Введение
Междисциплинарные исследования и сотрудничество находятся в центре внимания различных областей науки, включая управленческие исследования, организационные исследования, они могут принести существенные выгоды ученым, практикам и органам управления. Ученые проводят междисциплинарные исследования, поскольку признают ограниченность своей области знаний при решении сложных вопросов. В практике функционирования российских университетов в последние годы значительно выросли междисциплинарные исследования. В работе рассматриваются текущие проблемы междисциплинарных исследований, а также способы преодоления некоторых препятствий, сдерживающих развитие.
Цель исследования
Целью данной статьи является обобщение проблем, с которыми сегодня сталкиваются университеты и ученые на основе изучения кейса Самарского государственного технического университета.
Материал и методы исследования
Исследователи в различных областях знаний могут объединяться для совместной работы над проектами, через «междисциплинарность», «трансдисциплинарность», при этом «междисциплинарность» предполагает работу в двух и более смежных областях знаний, позволяющую получать более целостную картину об изучаемом объекте, тогда как «трансдисциплинарность» выходит за рамки интеграции академических дисциплин и включает работу различных заинтересованных участников: исследователей, общественность [1].
В работе [2] авторы демонстрируют на примере особенностей академической культуры профессора Йоаничуша Назарко (Белостокский технический университет, Польша), что междисциплинарность способствует преодолению стереотипного мышления в процессе решения проблем и предвидения будущих событий, выработке новых знаний, созданию условий для личного развития и развития отдельных членов команды, стремлению работать в исследовательских группах, разнообразных с точки зрения компетенции, возраста и навыков. Особый интерес представляет дискуссия о различных логиках междисциплинарности [3] и ее преимуществах и рисках [4-6]. Barry et al. [3] выделяют три «логики междисциплинарности»: «логика инноваций», «логика ответственности» и «онтологическая логика» (табл. 1).
Aboelela et al. [7], определили различные факторы успеха в междисциплинарных исследованиях, но это относится к исследованиям, проводимым преимущественно в области здравоохранения и социальных наук. По мнению авторского коллектива, междисциплинарные исследования должны применяться чаще, т.к. необходимые подходы и последствия исследований в области здравоохранения и политики в области здравоохранения носят междисциплинарный характер.
Цели междисциплинарных подходов состоят в том, чтобы решать сложные проблемы, сформулировать множественные исследовательские вопросы, рассмотреть различные точки зрения на проблему, определить терминологию, руководящие принципы, методологию.
Междисциплинарность позволяет шире смотреть на изучаемую проблему, что проявляется в применении разнообразных исследовательских подходов: теоретических, описательных, методологических, эмпирических с учетом социальной и экономической значимости. Особую популярность имеют исследования на границе технических и общественных наук, о чем свидетельствуют научные публикации (рис. 1), рост количества конкурсов, проводимых научными фондами (табл. 2), а также их тематика, новые междисциплинарные образовательные программы ведущих университетов.
Таблица 1
«Логика» междисциплинарности, адаптированная из Mallabanda B. et al. [1], Barry et al. [3]
Тип «логики» |
Последствия для междисциплинарного сотрудничества и интеграции |
Логика подотчетности |
Частичная интеграция: одна из отраслей науки используется как вспомогательная (методологический вклад). |
Логика ответственности |
Частичная интеграция: одна из отраслей науки используется для того, чтобы легитимировать другую. |
Онтологическая логика |
Полная интеграция: все отрасли науки вносят свой вклад в равной степени и на равных. |
Количество публикаций с ключевыми словами «междисциплинарные исследования» в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU за 2010-2019 гг.
Таблица 2
Количество конкурсов поддержки исследований, осуществляемых учеными на основе междисциплинарного подхода и направленных на получение фундаментальных научных результатов по тематическим направлениям, сформированным РФФИ для реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации за 2009-2019 гг.
2009 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1 |
2 |
5 |
4 |
7 |
5 |
11 |
5 |
36 |
18 |
Источник: составлено автором по данным РФФИ.
