Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

UNIVERSITY COMPETITIVENESS MANAGEMENT: INTEGRATION OF EDUCATIONAL SPACE

Suetin A.N. 1, 2 Suetin S.N. 1, 3, 4 Shulus A.A. 1 Bogomolov O.A. 1 Trifonova A.V. 1, 5
1 Institute of international economic relations
2 Udmurt State University
3 Higher school of economics
4 Moscow international higher business school MIRBIS (institute)
5 Moscow University of Finance and Law
The article is devoted to the study of the competitiveness of the university in the light of the integration of the educational space. The article provides an analysis of the theoretical provisions of the integration of educational space. The aim of this work is to identify the main ways of development of higher education, taking into account the integration of the educational space. The main methods of the study should be considered logical, monographic, deduction, induction, analogy and comparison. The authors analyzed the opinions of modern scientists in the field of pedagogy and higher education. The analysis of the current practice of integrating higher education is carried out, double degree programs, the role of international organizations and educational platforms are considered. The authors note that countries seeking to occupy a share of the global educational market create favorable conditions for the study of foreign students in them. Higher schools accept world values, cultivate political, cultural and ethnic tolerance among teachers and students, interact with foreign educational institutions, and submit their proposals to the state. The state should look for ways to interact with other countries that may be interested in the exchange of specialists and students. The results of the study can be used in the activities of higher educational institutions, as well as in educational and scientific work.
the market of educational services
educational services
higher education
the development of higher education
competition
the integration of the educational space
a double diploma program

Введение

В современных условиях образовательное пространство активно интегрируется, становится все более доступным, цифровым, дистанционным. Интеграция имеет юридический, географический, экономический и другие аспекты.

Цель исследования: получение обоснованных выводов о перспективах развития интеграции образовательного пространства и возможностях повышения конкурентоспособности вуза в данных условиях.

Материал и методы исследования

Материалами исследования выступили данные открытых источников в сети Интернет, личные разработки авторов, учебная и научная литература. Основными методами проведённого исследования следует полагать логический, монографический, дедукцию, индукцию, аналогию и сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показали исследования, интегрированная образовательная деятельность основывается на объединении разных средств развития обучающихся. Среди наиболее ярких программ и этапов развития интеграционных процессов в образовании является программа ЕС Erasmus, программа двойных дипломов, Болонский процесс, деятельность ЮНЕСКО и образовательные онлайн-платформы. Актуально и то, что Министерство экономического развития РФ постоянно ищет пути повышения квалификации отечественных работников путем их обучения зарубежными специалистами. Образовательные организации России стремятся активно внедрять иностранный опыт не только через учебную деятельность студентов, но и через деятельность действующих работников компаний разных форм собственности.

Выводы

Как показали исследования, в целях повышения конкурентоспособности вуза важно учитывать современные тенденции интеграции образовательного пространства. Вопросы интеграции связаны с несколькими аспектами, среди которых был исследован экономический, но также требуют изучения юридический, географический, коммуникационный, технический и иные аспекты. Развитие дистанционных технологий является фундаментальной базой интеграции и объективной основой для дальнейших интеграционных процессов.

Управление конкурентоспособностью вуза: интеграция образовательного пространства

Как показывает практика, страны, стремящиеся занять долю мирового образовательного рынка, создают благоприятные условия для обучения в них студентов-иностранцев. Высшие школы принимают мировые ценности, воспитывают политическую, культурную и этническую толерантность у преподавателей и обучающихся, взаимодействуют с зарубежными учебными заведениями, вносят свои предложения на рассмотрение государству. Государство ищет пути взаимодействия с другими странами, которые могут быть заинтересованы в обмене специалистов и студентов.

Европейская комиссия TEMPUS разработала программу академической мобильности Erasmus Mundus, суть которой заключалась в придании образованию европейской направленности. Это объективно можно считать этапом развития интеграционных процессов в образовании. Благодаря программе студенты и молодые исследователи из разных стран мира получали возможность продолжить обучение в европейских университетах продолжительностью от 12 до 24 месяцев. Программа включала финансовую помощь в виде стипендий, покрывающих учебные затраты. Для участия в магистерской программе, студент должен был отучиться в российском вузе и иметь диплом бакалавра или специалиста. На каждую магистерскую программу принимались максимум два студента из одной страны [3].

