Введение
Главным источником доходов любой страны являются налоговые поступления от организаций и физических лиц. Каждая отдельно взятая страна имеет свою особенную историю развития, благодаря которой формировалось налоговое законодательство со своими отличительными чертами. Тем не менее, в 21 веке большинство развитых стран имеют многие сходства как в бюджетной, так и в налоговой политике. Одним из таких объединяющих факторов является наличие налога на добавленную стоимость (далее – НДС), либо налога с продаж, имеющих единое предназначение, и отличающихся между собой возможностью принятия к вычету сумм налога, ранее включенную в стоимость приобретенного товара, предназначенного для реализации продавцом. В связи с чем, чаще всего встречается именно налог на добавленную стоимость, а налог с продаж упраздняется, хотя каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Цель исследования
Целью данного исследования является определение уровня влияния налога на добавленную стоимость на формирование бюджета каждой отдельной страны «Большой семерки», выявление лидирующей в соотношении сумм налога и количества населения страны в разрезе «G7».
Материал и методы исследования
В процессе исследования применялись такие общенаучные методы, как сравнительный анализ, использование метода структурного анализа и синтеза, логико-аналитические методы, системный анализ, а также формирование табличных данных.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты стран «большой семерки», регулирующие налогообложение юридических лиц, а также статистические данные правительственных учреждений стран «G7».
Результаты исследования и их обсуждение
Для проведения анализа поступления налога на добавленную стоимость в бюджет была выбраны страны «Большой семерки», так как в ее состав входят страны, вошедшие в десятку лидеров по уровню валового внутреннего продукта (далее – ВВП) за 2019 год [3]. Рассмотрим показатели ВВП стран «Большой семерки» за 2019 год (табл. 1).
Как известно, чем выше показатель ВВП, тем более высокий уровень развития страны, и тем более интересным объектом для проведения исследований она является.
Таблица 1
Показатели ВВП стран «G7» за 2019 год по текущему обменному курсу, долл. США
Место в мире по уровню ВВП |
Страна |
Показатель ВВП, млрд. евро |
1 |
США |
21 345 |
3 |
Япония |
5 176 |
4 |
Германия |
3 964 |
6 |
Великобритания |
2 829 |
7 |
Франция |
2 762 |
8 |
Италия |
2 026 |
10 |
Канада |
1 739 |
Метод расчета ВВП по доходам представляет собой такие составляющие показатели, как: заработная плата, доходы и процент на собственность, рентные платежи, прибыль, амортизация и косвенные налоги, одним из которых является налог на добавленную стоимость.
НДС – это косвенный налог, который включается в цену товара, и плательщиком которого является конечный потребитель. Любая реализация товаров и услуг подвергается обложению налога на добавленную стоимость. Исключение составляет перечень определенных товаров и услуг, указанных в нормативных документах страны.
«Большая семерка» была создана в начале 1970-х гг. 20 века наиболее промышленно развитыми странами в период экономического кризиса и обострения отношений между США, Японией и Западной Европой. Целью создания данного международного клуба явилось совместное решение экономических проблем, снижение агрессии в торговой области и отказ от дискриминационных барьеров.
За период с 1991 по 2014 гг. в состав вышеуказанного клуба входила Россия, в связи с чем, данный клуб носил название «Большой восьмерки». После присоединения Крыма в 2014 году к территории Российской Федерации страны Запады отказались от проведения встреч в формате «G8», вследствие чего группировка преобразовалась в «G7».
На данный момент (2020 г.) в состав «Большой семерки» входят: Великобритания, Германия, Канада, США, Италия, Франция и Япония.
Во всех странах «G7» применяется налог на добавленную стоимость (value added tax), кроме Канады и США, на территории которых действует налог с продаж (sales tax).
Рассмотрим размер поступления данного налога в вышеуказанных странах за периоды 2016-2018 гг.
НДС в Италии регулируется Указом Президента Республики от 26.10.1972 г. № 633. В 2020 году в Италии существует 4 ставки НДС:
– 4 % НДС на предметы первой необходимости;
– 5 % НДС на ограниченную категорию товаров и услуг;
– 10 % НДС на туристические, продовольственные и строительные услуги;
– 22 % НДС применятся во всех остальных случаях [4].
Проведем анализ поступлений НДС в Италию за период 2016–2018 гг. (табл. 2).