Анализ конкурсов, проводимых российским фондом фундаментальных исследований показал, что с 2009 года фондом проведен 531 конкурс, из которых 95 конкурсов направлены на поддержку междисциплинарных исследований. Наибольшее количество таких конкурсов проведено в 2018 году, их число составило 36 (табл. 2), срок реализации проектов составляет 3 года, минимальный размер гранта (кроме региональных конкурсов) – 3 миллиона рублей в год. Основными участниками конкурса является профессорско-преподавательский состав ведущих вузов.
Важными источниками влияния на рост инновационного потенциала университетов являются доходы от научных исследований, защиты диссертаций обучающимися и сотрудниками вузов, количество проводимых научно-технических мероприятий, количество научных журналов, издаваемых образовательной организацией, количество публикаций, в том числе по приоритетам научно-технологического развития РФ, др.
Показатели доходов от НИОКР входят в оценку эффективности деятельности организаций высшего образования, но важно отметить, что для российских вузов характерна низкая доля данных доходов и одновременно их нестабильная величина – это связано с тем, что система грантов в России также находится на этапе реформирования, появляются новые условия и требования к НИОКР, что влияет на успешность данной деятельности в вузах.
Для выявления характера влияния междисциплинарных научных исследований на развитие инновационного потенциала РГПУ им. А.И. Герцена Богдановская И.М., Королева Н.Н. [8] рассматривают показатели научно-исследовательской деятельности как интегральный компонент инноваций, ими проведен факторный анализ количественных показателей и предложена модель мониторинга инновационной деятельности университета.
Для изучения влияния междисциплинарных научных исследований на развитие инновационного потенциала университета нами изучен кейс Самарского государственного технического университета, в рамках исследования проведено включенное наблюдение на мероприятиях, посвященных стратегии развития университета (Ученых Советах, заседаниях рабочих групп, проектно-аналитических сессиях междисциплинарных проектных команд и пр.).
Основу методологии исследования составляет такой подход как «оценка программ (program evaluation)», который широко используется для оценки инвестиций в улучшения социальных систем со слабо прогнозируемыми результатами [9]. Формирование набора переменных не может быть построено только на изучении теоретических подходов, предварительный набор переменных включает:
- количество междисциплинарных образовательных программ;
- количество междисциплинарных R&D проектов;
- совместные проекты университета и регионального бизнеса;
- количество преподавателей с предпринимательской ориентацией;
- совместные проекты университета и сообщества;
- количество защит кандидатских и докторских диссертаций;
- количество научно-технических мероприятий, проводимых образовательной организацией различного уровня;
- наличие и площади технопарков и бизнес-парков;
- образовательные проекты для сообществ;
- стратегический план университета;
- наличие исследовательских задач в развитии;
- устойчивая модель среды университета;
- участие сообщества в развитии университета;
- трудоустройство представителей местного бизнеса в университет;
- качество профессорско-преподавательского состава и персонала.
По итогам анализа сформулированы наборы переменных, уточнение которых проведено посредством использование экспертных интервью с представителями университета, экспертов в сфере образования, представителей органов региональной власти и регионального бизнеса.
Результаты исследования и их обсуждение
СамГТУ – это крупный научно-образовательный центр Самарской области, где ведется подготовка специалистов для различных отраслей экономики: промышленность (энергетическая, нефтегазодобывающая, химическая, нефтехимическая, машиностроительная, материаловедение и металлургия), геология и разведка недр, строительство, жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт, информационно-вычислительное обслуживание, управление, финансы. В перечне основных профессиональных образовательных программ СамГТУ представлены программы всех уровней высшего образования, 24 укрупненных групп направлений подготовки. С 2016 года в университете реализуется десять междисциплинарных образовательных программ с индивидуальными траекториями обучения, которые являются частью исследовательской работы обучающихся в междисциплинарных проектных командах после прохождения конкурсного отбора. В СамГТУ работает 24 проектные команды общей численностью более 150 человек, что составляет около 1 % от числа обучающихся [10]. Исследования выполняются на стыке инженерных и экономических наук, инженерных и гуманитарных наук. Фундаментом этих исследований являются технические науки, понятен предмет исследования, целевая аудитория, однако оценить вклад в разные научные области достаточно сложно. Тематика проектов имеет значимость для развития инновационного потенциала не только университета, но и Самарской области (табл. 3), а также отдельных отраслей на уровне страны.
