Введение
В уходящем 2018 году проблемы сельских жителей стали особенно часто упоминаться в средствах массовой информации, при этом инициаторами обсуждения выступают как сами местные жители, так и государственные служащие разного уровня. Проблемы, которые беспокоят сельских жителей, различны, но все они сводятся к трем основным: низкий уровень экономического и социального развития села; старение населения сельских территорий; экономическая слабость муниципальных органов управления.
Все эти проблемы, к сожалению, не новы для России. Начиная с распада Советского Союза ухудшение положения сельских жителей было очевидным. За последние 15 лет федеральные и региональные органы власти, путем принятия ряда государственных программ, смогли замедлить темпы ухудшения качества жизни на селе, а в некоторых случаях даже диаметрально развернуть процесс, но в целом проблемы остались не решенными. Ощутимая стагнация экономики всей страны в первую очередь ударила по наименее защищенным слоям населения, а именно пенсионерам и безработным села, и если в «тучные двухтысячные» государство решало проблему вливанием федеральных денег, то сейчас потребовались новые механизмы социального и экономического развития сельских территорий. Один из наиболее перспективных – это механизм социального предпринимательства.
Материалы и методы исследования
Статья подготовлена на основе статистических материалов территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Мордовия, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также научных трудах отечественных ученых занимающихся проблемами развития аграрных территорий, в том числе Г.М. Зинчук, В.Н. Яшкиной, М.Е. Анохиной, А.С. Макекадыровой и др. [1]. Основными методами исследования стали монографический метод и метод описательной статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
Характерные признаки социального предпринимательство достаточно четко обозначил в своей статье «Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства» Мухин Алексей Владимирович. Он отметил, что социальное предпринимательство – предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками:
– социальное воздействие;
– инновационность;
– самоокупаемость и финансовая устойчивость;
– масштабируемость и тиражируемость;
– предпринимательский подход [2].
Другими словами, социальное предпринимательство направлено на удовлетворение социальных потребностей общества через инструменты, характерные для бизнес-модели. То есть задача социального предпринимательства – помочь обществу с решением социальной проблемы, но при этом не сделать это за общество.
Одно из потенциальных направлений развития социального предпринимательства в аграрных территориях – это развитие мелкотоварного производства стратегически важных продуктов питания. А исходя из того, что наиболее проблемной отраслью в сельском хозяйстве является молочное животноводство, то развитие социального предпринимательства можно начать с нее. В качестве территории исследования был взят Приволжский федеральный округ, а для более мелкой детализации использовались статистические данные Республика Мордовия.
Как видно из представленной таблицы, в Республике Мордовия доля агропромышленного производства в структуре валового регионального продукта одна из самых высоких по Приволжскому федеральному округу, что говорит о важности сельскохозяйственного производства для данного субъекта федерации. Имеющиеся в регионе промышленные предприятия, а также сектор услуг, по сравнению с Пермским краем, Нижегородской и Самарской областями, развиты достаточно слабо.
Таблица 1
Доля производства сельскохозяйственной продукции в структуре валового регионального продукта, % [3]
Субъект федерации |
Объем производства продукции сельского хозяйства, млрд руб |
ВРП, млрд руб. |
Доля АПК в ВРП, % |
Республика Башкортостан |
136,9 |
1248,8 |
11 % |
Кировская область |
34,2 |
250,3 |
14 % |
Республика Марий Эл |
38,5 |
144,1 |
27 % |
Республика Мордовия |
46,3 |
170,9 |
27 % |
Нижегородская область |
67,1 |
1018,4 |
7 % |
Оренбургская область |
90,4 |
731,3 |
12 % |
Пензенская область |
58,1 |
297,7 |
20 % |
Пермский край |
41,7 |
967,9 |
4 % |
Самарская область |
75,8 |
1152,0 |
7 % |
Саратовская область |
109,6 |
562,3 |
19 % |
Республика Татарстан |
186,0 |
1671,4 |
11 % |
Удмуртская Республика |
60,3 |
442,0 |
14 % |
Ульяновская область |
29,4 |
279,0 |
11 % |
Чувашская Республика |
37,1 |
235,1 |
16 % |
ИТОГО |
1011,2 |
9171,2 |
11 % |
Таблица 2
Структура производства сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств [3]
Субъект федерации |