Таким образом, налог на добавленную стоимость в Италии за 2018 год составляет 29 % от общего числа налоговых поступлений. В 2018 году по сравнению с 2016 годом, НДС увеличился на 7 %, хотя сумма общих налоговых поступлений выросла за данный период всего на 3 % при том, что население уменьшилось меньше, чем на 1 %. Это говорит о том, что на долю НДС в сравнении с другими налогами Италии приходится большая часть усилий сотрудников органов власти, которые несут ответственность за собираемость данного налога. В 2018 году по сравнению с 2008 годом размер НДС увеличился на 12 %. В целом, тенденция наглядным образом демонстрирует хороший уровень налоговой политики государства, так как несмотря на то, что рост населения незначительный (за последние 3 года и вовсе убыль населения), налоговых поступлений в процентном соотношении больше, что прибыльно отражается на бюджете страны.
Во Франции, как и в Италии, существует 4 ставки процента НДС:
– 2,1 % НДС на лекарства и услуги печати прессы;
– 5,5 % НДС на продукты питания, книги, газ, тепло и электричество;
– 10 % НДС на услуги размещения и кемпинга, входные билеты в музеи, зоопарки, пассажирский транспорт и т.д.;
– 20 % НДС на остальную продукцию и услуги [5].
Проведем анализ поступления НДС во Францию за период 2016–2018 гг. (табл. 3).
Таблица 2
Анализ поступлений НДС в Италию за период с 2016 по 2018 гг., млн. евро
2008 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
% от общих поступлений (2018 г.) |
Темп роста |
||
2018 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2008 г. |
||||||
НДС |
119 472 |
124 336 |
129 569 |
133 433 |
29 |
107 |
112 |
Всего налоговых поступлений |
423 012 |
451 081 |
455 637 |
463 296 |
100 |
103 |
110 |
Население, чел. |
58 826 731 |
60 627 498 |
60 536 709 |
60 431 283 |
- |
100 |
103 |
Таблица 3
Анализ поступлений НДС во Францию за период с 2016 по 2018 гг., млн. евро
2008 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
% от общих поступлений (2018 г.) |
Темп роста |
||
2018 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2008 г. |
||||||
НДС |
138 378 |
155 370 |
162 793 |
169 780 |
16 |
109 |
123 |
Всего налоговых поступлений |
848 890 |
1 020 206 |
1 065 242 |
1 091 541 |
100 |
107 |
129 |
Население, чел. |
64 374 984 |
66 859 768 |
66 865 144 |
66 987 244 |
- |
100 |
104 |
Таблица 4
Анализ поступлений НДС в Германию за период с 2016 по 2018 гг., млн. евро
2008 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
% от общих поступлений (2018 г.) |
Темп роста |
||
2018 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2008 г. |
||||||
НДС |
176 188 |
219 100 |
226 901 |
235 449 |
18 |
107 |
134 |
Всего налоговых поступлений |
907 083 |
1 182 264 |
1 231 275 |
1 293 023 |
100 |
109 |
143 |
Население, чел. |
82 110 097 |
82 348 669 |
82 657 002 |
82 827 922 |
- |
101 |
101 |
Таблица 5
Анализ поступлений НДС в Великобританию за период с 2016 по 2018 гг., млн. фунтов стерлингов
2008 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
% от общих поступлений (2018 г.) |
Темп роста |
||
2018 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2008 г. |
||||||
НДС |
92 012 |
133 856 |
141 336 |
149 238 |
21 |
111 |
162 |
Всего налоговых поступлений |
510 244 |
644 555 |
681 855 |
710 327 |
100 |
110 |
139 |
Население, чел. |
61 806 995 |
65 595 565 |
66 058 859 |
66 488 991 |
- |
101 |
108 |
Итак, налог на добавленную стоимость во Франции за 2018 год составляет 16 % от общего числа налоговых поступлений. В 2018 году по сравнению с 2016 годом, НДС увеличился на 9 %, хотя сумма общих налоговых поступлений выросла за данный период всего на 7 % при том, что население увеличилось меньше, чем на 1 %. В 2018 году по сравнению с 2016 годом наблюдается более высокий рост поступлений НДС, нежели чем за последние 3 года, а именно – на 23 %, но и общая сумма налоговых поступлений за последние 10 лет в стране увеличилась на 29 %, что говорит о высоком уровне развития страны за данный период.
В Германии в отличие от двух вышеуказанных стран, существует 2 ставки НДС:
– 7 % НДС на продукты питания, билеты на общественный транспорт и книги;
– 19 % НДС на все остальные товары, работы и услуги [6].
Рассмотрим анализ поступлений сумм НДС в Германии за период 2016 – 2018 гг. (табл. 4).