Для проведения анализа влияния междисциплинарных исследований на научные результаты СамГТУ были проведены экспертные интервью, опросы среди слушателей учебного курса «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» (курс для слушателей всех направлений подготовки бакалавриата направлен на выработку soft skills и ставит задачей развитие предпринимательских, профессиональных и проектных компетенций), проведена оценка информации о результатах научной деятельности как СамГТУ в целом (табл. 4), так и за период существования междисциплинарных проектных команд. Основной акцент делался на интеграцию технических и общественных (экономика) наук.
Таблица 3
Интеграция научных направлений при реализации междисциплинарных исследований и обучения в СамГТУ
Междисциплинарный проект |
Интеграция наук |
(1) Интеллектуальные системы мониторинга и управления технически сложных объектов |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) общественные (экономика) |
(2) Программно-аппаратный комплекс дополненной реальности как средство изучения иностранного языка |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) гуманитарные (языкознание) |
(3) Нейросетевая система машинного зрения |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) общественные (экономика) |
(4) Разработка программного обеспечения для дизайна лекарственных препаратов нового поколения |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) медицинские (фармация) |
(5) Разработка интернет-платформы популяризации архитектурного наследия Самарской области |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (строительство и архитектура) |
(6) Взрывные системы двойного назначения с автономными интеллектуальными устройствами управления |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (химическая технология) |
(7) Разработка прямых и дистанционных спектральных сенсорных систем |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (химическая технология) |
(8) Разработка технологии получения пищевых съедобных пленок и упаковочных материалов на их основе |
технические (технология продовольственных продуктов) общественные (экономика) |
(9) Технологии генной инженерии в сплавах для создания прототипа гелиолитографической лаборатории |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (металлургия и материаловедение) |
(10) Технологические и маркетинговые аспекты продвижения фармацевтической субстанции S-прегабалина |
естественные (химия) медицинские (фармация) общественные (экономика) |
(11) Автоматизированные сооружения очистки сточных вод пищевой промышленности |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (металлургия и материаловедение) |
(12) Компьютерный инжиниринг и цифровое производство |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) медицинские (профилактическая медицина) |
(13) Акустико-эмиссионная установка (акустико-эмиссионный аналитический комплекс) для прогнозирования в процессе литья размеров макро и микро-зерен в алюминиевых сплавах |
технические (приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы) технические (металлургия и материаловедение) |
(14) Технология изготовления плоского газового баллона из композитных материалов |
технические (химическая технология) технические (металлургия и материаловедение)технические |
(15) Лаборатория «КОД ГОРОДА» как интегрированная междисциплинарная экспериментальная платформа в области архитектуры, градостроительства, дизайна, строительных конструкций и материалов, инженерной инфраструктуры, экологии, социально-культурного проектирования и сопутствующих экономических, финансовых, управленческих и IT-технологий |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (строительство и архитектура) |
(16) Технология создания сложных голографических изображений в городской среде в натуральную величину |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (строительство и архитектура) |
Окончание табл. 3 |
|
Междисциплинарный проект |
Интеграция наук |
(17) Разработка технологии санации геологической среды в зоне влияния нефтеперерабатывающих предприятий и линейных сооружений |
технические (технология и техника геологоразведочных работ) общественные (экономика) |
(18) Программный комплекс «Мониторинг тепловых сетей» («Т+Мастер») |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) общественные (экономика) |
(19) Разработка комплексного решения по повышению энергоэффективности многоквартирных домов в г.о. Самара |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) общественные (экономика) |
(20) Разработка композиционных материалов с уникальными свойствами, в том числе для аддитивных технологий |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (химическая технология) |
(21) Разработка инновационного учебно-тренировочного комплекса по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах с применением VR-технологий |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (химическая технология) |
(22) Разработка роботизированной системы сельскохозяйственных автомобилей на базе семейства автомобилей КАМАЗ |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (транспортное машиностроение) |
(23) Комплекс ЭЛОУ-АВТ-2 на АО «НК НПЗ» |
технические (химическая технология) общественные (экономика) |
(24) Реставрационная мастерская художественного литья |
технические (информатика, вычислительная техника и управление) технические (металлургия и материаловедение) |
Таблица 4
Основные показатели научной деятельности СамГТУ за 2016-2018 гг.
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
Изм. 2018 к 2016, % |
Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science Core Collection, в расчете на 100 НПР |
14,51 |
22,10 |
22,92 |
58 |
Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР |
22,20 |
26,80 |
35,38 |
59 |
Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science Core Collection в расчете на 100 НПР |
61,98 |
100,34 |
201,53 |
225 |
Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР |
83,08 |
145,53 |
292,09 |
251 |
Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), млн.руб. |
376,52 |
484,28 |
554,0 |
47 |
Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР, тыс.руб. |
196,42 |
251,94 |
344,48 |
75 |
Удельный вес научно-педагогических работников, защитивших кандидатские и докторские диссертации за отчетный период в общей численности НПР, % |
2,89 |
2,65 |
2,14 |
-26 |
Количество научных журналов, в том числе электронных, издаваемых образовательной организацией |
5 |
6 |
6 |
20 |
Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР |
5,49 |
6,7 |
7,64 |
39 |
Доля ППС, имеющих ученые степени, % |
57,89 |
63,16 |
58,97 |
2 |
Доля ППС возрастной категории моложе 40 лет, % |
32,62 |
31,13 |
24,28 |
-26 |
Источник: составлено по данным мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [11].
Наибольший объем финансирования, количество полученных грантов, публикационная активность исследователей СамГТУ приходится на такие тематические области как химические и технические науки. Последние года публикации в системе научного цитирования WoS по разделам «Chemistry organic», «Chemistry inorganic nuclear», «Chemistry multidisciplinary», «Engineering chemical» составляли 23 %, «Chemistry physical» – 16 %, «Engineering…» – 24 %. В 2016 году Защиты кандидатских и докторских диссертаций также преимущественно по химическим и техническим наукам. Это имеет свое объяснение: в первую очередь университет относится к техническим, имеет сложившиеся научные школы по естественным и техническим наукам. Университет ежегодно расширяет рамки и открывает новые горизонты сотрудничества, все больше вовлекая в крупные проекты разные направления научных исследований. Междисциплинарные проектные команды лишь одно из подтверждений.
В ходе включённого наблюдения и экспертного интервью были определены укрупненные группы проблем, связанные с участием в междисциплинарных исследованиях:
1) Разные ожидания участников проектов: согласно табл. 1 срабатывает «логика подотчетности», т.е. возникает недопонимание, например, связанное с вкладом экономической в инженерные науки (проекты (8,17,23)); распределение ролей в команде; во многих случаях вклад экономических наук ограничивался методологическим вкладом. Для успешного перехода к междисциплинарности исследователи должны иметь мотивацию и быть гибкими, чтобы учитывать взгляды других отраслей наук. Эффективное взаимодействие и сотрудничество между областями знаний зависит от открытости и коммуникации между исследователями. Переключение внимания от своей традиционной области исследования позволяет не только расширять представление об изучаемых объектах, но и вырабатывать новые идеи, выискивать новые направления для исследований. Еще одним важным преимуществом междисциплинарных проектов является формирование пространства для обмена и развития навыков коммуникации, возможность для открытого общения.
2) Институционализированный характер работы в университетах создает барьеры для восприятия равноценности вклада участников из разных областей исследования, низкое финансирование проектов по общественным наукам, незначительное количество внутренних конкурсов, минимальное количество в проектах участников, специализирующихся в общественных науках (проекты (7,8,9,10,14,17,18,23)), по действующим проектам таких участников менее 6 %; поддержка публикаций в журналах по техническим наукам.
3) Критическая оценка вклада, которую общественные науки могут внести в проект с точки зрения используемых методов, достоверности данных и выводов. К данной группе можно также отнести отсутствие прочной сети контактов участников за пределами своих исследовательских областей. Междисциплинарные проекты и мероприятия эффективны в формировании исследовательской сети, ознакомлении с новыми перспективами и идеями и предоставлении практического опыта междисциплинарной коммуникации [12].
Заключение
Междисциплинарные исследования вносят значимый вклад в развитие научного и инновационного потенциала университета, усиливая разные области исследований, увеличивая количество научных публикаций, количество проводимых исследований, количество заявок для участия в конкурсах на получение финансирования, развивают новые направления для дальнейших исследований. Изучение кейса Самарского технического университета позволил определить направления воздействия междисциплинаных проектов на его развитие.