Сельскохозяйственные организации (все сельхозорганизации) |
Хозяйства населения (граждане) |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
Республика Башкортостан |
33 % |
60 % |
7 % |
Кировская область |
68 % |
31 % |
2 % |
Республика Марий Эл |
55 % |
43 % |
2 % |
Республика Мордовия |
65 % |
31 % |
3 % |
Нижегородская область |
53 % |
41 % |
6 % |
Оренбургская область |
32 % |
55 % |
12 % |
Пензенская область |
57 % |
35 % |
8 % |
Пермский край |
52 % |
44 % |
4 % |
Самарская область |
39 % |
50 % |
10 % |
Саратовская область |
32 % |
37 % |
30 % |
Республика Татарстан |
48 % |
45 % |
7 % |
Удмуртская Республика |
57 % |
37 % |
5 % |
Ульяновская область |
46 % |
44 % |
10 % |
Чувашская Республика |
35 % |
57 % |
8 % |
ИТОГО |
45 % |
45 % |
10 % |
По данным, представленным в табл. 2, можно видеть, что основной объем всей сельскохозяйственной продукции производится в сельскохозяйственных организациях (около 65 %). На личные подсобные хозяйства населения приходится лишь 31 %, а крестьянские фермерские хозяйства производят только 3 % сельскохозяйственной продукции. Такие показатели развития сельскохозяйственного производства Республики Мордовия сильно отличаются от средних показателей по Приволжскому федеральному округу, где на долю сельскохозяйственных организаций приходится менее 45 % от всего объема произведенной продукции. С учетом того, что на аграрное производства приходится около 27 % ВРП, доля личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств республики крайне мала. Мелкотоварное производство значительно отстает от массового.
Рис. 1. Структура производства продукции сельского хозяйства, млрд руб. [3]
Основной объем продукции сельского хозяйства в Приволжском федеральном округе дает отрасль животноводства (рис. 1). Только в Самарской и Саратовской областях значительна доля растениеводства. В Республике Мордовия отрасль животноводства значительно доминирует (более 60 %). При этом основная масса животноводческой продукции это результат хорошо развитого свиноводства и птицеводства. Крупный агрохолдинг «Талина», в структуру которого входит основной производитель животноводческой продукции ЗАО «Мордовский бекон», практически полностью контролирует рынок мясной продукции. Обрабатывающие предприятия (мясокомбинаты) республики также под контролем агрохолдинга, что позволяет ЗАО «Талина» диктовать свои условии при закупке продукции у населения.
Региональный рынок молока также развивается достаточно устойчивыми темпами. Объемы производства молочной продукции постоянно увеличиваются, растут объемы производства и потребления молочных продуктов в расчете на 1 жителя республики. Однако, для развития, существуют большие резервы. Потребление молочной продукции на 1 жителя Республики Мордовия на 57 кг меньше, чем рекомендовано Министерством здравоохранения России. Кроме того, показатели потребления продукции на 1 жителя влияют на продовольственную безопасность региона и страны. Как показали исследования, для обеспечения стабильной продовольственной обстановки необходимо скорректировать объемы производства молочной продукции в сторону увеличения на 13 %.
Существуют резервы и для расширения объемов производства. Их как минимум два – увеличение производства в секторе крупных предприятий и восстановление в секторе личных хозяйств населения.
В республике происходит снижение поголовья коров и валового надоя молока. Так, сейчас, поголовье коров на 70,5 тыс. меньше, чем 100 лет назад. А по сравнению с 1985 годом – на 157,6 тыс. голов, то есть в 3 раза меньше! (рис. 2).
Рис. 2. Поголовье КРС в хозяйствах всех категорий, тыс. гол. [4]
Безусловно, значительно выросла продуктивность коров. Если в начале 20 века она составляла около 1000 кг, то сейчас – более 6000 кг, а в сельхозпредприятиях Ичалковского муниципального района – 7993 кг, Дубенского – 7685 кг, Октябрьского – 7546 кг, Инсарского – 7164 кг, Рузаевского – 7154 кг, Лямбирского – 6920 кг, Чамзинского – 6836 кг. Однако валовой надой снижается. Так, по сравнению с 2010 годом объемы производства молока сократились на 50 тыс. т. Это влияет на уровень использования среднегодовой производственной мощности предприятий по переработке молока и, соответственно, на эффективность капиталовложений.
Следует отметить, что в Республике Мордовия постоянно уделяется большое внимание этой проблеме. Развитие молочного и мясного скотоводства являются приоритетными для сельского хозяйства республики. Так в республике действовала ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2014–2016 годы» [5], общий объем финансирования которой составил 1303,5 млн рублей (в текущих ценах).
