Введение
Для определения эффективности работы любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на результаты работы и её финансовое состояние. При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Необходимость обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.
Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.
Цель исследования
Основной целью анализа является исследование результативных показателей финансирования бюджетного учреждения, затрат на энергетические ресурсы и обоснование мер по снижению расходования бюджетных средств на ближайшую перспективу как элемента повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Материал и методы исследования
Объектом исследования являются бюджетные учреждения Удмуртской Республики
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: монографический; расчетно-конструкторский; нормативно-ресурсный; балансовый; технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование и системный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. Существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы [11].
Рациональное и экономное использование средств государственного бюджета становится необходимым условием эффективного функционирования российской экономики. По этой причине в результате бюджетной реформы с 1 января 2011 года существенно изменились условия функционирования организаций, финансируемых из бюджета, т. е. бюджетных учреждений. В этой связи возникла потребность своевременной оценки и анализа их финансового состояния. Цель реформы государственных бюджетных учреждений – финансировать количество и качество государственных услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов.
Финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется, прежде всего, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Бюджетное учреждение, будучи некоммерческой организацией вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество, в настоящее время поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения [8].
Поскольку государственное имущество бюджетных учреждений по-прежнему закреплено за ними на праве оперативного управления, оно позволяет им оказывать одновременно и государственные услуги, и любые другие, с которыми они смогут выйти на соответствующие рынки. В результате бюджетные учреждения способны развить новые виды приносящей доход деятельности и составить реальную конкуренцию коммерческим организациям в различных сферах экономики. По этой причине возникает потребность комплексного анализа их деятельности с целью эффективного управления, оптимизации финансовой модели долгосрочного развития.
Непосредственным предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно следственные связи, составляющие основу экономических отношений, возникающих и складывающихся на уровне отдельных бюджетных организаций в ходе выполнения ими своих функций, многообразны и многочисленны.
Для организаций, финансируемых из бюджета, характерен ряд особенностей, которые рационально учитывать при проведении анализа деятельности бюджетных организаций.
Финансовое состояние бюджетного учреждения можно определить, как его способность организовывать и финансировать оказание услуг требуемого уровня качества на протяжении заданного периода, а также соответственно реагировать на изменения внешней среды, прежде всего колебаний рыночных цен; снижения объемов ассигнований из бюджета и другие возможные изменения, оказывающие влияние на деятельность организации.
Известны достаточное число коэффициентов, описывающих финансовую устойчивость организации. Большинство коэффициентов взаимосвязаны друг с другом, и, хотя рассчитываются разными способами, дают одну и ту же информацию. Известно также, что методика оценки финансового состояния коммерческого предприятия не может быть применена к анализу финансового состояния бюджетных организаций в более или менее длительной перспективе. Это связано с имеющимися ограничениями, касающимися специфики бюджетных учреждений и выражается в том, что:
– при расчете коэффициентов автономии, маневренности, соотношения собственных и заемных источников финансирования, используется такой показатель, как стоимость собственного капитала, величина которого отражается в составе пассива баланса коммерческой организации. Государственное бюджетное учреждение не формирует собственный капитал, а в пассиве его баланса содержатся только два раздела: «Обязательства» и «Финансовый результат».
– расчет коэффициентов финансовой зависимости, соотношения собственных и заемных источников финансирования, коэффициента финансовой устойчивости производится в соответствии с типовой методикой на основе величины долгосрочных обязательств. Однако, на основании п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) от кредитных организаций, других юридических, физических лиц [1].
С учетом особенностей бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения с расширенными правами, Золотун Е.П. [7] предлагает адаптацию традиционных коэффициентов оценки финансовой устойчивости организаций. По мнению автора «коэффициенты должны отражать возможность осуществления некоммерческими организациями своей деятельности в случае сокращения объема бюджетных ассигнований (долгосрочную финансовую устойчивость) и бесперебойного выполнения текущих обязательств, то есть краткосрочную финансовую устойчивость». Для оценки финансового состояния бюджетного учреждения предлагается использовать только два коэффициента, что представлены в табл. 1.
Методика вычисления критического значения коэффициента самофинансирования основывается на общеизвестном экономическом принципе: для обеспечения финансовой устойчивости необходима возможность финансирования наименее ликвидной части активов за счет собственных оборотных средств.
Оценка финансового состояния бюджетного учреждения необходима для принятия научно обоснованных управленческих решений, направленных на повышение финансовой устойчивости и платежеспособности организации. Сведение количества коэффициентов до минимума не оказывает отрицательного влияния на качество оценки. Они дают достаточный объем информации для принятия соответствующих управленческих решений в сфере финансового менеджмента бюджетного учреждения.
В случае если значение коэффициента самофинансирования ниже допустимого уровня, необходимо принятие решений по активизации, приносящей доход деятельности. При снижении величины коэффициента структуры активов необходимо приложить усилия по взысканию дебиторской задолженности. Анализ причин отклонения фактических значений предложенных коэффициентов от их допустимых значений дает возможность сформировать адекватную программу оздоровления финансового состояния бюджетного учреждения.
Учреждение финансируется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания. Государственные задания для Учреждения формирует и утверждает Учредитель Учреждения в порядке, предусмотренном законодательством.
Изучив отчет о финансовых результатах деятельности за несколько отчётных периодов представим среднюю структуру доходов и расходов организации в нижеследующей табл. 2.
Исходя из данных табл. 2 видно, что основные доходы получены от перечислений из бюджета Удмуртской Республики составляют 62,31 %, а удельный вес расходов приходится на оплату труда и начисления на выплате оплате труда 59,5 %.
На основании этого можно сделать вывод о стабильном финансовом состоянии учреждения. Финансовая устойчивость учреждения в целом зависит от внешнего источника финансирования.
Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование. Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения. Основными источниками информации при этом являются «План финансово-хозяйственной деятельности» и «Отчет об исполнении сметы расходов».
Таблица 1
Коэффициенты оценки финансового состояния бюджетного учреждения
Наименование коэффициента |
Формула для расчета |
Экономическая интерпретация |
Коэффициент долгосрочной финансовой устойчивости |
||
Коэффициент самофинансирования (Ксф) |
Ксф = исполненные доходы по приносящей доход деятельности / объем бюджетных ассигнований |
Показывает объем собственных источников финансирования, приходящихся на каждый рубль бюджетных средств. С учетом специфики деятельности и отсутствия собственного капитала его значение должно быть > 1 |
Коэффициент краткосрочной финансовой устойчивости |
||
Коэффициент структуры активов (Кса) |
Кса = стоимость финансовых активов (собственные оборотные средства) / стоимость активов от приносящей доход деятельности |
Показывает, какая часть активов учреждения является наиболее ликвидной, высоко маневренной, а какая – капитализирована, т.е. вложена в основные средства |
Анализ показателей по поступлениям и выплатам показал, что за период 2016-2018 гг. наблюдается увеличение сумм субсидирования на оплату труда и сокращаются субсидии на закупку товаров, работ, услуг.
Наиболее неэффективными затратами, как правило, являются затраты на обеспечение энергоресурсами государственных предприятий и учреждений в виду морального устарения энергосистем. Рассмотрим подробно затраты БУЗ УР «РСПНДР МЗ УР» в 2018 году на обеспечение энергоресурсами, данные указаны в табл. 4.
Проводя анализ данных представленных в табл. 4, приходим к выводу о наиболее затратных видах энергоресурсов. Наибольшее количество затрат имеют энергоресурсы – тепловая энергия на нужды отопления здания, и электроэнергия на нужды освещения здания.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации считается принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса обязаны отталкиваться из необходимости достижения установленных результатов с использованием оптимального объема средств.
Таблица 2
Структура доходов и расходов
Показатели |
Структура, % |
Доходы, всего |
100,00 |
в том числе: доходы полученные из бюджета Удмуртской Республики |
62,31 |
доходы от штрафов, пени, иных сумм принудительного изъятия |
0,19 |
доходы от операций с активами |
23,34 |
прочие доходы |
3,93 |
доходы будущих периодов |
10,23 |
Расходы, всего |
100,00 |
в том числе: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
59,50 |
приобретение работ , услуг |
8,31 |
безвозмездные перечисления организациям |
19,98 |
прочие расходы |
1,18 |
расходы по операциям с активами |
11,03 |
расходы будущих периодов |
0,01 |
Таблица 3
Динамика и структура расходов
Наименование показателя |
Плановые значения, % |
Фактические значения, % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда |
62,52 |
72,54 |
75,42 |
69,67 |
69,96 |
81,20 |
Выплаты по расходам на закупку товаров, работ, услуг всего |
35,76 |
25,92 |
23,26 |
28,15 |
28,01 |
17,87 |
Уплата налогов, сборов и иных платежей, всего |
1,72 |
1,54 |
1,32 |
2,18 |
2,03 |
0,94 |
Итого расходов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Совершенно противоположно обстоит дело с закупками энергетических ресурсов в коммунальной сфере, поскольку поставщики энергетических ресурсов являются монополистами применительно к конкретному месту. Возможность снижения стоимости энергетических ресурсов в данных условиях отсутствует, в связи с этим целесообразно рассмотреть план мероприятий по сокращению потребления энергетических ресурсов для нужд учреждения так называемый план-программа энергоэффективности на 2021-2024 годы.
