости использования «зрелых технических решений» на благо государства, общества и личности» [8, с. 11]. Приоритетным аспектом успешной реализации данного проекта является достижение консенсуса в определении стратегических целей выбранной обществом модели социально-экономического развития, основанной на фундаментальном переосмыслении роли, задач и функций государства в условиях цифровой экономики. Помимо этого, как совершенно справедливо отмечают А.В. Курочкин и Е.А. Годунова, перед Российской Федераций, как полиструктурным федеративным государством стоит, в этой связи, непростая задача: обеспечить сбалансированный характер реализации проектных мероприятий в 85 регионах [6, с. 867]. Следовательно, формулируется стратегически важная цель – расширение географии и ускорение научно-технического и инновационного развития России за счет разработки и интеграции цифровых технологий, а также создания перспективных центров экономического роста на территории всей страны. В подобных условиях, актуальным становится концепт региональной конкуренции.

Материал и методы исследования

Основываясь на динамическом подходе [10], конкуренция в данном случае представляет собой процесс обнаружения новых возможностей использования инновационно-инвестиционных ресурсов, а также процесс открытия или создания новых ресурсов. При этом, в связи с тем, что обнаружение новых возможностей коррелирует с использованием информации и обменом знаниями в обществе [1, с. 316], конкуренцию в рассматриваемом разрезе также уместно будет рассматривать как процесс выявления и обмена знаниями или информацией о качестве, альтернативах использования различных цифровых продуктов (технологий) в разных возможных вариантах применения на благо не только регионов, но и России в целом. Следовательно, в качестве предмета конкуренции субъектов Российской Федерации целесообразно считать успешные практики выявления, формулирования, распространения и апробации материальных знаний и информации о применении digital-технологий на благо государства, общества и личности.

Результаты исследования и их обсуждение

С позиции экспертов РАНХиГС, одним из наиболее конкурентоспособных регионов России, лидеров в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика», является г. Москва [7]. Интересно будет заметить, что город занимает первое место в рейтинге конкурентоспособности регионов 2019 г. [5]. Примером успешной практики является инициация продвижения и развития инновационных технологий в рамках проекта «iMoscow», а именно карты города с информацией об инновационно перспективных объектах г. Москва. Подобный опыт прогрессивных проектов есть, например, в Алтайском крае. Здесь был разработан региональный инновационный портал, в рамках которого новые цифровые проекты, соответствующие стратегическим целям и задачам субъекта РФ, могут получить поддержку в виде экспорта инновационной продукции на новые рынки, привлечения финансовых ресурсов и помощи в установке деловых контактов с крупнейшими заказчиками. Результативность digital-технологии доказывается тем, что портал за 2017 г. было направлено 4,3 млрд. руб. организациями на инновационное развитие и 14,5 млрд. руб. – отгружено инновационной продукции организациями Алтайского края. В 2019 г. для стимулирования ускоренного развития инновационных проектов на ранней стадии Минэкономразвития региона инициировало проведение акселерационной программы «Altai Startup Course», оператором которой выступил акселератор инновационно-технологических проектов и стартапов «Путеводитель по инновациям» [2, с. 25].

Не менее конкурентоспособным регионом в вопросах активизации инновационного развития посредством цифровых технологий признается и Республика Татарстан. В качестве примера успешной практики можно привести платформенное решение – проект «Инноскоп», который формирует информационную инфраструктуру для отечественного рынка открытых инноваций через оперативное взаимодействие в области технологий и инжиниринга по принципу «от специалиста к специалисту», предоставляя необходимую информацию об участниках проекта на территории субъекта РФ. Подобный проект реализован в Пермском крае. Он направлен на формирование системы взаимодействия поставщиков и производителей, включая информационно-коммуникационно-технологический сектор. Эта платформа послужила «катализатором» для развития и продвижения региональной промышленности через цифровые технологические решения, таких как создание интерактивного каталога, виртуальных туров по промышленным предприятиям, интернет-ресурсов для размещения производственных заказов и технологических возможностей, что, следует сказать, целесообразно считать успешным сочетанием инновационного развития и поддержки местных производителей, а также проведения профильных мероприятий для расширения «цифрового» опыта.

