Введение
Одной из главных задач менеджмента «является не только максимизация прибыли, но и обеспечение высоких темпов экономического развития фирмы при достаточном уровне его финансовой устойчивости» [1].
В настоящее время конкурентоспособность корпорации определяется множеством факторов. Среди них выделяют, прежде всего, качество и цену продукции, уровень сервисного обслуживания. Однако немаловажным факторов является влияние, оказываемое корпорацией на окружающую среду, а также целесообразность использования фирмой возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов. В случае происходящих негативных изменений природной среды происходит и снижению продажной цены, что влечет за собой в конечном итоге полную остановку производства продукции. Поэтому на предприятии должна быть внедрена, сертифицирована и эффективно функционировать система экологического менеджмента.
Цель исследования: анализ теоретических аспектов экологического контроллинга как инструмента реализации экологического менеджмента, который позволяет формировать цели и проблемы в сфере экологии, разрабатывать варианты их решения и достижения целей, а также проводить эффективный контроль их реализации.
Методы исследования: абстрактно-логический и институционального анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
«Наблюдающееся в последнее время усугубление экологических проблем, в особенности связанных с нерациональным использованием лесосырьевых, минеральных и топливно-энергетических ресурсов, ведет к деградации крупных наземных и водных экосистем» [17].
Согласно серии стандартов ИСО 14000 [2], основополагающие постулаты по созданию экологического менеджмента в корпорации звучат следующим образом:
- заключение соглашений между управленческими кадрами и основными рабочими в области экологических проблем с разъяснением взаимных мер в области экологической ответственности;
- формирование эффективной системы планирования и учета экологических проблем, а также соответствующих путей их решения по всем спектрам деятельности организации;
- формирование управления, при котором вопросы качества окружающей среды становятся наивысшими приоритетами в организации;
- формирование или совершенствование службы экологического контроля в организации;
- обеспечение корпорации достаточными материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами с целью достижения необходимых показателей экологичности;
- формирование и использование элементов экологического маркетинга, экологического образования, экологического контроля;
- проведение оценки данных по производственному процессу корпорации, требуемых для достижения нужного уровня экологичности;
- формирование связи с внутренними и внешними экономическими субъектами, которые заинтересованы в высокой эффективности проведения экологической политики;
- постоянный мониторинг процедур экологического менеджмента с целью их совершенствования;
- соотнесение требований, содержащихся в нормативно-правовых актах с существующими экологическими проблемами в деятельности корпорации, проведение соответствующей корректировки с целью достижения требуемого уровня экологичности корпорации [16].
В процессе внедрения экологического менеджмента в корпорации следует выполнять следующие процедуры:
- сформировать экологическую политику и определить конкретные требования к уровню экологичности корпорации;
- разработать программу по реализации установленной экологической политики корпорации;
- сформулировать механизм достижения целей и задач установленной экологической политики корпорации;
- на постоянной основе проводить мониторинг и контроль экологичности;
- проводить анализ текущего состояния и возможных путей совершенствования механизма реализации экологического менеджмента, в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды корпорации.
Следовательно, в корпорации необходимо разрабатывать экологическую политику и программу реализации этой политики, механизм достижения цели и задач установленной в корпорации экологической политики, а также на постоянной основе проводить контроль экологичности, включая чрезвычайные ситуации. Кроме того, эффективное развитие экологического менеджмента в корпорации связано с необходимостью специальной информационной системы, которая будет обеспечивать разработку и принятие эффективных управленческих решений в области экологии на базе входящей и исходящей информации о социальном, экологическом и экономическом состоянии корпорации. Необходимо отметить, что зачастую систему информационного обеспечения экологического менеджмента корпорации отождествляют с экологическим контроллингом.
Вместе с тем, формирование системы экологического контроллинга обусловлено необходимостью суммирования и группировки входящих информационных потоков, возникающих в процессе экологического управления, а также необходимостью поиска эффективных инструментов реализации экологического менеджмента. Систему экологического контроллинга, как правило, определяют в качестве составного элемента процесса управления экологически безопасной деятельностью корпорации.
Основная цель экологического контроллинга заключается в информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке управления, что создает условия для эффективного принятия управленческих решений в области экологичности корпорации [7].
Задачами экологического контроллинга являются как внутрифирменные задачи по координации действий в процессе управления, так и задачи по информационному обеспечению связи корпорации с внешней средой. Отсюда можно отметить, что идентификация текущего состояния экологической ситуации, динамики внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность корпорации, включаются в систему задач экологического контроллинга [14, 15]. Основополагающей базой осуществления экологического контроллинга в корпорации считается обобщение информационных потоков о степени загрязнения природной среды, на которую оказывает влияние корпорация. Далее проводится обработка полученных показателей для формирования общей видения экологической обстановки.
В английском языке понятие контроллинг, контролировать (tocontrol) почти всегда устремлено в будущее и предполагает реализацию принципа превентивности в формировании последующего состояния системы. В частности, контролировать выбросы вредных веществ, в английском языке понимается, как предотвращение загрязнения. По мнению авторитетного немецкого ученого Петера Хорвата, контроллинг представляется в качестве функции управленческого сервиса, означающего поддержку стратегического и оперативного управления корпорации. Контроллинг, как функция, постоянно развивается, что обусловлено постоянным изменением проблем в менеджменте корпораций. Вместе с тем, формируются новые инструменты контроллинга, что происходит благодаря гибкости системы контроллинга. Система контроллинга способствует повышению эффективности деятельности каждого подразделения и корпорации в целом. Контроллинг формируется на основе принципов и постулатов процессного подхода. Необходимо отметить, что корпорации затрачивают не более 2-5 % выручки на реализацию функции контроллинга, что зависит от типа компании, степени ее автоматизации или уровня развития деятельности [10].
С.Г. Фалько [3, 8, 9] отмечает многозначность категории «контроллинг», которая обусловлена различными сферами его применения. Данный автор предложил несколько видений на рассматриваемую категорию:
1) контроллинг как функциональная система, способствующая формированию методических и организационных инструментов с целью принятия и реализации управленческих решений;
2) контроллинг как философия (основывается на постулатах, императивах, регулятивах) мышления и формирования соответствующего поведения руководства корпорации и его персонала;
3) контроллинг как научная дисциплина, которая, в свою очередь, должна иметь соответствующий предмет исследования, объект исследования и применяемые методы исследования;
4) контроллинг как учебная дисциплина, способствующая возможности формирования соответствующих навыков осуществления контроллинга в корпорации, с учетом разных парадигм и концепций.
Система контроллинга является более широкой в сравнении с отдельными управленческими функциями, в числе которых, например, анализ, учет, планирование. Система контроллинга является более широкой по сравнению с системой управленческого учета и системой информационного обеспечения в целях принятия управленческого решения. Контроллинг можно назвать синтетической, интегрированной функцией управления. В случае интерпретации системы контроллинга в качестве управления управлением (а именно, обеспечения управления), необходимо затронуть такие понятия как базис (традиционная система управления) и надстройка (контроллинг в управлении). Контроллинг, как и менеджмент «видит» и анализирует корпорацию в целом, как систему. Контроллинг имеет холистическую природу.
Понимая контроллинг как часть системы управления, а контроллера как внутреннего консультанта в корпорации, В.В. Ермоленко [4-6], расширяя новую философию управления, дает авторское определение контроллинга, ассоциируя его с особым, интеллектуальным обеспечением. Контроллинг представляет собой интеллектуальную услугу в области менеджмента, симбиоз инструментов системного менеджмента компании, которая основана на применении интеллектуального человеческого капитала и информационных потоков для целей мониторинга состояния компании, распознавания проблем деятельности и дальнейшего развития, формирования альтернатив управленческих решений, а также дальнейшего сопровождения принятых управленческих решений до конца их реализации.
Система контроллинга осуществляет мониторинг состояния корпорации практически в режиме он – лайн, оценивает и ставит проблемы, рефлексирует и предлагает варианты их решения. Таким образом, интеллектуально усиливает менеджмент. А менеджмент, рефлексируя общую ситуацию в корпорации, принимает управленческое решение и организует его выполнение.
Особенностью контроллинга считают его способность объединять и применять методы и инструменты, принадлежащие смежным и не смежным наукам, в общую целостную систему, гарантирующую реализацию целей корпорации.
Процесс дифференциации и специализации контроллинга продолжается вместе с развитием менеджмента и поиском новых источников развития.
Основной целью «зелeного», т.е. экологически ориентированного контроллинга (экологического контроллинга) следует считать совершенствование эколого-экономических результатов деятельности экономических субъектов.
Контроллинг основывается на выполнении следующих функций: мониторинга, информационного обеспечения, управления, контроля и анализа, подготовки вариантов решений. Функции экологического контроллинга взаимосвязаны между собой. В частности, анализ и выявление экологических проблем служит основой разработки системы мотивационных мер для их разрешения или предупреждения.
Современный, ответственный подход к соблюдению требований экологической безопасности предполагает, как отмечают Н.В. Пахомова и др. [14, 15], не только компенсацию нанесенного корпорацией ущерба природной среде, но и реализацию профилактических мероприятий, которые предупреждают ущерб. Актуальными инструментами контроллинга будут:
- учет информации в части экологической обстановки;
- постоянное отслеживание и анализ текущего состояния природной среды;
- организация системы страхования экологического риска;
- проведение научных исследований в части охраны природной среды;
- внедрение новых экологичных технологий.
В краткосрочной перспективе развитие контроллинга осуществляется в части расширения количества и качества решаемых задач, а также изменения структуры времени, затрачиваемого на его реализацию.
В среднесрочной перспективе развитие контроллинга представляется в виде разработки систем контроллинга в общественном управлении, в сфере организаций здравоохранения или сфере деятельности социальных организаций, а также разработки мероприятий по совершенствованию учета и отчетности в соответствии с возрастающими информационными потребностями со стороны заинтересованных лиц. Кроме того, среднесрочное развитие системы контроллинга связывают с разработкой мероприятий по совершенствованию систем бюджетирования и развитием, и совершенствованием контроллинга нематериальных активов. Немаловажным аспектом в данном случае является приспособление и внедрение технологий обработки больших массивов структурированной и слабоструктурированной информации Big Date в систему управления.
В долгосрочной перспективе направления развития контроллинга определены разнообразными экономическими концепциями, методами и инструментами управления. Специалисты-контроллеры стали исполнять обязанности внутреннего советника руководителя в части решения наиболее важных вопросов в деятельности корпорации, обеспечивать интеллектуальную поддержку или сервисную функцию в менеджменте. Также необходимо отметить формирование новых задач контроллинга, например, экоконтроллинг. Специалисты по контроллингу в современных условиях вынуждены исследовать трудноизмеримые процессы и взаимосвязи, к каким можно отнести организационную культуру, нематериальные активы, кадровые ресурсы и другие. Для реализации возможностей по эффективному развитию системы контроллинга в дальнейшем важно его приспособление к особенностям современного стиля руководства, который характеризуется децентрализацией, специализацией, тесным сотрудничеством с финансовой стороной деятельностью корпорации. При этом в процессе принятия управленческих решений важно применять интеллектуальные возможности различных специалистов всех подразделений корпорации, более активно использовать командную работу, развивая сотрудничество персонала с целью реализации стратегии корпорации [3, 8, 9].
«Не осознавая своей ответственности за состояние окружающей среды на индивидуальном уровне, менеджер не сможет принять себя как неотъемлемую часть глобальной экологической проблемы и причину надвигающейся катастрофы» [18].