Из чего следует, что налог на добавленную стоимость в Германии за 2018 год составляет 18 % от общего числа налоговых поступлений. В 2018 году по сравнению с 2016 годом, НДС увеличился на 7 % сродни уровню вышеперечисленных стран. Если обратить внимание на темп роста поступлений НДС и общих налоговых поступлений за последние 10 лет, то можно заметить, что данная цифра свидетельствует о колоссальном успехе Германии в победе над кризисом 2008 года: НДС в 2018 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 34 %, общая сумма налогов выросла на 43 % при том, что население страны осталось на прежнем уровне, рост составил лишь 1 %.
В Великобритании существует стандартная ставка НДС 20 % на большинство покупок, пониженная ставка НДС 5 % – электроэнергия и детские товары, нулевая ставка НДС 0 % – продукты питания, книги, газеты и детская одежда, а также операции, освобожденные от уплаты НДС – это финансовые и имущественные операции. Рассмотрим данные налоговых поступлений Великобритании, в частности НДС, за период 2016-2018 гг. в табл. 5.
Таким образом, несмотря на то, что в Великобритании в числе стандартной и пониженной ставок присутствует нулевая ставка НДС, а также перечень товаров, работ и услуг, не облагаемых данным налогом, сумма НДС в общем объеме поступивших налогов за 2018 год составил 21 %, что соответствует уровню ранее проанализированных стран. Темпы роста НДС и налогов в целом не отстают от показателей Германии, и составляют 11 % размера НДС за последние 3 года и 62 % за последние 10 лет.
В Японии налог на добавленную стоимость называется налогом на потребление, имеет лишь одну ставку и составляет всего лишь 10 % [7]. Рассмотрим, какой вклад в общие доходы страны вносит НДС в Японии в табл. 6.
Итак, НДС в Японии соответствует уровню других стран «большой семерки» и составляет 22 % в сумме общих налоговых поступлений за 2018 год. Прирост НДС за последние 3 года составил всего лишь 3 %, зато за последние 10 лет увеличился почти в 2 раза и составил 81 %, при этом население Японии за последние 10 лет уменьшилось на 1 %.
В США анализируемый налог имеет название налог с продаж, его ставка варьируется в зависимости от штата и имеет значение от 6 до 10 % [8]. Рассмотрим поступление налога с продаж в США за период 2016 – 2018 гг. (табл. 7).
Как видим, налог с продаж в бюджет США приносит лишь 8 % от общей суммы налоговых поступлений. Тем не менее, поступление налога подверглось изменению за последние 10 лет, и увеличилось на 38 %, но и население страны за этот период увеличилось на 8 %, а значит уровень роста плательщиков данного налога способствует и росту налогов в целом, в том числе и налога с продаж.
В Канаде, соседствующей с США, действует налог с продаж вместо налога на добавленную стоимость. Канада входит в топ стран с наименьшей ставкой налога с продаж и она составляет всего лишь 5 %. Рассмотрим анализ поступлений налога с продаж в Канаде за период с 2016 по 2018 гг. (табл. 8).
Следовательно, налог с продаж в бюджете Канады не принимает важного участия в доходах страны и составляет лишь 1 % – самый низкий показатель из стран «G7». Поступления данного налога подверглось значительным изменениям, и за последние 10 лет оно выросло на 91 %, в прочем население страны тоже увеличилось – на 11 %, а это, наоборот, самый высокий показатель прироста населения из всех анализируемых стран.
Таблица 6
Анализ поступлений НДС в Японию за период с 2016 по 2018 гг., млрд. йен
2008 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
% от общих поступлений (2018 г.) |
Темп роста |
||
2018 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2008 г. |
||||||
НДС |
12 443 |
21 931 |
22 249 |
22 531 |
22 |
103 |
181 |
Всего налоговых поступлений |
139 621 |
164 963 |
171 751 |
104 457 |
100 |
63 |
75 |
Население, чел. |
128 063 000 |
126 994 511 |
126 785 797 |
126 529 100 |
- |
100 |
99 |
Таблица 7
Анализ поступлений налога с продаж в США за период с 2016 по 2018 гг., млн. долл. США
2008 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
% от общих поступлений (2018 г.) |
Темп роста |
||
2018 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2008 г. |
||||||
Налог с продаж |
301 130 |
380 932 |
395 700 |
414 246 |
8 |
109 |
138 |
Всего налоговых поступлений |
3 787 018 |
4 841 950 |
5 227 338 |
5 007 164 |
100 |
103 |
132 |
Население, чел. |
304 093 966 |
323 071 342 |
325 147 121 |
327 167 434 |
- |
101 |
108 |
Таблица 8
Анализ поступлений налога с продаж в Канаде за период с 2016 по 2018 гг., млн. канадских долл.