В настоящее время принята ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2019–2021 годы», которая предусматривает увеличение в общественном секторе поголовья молочных коров до 64,4 тыс. голов с продуктивностью 6 800 кг, что позволит получать до 385 тыс. т молока.
Стимулирование развития отрасли предусмотрено через субсидирование повышения продуктивности в молочном скотоводстве, содержания племенных коров молочного направления продуктивности. Кроме того, предусмотрено возмещение части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления, на покупку племенного молодняка, на строительств подъездных путей к животноводческим комплексам молочного направления. На эти цели предусматривается выделить 481,5 млн руб., в том числе 379,5 млн руб. за счет средств республиканского бюджета.
Кроме того, продолжает действовать ведомственная целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Мордовия на 2015–2017 годы и на период до 2020 года» [6]. За период действия программы было введено в строй 34 молочные фермы, где содержится почти 3 тыс. коров. Общий объем финансирования Программы составляет 453,454 млн рублей.
Безусловно, эти меры позволят решить проблемы обеспечения молоком и молочной продукцией жителей Республики Мордовия, однако развитие крупных животноводческих хозяйств в силу современных технологий не позволяет обеспечить рабочие места всем трудоспособным жителям аграрных территорий. Поэтому следует использовать резервы, существующие в личных подсобных хозяйствах населения.
К сожалению, поголовье коров в ЛПХ значительно сократилось и сейчас составляет всего 11 тыс. голов. Особенно настораживает резкий спад за последние пять лет – в 2016 году надоено в 2,2 раза меньше молока, чем в 2012 году (рис. 3).
Рис. 3. Производство молока в ЛПХ в Республике Мордовия, тыс. т [4]
Одними из основных причин ликвидации поголовья коров в хозяйствах населения является высокая трудоемкость заготовки кормов и ухода за скотом и проблемы сбыта молока.
Снижение трудоемкости производства молока в личных подсобных хозяйствах может быть достигнуто только за счет применения средств малой механизации (доения, заготовки и приготовления кормов). С этой целью необходимо создавать социально ориентированные предприятия на основе государственно-частного партнерства для производства сельскохозяйственной техники для населения, субсидировать часть затрат на приобретение техники для личных подсобных хозяйств и для самозанятых граждан.
Другим направлением развития молочного скотоводства и за счет этого повышения уровня жизни сельского населения может быть развитие социального предпринимательства в сфере переработки молока. Основой могут быть потребительские кооперативы, которые обеспечат закупку излишков молока у населения. Органы местного самоуправления могли бы стать координатором этого движения.
В Республике Мордовия поддержка развития потребительской кооперации осуществляется за счет грантов, которые предоставляются на строительство и реконструкцию производственных объектов по заготовке и хранению сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; на приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, предназначенных для заготовки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; на приобретение специализированного транспорта; на уплату части взносов (не более 8 % общей стоимости предметов лизинга) по договорам лизинга оборудования и технических средств для заготовки и переработки продукции. Максимальная сумма гранта составляет не более 60 % от затрат на развитие материально-технической базы и не должна превышать 70 млн рублей. За 2015–2018 годы на развитие потребительской кооперации было выделено 99,8 млн рублей, в том числе на приобретено оборудование для 2 цехов по переработке молока мощностью до 15 т в сутки, создано дополнительно 45 рабочих мест.
Выводы и предложения
Таким образом, в условиях нестабильной экономической ситуации для развития аграрных территорий следует укреплять не только крупное производство, но и мелкотоварное (фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, развивать самозанятость граждан, проживающих на аграрной территории). Хорошие результаты могу показать организации построенные на идее социального предпринимательства, особенно производственно-сбытовые кооперативы. Организаторами таких кооперативов должны стать главы муниципальных образований, что позволит во-первых решать проблему создания предприятия на местах с учетом всех особенностей местности и проживающего на ней населения; во-вторых приведет к укреплению доверия к власти; в-третьих позволит частично децентрализовать вертикаль государственного и муниципального управления. Развитие таких форм социального партнерства позволит увеличить результативность личных подсобных хозяйств; вовлечь население в хозяйственную деятельность; повысить доходы сельских граждан; снизить безработицу; а также замедлить отток населения из сельской местности.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ (РФФИ) научного проекта № 16-02-00030.