Введение
В современных условиях стратегической задачей государственной аграрной политики является повышение конкурентоспособности и устойчивости развития предприятий агропромышленного комплекса.
Основной задачей устойчивого развития АПК является производство сельскохозяйственного сырья и продуктов питания в достаточном количестве и с соблюдением экономических, социальных, экологических требований. Решение данной задачи требует повышение ресурсообеспеченности, технико-технологического уровня производства, внедрения инновационных продуктов и технологий [5].
Деятельность успешных хозяйствующих субъектов свидетельствует о том, что выявлять и применять резервы устойчивого развития способны только кадры, обладающие инновационным мышлением и высоким уровнем квалификации, владеющие в совершенстве своей профессией.
Как отмечается, категория «потенциал» определяет предельные возможности конкретного объекта, что позволяет определить уровень их реального применения и оценить имеющиеся резервы [2].
В этой связи, вопросы развития кадрового потенциала работников предприятий агропромышленного комплекса приобретают особую актуальность и требуют проведения соответствующего исследования на региональном уровне.
Цель исследования
Цель заключается в исследовании состояния и перспектив развития кадрового потенциала предприятий АПК.
Материал и методы исследования
В процессе исследования в качестве информационной базы использовались данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, а также материалы научных публикаций, посвященных вопросам развития кадрового потенциала. Исследование проводилось с применением диалектического, абстрактно-логического, статистико-экономического и других методов.
Результаты исследования и их обсуждение
Для агропромышленного комплекса Республики Мордовия характерно интенсивное развитие, он модернизируется, становится все более высокотехнологичным. Регион обеспечивает себя довольно качественными продуктами питания и поставляет их за свои пределы. За последние три года (с 2017 года по 2019 год) стоимость продукции, такой важнейшей сферы агропромышленного комплекса, как сельское хозяйство, в Республике Мордовия возросла с 59702,5 млн. рублей до 72221,5 млн. рублей (на 21,0 %).
Вместе с тем, с 2017 г.по 2019 г. в хозяйствах всех категорий региона отмечается сокращение валового сбора зерна (в весе после доработки) с 1335,7 до 1226,6 тыс. т (на 8,2 %), что явилось, результатом снижения урожайности зерновых и зернобобовых культур с 2,98 до 2,78 т с гектара. За исследуемый период в республике (в хозяйствах всех категорий) производство овощей увеличилось на 10,5 тыс. т. (11,7 %) и составило в 2019 году 100,3 тыс. т. [6].
В Республике Мордовия (в хозяйствах всех категорий) за три года по скоту и птице на убой (в живом весе) произошло увеличение с 295,2 до 321,6 тыс. т. (на 8,9 %). При этом, тенденцию сокращения численности поголовья крупного рогатого скота преодолеть не удалось. На 1 января 2020 года в регионе (в хозяйствах всех категорий) поголовье крупного рогатого скота составляло 200,1 тыс. голов (сокращение его за три года составило 15,1 тыс. голов), при этом поголовье коров снизилось с 76,0 до 72,8 тыс. голов. В хозяйствах всех категорий Республики Мордовия с 2017 года по 2019 год наблюдается увеличение валового производства молока с 420,4 до 453,1 тыс. т, что произошло, во многом, за счет роста среднего надоя молока от одной коровы с 6010 до 6734 кг. За исследуемый период в регионе (в хозяйствах всех категорий) производство яиц увеличилось с 1388,2 до 1520,4 млн. шт. (на 9,5 %) [6].
В Республике Мордовия с 2017 года по 2019 год производство колбасных изделий возросло с 114,4 до 150,3 тыс. т. (на 31,4 %), мясных полуфабрикатов – с 23,9 до 42,1 тыс. т. (на 76,2 %), сыра – с 16,4 до 18,0 тыс. т. (на 9,8 %). Вместе с тем, в регионе сократилось производство цельномолочной продукции с 177,8 до 138,7 тыс. т (на 22,0 %), а сливочного масла – с 4,2 до 3,8 тыс. т. (на 9,5 %) [3].
Проведенный анализ свидетельствует о том, что агропромышленный комплекс Республики Мордовия развивается в целом не достаточно устойчиво.
Соответственно, в сложившихся условиях возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах с инновационным мышлением, которые способны анализировать разные способы и варианты решения возникающих проблем, с целью выбора наиболее оптимального из них, что крайне важно в плане обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности предприятий регионального агропромышленного комплекса.
Отмечается, что самый продуктивный труд – независимый и креативный. Тот труд, который больше всего удовлетворяет сотрудника, раскрывает свободу для его самовыражения, дает возможность открыться его дарованиям [1].
Кадровый потенциал зависит от возраста работников, их образования, практического опыта, умений и навыков, материальной и моральной заинтересованности в производительном труде, способности адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности [7].
Следует отметить, что в регионе сложилась система подготовки кадров для предприятий АПК, содержащая все элементы для непрерывного образовательного процесса, включая 11 организаций среднего профессионального образования и 1 организацию высшего образования. Кроме того, осуществляется обучение руководителей и специалистов для предприятий агропромышленного комплекса региона по программам дополнительного профессионального образования. В частности, за 2019 год профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по аграрным направлениям прошли 636 специалистов.
Вместе с тем, уровень обеспечения сельскохозяйственных организаций региона квалифицированными специалистами составил в 2019 году только 88,4 %. Особенно острый недостаток ими испытывается в ветеринарных врачах, агрономах и зоотехниках. На данные направления пришлось, соответственно, 38, 26 и 22, из 210, размещенных на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия на 1 января 2020 года, вакансий специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, необходимых предприятиям регионального агропромышленного комплекса [3].
В качестве проблемных зон в действующей государственной кадровой политике в области АПК обозначается то, что уровень профессиональной подготовки не всегда соответствует реальным запросам со стороны агробизнеса, а также проблема «старения» кадров, и нежелание выпускников аграрных вузов работать в сельском хозяйстве [4].
Соответственно, наличие в аграрной сфере кадрового дефицита обусловлено во многом негативными демографическими, социальными и экономическими факторами.
В Республике Мордовия на 1 января 2020 года в сельской местности проживало 285663 человека, при этом, только за последние три года убыль сельского населения составила 12359 человек, а его доля сократилась с 37,0 до 36,2 %. При этом, в 94 из 1240 сельских населенных пунктов региона, в 2019 году население не проживало, а в 135 число жителей составило менее 5 человек [6].
Отрицательно сказывается на кадровом потенциале и низкий уровень оплаты труда. В 2019 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве возросла до 27806,3 рублей, но при этом она так и не достигла среднего уровня по региону (28547,9 рублей).
На 1 января 2020 года 1608 граждан, проживающих в сельской местности, было зарегистрировано в качестве безработных в службе занятости. При этом, в 2019 году через систему профессионального обучения и дополнительного профессионального образования прошло 106 жителей сельской местности, зарегистрированных в службе занятости, в результате этого было трудоустроено 57 человек.
Важно отметить, что в регионе, отводится внимание решению проблем в кадровом обеспечении, применяются различные стимулирующие механизмы, направленные на развитие кадрового потенциала предприятий агропромышленного комплекса.
В частности, в 2019 году в Республике Мордовия продолжилась реализация подпрограммы «Поддержка и развитие кадрового потенциала в АПК».
Поддержка студентов и молодых специалистов по данной подпрограмме осуществляется по направлениям, представленным в таблице.
Следует отметить, что меры поддержки молодым специалистам, представленные в таблице, осуществляются первые три года, в частности в год сумма подъемных для лиц с высшим образованием составляет 100000 рублей, а для лиц, имеющих среднее профессиональное образование – 70000 рублей.
Виды поддержки по подпрограмме «Поддержка и развитие кадрового потенциала в АПК», рублей [3]
Вид поддержки |
Высшее образование |
Среднее профессиональное образование |
Дополнительная стипендия студентам (в сумме не менее): |
||
– для обучающихся на оценки «хорошо» и «отлично» |
3000 |
2000 |
– для остальных обучающихся |
2000 |
1000 |
Поддержка молодых специалистов: |
||
– ежемесячная доплата к заработной плате |
8000 |
6000 |
– подъемные |
300000 |
210000 |
Показательно то, что число участников данной подпрограммы увеличивается с каждым годом. Так в 2019 году в ней приняли участие 372 человека, в то время как в 2018 ее участниками было 348 человек, а в 2017 году – 309 человек [3].
На данном этапе в регионе начала реализовываться Государственная программа Республики Мордовия «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 годы», в состав которой входит направление (подпрограмма) «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях».
Данная подпрограмма включает мероприятия по содействию сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами и занятости сельского населения. В соответствии с направлением «Содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами» планируется решение вопросов по содействию занятости и привлечения кадров на село за счет возмещения сельскохозяйственными товаропроизводителями до 30 % фактически понесенных затрат:
– по заключенным с работниками ученическим договорам, проходящих обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на срок до 60 месяцев;
– связанных с оплатой труда и проживания студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченных для прохождения производственной практики [3].
Что, безусловно, важно в виду сложившейся демографической и социально-экономической ситуации в аграрной сфере региона, соответственно, важно и в плане развития кадрового потенциала предприятий АПК.
Выводы
В современных условиях именно программное регулирование является наиболее востребованным и эффективным элементом механизма формирования и развития кадрового потенциала предприятий АПК, так как оно обеспечивает достижение целей и решение задач в едином комплексе правового, информационного, материального и денежного обеспечения.
Следовательно, в сложившихся условиях, именно комплексные целевые программы способны обеспечить развитие кадрового потенциала предприятий агропромышленного комплекса, а для достижения, заложенных в них, программных целей, прежде всего, важно:
– анализировать текущее состояние кадрового потенциала предприятий АПК и оценивать воздействие на него программных мероприятий;
– определять приоритетные цели в развитии кадрового потенциала предприятий АПК, сроки их достижения и ресурсное обеспечение;
– рассматривать различные варианты достижения программных целей по развитию кадрового потенциала предприятий АПК для выявления наиболее оптимального варианта.
Таким образом, решение проблемы развития кадрового потенциала предприятий АПК на уровне регионов и страны в целом, возможно на основе применения различных механизмов, среди которых в качестве важнейшего и востребованного в современных условиях инструмента выступает программно-целевое регулирование, способное реализовывать комплексный подход к выявлению и использованию резервов устойчивости. В свою очередь развитие кадрового потенциала предприятий агропромышленного комплекса, обеспечит его устойчивость и конкурентоспособность, решая на данной основе важнейшую стратегическую задачу аграрной политики.
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках проекта № 19-010-00147 «Исследование ресурсного потенциала предприятий реального сектора экономики».