2008 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
% от общих поступлений (2018 г.) |
Темп роста |
||
2018 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2008 г. |
||||||
Налог с продаж |
2 598 |
3 459 |
3 779 |
4 974 |
1 |
144 |
191 |
Всего налоговых поступлений |
517 572 |
672 809 |
702 704 |
732 087 |
100 |
109 |
141 |
Население, чел. |
33 247 118 |
36 109 487 |
36 540 268 |
37 058 856 |
- |
103 |
111 |
Таблица 9
Индекс НДС в расчете на 1 человека
Страна |
Население за 2018 год |
Сумма НДС за 2018 год, евро |
Индекс НДС на 1 чел. |
Италия |
60 431 283 |
133 433 000 |
2,2 |
Франция |
66 987 244 |
169 780 000 |
2,5 |
Германия |
82 827 922 |
235 449 000 |
2,8 |
Великобритания |
66 488 991 |
165 803 000 |
2,5 |
Япония |
126 529 100 |
17 862 577 000 |
141,2 |
США |
327 167 434 |
362 134 000 |
1,1 |
Канада |
37 058 856 |
3 190 000 |
0,1 |
Таким образом, на основании всего вышеуказанного можно сделать вывод, что наиболее низкая налоговая нагрузка в части налога на добавленную стоимость приходится на США и Канаду.
В США и Канаде превалирует сравнительно большее количество налогов, чем в других анализируемых странах, которые в той или иной пополняют бюджет страны. В остальных странах «большой семерки» доля НДС в общей сумме налогов примерно одинаковая, но о ценности данного налога для бюджета страны сложно судить только лишь по показателям роста налога, ведь население стран с годами также меняется – увеличивается, либо уменьшается. Кроме того, сумма налога, равная 1 млн. евро с населением страны, равной 10 млн. чел., и та же сумма налога при населении 1 млн. чел. – это совершенно разные суммы при пересчете данной суммы на 1 человека, следовательно, ценность, качество собираемости и меры налоговой политики в отношении НДС, будут выше там, где 1 человек населения приносит наибольшую сумму налога.
Итак, для сравнения ценности НДС, приходящегося на 1 человека, между странами, необходимо сконвертировать сумму НДС всех стран в единую валюту на 31.12.2018г. и посчитать индекс НДС в расчете на 1 человека (табл. 9).
Таким образом, наибольшая сумма НДС в расчете на 1 человека, приходится на Японию, в которой 1 человек из общего числа населения в стране в 2018 году приносил в бюджет 141,2 евро за год. Наименьший показатель суммы НДС, приходящейся на 1 человека, наблюдается у Канады и США, что в прочем неудивительно, так как соотношение данного налога (налога с продаж) к сумме общих налогов составляет 1 % и 8 % соответственно.
Примечательным является тот факт, что доля НДС в Японии в 2018 году соответствует уровню доли НДС в других странах «G7». В Японии данный показатель составляет 22 %, в Великобритании – 21 %, в Германии – 18 %, во Франции – 16 %, а в Италии показатель бьет рекорды в разрезе стран «большой семерки» и составляет 29 % от суммы общих налоговых поступлений. И тем не менее в Италии 1 человек в год приносит 2,2 евро суммы НДС в бюджет страны.
Япония славится высоким уровнем жизни, которого добились власти страны благодаря своей жесткой экономической политике. В Японии так же, как и в США существует большая разветвленность налогов. И тем не менее, Япония имеет преимущество в отношении качества данных налогов, а именно ценности, которую они приносят для бюджета и соответственно качества жизни японского народа. Это пример того, что количество будет работать на качество в случае грамотно выстроенной налоговой политики, при которой будут строго контролироваться налогоплательщики, их деятельность, налоговая база и другие важные для налогообложения составляющие. Целью данной налоговой политики является четкое регламентирование субъектов налогоплательщиков, объектов налогообложения, процентных ставок и льгот, прав на вычет сумм НДС, сроки сдачи декларации, сроки уплаты сумм НДС.
Итак, благодаря грамотной, а главное – стабильной налоговой политике Японии, в которой государство ведет борьбу с уклонением от уплаты налогов, составляет директивы, в которых определены ограничения по процентам, устанавливающих верхний предел процентных ставок, налогообложение отправлений прав интеллектуальной собственности, передаваемых в другие страны, а также законы и нормативные акты в различных налоговых юрисдикциях, Япония занимает лидирующую позицию среди анализируемых стран «Большой семерки» в части поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет.