Введение
Лесной комплекс Красноярского края в течении постсоветского периода времени в значительной степени потерял свою роль в экономике региона. Его доля в валовом региональном продукте, несмотря на имеющийся сырьевой и производственный потенциал, снизилась в четыре раза и составила в 2019 году 2,5%. Необходимо отметить, что в условиях наступающего экономического кризиса ситуация в данной отрасли будет только ухудшаться. Это связано с тем, что кризис, как правило, вызывает наибольшее падение цен на продукцию именно в сырьевом секторе экономики [1].
В этих условиях лесной комплекс Красноярского края попадает в зону риска, так как его основным продуктом является круглая необработанная древесина и полуфабрикаты в виде пиломатериалов, объем производства которых в 2018 году соответственно составил 14,3 и 3,6 млн. куб. м. Отрицательное влияние кризиса на лесной комплекс региона дополнительно усилится еще и потому, что основные потребители данной продукции находится за пределами Российской Федерации. И, как известно, в условиях экономического кризиса цены на международных товарных рынках снижаются быстрее и значительно сильнее, чем цены на аналогичные товары на внутреннем рынке страны. [2]
Цель исследования
Рост кризисных тенденций в лесном комплексе Красноярского края требует принятия определенных мер не только по стабилизации экономической ситуации в отрасли, но и по выводу ее на путь устойчивого роста. В качестве одной из возможных мер, является формирование в лесном комплексе края промышленных кластеров, которые позволят объединить в единые технологические цепочки предприятия, участвующие в выпуске конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Одним из таких объединений предприятий может стать кластер по переработке отходов лесного комплекса, создаваемого на принципах государственно-частного партнерства. «Характер используемого в отрасли сырья позволяет организовывать производства на принципах устойчивого, сбалансированного развития» [3, с. 19]. Продукция, полученная после переработки отходов в виде твердого биотоплива, будет потребляться внутри региона предприятиями малой распределенной энергетики. Это позволит значительно снизить транспортные издержки, а значит, уменьшится конечная цена твердого биотоплива для потребителей. Все это сделает кластер по переработке отходов лесного комплекса конкурентоспособным в условиях экономического кризиса.
Материал и методы исследования
Формирование данного кластера на территории Красноярского края следует рассматривать в рамках модели четырехзвенной спирали (квадроспирали), которая предполагает сетевое взаимодействие государства, общества, бизнеса и науки. Следует сказать, что четырехзвенная модель сетевого взаимодействия уже используется в Европейском Союзе со второй половины 90-х годов ХХ века. Ее принципы применялись при разработке стратегии «Европа 2020», основной целью которой является решение структурных диспропорций на основе экономики знаний и инноваций, ресурсосберегающей экономики и т.д. [4]. Авторы настаивают на необходимости «институциональной, региональной и операционной функциональности и взаимодополняемости соответствующих секторов» [5, с. 38].
Одной из особенностей рассматриваемой модели является то, что она фактически представляет собой исходную матрицу для разработки стратегии экономического развития регионов на основе использования механизмов государственно-частного партнерства. Она позволяет гармонично учитывать интересы государства, общества и частного бизнеса с использованием последних достижений науки при решении экологических и социально-экономических проблем регионов страны, в том числе и отраслей экономики.
Уровень взаимодействия участников квадроспирали позволяет с большой достоверностью прогнозировать успех или неудачу проектов в различных отраслях экономики, в том числе и лесном комплексе края. И если рассматривать кластер по переработке отходов лесного комплекса как проект, то можно уже сейчас сопоставить интересы участников модели к его реализации, спрогнозировать возможный уровень их будущего взаимодействия между собой.
Интерес государства к кластеру по переработке отходов лесного комплекса вызван рядом факторов. К ним можно отнести, во-первых, необходимость повышения производственной эффективности лесного комплекса Красноярского края, в том числе и за счет глубокой переработки древесины. На сегодняшний день при лесопереработке древесины не менее 55-60% от биомассы дерева идет в отход. При этом стоимость самой древесины постоянно растет, так как расстояние от мест вырубки леса до пунктов лесопереработки уже порой достигает до 200 километров. Все это в совокупности сказывается на эффективности данной отрасли [6, 7].
Второй фактор – решение экологических проблем, связанных с накоплением на территории края отходов лесного комплекса. В настоящее время объем ежегодных отходов лесного комплекса Красноярского края составляет до 7-8 млн. млн куб. м. При этом только не менее трети их перерабатывается, а остальные остаются невостребованными. В результате на территории края возникают проблемы, связанные со складированием и хранением данных отходов [2].
Их объем постоянно растет, отходы накапливаются в местах переработки древесины, которые, как правило, находятся в населенных пунктах или рядом с ними. В процессе хранения они часто возгораются, вызывая, в том числе, такой эффект, как «черное небо». Эффект «черного неба» наиболее часто встречается в крупных населенных пунктах края, в том числе Красноярске, Канске, Минусинске и др., вызывая возмущение у жителей данных населенных пунктов. Например, только в городе Канске накопленный объем отходов лесного комплекса уже превышает 2,5 – 3 млн. куб. м. Возгорание данных отходов приводит к имущественным потерям граждан (сгоревшие жилые и садовые дома), ухудшению экологической ситуации в городе и т.д. Похожая ситуация имеется и в Красноярске. В краевом центре до сих пор в районах бывшей и текущей лесопереработки остаются, по разным оценкам, отходы в объеме свыше одного млн. куб. м. И в решении данной проблемы уже заинтересовано не только государство, но и само общество [2].
В свою очередь, интерес бизнеса к кластеру по переработке отходов лесного комплекса также вызван рядом факторов. Во-первых, это наличие практически бесплатного сырья, объем которого уже сейчас составляет несколько десятков миллионов кубических метров. Оно является ценным ресурсом для коммерческого производства твердого биотоплива, в том числе пеллет, топливных брикетов, брикетов «Pini Key» и др. «Именно доступ ко всему комплексу возможных древесных ресурсов – является центром притяжения бизнеса» [8, с. 110].
Но здесь следует уточнить, что на территории Красноярского края отходы лесного комплекса уже перерабатываются в твердое биотопливо, в частности в пеллеты. В 2018 году в крае было произведено 164,9 тыс. тонн пеллет. При этом более 80% от общего объема продукции было реализовано за пределами Российской Федерации, в первую очередь в странах Европейского Союза [2].
Удаленность рынков сбыта твердого биотоплива в целом негативно сказывается на рентабельности его производства. Это связано с тем, что постоянно растут транспортные тарифы при вывозе данной продукции за пределы региона. И через какой-то период времени они могут фактически стать заградительными для производства пеллет.
Во-вторых, в крае получает свое развитие так называемая малая распределенная энергетика (МРЭ), которая использует в своей деятельности твердое биотопливо. В целом МРЭ предполагает использование компактных экологически чистых котельных, расположенных в местах нахождения отходов лесопиления и производящих тепловую и электрическую энергию для нужд местных муниципальных образований. Малая распределенная энергетика позволяет решить тепловые и энергетические проблемы небольших населенных пунктов. Она, с одной стороны, производит тепловую и электрическую энергию по тарифам значительно ниже существующих. С другой стороны, не требует значительных затрат на строительство распределительных сетей, что резко повышает эффективность деятельности.
Широкое развитие малой энергетики на территории Красноярского края позволяет поменять существующую структуру потребления производимого в регионе твердого биотоплива, снизить вывоз за пределы региона и перейти к потреблению внутри Красноярского края. Внутреннее потребление твердого биотоплива сделает более привлекательной переработку отходов лесного комплекса края.