Цели программы:
– создание экономических и организационных условий для эффективного использования энергоресурсов;
– сокращение расходов бюджета на финансирование оплаты коммунальных услуг;
– снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на 15 % по отношению к 2019 году.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Реализация организационных мероприятий: развитие энергоменеджмента в части обеспечения повышения энергоэффективности, информационное обеспечение, обучение ответственных лиц и пропаганда в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
2. Осуществить оценку фактических параметров энергоэффективности по объектам энергопотребления;
3. Реализация технических мероприятий для обеспечения снижения объемов потребления топливно-энергетических ресурсов.
Индикаторами расчета целевых показателей программы являются:
– объем потребления электроэнергии;
– объем потребления тепловой энергии на цели отопления и вентиляции;
– объем потребления холодной воды;
– объем потребления горячей воды.
Расчет значений индикаторов производится на основании фактических показаний приборов учета энергетических ресурсов и счетов за потребленные энергоресурсы. Объем предоставляемых услуг определяется по отчетным данным.
Целевыми показателями энергоэффективности, характеризующими результаты реализации программы являются:
– экономия электрической энергии;
– экономия тепловой энергии;
– экономия холодной воды;
– экономия горячей воды;
Планируемые значения целевых показателей энергоэффективности приведены в табл. 5.
Таблица 4
Объем потребления и затраты на энергоресурсы
Вид ТЭР |
Объем потребления |
Затраты на энергоресурсы, % |
Электроэнергия, тыс. кВт/ч |
169,02 |
28,83 |
Тепловая энергия, Гкал |
925,11 |
50,03 |
Холодная вода, м3 |
3135,0 |
1,77 |
Горячая вода, м3 |
2167,41 |
7,46 |
Автомобильное топливо, л |
9517 |
11,93 |
Таблица 5
Целевые показатели программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на 2021-2024 годы»
Наименование показателя |
Плановые значения целевых показателей программы |
|||
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
Экономия тепловой энергии, Гкал |
157,27 |
157,27 |
157,27 |
157,27 |
Экономия электрической энергии, тыс. кВт/ч |
84,51 |
84,51 |
84,51 |
84,51 |
Экономия холодной воды, м3 |
627,0 |
627,0 |
627,0 |
627,0 |
Экономия горячей воды, м3 |
433,49 |
433,49 |
433,49 |
433,49 |
Таблица 6
План мероприятий программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на 2021-2024 годы»
Наименования мероприятий |
Годовая экономия энергетических ресурсов |
Затраты, тыс. руб. |
Срок окупаемости, лет |
Планируемый срок внедрения |
Источник финансирования |
||
в натуральном выражении |
в стоимостном выражении, тыс. руб. (по тарифу) |
||||||
единица измерения |
количество |
||||||
Реконструкция индивидуального теплового пункта с установкой узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения и системы автоматизированного погодного регулирования температуры теплоносителя |
Гкал |
157,27 |
273,06 |
1 365,3 |
5 |
2021 г. |
Энергосервисный договор |
Замена люминесцентных светильников на светодиодные |
тыс. кВт/ч |
84,51 |
462,81 |
2314,05 |
5 |
2021 г. |
Энергосервисный договор |
Итого |
- |
- |
735,87 |
3679,35 |
- |
- |
- |
В целях реализации программы необходимо осуществить комплекс организационных и технических мероприятий. План мероприятий программы приведен в табл. 6.
Кроме этого, для учета реального потребления тепловой энергии и возможности оценки эффективности реализации мероприятий необходимо организовать учет потребляемой тепловой энергии. Требования обязательного учета потребляемых энергетических ресурсов и воды установлены ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261. Автоматизация системы теплопотребления должна обеспечивать поступление тепловой энергии с параметрами, соответствующими температурному графику подачи теплоносителя, а также поддержание комфортной и достаточной температуры в помещениях [2].
Предлагается автоматизация систем теплопотребления из двух взаимодополняющих систем:
– общее регулирование параметров теплоносителя на вводе в здание;
– управление теплоотдачей отопительных приборов в отдельных помещениях.
Приборы автоматического регулирования на вводе системы теплоснабжения обеспечивают температуру теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах в соответствии с температурой наружного воздуха (по температурному графику).
Управление теплоотдачей отопительных приборов, осуществляют терморегуляторы в соответствии с заданной температурой для отдельного помещения. Терморегуляторы позволяет полезно использовать для отопления тепло от солнца, людей, электроприборов, уменьшая при этом подачу тепла от прибора отопления. Кроме этого терморегуляторы обеспечивают надежную тепло-гидравлическую балансировку системы, при которой исключаются перегревы или недогревы отдельных помещений.
