Введение
Экономическая безопасность страны во многом определяется степенью эффективности ее налоговой системы, так именно с поступлением налоговых доходов в бюджетную систему страны государство имеет возможность отвечать по своим долговым обязательствам, а также выполнять свои прямые функции.
Цель данной работы заключается оценке эффективности налогового контроля, осуществляемого в России, как фактора обеспечения ее экономической безопасности.
Материал и методы исследования
Теоретической и методологической основой исследования послужили результаты работ ученых в области налогообложения, в том числе Абдулкафарова А.Р. [1], Большунова В.Е.[2], Водопьяновой В.А., Галицыной В.Г. [3], Кобелевой А.А. [4], Коркиной Г.М., Смирновой О.П. [5], Красюкова А.В. [6], Ларионовой Л.И. [7], Сайфуллаева С.С. [8] и др.
В процессе исследования были использованы общенаучные (научная абстракция, индуктивный, дедуктивный, сравнительный анализ) и специальные методы (сравнение, экономико-статистический). Источниками статистической информации являлись данные Федеральной налоговой службы.
Результаты исследования и их обсуждение
Налоговый контроль направлен на сбор информации об исполнении налогоплательщиком своих обязательств, ее анализ и инспектирование, позволяет обнаружить, пресечь случаи нарушения налогового законодательства и взыскать дополнительные выплаты в бюджет.
Наиболее распространенной формой проверок являются камеральные проверки.
Данные о количестве камеральных налоговых проверок, проведенных в России в 2017-2019 гг., о количестве проверок, в результате проведения которых были выявлены нарушения сроков представления документов, правильности их оформления, правильности проведения расчетов по налогам и расчета налогооблагаемой базы представлены в табл. 1.
Несмотря на увеличение количества проведенных камеральных налоговых проверок в 2018 году, доля проверок, в результате которых были выявлены нарушения, снизилась на 0,2 п. п. При этом количество камеральных налоговых проверок с выявленными нарушениями увеличилось на 17,2 %.
В 2019 году наблюдается снижение количества проведенных камеральных проверок налоговыми органами России на 7,5 % (-5 087 181 проверки) по сравнению с 2018 годом. За три года количество проверок с выявленными в ходе них нарушениями снизилось на 18,8 % (-567 187 проверок). При этом доля данных проверок в общем количестве камеральных проверок, проведенных налоговыми органами в России, снизилась с 5,4 % до 3,9 % (-1,5 п. п.).
Эффективность камеральных налоговых проверок является достаточно низкой, на каждые 100 проверок лишь в 4 случаях выявляются нарушения.
Несмотря на увеличение количества камеральных налоговых проверок, размеры доначисленных по ним сумм имеют тенденцию снижения (табл. 2).
Таблица 1
Количество камеральных проверок, проведенных в России, в 2017-2019 гг. [9]
Наименование показателей |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2019/2017 |
|
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
Камеральные проверки |
55 859 903 |
67 889 283 |
62 802 102 |
6 942 199 |
112,43 |
Из них выявившие нарушения |
3 014 252 |
3 531 116 |
2 447 065 |
-567 187 |
81,18 |
Доля камеральных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, % |
5,4 |
5,2 |
3,9 |
-1,5 |
Таблица 2
Динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных камеральных проверок в 2017-2019 гг. [9]
Наименование показателей |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2019/2017 |
|
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
Всего дополнительно начислено платежей, тыс. руб. |
61 599 442 |
55 631 081 |
37 743 893 |
-23 855 549 |
61,27 |
Из них налогов, тыс. руб. |
41 852 538 |
36 648 342 |
21 529 218 |
-20 323 320 |
51,44 |
Доля налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок, % |
67,9 |
65,9 |
57,0 |
10,9 |
В 2017 году по итогам осуществленных камеральных проверок в России было доначислено в бюджет государства свыше 61,6 млрд. руб., при этом 67,9 % от данной суммы составляли доначисления налогов. В 2018 году размер доначислений в бюджет снизился на 9,7 %, что составило более 5,9 млрд. руб. При этом размеры доначисленных налогов снизились на 12,4 %, что составило порядка 5,2 млрд. руб. В 2019 году по итогам осуществленных камеральных налоговых проверок дополнительные начисления в бюджет государства составили 37,7 млрд. руб., что на 32,2 % (-17,9 млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году. При этом размер доначислений налогов сократился до 21,5 млрд. руб. (-41,3 % по сравнению с 2018 годом).
За три года размеры платежей, дополнительно начисленных по итогам проведения камеральных налоговых проверок, сократились на 38,7 %, что составило порядка 23,9 млрд. руб., а количество доначисленных налогов сократилось почти в 2 раза. Снижение составило более 20,3 млрд. руб. Снижение доли налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок свидетельствует об увеличении сумм, начисленных в качестве штрафов и пеней, а также иных платежей в пользу государства.
Средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной камеральной налоговой проверки в 2017 году составляла 1 тыс. 100 руб., в 2018 году – 820 руб., в 2019 – 600 руб.
Таким образом, средняя величина доначисленных с одной камеральной налоговой проверки сумм за три года сократилась на 500 руб. (-45,5 %).
В России по данным налоговым органов в настоящее время зарегистрировано более 8,5 миллионов налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) [10]. В связи с этим проведение выездного налогового контроля в отношении каждого налогоплательщика представляется невозможным. Данные, полученные в результате проведения камеральной проверки, позволяют принять решение о необходимости проведения выездной проверки. Данные о количестве выездных налоговых проверок, которые были проведены на территории России в 2017-2019 гг., о количестве выездных налоговых проверок, в результате проведения которых были выявлены нарушения налогового и валютного законодательства, правил осуществления расчетов наличными денежными средствами или порядка использования контрольно-кассовых машин, а также их динамика сведены и представлены в табл. 3.
По итогам 2017 года более 98 % выездных налоговых проверок завершалось с выявлением нарушений. В 2018 году наблюдалось снижение количества выездных налоговых проверок, осуществленных в России, на 29,8 % (-6 008 проверок). Количество проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, снизилось на 30 %, что составило 5 937 проверок. При этом их доля снизилась на 1,6 п. п. и составила 97,8 % от общего количества проведенных налоговыми органами выездных налоговых проверок.
В 2019 году тенденция снижения количества выездных проверок, проведенных налоговыми органами в России, сохранилась. Снижение количества выездных налоговых проверок, проведенных в России, на наш взгляд, обуславливается продолжающейся тенденцией на ослабление административного давления на плательщиков налогов со стороны государства в лице Федеральной налоговой службы.
Таблица 3
Количество выездных проверок, проведенных в России, в 2017-2019 гг. [9]
Наименование показателей |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2019/2017 |
|
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
Выездные проверки |
20 164 |
14 156 |
9 334 |
-10 830 |
46,29 |
Из них выявившие нарушения |
19 779 |
13 842 |
8 977 |
-10 802 |
45,39 |
Доля выездных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, % |
98,1 |
97,8 |
96,2 |
-1,9 |
Количество выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, снижались более быстрыми темпами – -35,2 % (4 865 проверки) по сравнению с 2018 годом и -54,6 % (10 802 проверки) по сравнению с 2017 годом. Доля выездных налоговых проверок снизилась с 98,1 % (2017 год) до 96,2 % (2019 год).
Несмотря на снижение эффективности осуществления выездных налоговых проверок в России за анализируемый промежуток времени, их результативность по-прежнему остается на очень высоком уровне. В среднем лишь четыре налоговые проверки из ста завершаются без дополнительных начислений в виде налогов и применения штрафных санкций.
Наряду со снижением количества осуществленных выездных налоговых проверок, размеры доначисленных по ним сумм также имеют тенденцию снижения (табл. 4).
За три года размеры дополнительно начисленных сумм по итогам выездных налоговых проверок сократились на 3,4 %, что составило более 10,4 млрд. руб., а количество доначисленных налогов снизилось на 4,7 % (-10,5 млрд. руб.).
Следует отметить, что доля налоговых платежей в общей величине доначисленных сумм по результатам выездных налоговых проверок выше, чем доля данного вида доначислений в общей величине доначисленных сумм по итогам проведения выездных налоговых проверок.
Средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной выездной налоговой проверки в 2017 году составляла 15,4 млн. руб., в 2018 году – 21,7 млн. руб., в 2019 – 32,2 млн. руб.
Таким образом, средняя величина доначисленных сумм по итогам проведения одной выездной налоговой проверки за три года увеличилась более чем в 2 раза (+16,8 млн. руб.). Несмотря на то, что за анализируемый промежуток времени сумма доначисленных налоговых платежей сократилась, снижение количества проведенных выездных налоговых проверок оказало положительное влияние на эффективность и результативность отдельной выездной налоговой проверки.
В результате анализа динамики выездных проверок, наблюдается снижение количества проверок в отношении всех субъектов проверки (табл. 5).
Таблица 4
Динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных выездных проверок в 2017-2019 гг. [9]
Наименование показателей |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2019/2017 |
|
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
Всего дополнительно начислено платежей, тыс. руб. |
311 399 749 |
307 769 124 |
300 959 581 |
-10 440 168 |
96,65 |
Из них налогов, тыс. руб. |
222 554 474 |
218 194 588 |
212 025 781 |
-10 528 693 |
95,27 |
Доля налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок |
71,5 |
70,9 |
70,4 |
-1,1 |
Таблица 5
Количество проведенных выездных проверок в РФ по субъектам проверки, ед. [9]
Выездная проверка |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2019/2017 |
|
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
Организаций |
17 564 |
12 542 |
8 245 |
-9 319 |
46,94 |
Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой |
1 827 |
1 200 |
802 |
-1 025 |
43,89 |
Физических лиц |
773 |
414 |
287 |
-486 |
37,12 |
Таблица 6
Состав и структура проведенных выездных налоговых проверок в России [9]
Выездная проверка |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Изменение структуры, п. п. |
|||||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
2017-2018 гг. |
2018-2019 гг. |
2017-2019 гг. |
|
Организаций |
17 564 |
87,1 |
12 542 |
88,6 |
8 245 |
88,3 |
1,5 |
-0,3 |
1,2 |
Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой |
1 827 |
9,1 |
1 200 |
8,5 |
802 |
8,6 |
-0,6 |
0,1 |
-0,5 |
Физических лиц |
773 |
3,8 |
414 |
2,9 |
287 |
3,1 |
-0,9 |
0,2 |
-0,8 |
Всего проведено выездных налоговых проверок |
20 164 |
100,0 |
14 156 |
100,0 |
9 334 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Таблица 7
Количество выездных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, (с группировкой по субъектам проверки)
Выездная проверка |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2019/2017 |
|
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
Организаций |
17 338 |
12 271 |
7 909 |
-9 429 |
45,61 |
Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой |
1 796 |
1 177 |
785 |
-1 011 |
43,71 |
Физических лиц |
645 |
394 |
283 |
-362 |
43,87 |
Состав и структура проведенных выездных проверок в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц представлена в табл. 6.
В результате анализа структуры выездных проверок, проведенных налоговыми органами на территории России, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество проверок проводилось в отношении организаций. Доля выездных налоговых проверок, проведенных в отношении организаций, в 2019 году составила 88,3 %, что на 0,3 п.п. меньше, чем в 2018 году, и на 1,2 п.п. больше, чем в 2017 году. Доля выездных налоговых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей, а также лиц, занимающихся частной практикой, за три года снизилась на 0,5 п.п. с 9,1 % до 8,6 %. Наименьшая доля проведенных выездных налоговых проверок в течение анализируемого времени приходится на проверку физических лиц.
Наряду со снижением количества проведенных выездных налоговых проверок в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, снижается количество выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения (табл. 7).
Структура выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, представлена в табл. 8.
В результате анализа структуры выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество проверок, в результате которых были выявлены нарушения приходится на проверки в отношении организаций.
В течение анализируемого периода эффективность выездных налоговых проверок в отношении организаций снизилась с 98,7 % до 95,9 %. В 2019 году из 100 проверок в отношении организаций лишь 4 проверки заканчивались без выявления нарушений и дополнительных начислений платежей. При этом в 2017 году из ста проверок заканчивались без выявления нарушений только 1-2 проверки.
Эффективность выездных проверок в отношении индивидуальных предпринимателей снизилась за анализируемый промежуток времени на 0,4 п.п. и в 2019 году составила 97,9 %, что означает, в среднем при проведении ста выездных налоговых проверок лишь две из них заканчиваются без доначисленных сумм налоговых платежей и применения штрафных санкций.
Эффективность проведенных выездных налоговых проверок в отношении физических лиц значительным образом повысилась. Так в 2017 году из ста проведенных проверок в отношении физических лиц в среднем без дополнительных начислений и штрафов оканчивалось около 17 проверок. К 2019 эффективность выездных налоговых проверок в отношении физических лиц выросла на 15,2 п.п. и составила 98,6 %. Таким образом, в 2019 году из ста проводимых выездных налоговых проверок в отношении физических лиц в среднем окачивались без дополнительных начислений и штрафов 1-2 проверки.
В целом, несмотря на негативную динамику снижения эффективности выездных налоговых проверок, показатели эффективности остаются на достаточно высоком уровне (выше 95 %).
Для оценки эффективности выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами России, рассмотрим размеры доначисленных сумм по итогам проведения выездных налоговых проверок (табл. 9).
Таблица 8
Состав и структура выездных проверок, в ходе проведения которых были выявлены нарушения [9]
Выездная проверка |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Изменение структуры, п. п. |
|||||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
2017-2018 гг. |
2018-2019 гг. |
2017- 2019 гг. |
|
Организаций |
17 338 |
87,7 |
12 271 |
88,7 |
7 909 |
88,1 |
1,0 |
-0,5 |
0,4 |
Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой |
1 796 |
9,1 |
1 177 |
8,5 |
785 |
8,7 |
-0,6 |
0,2 |
-0,3 |
Физических лиц |
645 |
3,3 |
394 |
2,8 |
283 |
3,2 |
-0,4 |
0,3 |
-0,1 |
Всего выездных проверок, по результатам которых были выявлены нарушения |
19 779 |
100,0 |
13 842 |
100,0 |
8 977 |
100,0 |
Таблица 9
Динамика доначислений платежей в результате проведения выездных налоговых проверок в 2017-2019 гг. [9]
Субъект проверки |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2019/2017 |
|
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
Проверки организаций |
|||||
Всего доначислено |
302 627 311 |
300 084 025 |
296 420 029 |
-6 207 282 |
97,95 |
в том числе налогов |
216 288 602 |
212 686 986 |
208 705 966 |
-7 582 636 |
96,49 |
Проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой |
|||||
Всего доначислено |
7 155 285 |
6 315 966 |
3 475 084 |
-839 319 |
88,27 |
в том числе налогов |
5 118 031 |
4 505 257 |
2 550 295 |
-612 774 |
88,03 |
Проверки физических лиц |
|||||
Всего доначислено |
1 617 153 |
1 369 133 |
1 064 468 |
-552 685 |
65,82 |
в том числе налогов |
1 147 841 |
1 002 345 |
769 520 |
-378 321 |
67,04 |
В 2017 году итогам проведенных выездных налоговых проверок в России в отношении организаций было дополнительно начислено платежей в бюджет государства 302,6 млрд. руб. В 2018 году размер доначислений, взимаемых с организаций в бюджет, снизился на 0,84 %, что составило более 2,5 млрд. руб. В 2019 году в результате проведенных выездных налоговых проверок в отношении организаций дополнительные начисления в бюджет государства составили более 296,4 млрд. руб., что на 2,1 % (-6,2 млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году.
Размеры доначисленных платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой в 2017 году составили 7,2 млрд. руб. в бюджет государства. В 2018 году размер дополнительных начислений по итогам проведения выездных проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой, в бюджет, снизился на 11,7 %, что составило около 840 млн. руб. В 2019 году по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой доначисления в бюджет государства составили 3,5 млрд. руб., что на 45 % (-2,8млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году, и на 51,4 % (-3,7 млрд. руб.) меньше, чем в 2017 году.
Размеры дополнительно начисленных платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении физических лиц в 2017 году составили 1,6 млрд. руб. в бюджет государства. В 2018 году величина дополнительных начислений по итогам проведения выездных проверок в отношении физических лиц в бюджет, снизился на 15,3 %, что составило более 248 млн. руб. В 2019 году по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении физических лиц доначисления в бюджет государства составили 1,1 млрд. руб., что на 22,3 % (-305 млн. руб.) меньше, чем в 2018 году, и на 34,2 % (-553 млн. руб.) меньше, чем в 2017 году.
Наибольшая доля доначислений приходится на дополнительные начисления налоговых платежей, сумма которых имеет тенденцию к сокращению в отношении всех субъектов проверки.
Несмотря на снижение размеров доначисленных налоговых платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок, средняя величина доначислений с одной выездной налоговой проверки имеет тенденцию увеличения.
Средний размер доначисленных налогов с организаций по итогам проведения одной выездной налоговой проверки в 2017 году составлял 12,3 млн. руб. К 2019 году средний размер доначисленных налогов увеличился на 13 млн. руб. и составил 25,3 млн. руб. с одной проведенной выездной налоговой проверки в отношении организаций.
Средний размер доначисленных налогов с индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, по итогам проведения одной выездной налоговой проверки за три года увеличился с 2,8 млн. руб. до 3,2 млн. руб.
Средний размер доначисленных налоговых платежей по итогам проведения одной выездной налоговой проверки в отношении физических лиц в 2017 году составлял 1,5 млн. руб. К 2019 году он составил 2,7 млн. руб., что на 0,3 млн. руб. больше, чем в 2018 году, и на 0,9 млн. руб. больше, по сравнению с 2017 годом.
Таким образом, несмотря на снижение размеров доначисленных налогов, снижение количества выездных проверок в целом положительным образом сказалось на повышении эффективности отдельной проверки.
По итогам проведения выездных и камеральных налоговых проверок в России (табл. 10) в бюджетную систему страны в 2017 году было начислено 373 млрд. руб., из них налогов 264,4 млрд. руб. (70,9 %). Помимо доначисления налогов в эту сумму входят доначисления штрафов и пеней, а также другие платежи, связанные с нарушением валютного законодательства, правил осуществления расчетов наличными денежными средства и т.д. При этом, 83,5 % всех доначисленных сумм приходится на результат проведения выездных налоговых проверок.
Таблица 10
Динамика поступлений в бюджет Российской Федерации по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в 2017-2019 гг., тыс. руб. [9]
Субъект проверки |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2019/2017 |
|
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
Начислено платежей по результатам камеральных проверок |
61 599 442 |
55 631 081 |
37 743 893 |
-23 855 549 |
61,27 |
Из них налогов |
41 852 538 |
36 648 342 |
21 529 218 |
-20 323 320 |
51,44 |
Начислено платежей по результатам выездных проверок |
311 399 749 |
307 769 124 |
300 959 581 |
-10 440 168 |
96,65 |
Из них налогов |
222 554 474 |
218 194 588 |
212 025 781 |
-10 528 693 |
95,27 |
Всего дополнительно начислено платежей по результатам выездных и камеральных проверок |
372 999 191 |
363 400 205 |
338 703 474 |
-34 295 717 |
90,81 |
Из них налогов |
264 407 012 |
254 842 930 |
233 554 999 |
-30 852 013 |
88,33 |
За три года сумма доначислений в бюджет Российской Федерации по итогам проведения выездных и камеральных налоговых проверок сократилась на 9,2 %, что составило 34,3 млрд. руб. При этом количество доначисленных налогов по итогам проведения выездных и камеральных налоговых проверок снизилось на 11,7 %, что составило 30,9 млрд. руб.
Заключение
Результаты оценки свидетельствуют о том, что в течение анализируемого периода произошло увеличение камеральных проверок, в то время как доля проверок, в результате которых были выявлены нарушения, снизилась, произошло сокращение средней величины доначисленных с одной камеральной налоговой проверки сумм.
Более затратные выездные проверки сократились, что повлекло за сбой снижение размера доначисленных по ним сумм. Но, положительным моментом является то, что средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной выездной налоговой проверки увеличилась в 2 раза.
Таким образом, можно сказать, что с одной стороны эффективность налоговых проверок снизилась, но, с другой – это свидетельствует о более грамотной работе налогоплательщиков.
Несмотря на это, в данной области остается ряд проблем, обусловленных спецификой работы налоговых органов: наличие недисциплинированных и экономически неграмотных налогоплательщиков, изменения законодательства, профессионализм налоговых инспекторов.
Решение проблем налогового контроля в Российской Федерации служит важным и необходимым элементом для формирования прозрачной и эффективной налоговой системы страны в целом, которая будет обеспечивать поступления налоговых платежей в государственный бюджет наряду с соблюдением прав и интересов плательщиков налогов. Разработка мероприятий, направленных на преодоление проблем налогового контроля в России и его дальнейшее совершенствование, должны иметь комплексный характер и учитывать специфику российский условий.