Введение
Для формирования эффективной инновационно-научной структуры Ивановская область обладает необходимым инновационным потенциалом и развитой инфраструктурой [10, с. 156]. Инновационным потенциалом является совокупность всех условий и ресурсов обеспечения практического освоения результатов научных разработок и исследований. Базовыми нормативными актами в этом направлении являются «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» и государственная программа Ивановской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области» [11]. Актуальность данной работы заключается в том, что инновационный и научный потенциал региона занимает значимое место в экономической системе страны и регионов. Так, в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года говорится о том, что необходимо, в первую очередь, ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики [1, с. 21]. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности [8, с. 141], а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. В настоящее время, в постпандемический период, принципы и направления инновационно-научного потенциала в развитии региональной экономики требуют корректировки. Необходимы новые подходы его воспроизводства.
Цель исследования заключается в анализе инновационно-научного потенциала Ивановской области, в рассмотрении стратегии и направления укрепления инновационно-научного потенциала, в том числе и в постпандемический период развития региональной экономики. Дать оценку перспективам развития инновационно-научного потенциала региона.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили общедоступные источники информации: официальные данные, нормативно-правовая база. Методологическую основу составили такие меры научного познания, такие как анализ, синтез, системный подход, индукция и дедукция, сравнительный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде всего приведем краткий анализ ситуации с инновационно-научным потенциалом в Ивановской области на основе данных статистики [6]. Анализируя внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ, наблюдается увеличение за 5 лет на 103022,5 тыс. рублей. Затраты на фундаментальные исследования заметно не изменились и к концу 2018 года составили 251024,4 тыс. рублей. Прикладные исследования и разработки также имеют тенденцию к росту. Наглядно динамику можно посмотреть на диаграмме (рис. 1). В целом динамика рассматриваемых показателей характеризуются как стабильно недостаточные, каких-либо существенных изменений динамика не демонстрирует.
Рис. 1. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ (тыс. руб.)
Рис. 2. Затраты на технологические (продуктовые, процессные) инновации (млн. руб.)
Проанализируем затраты на технологические инновации организаций по видам инновационной деятельности и сравним данные Ивановской области с соседними областями. Рис. 2 показывает динамику затрат на технологические (продуктовые, процессные) инновации Ивановской и соседних областях. Ивановская область значительно отстает по этому показателю. Так, в 2010 году затраты составили 2519,5 млн. рублей, а в 2018 они составили всего 154,7 млн. рублей, что говорит о том, что в Ивановской области финансирование инноваций пошло на спад. Также видим, что лидером является Ярославская область, а в аутсайдерах находится Ивановская область.
Исходя из данных анализа использования передовых производственных технологий, можно сказать, что наибольшую инновационную активность в ЦФО проявляют субъекты в Москве и Московской области, Владимирской, Калужской и Тверской областях. Слабыми инноваторами являются Курская, Тамбовская, Орловская и Ивановская области [3]. Для выравнивания процесса инновационного развития в регионах ЦФО необходимо акцентировать внимание на решении проблем, препятствующих развитию инноваций в регионах, обладающих слабым инновационным потенциалом, и разработать мероприятия по внедрению опыта развития инноваций в более успешных регионах по отношению к отстающим.
Рассмотрим направления инновационно-научной деятельности Ивановской области, которые в целом определяют специализацию региона:
- разработка новых видов тканей на основе полиэфирных волокон и нетканых материалов, в том числе на основе применения нанотехнологий;
- разработка новых видов красителей для тканей;
- разработка новых видов промышленных машин и оборудования;
- разработка новых видов специальной и строительной техники;
- разработка проектов в области энергосберегающих технологий [12];
- разработки в сфере моды и дизайна [4].
По нашему мнению, данный перечень следует дополнить еще одним важным направлением – разработкой инструментов эффективного управления экономикой региона, а именно социально-экономическим развитием и стратегическим управлением потребительским рынком региона. В настоящее время, потребительский рынок Ивановской области является одной из ведущих стратегических единиц в структуре экономики регионов, включающей сегменты оптовой и розничной торговли товарами, общественного питания, а также сферы услуг, социально обеспечивающих комфортность потребительской и предпринимательской среды на региональном рынке [7].
Проведённый комплексный анализ потребительского рынка Ивановской области позволил сделать следующие выводы: индустриально развитая в советские времена Ивановская область в настоящее время переживает структурные преобразования в общественном производстве и изменения органического строения капитала в сторону увеличения оборотов сферы услуг, что явно демонстрирует диверсификацию экономического развития региона.