В Томской области разработана цифровая платформа, которая объединила данные обо всех информационно-технологических компаниях. Поддержку в реализации данного инновационного проекта оказывает томский инновационный территориальный кластер «Smart Technologies Tomsk». Отличительной чертой данной практики является поддержка компаний в области поиска высококвалифицированных кадров соответствующей специальности. С октября прошлого года в г. Томск был запущен региональный оператор «Сколково», который оказывает проекту помощь в виде налоговых льгот. Ценность поддержки состоит не столько в сотрудничестве со специалистами из «Сколково», сколько в возможности местных IT-компаний получить статус резидента и пользоваться всеми доступными возможностями главного национального технопарка, оставаясь, при этом, в Томской области.

Ульяновская область системно подходит к интеграции «цифры» в различные сферы жизнедеятельности региона, а также осуществляет поддержку различных инновационных программ. Данный тезис доказывается значительным их количеством, а также опытом по созданию фонда развития инновационных технологий в субъекте РФ, который направляет средства для стимулирования развития IT-экосистемы: в 2017 г. было выделено 5 млн. руб., в 2018 г. – 21 млн. руб., в 2019 г. – 25 млн. руб. Кроме того, в рамках данного проекта предоставляются налоговые льготы для информационно-технологических компаний (пониженная ставка по УСН и по налогу на прибыль организаций, поддержка стартапов и пр.). В настоящее время уже имеются результаты проводимой политики поддержки и реализации проекта: на 52 % увеличилось число поступающих на IT-специальности, наблюдается рост количества компаний, аккредитованных в Минкомсвязи России (с 80 до 121). В контексте вопросов образования в рассматриваемой области, высоко конкурентным регионов признается Республика Башкортостан, где на общедоступном онлайн сервисе по формированию IT-компетенций по стандартам World Skills реализуется 651 образовательный ресурс, у которого более 300 тыс. пользователей. В Алтайском крае на протяжении нескольких лет при поддержке фонда «Сколково» был реализован стартап-тур «Открытие инновации» и школа «Навигатор инноватора», а также серия мероприятий в интересах IT-разработчиков, ориентированных на воспитание инновационной культуры молодежи и ее вовлечение в технологическое предпринимательство.

Высокий конкурентный уровень Республики Мордовия доказывает успешная практика, которая заключается в разработке таких платформ, как Инжиниринговый центр волоконной оптики, Центр проектирования инноваций, Инновационно-вычислительный комплекс и пр. Они осуществляют реализацию жизненного цикла инновации от идеи до создания действующего и цифрового макета прототипа, а также формируют класс высококвалифицированных специалистов в соответствующих областях. Поддержка инновационного предпринимательства в регионе осуществляется через такие программы, как акселерационная программа «Эволюция», инновационный бизнес-инкубатор «Молодежный». Нельзя обойти вниманием и проект, который работает в режиме 24/7 для обеспечения благоприятных условий развития стартапов, которые могут получить на льготных условиях различного рода поддержку (инфраструктурную, информационную, консультационную и пр.). На данный момент резидентами этого бизнес-инкубатора являются более 20 инновационных компаний, в которых работает более 100 чел., что наряду с постоянно проходящими в «Молодежном» мероприятиями обеспечивает бизнес-инкубатору полную нагрузку [3].

Безусловно, поддержка digital-инновационных проектов оказывается и на федеральном уровне. Так, в рамках программы «Инновационное общество и повышение качества государственных и муниципальных услуг в Калужской области» за 2014-2018 гг. была проделана большая работа по получению гражданами и организациями преимуществ от применения ИКТ-технологий, снижены административные барьеры и оптимизирована доступность государственных и муниципальных услуг. Особенностью АИС «МФЦ Дело», разработанной в уже рассмотренном нами регионе – Ульяновской области, является актуализация прозрачности и производительности административно-управленческих процессов. Не менее интересным является проект «Lean MFC», реализованный в Иркутской области. Он направлен на интеграцию принципов бережливого производства в многофункциональных центрах (центрах «Мои документы») по предоставлению необходимых услуг населению страны.

Заключение

Рассмотренный и иной имеющийся национальный опыт применения цифровых технологий российскими регионами имеет колоссальный потенциал, однако, тот уровень цифровизации для исполнения социального заказа, который заявлен в национальном проекте, по-прежнему недостаточен. Предполагается, что для стимулирования региональной конкуренции необходимо решение таких задач, как определение умной специализации региона и разработка стратегии цифровой трансформации, которая будет включать имеющиеся наработки и системную синхронизацию с действующими федеральными проектами [4, 9]. Это позволит повысить уровень синергетического результата от реализации и кооперации региональных проектов, а также комплексно формировать подход к единому видению цифровой трансформации региона.