Помимо совместных магистерских и докторских программ, Erasmus Mundus реализовался и по следующим двум направлениям:

• Erasmus Mundus Partnerships: программа межвузовского сотрудничества. Партнерства управляли потоками студентов разных уровней и педагогического состава.

• Erasmus Mundus Promotion Projects: финансирование проектов для усиления имиджа европейского образования во всем мире. Направление выражалось в поддержке признания дипломов или конкретных пройденных курсов, развитии учебных программ и оценки их качества.

Программа Erasmus Mundus работала с 2007 по 2013 годы, после чего была составлена программа Erasmus + на период 2014-2020 годы [4]. Например, с 2015 года Кубанский государственный университет участвует в качестве вуза страны-Партнера. Студенты КубГУ могут обучаться в партнерском университете сроком до 1 академического года, а с 2017 года у студентов также появится возможность пройти учебную стажировку в странах Программы.

Сотрудники вузов могут получить грант для преподавания и/или повышения квалификации в зарубежном вузе от 5 дней до 2 месяцев. Студенты получают грант, который полностью или частично компенсирует переезд (до 530 евро), и расходы на проживание и обучение в другой стране (до 800 евро в месяц). Отбор студентов на получение гранта Эразмус+ осуществляется на конкурсной основе в соответствии с утвержденными в КУбГУ критериями (хорошая академическая успеваемость, уровень владения иностранным языком и др.). Индивидуальный учебный план обучения за рубежом согласуется с направляющим факультетом до выезда студента за границу. В целях последующего признания итогов успеваемости в сопоставительном учебном плане в обязательном порядке учитывается зачетно-кредитную систему оценки (ECTS) [5].

Так же следует выделить программу двойных дипломов, как один из направлений интеграции образовательного процесса. Программы двойного диплома – это подготовка высококвалифицированных кадров для работы в международной сфере, повышение мобильности студентов, а также адаптация молодых специалистов не только на отечественном, но и международном рынке труда.

Данную программу применяют, например, во Всероссийской Академии Внешней Торговли, где возможно получить русско-французский диплом. При том в программе двойного диплома участвуют два французских университета: «Университет Гренобль Альпы» и «Университет Париж 1 Пантеон Сорбонна». Более того, Академия предлагает следующие программы международного сотрудничества своим студентам: программа семестрового обмена (Китай), программа студенческого обмена (Франция), программа летней школы (Франция, Германия, Испания), летние курсы (Великобритания, Франция). Сотрудники Академии могут присоединиться к программе повышения квалификации (Франция). Также обучающиеся могут пройти сертифицированный экзамен на определение уровня владения французским языком от Торгово-промышленной Палаты Парижа, уровня владения английским языком от Лондонской Торгово-промышленной Палаты и уровня владения испанским языком от Торгово-промышленной Палаты провинции Сория. Всероссийская Академия Внешней Торговли предлагает еще программы стажировок на предприятиях Испании. Такая международная направленность доказывает открытость российского вуза, его высокую степень участия в международном рынке образовательных услуг [6].

Важно отметить, что на личном опыте была проверена доступность перевода оценок российского высшего учебного заведения в кредиты американского университета Touro. Процесс нострификации заключался в отправлении академической справки, подтверждающей изученные дисциплины и оценки, в одно из агенств США. Специалисты агенства перевели оценки в кредиты, согласно часам и стандартам национальной программы. По получению «переведенной» справки, работниками зарубежного университета были пересчитаны необходимые дисциплины для получения американского диплома за 2 года.

Значительную роль в развитии образования в мире имеет ЮНЕСКО. ЮНЕСКО (UNESCO, сокр. от англ. United Nations Educational Scientific and Cultural Organisation) – международная межправительственная организация по вопросам образования, науки и культуры; специализированное учреждение ООН. Организация была создана в 1945 году с целью содействия обществу и интернациональной защищенности посредством формирования партнерства среди стран в сфере образования, науки и культуры, предоставления общего почтения справедливости, законности и прав человека. ЮНЕСКО стремится обеспечить все цивилизации качественным образованием и обучением на протяжении всей жизни. Важным составляющим выделяется мобилизация научных знаний в интересах устойчивого развития. Учреждение ООН поощряет культурное разнообразие и межкультурную коммуникацию [7].

Значимость изучения роли образования в международной динамике связана с тем, что ЮНЕСКО разрабатывает главные принципы политики в сфере образования, формирует и систематизирует его нормы и главные тенденции формирования разных образовательных проектов. Молодежь всегда была в зоне интереса организации: ее деятельности признается в качестве важного партнера и активно поддерживается. Благодаря данному учреждению ООН голоса молодых людей услышаны и приняты во внимание к решению ключевых проблем современности с целью построения более справедливого общества. Более того, действует Молодежный форум ЮНЕСКО для обмена знаниями и опытом по наиболее важным проблемам [2].

В 1999 году начался «Болонский процесс», в котором с 2003 года Россия является полноправным членом и активно работает над улучшением своей образовательной системы [1]. Болонский процесс – это коллективные усилия власти, университетов, преподавателей и студентов вместе с общественными ассоциациями, работодателями, агентствами по оценке качества, международными организациями и институтами, включая Европейскую Комиссию. Процесс направлен на унификацию и интеграцию образования, на создание единого европейского пространства высшего образования. Он включает в себя предоставление трехступенчатой системы образования (бакалавриат/магистратура/докторантура) и упрощенное взаимное признание дипломов. Партнерами процесса являются организации, желающие иметь дело c Процессом, но не включены в категорию консультативных членов. Последние – категория членов без права голоса, которая представляет заинтересованные организации и институты, имеющие охват своей работы в Европе и потенциал применения в Процессе. Членами стали 48 стран и Европейская Комиссия в частности [3].

Существуют и различные технологические онлайн платформы, позволяющие получить образование через интернет. Успешным примером можно привести онлайн проект Coursera, запущенный в 2012 году. Благодаря данной платформе гражданин любой страны может получить аккредитованную магистерскую степень, пройдя определенный набор курсов с компьютера или мобильного устройства. Партнерами такого проекта стали такие учебные заведения, как МГИМО, МИФИ, Стэнфордский Университет, Йельский Университет, а также компании Гугл, IBM и прочее [8].

Схожую идеи реализует и отечественная образовательная платформа «Открытое Образование». Она была создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими российскими университетами (МГУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», УрФУ и др.). Все курсы, в отличие от иностранной платформы, бесплатны. Также, как и в Coursera, наличие определенного уровня образование не требуется, даже сдача ЕГЭ. В случае успешно сданных экзаменов, студенту будет предоставлено документальное подтверждение результатов обучения – сертификат. Дисциплину по данному сертификату вузы могут перезачитывать, так как преподаваемые там дисциплины соответствуют федеральным стандартам качества [9]. Возможно, такому проекту не хватает международной направленности: данная платформа, в отличие от Coursera, ограничивается признанием только в одной стране – России. Однако, сама идея современна и полезна для молодых специалистов и выпускников школ.

Как показали исследования, интегрированная образовательная деятельность основывается на объединении разных средств развития обучающихся. Среди наиболее ярких программ и этапов развития интеграционных процессов в образовании является программа ЕС Erasmus, программа двойных дипломов, Болонский процесс, деятельность ЮНЕСКО и образовательные онлайн-платформы. Актуально и то, что Министерство экономического развития РФ постоянно ищет пути повышения квалификации отечественных работников путем их обучения зарубежными специалистами. Образовательные организации России стремятся активно внедрять иностранный опыт не только через учебную деятельность студентов, но и через деятельность действующих работников компаний разных форм собственности.