Экономия потребителя при автоматизации системы теплопотребления складывается из следующих факторов:
– поддержание температуры внутри помещений не выше нормативного значения +22 °С;
– снижение до нормативного значения температуры в неслужебных помещениях, без постоянного присутствия людей (нормативное значение +16 °С);
– исключение перегревания помещений в осенний и весенний периоды при положительной температуре наружного воздуха;
– снижение тепловых потерь, связанных с излишним вентилированием перегреваемых помещений, в том числе от неравномерного потока солнечной радиации в помещениях, ориентированных на разные стороны света;
– исключение перегрева помещений при проведении мероприятий по утеплению ограждающих конструкций (например, замена оконных конструкций).
Автоматизация систем теплопотребления дает экономический эффект при наличии приборов учета потребляемой тепловой энергии. С учетом наличия и возможности установки приборов учета тепловой энергии, предлагается установить автоматику управления теплопотребление.
– выполнить реконструкцию индивидуального теплового пункта (ИТП) здания (включая демонтаж существующего ИТП) с установкой узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения и системы автоматического погодного регулирования температуры теплоносителя по зависимой схеме на договорную тепловую нагрузку с установкой насосов смешения в соответствии с требованиями СП с применением высокоэффективных малошумных насосов, стальной запорной арматуры, регуляторов температуры, от ввода теплоносителя в здание до выхода теплоносителя из помещения ИТП, включая переврезку ответвления Т1/T2 на вентиляцию с заменой запорной арматуры на данном ответвлении. На ответвлении системы теплоснабжения на гараж предусмотреть ручную регулировочную арматуру.
Состав работ:
– проектирование с согласованием проектной документации с теплоснабжающей организацией;
– поставка оборудования, монтажные работы, пуско-наладочные работы;
– получение акта гидравлических испытаний теплового пункта от теплоснабжающей организации;
– сдача узла учета тепловой энергии и ГВС теплоснабжающей организации;
– обучение технического персонала пользованию данной системы.
Наличие узла учёта тепловой энергии, являясь предпосылкой для проведения энергосберегающих мероприятий, само по себе экономического эффекта не несет. Его наличие является необходимым условием для проведения энергосберегающих мероприятий.
Автоматизация систем теплопотребления дает экономический эффект при наличии приборов учета потребляемой тепловой энергии. Снижение теплопотребления после реализации мероприятий должно составить не менее 17 % (табл. 7).
В освещении помещений учреждения используются, в том числе, светильники ЛПО 2-36. Использование люминесцентных светильников признано не энергоэффективным, вследствие чего требуется провести их замену.
Применение светодиодных светильников позволяет сократить затраты электроэнергии на освещение примерно в 2 раза: светоотдача люминесцентных светильников составляет 30-40 лм/Вт, светоотдача светодиодных светильников составляет 100-110 лм/Вт.
Для замены предлагается использовать светодиодные светильники мощностью 42 Вт. Рекомендуемая цветовая температура светодиодных светильников: 2700К÷3500К.
Замена светильников дает экономический эффект при наличии приборов учета потребляемой тепловой энергии. Снижение потребления после реализации мероприятий должно составить не менее 50 % (табл. 8).
Таблица 7
Экономическая эффективность
Наименование показателя |
Показатели |
Изменение показателя, % |
|
до реконструкции |
после реконструкции |
||
Расходы на ТЭР, тыс. руб. |
1 606,28 |
1 333,22 |
-17 |
Тепловая энергия, Гкал |
925,11 |
767,84 |
-17 |
Итого расходы, тыс. руб. |
1 606,28 |
1 333,22 |
-17 |
Годовой экономический эффект, тыс. руб. |
-273,07 |
Таблица 8
Экономическая эффективность
Наименование показателя |
Показатели |
Изменение показателя, % |
|
до реконструкции |
после реконструкции |
||
Расходы на ЭЭР, тыс. руб. |
925,621 |
462,81 |
50 % |
Электроэнергия, тыс. кВт/ч |
169020 |
84510 |
- |
Итого расходы, тыс. руб. |
925,621 |
462,81 |
50 % |
Годовой экономический эффект, тыс. руб. |
- |
462,81 |
Заключение
Учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность и полностью находится на финансовом обеспечении из бюджета Удмуртской Республики в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов, выделяемые средства расходуются строго по статьям экономической классификации России и в пределах установленных норм.
В целях деятельности организаций некоммерческого сектора экономики анализ финансово-хозяйственной деятельности имеет принципиально важное значение:
– положительные результаты финансового анализа говорят об эффективном ведении деятельности учреждения, правильности и законности использования денежных средств целевого и иного характера;
– такие результаты делают учреждение более привлекательным для юридических и физических лиц (благотворительные организации, в том числе иностранные; государственные органы и др.).