Сочетание благотворительности и бизнес-идеи является главной особенностью социального предпринимательства [1]. Главным поставщиком социальных услуг населения, безусловно, в Российской Федерации является государство. Однако, происходит постепенный рост доли оказываемых социальных услуг как социальными предпринимателями, так и социально ориентированными НКО.
Государственные тендеры, объявляемые через систему государственных и муниципальных закупок на выполнение различных услуг населению могут стать мощным толчком для развития социально ответственного бизнеса.
Участие в государственных и муниципальных закупках – перспективная возможность для социально ответственного бизнеса любой формы собственности.
Однако, индивидуальные предприниматели, в том числе, социальные предприниматели не очень охотно участвуют в процедурах государственных и муниципальных закупок, ссылаясь на несколько обстоятельств [2]:
– фактическое незнание о возможности участия индивидуального предпринимателя в системе государственных и муниципальных закупок;
– отсутствие необходимых профессиональных навыков и образования для полного владения ситуацией в системе закупок [3];
– необходимость аналитического исследования рынка услуг социального предпринимателя для оценки вероятности победы в конкурсной процедуре;
– финансовые затраты на оформление электронной цифровой подписи;
– сложность регистрации в Едином реестре участников закупок [4];
– необходимость дифференциации электронных площадок и выбор тех, которые будут наиболее актуальны для социального предпринимателя;
– боязнь не выполнить условия контракта и попасть в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [5];
– нежелание вносить денежное обеспечение заявки;
– страх участия в государственных и муниципальных закупках самозанятых граждан, в том числе, осуществляющих деятельность в социально значимых сферах экономики и для граждан, обладающих наименьшим уровнем социальной защиты [6].
Активное внедрение контрактной системы государственных и муниципальных закупок расширило возможности и социального предпринимателя, желающего участвовать в контрактах и конкурировать в конкурсных процедурах не только между собой, но и с представителями традиционного бизнеса [7, 8]. Большим шагом вперед стало развитие электронных магазинов по закупкам малого объема, срок заключения контрактов по которым не более 2 дней.
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» введены следующие обязательства для заказчика [9]:
1) осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок, под которым понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году [10];
2) включать в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке [11].
С 1 октября 2018 года все конкурентные закупки по 223-ФЗ у малых и средних предприятий проходят по новым правилам. Закон перевел их в электронную форму, разрешил проводить закупки только на федеральных электронных торговых площадках госзакупок и ограничил перечень способов определения исполнителя [12].
Социальные предприниматели, как участники системы государственных и муниципальных закупок еще не представлены большим количеством. Считаем, что в условиях пандемии, острой необходимости в социальных услугах, особенно необходимо мотивировать социальных предпринимателей участвовать в торгах, быть полноправными участниками процедур закупок [13].
Мероприятиями, направленными на мотивацию участия в закупках социальных предпринимателей, будут следующие [14]:
– создание обязанности отдельных видов юридических лиц поэтапно увеличивать долю закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства;
– создание системы «программ партнерства» отдельных видов юридических лиц с субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в производственной сфере;
– снятие избыточных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупках отдельных видов юридических лиц;
– информационное обеспечение закупок отдельных видов юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Количество субъектов социально ориентированных предприятий, участвующих в закупках и реализующих государственный заказ было проанализировано на одном из субъектов Северо-Кавказского федерального округа [15].
В 2019 году в Ставропольском крае было размещено более 11 тыс. извещений о закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и социально ориентированные НКО, общим объемом около 9,7 млрд руб., что на 64 % как в количественном, так и в общем объеме закупок выше аналогичных показателей 2018 года.
Предметами закупок чаще всего выступали: приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; услуги по перевозке Клиентов – лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [16].
По итогам осуществления закупок с преференциями субъекты малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных НКО заключено около 11 тыс. контрактов общим объемом около 8,5 млрд руб. (рис. 1).
Средняя цена контракта, заключенного с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированными НКО (рис. 2) по итогам отчетного периода составила порядка 750 тыс. руб.
Объем экономии денежных средств по результатам проведения в отчетном периоде 2019 года определений поставщиков среди субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных НКО составил около 690 млн руб. При этом доля экономии от общего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных НКО составила 7,5 %.
Статистика показывает, что социальные предприниматели чаще всего участвуют в процедуре двухэтапного конкурса, а наименьшими показателями конкуренции обладают конкурсы с ограниченным участием и процедуры запроса предложений.
Муниципальные торги с участием социальных предпринимателей проходят в форме электронных аукционов, либо – запроса котировок. Двухэтапные конкурсы, зарекомендовавшие себя в секторе государственных закупок, в муниципальном сегменте занимают одно из последних мест [17].
Рис. 1. Количество контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально ориентированными НКО на территории Ставропольского края
Рис. 2. Сумма контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства и социально ориентированными НКО на территории Ставропольского края, млн руб.
Анализ информации по эффективности закупок у социальных предпринимателей (снижению стоимости приобретаемых товаров и услуг) в зависимости от процедуры определения поставщика показал, что максимальные суммы контрактов были на открытых двухэтапных конкурсах и запросах котировок.
Социальные предприниматели, выступающие в качестве субподрядчиков отмечают назревшую необходимость указывать потребность участия социального предпринимателя и социально ориентированных НКО не только в контракте, но и в плане-графике размещения заказов и в извещении об осуществлении закупки, что даст возможность внедрения предпринимателя в процесс еще на стадиях их планирования и подготовки к реализации. Типовые условия контрактов, изначально «заточенные» под социального предпринимателя позволят сделать более понятной и доступной процедуру их участия в торгах.
В связи с ситуацией распространения коронавируса, Правительством Российской Федерации были введены меры, помогающие предпринимателям выполнить свои обязательства по уже заключенным контрактам, либо избежать серьезных штрафных санкций за неисполнение контракта: если предприниматель (в том числе, социальный) не смог закрыть контракт из-за проблем, связанных с пандемией, могут быть изменены сроки его исполнения и списаны штрафные санкции за неисполнение обязательств.
Министерство финансов Российской Федерации разработало законопроект о внесении изменений в порядок осуществления государственных и муниципальных закупок на 2020 год в связи с распространением коронавируса. А именно, он у заказчика появляется право не требовать от субъектов малого и среднего бизнеса обеспечения исполнения контракта при госзакупках, а также оптимизирует порядок закупки у единственного поставщика для устранения последствий форс-мажора и чрезвычайной ситуации.
В условиях пандемии не все закупки будут осуществляться по упрощенному механизму, поэтому электронные торговые площадки не потеряют свою актуальность и продолжат функционировать в обычном режиме.
Кроме основных пяти площадок электронных торгов существует более 500 информационных ресурсов, консолидирующих информацию о проводимых тендерах.
Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы.
Общественная опасность нового вируса показала нарастающую потребность в услугах социального характера не только для населения из групп риска, но и для, практически, каждого гражданина независимо от возраста и социального статуса.
Социальный предприниматель, держащий руку на пульсе, сможет сориентироваться в данной ситуации и развить свой социально ответственный бизнес, а также повысить уровень образования, пройдя обучение по основам контрактной системы государственных и муниципальных закупок. Воспользоваться помощью государства в освоении нового вида деятельности контрактного управляющего возможно через Единый центр государственного заказа, предоставляющего информационное, методическое сопровождение субъектам малого и среднего бизнеса.
При этом субъект хозяйствования получает доступ к государственным контрактам на значительные суммы через систему государственных и муниципальных закупок, выход к которой для субъектов малого и среднего бизнеса законодатель максимально упростил до конца 2020 года.
На наш взгляд, участие в государственных и муниципальных закупках позволит оценить уровень востребованности услуг социального предпринимателя на совершенно другом, более высоком уровне.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00017 А.