Спад объемов материального производства и оборота производственной инфраструктуры Ивановской области с 54,5% (2003 г.) до 23,2% (2020 г.) прямо повлиял на снижение доли отраслей, производящих товары в структуре ВРП (рис. 3). Речь идет о структурных сдвигах, вызванных форсированным развитием потребительского рынка и ростом оборота.
В этой связи к важным направлениям исследования следует отнести проблемы развития потребительского рынка Ивановской области, связанные: во-первых, со структурными преобразованиями в общественном производстве и изменениями органического строения капитала в сторону увеличения оборотов сферы услуг (прежде всего торговли), что явно демонстрирует диверсификацию экономического развития региона; во-вторых, с недостаточным уровнем внедрения разработанных наукой современных моделей социально-экономического развития потребительского рынка и вовлечения ученых в практику стратегического планирования региона; в-третьих, отсутствием регулярного мониторинга, одним из важных областей которого является сфера услуг, и недостаточностью обеспечения, в связи с этим, достоверности исходных данных для формирования Стратегии развития Ивановской области.
К отдельному направлению инновационно-научной деятельности Ивановской области следует отнести изучение перспектив импортозамещения и поддержки местных производителей в постпандемический период развития региональной экономики, а также оценка инновационных рисков в малом инновационном бизнесе региона [7].
Рис. 3. Динамика и прогноз изменения оборота материального производства и потребительского рынка в структуре экономики Ивановской области, % [7]
Сфера торговли является основной структурной подсистемой потребительского рынка, обеспечивающей его целостность и устойчивое развитие [13, с. 80]. Доля торговли и коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг в отраслевой структуре сферы услуг Ивановской области имеет тенденцию к росту: 11,9 % в 2000 г.; 17,5 % в 2014 г.; 20,1% в 2016г.; 21,9 % в 2018 г. В 2014 г. сфера услуг в структуре экономики Ивановской области составляет 63,5 %. В настоящее время сфера услуг выходит в лидеры и приближается к 65 % (2016 год), а в 2019 году к 69,5 % в структуре ВРП Ивановской области [5]. Сохранение положительной динамики доли третичных отраслей Ивановской области в структуре ВРП в настоящем и в прогнозируемом периоде (до 2020 г.) позволяет признать ведущую роль в развитии региона сферы услуг на потребительском рынке. В связи с этим, научные исследования потребительского рынка в качестве одной из ведущих стратегических единиц в структуре экономики регионов, в частности Ивановской области, следует отнести к одному из важных направлений инновационно-научного процесса в регионе.
Основной стратегической целью в Ивановской области в инновационно-научной сфере является формирование инновационной ориентированной структуры экономики, комфортных экономических условий, а также институциональных условий для активизации инновационно-научного развития в постпандемический период. Эффективное развитие инновационно-научного потенциала региона возможно только на основе системного подхода к процессу, в основе которого лежат четко структурированные принципы.
Такими базовыми принципами развития инновационного комплекса являются:
1) признание научной инновационной сферы экономически значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил региона;
2) стимулирование создания эффективной рыночной инфраструктуры инновационно-научной деятельности региона;
3) стимулирование международного научно-технического сотрудничества;
4) приемлемое сочетание государственного регулирования и самостоятельной организации рыночных структур;
5) вовлечение бизнеса в приоритеты инновационно-научного развития региона;
6) приоритетная поддержка инновационно-научной деятельности в исследовании экономического роста, анализа внешних и внутренних угроз экономической безопасности и определение потенциальных ресурсов, рисков и ограничений приоритетных направлений развития региональной экономики в постпандемический период.
Реализация этих принципов имеет важное значение, но возникает проблема финансирования этой деятельности. Мы считаем, что расходы на создание инноваций будут оправданны только в том случае, если они способны значительно снизить издержки на производство известных или же новых благ. Инновации прежде всего стоит рассматривать как способ снижения затрат живого и овеществленного труда. Стоимость инноваций определяется не только затратами на их создание, но и экономией материальных и трудовых ресурсов вследствие внедрения научного продукта в производство.
В рамках инновационного развития необходимо сформировать региональную нормативно-правовую базу в области инноваций, разработать меры по привлечению частных инвестиций для научных исследований, создать региональный координационный центр исследований и разработок на базе ВУЗов и НИИ, развивать сотрудничество с российскими и иностранными фондами для поддержки научной деятельности, обеспечивать эффективное взаимодействие региональных и федеральных органов власти, а так же разрабатывать меры по закреплению в регионе молодежи.
Для модернизации экономики потребительского рынка в постпандемический период необходимо создание межрегиональных ситуационных центров при высших учебных заведениях.
Для модернизации деятельности промышленных предприятий в постпандемический период необходимо создание новых инновационных, ресурсосберегающих и энергоэффективных производств; формирование инновационных кластеров, которые будут способствовать росту конкурентоспособности в регионе; создание и развитие новых инновационных индустриальных парков и инжиниринговых фирм; создание и поддержка малых научно-производственных фирм, которые будут проводниками инноваций в регионе. Также отметим важную роль финансово-кредитной сферы в стимулировании данного процесса [2, с. 211]. Банковская сфера Ивановской области за последние годы претерпела существенные изменения, связанные с уменьшением доли региональных банков и усилением роли инорегиональных банков.
Инновационная инфраструктура региона довольно обширна. В неё входят:
- Индустриальный парк «Родники»;
- Учебно-научный центр по технологической и экологической безопасности в энергетике при ИГЭУ;
- Центр по проектированию и повышению надежности электрооборудования (ИГЭУ);
- Центр энергоэффективных технологий (ИГЭУ);
- Центр трансфера технологий (ИГЭУ);
- Межрегиональный ресурсный центр (ИВГПУ);
- Научно-исследовательский центр и экспериментальная медико-биологическая клиника с виварием (ИГМА);
- Научно-исследовательский институт наноматериалов (ИВГУ);
- Центр промышленных и информационных технологий (ИВГУ);
- Научно-исследовательский институт макрогетероциклических соединений (ИГХТУ);
- Институт термодинамики и кинетики химических процессов (ИГХТУ);
- Региональный центр наноиндустрии (ИГХТУ);
- Объединённый физико-химический центр растворов (ИГХТУ совместно с Институтом химии растворов РАН);
- Отдел макромолекулярной химии и технологии (ИГХТУ совместно с Институтом химии растворов РАН);
- Объединенный научно-образовательный центр «Нанотехнологии» (ИГХТУ);
- Центр коллективного пользования научным оборудованием «Верхневолжский региональный центр физико-химических исследований» (Институт химии растворов РАН);
- Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова;
- Научно-исследовательская лаборатория Мониторинга здоровья и образа жизни при кафедре здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры (Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановского государственного университета»).
Согласно рейтингу Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) в 2018 году Ивановская область вошла в группу средних инноваторов (50 место), снизив свой рейтинг на 14 позиций по отношению к предыдущему году.
Роль инновационно-научного потенциала в развитии региона очень значима. Так, в своем Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент В.В. Путин обозначил взаимозависимость безопасности и экономической системы страны от инновационного характера экономической жизни и от того насколько эффективно хозяйствующие субъекты смогут использовать технологический потенциал. Не стоит забывать, что главным источником дополнительных ресурсов необходимых для развития экономики страны выступают экономические показатели каждого региона.
Учитывая значительные изменения в региональной инновационно-научной системы, возможны два сценария развития до 2020 года, которые предлагает Общественная палата Ивановской области [3]: интенсивный и консервативный (табл. 1, 2). По интенсивному сценарию предполагается постоянное наращивание потенциала инновационного развития, консервативный сценарий предполагает возможность сохранить сложившиеся тенденции и практики.
Говоря о перспективах развития инновационно-научного потенциала, необходимо определить фундамент инновационного развития Ивановской области которым является:
- развитая система высшего профессионального образования, существенный инновационно-научный потенциал ведущих вузов;
- высокая квалификация и профессионализм занятых в традиционных отраслях промышленности;
Таблица 1
Ключевые параметры интенсивного сценария развития
Показатель |
Единица измерения |
2014г. |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
2020г. |
Темп роста 2020 г. к 2014г. |
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) |
млн. руб |
165506,4 |
216934,5 |
236876,2 |
257661,8 |
278926,6 |
|
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году |
101,5 |
103,3 |
103,5 |
103,3 |
103,0 |
120,9 |
ВРП на душу населения |
тыс. руб. |
158,9 |
210,6 |
230,5 |
251,1 |
271,8 |
|
Доля инвестиций в ВРП |
% |
21,0 |
25,1 |
27,0 |
27,5 |
28,0 |
|
Занятость населения |
% к предыдущему году |
101,1 |
100,2 |
100,3 |
100,5 |
100,6 |
103,1 |
Реальные располагаемые доходы на душу населения |
% к предыдущему году |
101,1 |
103,9 |
103,4 |
103,2 |
103,0 |
121,2 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
20492,7 |
26929,5 |
29837,9 |
323090,2 |
37630,1 |
|
Реальная заработная плата |
% к предыдущему году |
101,3 |
104,3 |
105,5 |
105,8 |
106,0 |
132,8 |
Численность населения |
тыс. человек |
1041,05 |
1030,17 |
1027,66 |
1026,31 |
1026,25 |
Таблица 2
Инструменты инновационной политики Ивановской области
Консервативный подход |
Интенсивный подход |
- поддержка отдельных инновационно-технических проектов; - ручное управление; - организация политики – вертикальная; - поддержка традиционных секторов экономики; - акцент на инновации. |
- поддержка массовых инноваций во всех сектора экономики; - развитие сетевой кооперации; - создание благоприятной среды для инновационных компаний; - децентрализация региональных бизнес-ассоциаций и институтов развития; - дифференциация инструментов по секторам экономики и типам инноваторов; - развитие нетехнологических инноваций; - инновации в интересах общества (социальный приоритет); - функциональные приоритеты (технопарки, индустриальные парки, инжиниринг). |
- близость к Москве – потенциальному поставщику технологий, носителю новейших знаний и компетенций, крупнейшему потребителю инновационной продукции.
- интеграция ведущих вузов России в региональную систему образования, развитие филиальной сети высших учебных заведений.
На наш взгляд последний фактор – интеграция в образовании, является одним из мощных инструментов развития научного потенциала регионов. Дело в том, что федеральные вузы, имея колоссальные ресурсы в науке, могут выступать крупными площадками консолидации научных достижений регионов в формировании моделей развития экономики в постпандемический период.
Основной направленностью аналитического исследования социально-экономического положения регионов является выявление причин, сдерживающих экономический рост, анализ внешних и внутренних угроз экономической безопасности и определение потенциальных ресурсов, рисков и ограничений приоритетных направлений развития региональной экономики.
Выводы
При реализации инновационной политики особое внимание необходимо уделять научно-образовательному комплексу регионов. Основные приоритеты для Ивановской области станут исследования в области материального производства в текстильной и легкой промышленности. Чтобы повысить энергоэффективность необходимо активно применять современные методики интеллектуальных систем мониторинга, диагностики и автоматического управления оборудованием.
К важным направлениям научных исследований и инновационно-научного процесса следует отнести изучение потребительского рынка в качестве одной из ведущих стратегических единиц в структуре экономики регионов, в частности Ивановской области.
К основным направлениям инновационно-научного процесса в постпандемический период развития региональной экономики следует отнести:
- разработку базовых систем инновационной экономики, которые трансформируют средства получения обработки передачи и производства информации и технологизируют интеллектуальную деятельность;
- создание эффективного механизма инновационных проектов в регионах;
- формирование комплекса научных и организационно-технических мер по формированию региональной инновационной экономики, в котором отношение к главной производственной силе общества – человеку должно полностью измениться [9, с. 91];
- формирование инновационной модели экономического развития местных производителей, позволяющей отечественным предприятиям активно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
- диагностику основных причин, препятствующих инновационной деятельности в регионах и разработку мер по устранению данных причин;
- формирование инновационной стратегии предприятий;
- развитие инвестиционной деятельности по созданию новой или улучшенной продукции в Ивановской области;
- разработку инновационных подходов поддержки конкурентоспособности предприятий, обеспечивающих импортозамещение на региональном рынке.
Таким образом, перед регионом стоит задача перевода науки и инноваций на инновационно-практическую основу с учетом последствий пандемии.
Одним из важнейших приоритетов развития экономики регионов в постпандемический период является применение информационно-коммуникационных технологий, на основе которых отрасли и сектора экономики региона значительно улучшают технико-экономические параметры и качество продукции. Также в качестве перспектив развития следует выделить применение производственных технологий, которые основаны на нанотехнологиях и новых знаниях. Это касается создания новых материалов, развития интеллектуальных, ресурсосберегающих способов производства. Рассматривается применение нанотехнологий в швейной и текстильной промышленности области.
Также отметим, что для изменения сложившейся ситуации требуется резкое повышение уровня и качества инновационной деятельности ивановского бизнеса. В настоящее время большинство предложений и мероприятий по стимулированию инновационной деятельности сводится к созданию и оптимизации институциональной поддержки и государственного финансирования инноваций. Другими словами, инновационная деятельность, как процесс превращения идеи в товар, не получает своего развития дальше идеи, что связано с влиянием множества объективных факторов. Таким образом, региональным властям необходимо приложить усилия по стимулированию исследований как в области стимулирования выпуска инновационной продукции (сырьевой ресурс), так и формирования приоритетов развития потребительского рынка (не сырьевой ресурс) в постпандемический период развития региональной экономики.