Результаты исследования и их обсуждение
Использование модели четырехзвенной спирали взаимодействия при формировании кластера по переработке отходов лесного комплекса на принципах государственно-частного партнерства позволяет вовлечь в его деятельность новых и достаточно важных участников. Фактически в государственно-частном партнерстве помимо основных его участников, государства и частного бизнеса появляются дополнительно еще два полноправных участника, а именно гражданское общество и фундаментальная и прикладная наука. И каждый из четырех участников в кластере по переработке отходов лесного комплекса кровно заинтересован в его успехе.
Государство с помощью данного кластера сможет решить ряд своих задач. Во-первых, решить определенные экологические проблемы в населенных пунктах края, в том числе снизить эффект «черное небо». Во-вторых, повысить бюджетную эффективность, за счет экономии бюджетных средств, которые использовались бы при субсидировании населению стоимости тепловой и электрической энергии. Это произойдет потому, что использование твердого биотоплива в малой распределенной энергетике позволяет снизить стоимость выработки тепловой и электрической энергии для населения, а значит, уберет необходимость субсидирования тарифов по данным видам энергии. В-третьих, позволит увеличить долю лесного комплекса в валовом региональном продукте края, за счет более глубокой переработки лесного сырья.
Для частного бизнеса кластер даст возможность создать прозрачный и понятный рентабельный бизнес. В кластере будет иметься серьезная ресурсная база и гарантированные рынки сбыта продукции. Следует отметить, что для оценки согласованности интересов бизнеса и государства и выбора модели государственно-частного партнерства предлагаются различные инструменты, в том числе три матрицы стратегического анализа, учитывающие цели, параметры эффективности и уровень участия сторон, что позволяет «принять обоснованное решение о выборе той или иной модели» [9, с.99] партнерства, с позиции каждого отдельного его участника. Расширение круга участников взаимодействия с вовлечением общества и научно-образовательных организаций потребует поиска новых инструментов оценки и принятия решений, уже с позиций управляющей компании кластера.
Для общества формируемый кластер по переработке отходов также позволит решить ряд задач, в том числе: экологические проблемы в населенных пунктах, снижение тарифов для населения по тепловой и электрической энергии, снижение безработицы (малая распределенная энергетика создаст новые рабочие места). Все это в целом позволит повысить качество жизни населения.
У науки в случае формирования кластера возникнет дополнительная возможность интенсифицировать инновационную деятельность за счет получения заказов от бизнеса и государства на проведения НИОКР, связанных с разработкой новых технологий и оборудования по переработке отходов лесного комплекса, малой распределенной энергетики и т.д. Кроме того ВУЗы региона получат дополнительные заказы на подготовку и переподготовку соответствующих специалистов по отраслевым направлениям, связанным с деятельностью кластера по переработке отходов лесного комплекса.
Необходимость совместных усилий в решении вопросов ресурсосбережения и обращения с отходами отмечают многие авторы, предлагая сочетать государственные и рыночные механизмы [10, с. 196], вовлекать общественность; «необходим комплексный подход к проблеме отходов, её восприятие как экологической, экономической и социальной проблемы» [11, c. 3], которую и решать нужно совместно.
Заключение
Анализ интересов участников сетевого взаимодействия на основе модели квадроспирали, в том числе государства, общества, бизнеса и науки по формированию на территории Красноярского края кластера по переработке отходов лесного комплекса, позволяет сделать определенный вывод: в крае объективно сложились все условия для его формирования на основе государственно-частного партнерства. Коммерческие цели частного бизнеса, государства и науки практически совпали с некоммерческими целями государства и общества, то есть решение как экономических, так и экологических задач одинаково поддерживается всеми участниками модели квадроспирали. Все это в целом подтверждает успешность формирование и дальнейшего развития кластера по переработки отходов лесного комплекса с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Исследование в рамках проекта «Концепция формирования кластера по переработке отходов лесного комплекса на территории Енисейской Сибири на период до 2030 г.» проведено при поддержке Красноярского краевого фонда науки.