Введение
Кредитная организация считается устойчивой в случае длительной способности сохранять стабильное положение при «нешоковых» изменениях конъюнктуры рынка [1-5]. Основное отличие понятий «финансовая устойчивость» и «финансовая надежность» заключается не только в наличии достаточного признака выполнения принятых требований перед заемщиками и вкладчиками, но также и в необходимости соблюдения регламентированных со стороны управляющего органа (ЦБ) банковской системы РФ норм [6-14].
Таким образом, финансовая устойчивость банковской организации подразумевает такое состояние ее финансовых ресурсов, при котором банк, нивелируя финансовые риски, способен оперативно выполнять функции по управлению кредитно-депозитным портфелем и сохранять устойчивость ключевых показателей- капитала и прибыли в изменчивой внешней среде [3, 4, 12, 14, 15].
Актуальность работы заключается в необходимости разработки комплексной методики идентификации и оценки рисков-индикаторов финансовой устойчивости коммерческого банка.
Предмет исследования – количественный и качественный подходы к определению и оценке финансовой устойчивости коммерческого банка.
Результаты исследования и обсуждение
При оценке финансовых рисков, выбранных кредитных организаций, авторами за основу был взят анализ балансовой годовой отчетности и структура денежного рынка займов. Кроме того, полученные результаты также сопоставлены с банковским рейтингом по соответствующему критерию на ведущем независимом финансовом информационном портале banki.ru.
В работе авторами принимаются во внимание следующие финансовые риски: достаточности капитала; кредитный; ликвидности; рыночный; рентабельности; операционный.
Коэффициент достаточности капитала характеризует не только масштаб деятельности банка (размер собственного капитала), но и его способность противостоять кредитному, рыночному, операционному рискам. Регулятивный капитал (минимальное требование к составу капитала) должен составлять не менее 8 % всех активов, взвешенных на величину рисков [8]. Дополнительные требования Базеля III к достаточности капитала, такие как учет всех рисков, качество и количество капитала, направлены на оценку способности банка функционировать в условиях финансовых потрясений и экономических кризисов.
Норматив достаточности базового капитала банка рассчитывается по следующей формуле [7]:
где К1 – величина базового капитала банка [8];
– коэффициент риска i-го актива соответствующей группы;
Аi – i-й актив банка (кредитного требования и требований по получению накопленных процентов по i-му активу);
Рi – величина сформированных резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности i-го актива;
БК – показатель, предусматривающий применение повышенных требований по покрытию капиталом определенного уровня некоторых активов банка (сумма кодов 8852, 8879, 8881);
ПК1 – операции с повышенными коэффициентами риска (сумма кодов 8731, 8809.1, 8814.1, 8816, 8818.1, 8820, 8822, 8824.1, 8826.1, 8828.1, 8830.1, 8834.1, 8836.1, 8838 за вычетом кода 8856.1);
КPB1 – величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера (обязательства произвести выплаты в случае невыполнения контрагентами своих обязательств перед другими кредиторами, обязательства банка предоставить средства на возвратной основе) [9];
КРС – величина кредитного риска по производным финансовым инструментам (код 8811);
РСК – величина риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения (код 8866);
ОР – величина операционного риска (код 8942);
PP1 – величина рыночного риска (код 8812.1);
КРП1 – величина кредитного риска, рассчитанная для целей включения в нормативы достаточности капитала банка (сумма кодов 8757.1, 8758.1, 8759);
КРФ1 – величина кредитного риска по вложениям банка в акции и (или) паи акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, а также фондов, расположенных за пределами Российской Федерации (код 8761.1).
Метод оценки кредитного риска также представлен в отчетности по форме 0409115 [16] и характеризует уровень банковского резерва кредитного портфеля. Общий резерв формируется с целью покрытия потенциально возможных потерь по кредиту или группе кредитов. Департаменты риск-менеджмента рассчитывают необходимое число резервов с учетом исторического уровня потерь ожидаемого уровня взыскания запланированных мероприятий по проблемным активам и срокам. Таким образом, чем выше оцениваемый %, тем выше риск невозврата по ссудам.
Кредитный риск рассчитывается по формуле:
где Рi – величина сформированных резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности i-го актива (код 8775);
С – балансовая сумма кредитных требований физическим лицам, организациям и предприятиям за исключением требований по синдицированным кредитам, аккредитивам, ипотечным ценным бумагам (код 8889).
Ликвидность банка характеризует способность обеспечить своевременное выполнение обязательств. По этой причине необходимо оценивать величину потенциальных убытков, которые могут возникнуть при поддержании ликвидности, и корректно распределять наличные ресурсы. Норматив текущей ликвидности банка рассчитывается по формуле [8, 16]:
где Лат – ликвидные активы, которые должны быть получены банком, или могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней (сумма остатков на счетах по кодам 8722, 8848, 8849, 8908, 8931, 8950, 8984, 8989, 8995, -8702, -8706, -8938, -8987);
Овт – обязательства по счетам до востребования, по которым вкладчиком или кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед вкладчиками или кредиторами со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней (сумма остатков на счетах по кодам 8723, 8872, 8905, 8907, 8916, 8927, 8928, 8933, 8939, 8940, 8990, 8991, 8993, -8854, -8868, -8906, -8911, -8938, -8965, -8994, -8999);
Овт* – величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц до востребования и обязательств со сроком их исполнения в ближайшие 30 календарных дней (код 8930).
Для оценки способности противостоять «нешоковым» рыночным событиям следует рассматривать долю средств, покрывающих рисковые активы, то есть срочные депозитные средства без учета вкладов граждан.
Рыночный риск рассчитывается по формуле [8, 16]:
где Дср. – Д.ф.л. – обязательства банка перед третьим лицом (сумма счетов по коду 8918 за исключением обязательств перед физ. лицами);
А риск. – балансовая сумма кредитных требований и требований по получению начисленных процентов банка к контрагенту по сделке IV и V групп активов (сумма счетов по кодам 8889.T и 8890).
Эффективная деятельность банка может определяться ставками дохода от активов, что также свидетельствует о правильности распоряжения финансовыми ресурсами и сохранении прибыльности акционеров при изменении рыночной ситуации.
Норматив Н12 также регулирует риск вложений банка в доли других юридических лиц (риск рентабельности банка) [8, 16]:
где – величина i-й инвестиции банка в акции других юридических лиц за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным инвестициям (сумма остатков по кодам 8729, 8919, 8963, -8920, -8982);
К0 – капитал банка [7].
Базельским комитетом рекомендовано включить операционный риск в оценку устойчивости коммерческим банкам [5, 8, 17]. Центральный банк характеризует операционный риск как риск убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства, их нарушения служащими кредитной организации, недостаточности функциональных возможностей, а также в результате воздействия внешних событий [18].
Операционный риск, как правило, рассчитывается по формуле (Инструкция № 180-И) [8]:
где Д – доход за i-й год на покрытие операционного риска (чистые непроцентные доходы за исключением комиссионных расходов и расходов по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, чистые процентные доходы по форме 0409807). Если показатель Д отрицательный или равен нулю, он не включается в расчет операционного риска;
n – количество лет, предшествующих дате расчета размера операционного риска (не должно превышать трех лет).
Изменение в подходе к оценке операционного риска в рамках Базель- III планируется к внедрению в 2021-2022 гг. [9]. Потери банка вследствие реализации ОР будут использоваться для расчета компоненты Internal Loss Multiplier (ILM), включаемой в расчет величины капитала [15]:
Коп. = α*BI*ILM,
где BI – бизнес-индикатор, отражающей усредненный операционный риск отрасли;
α – 12 %,15 % или 18 % в зависимости от размера кредитной организации;
ILM – внутренний мультипликатор убытков
где LC – компонента убытков (Loss Component), учитывающая особенности операционного риска конкретного банка по статистике его внутренних убытков за последние годы (не менее 10 лет). Банки с более низкими убытками ввиду управления операционным риском будут иметь пониженные требование к регуляторному капиталу на покрытие данного риска.
В банке должна быть создана база данных о событиях операционного риска, а именно [9]:
размер убытков; даты возникновения и отражения убытка на балансе банка; источник возникновения события (подразделение, автоматизированная система, наименование бизнес-процесса); поступившие возмещения; информация о причинах и обстоятельствах возникновения событий.
Применим предложенный перечень финансовых рисков и методы их оценки к трем российским коммерческим банкам разных эшелонов: ПАО Банк «ФК ОТКРЫТИЕ», ПАО «Банк УРАЛСИБ», ПАО «Челиндбанк» [13, 14, 17, 19-21].
ПАО банк «ФК Открытие» входит в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» – универсальный банк с развитой структурой предоставляемых услуг: розничных, корпоративно – инвестиционных, МСБ, Private Banking. Банк прошел процедуру санации: проведены до капитализация и изменения в структуре управления. «Открытие» сформирован за счет интеграции таких крупных федеральных организаций как банк «Петрокоммерц», НОМОС-БАНК, Ханты-Мансийский банк. В марте 2020 г. по размерам активов «Открытие» стал 7-ым по России с результатом 2 675 473 579 тыс. руб. [17].
ПАО «Банк Уралсиб» является универсальным банком с развитой региональной сетью. После объявления санации кредитной организации Банком России в ноябре 2015 г., банк продолжил предоставлять услуги розничным и корпоративным клиентам в 7 федеральных округах и 46 регионах. На 1 марта 2020 г. за банком числятся 6 филиалов, 272 точки продаж, 1 547 банкоматов, 528 платежных терминалов. Кроме того, «Уралсиб» поддерживает работу сети банкоматов «ATLAS», которая является централизованным технологическим решением для банков-партнеров. В марте 2020 г. по размерам активов «Уралсиб» стал 20-м в России с результатом 531 484 381 тыс. руб. [17].
ПАО «Челиндбанк» – представитель крупных финансовых институтов Челябинской области. Основные банковские услуги – кредитование юридических и физических лиц, привлечение вкладов, работа на рынке ценных бумаг. Банк был основан на базе областного управления Промстройбанка СССР, где учредителями были крупные областные предприятия. В марте 2020 г. по размерам активов «Челиндбанк» стал 89-ым в России с результатом 57 438 708 тыс. руб. [17].
Риски были рассчитаны для ПАО Банк «ФК ОТКРЫТИЕ», ПАО «Банк УРАЛСИБ», ПАО «Челиндбанк», исходя из годовой отчетности на 1 января 2019 г. по результатам 2018 г. (табл. 1).
В открытых рейтингах банки часто оцениваются по степени финансовой надежности, где основными критериями выступают [17]: количество и суммы вкладов, выданных кредитов; общий капитал; количество ценных бумаг; стоимость совокупных активов.
Как отмечено выше, финансовая устойчивость банка характеризуется способностью сохранять основные параметры экономической деятельности (капитал, прибыль) при изменении параметров макроэкономической среды [16]. Поскольку основная цель работы – сравнение полученных результатов оценки рисков, которые определены автором как индикаторы финансовой устойчивости банка, то необходимо сравнить результаты с уже имеющимися рейтингами кредитных организаций РФ. В качестве базы оценки рейтинга были выбраны ключевые показатели: Н1 (норматив достаточности капитала), уровень резервирования кредитного портфеля [17].
Норматив достаточности капитала отражает степень банка покрывать финансовые расходы за счет собственного капитала и включает расчет активов, взвешенных с учетом риска, что позволяет не нарушать контрольные параметры, установленные ЦБ.
Уровень резервирования по кредитному портфелю также определяет степень кредитного риска, который является одним из индикаторов финансовой устойчивости. Чем выше степень покрытия выданных заемщика ссуд, тем меньше вероятность дефолта кредитной организации.
Так, в январе 2019 г. по нормативу достаточности капитала «Челиндбанк» опережал «ФК Открытие» и «Банк Уралсиб», в то время как по уровню резервирования по кредитному портфелю «Банк Уралсиб» уступает только «ФК Открытию».
Таблица 1
Оценка рисков финансовой устойчивости банков
Показатели |
Банк «ФК Открытие» |
«Банк Уралсиб» |
«Челиндбанк» |
Норматив |
Н1 |
16.3 % |
10.4 % |
14.8 % |
>=8 % |
Н3 |
176.6 % |
74.7 % |
137.1 % |
>=50 % |
Ккр. |
1.4 % |
0.2 % |
11.7 % |
<=15 % |
Крын. |
69.0 % |
20.4 % |
13.2 % |
<=25 % |
Н12 |
15.8 % |
12.5 % |
0.0 % |
<=25 % |
К оп |
21338.2 млн руб. |
180.7 млн |
508,7 млн руб |
Таблица 2
Место сравниваемых банков согласно рейтингу по Н1 и уровню резервирования по кредитному портфелю согласно рейтингу banki.ru на январь 2019 г.
Показатели |
Банк «ФК Открытие» |
«Банк Уралсиб» |
«Челиндбанк» |
Н1 |
333 |
440 |
281 |
Уровень резервирования по кредитному портфелю |
93 |
214 |
268 |
Таблица 3
Масштабированные критерии рисков финансовой устойчивости банков
Показатели |
Банк «ФК Открытие» |
«Банк Уралсиб» |
«Челиндбанк» |
Н1 |
1.00 |
0.00 |
0.75 |
Н3 |
1.00 |
0.00 |
0.61 |
Ккр. |
0.89 |
1.00 |
0.00 |
Крын. |
0.00 |
0.87 |
1.00 |
Н12 |
0.00 |
0.21 |
1.00 |
К оп |
0.00 |
1.00 |
0.98 |
Таблица 4
Результирующая матрица попарных сравнений
Банк «ФК Открытие» |
«Банк Уралсиб» |
«Челиндбанк» |
|
Банк «ФК Открытие» |
1 |
0 |
1 |
«Банк Уралсиб» |
1 |
1 |
0 |
«Челиндбанк» |
1 |
1 |
1 |
По методу попарных сравнений, который используется при многокритериальном ранжировании признаков [13], в данном рейтинге банкам «ФК Открытие» и «Челиндбанк» присваивается 1 ранг, «Уралсибу» – 2.
При совокупном ранжировании указанных банков по оцениваемым рискам значения показателей были масштабированы (табл. 3).
Так, по результирующей матрице, «Челиндбанк» получает наибольшую сумму баллов (табл. 4).
Исходя из предварительно полученных результатов, ПАО «Челиндбанк» опережает банки «ФК Открытие» и «Банк Уралсиб» по ранжированному перечню рисков, определенных авторами в качестве индикаторов финансовой устойчивости. По показателю Н1 «Челиндбанк» также опережает конкурентов, по уровню резервирования по кредитному портфелю банки «ФК Открытие» и «Банк Уралсиб» опережают «Челиндбанк».
Заключение
В условиях отсутствия единой одинаково интерпретируемой участниками банковского сообщества методики оценки финансовой устойчивости коммерческого банка необходимо использовать модель, позволяющую проводить качественную и количественную оценку первичных индикаторов финансовой устойчивости по выбранным факторам риска. Риски, определенные авторами, в дальнейшем могут прогнозироваться согласно временным рядам. Также необходимым провести всестороннюю проверку качества предложенной модели, на основе которой может быть составлен рейтинг коммерческих банков по критерию финансовой устойчивости.