Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PROBLEMS OF CRIME PREVENTION IN THE WORK OF DISTRICT POLICE OFFICERS WITH CITIZENS‘ APPEALS

Bikkinin I.A. 1
1 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla
The police district Commissioner, in the course of reviewing citizens ‘ appeals, is guided by a whole set of various regulatory legal acts, including the Constitution of the Russian Federation and Federal law, and departmental instructions. Among the main activities in which the district receives citizens ‘ requests, it is necessary to name a personal reception of citizens and a report to the population. In turn, the report to the public should also be based on the analysis of received requests. The report will help you reduce the number of incoming requests. As part of the personal reception of citizens, the main number of requests from citizens is received, which is confirmed by statistical data. It should be noted that detailed regulation of the activities of the district police Commissioner does not mean that there are no complex problems in the implementation of this activity. Thus, there are problems in the activities of district commissioners related to the consideration of Internet appeals of citizens, there are problems of supervision by the Prosecutor’s office, as well as the implementation of public control over these activities. In addition, the Prosecutor’s office often returns a sufficient number of materials for re-examination, most of which do not contain signs of illegal acts, so that the police district commissioners are forced to carry out repeated checks and re-prepare documents for sending to the Prosecutor.
district police commissioner
consideration of citizens ‘ appeals
directions of functioning of state bodies
departmental regulation
administrative reform

Введение

Органы государственной власти предназначены для создания благоприятных условий жизнедеятельности граждан своей страны с помощью, различных социальных регуляторов, правовых и общественных институтов. Полиция рассматривает наибольшее количество обращений граждан среди всех органов исполнительной власти, вследствие чего необходим эффективный механизм указанной деятельности [1].

Цель исследования

С учетом вышесказанного цель настоящей работы заключается в рассмотрении дискуссионных проблем, связанных с организацией профилактической работы основного подразделения органов внутренних дел в условиях все возрастающей нагрузки, что связано с особым режимом деятельности, растущим кадровым некомплектом и постоянно расширяющимся предметом ведения.

Материал и методы исследования

Предметом исследования выступили теоретические разработки, направленные на изучение проблемы. На основе методов анализа и синтеза, выработаны принципы, на основе которых применяются данные технологии. В ходе работы были исследованы положения системы нормативных правовых актов, различные практические данные, среди которых материалы МВД России, его территориальных органов, а также иные аналитические данные.

Результаты исследования и их обсуждение

В указанные подразделения полиции поступает наибольшее количество различных обращений граждан. Необходимо отметить, что по итогам их рассмотрения возбуждаются не только дела об административных правонарушениях, но и уголовные дела. Так, число обращений постоянно увеличивается, как и меры реагирования по ним. Если в 2014 году участковыми уполномоченными полиции в Российской Федерации было рассмотрено более 10,9 млн. обращений граждан, то в 2015 году – более 12,7 млн. обращений граждан, в 2016 году – более 13,4 млн. обращений граждан, в 2017 году – более 13 млн. обращений граждан, в 2018 году – более 13,4 млн. обращений граждан [2]. Необходимо отметить, что статистические данные свидетельствую о росте количества поступающих участковым уполномоченным обращений граждан. Указанная ситуация подтверждает необходимость повышения эффективности рассмотрения обращений граждан, а также модернизации указанного процесса.

Институт обращений граждан проявляется в рамках различных общественных отношений. Институт обращений граждан имеет особое значение. Органы внутренних дел рассматривают огромный массив поступающих обращений граждан. Для реализации эффективного механизма необходимо существование должного правового регулирования. Указанный механизм базируется на конституционных нормах в рамках реализации которых принят федеральных закон. Вместе с тем, важное значение в рамках реализации имеют и ведомственные правовые акты управления, которые принимаются в конкретных органах исполнительной власти. В органах внутренних дел существуют регламенты, которые детально регламентируют порядок рассмотрения обращений граждан. Однако существуют особенности правового регулирования указанных отношений. Основная такая особенность связана с тем, что кроме обращений граждан, которые также имеют место в иных органах государственного управления, органы внутренних дел рассматривают большой массив обращений, которые содержат в себе признаки преступлений и административных правонарушений. Без сомнения, указанный порядок должен быть урегулирован особым образом, что подтверждается существованием специальной инструкции в деятельности органов внутренних дел.

Деятельность органов внутренних дел по рассмотрению обращений граждан базируется на системе принципов, которые можно разделить на две группы. В рамках первой группы необходимо рассматривать общие принципы, которые характерны различным общественным отношениям. Среди них принцип соблюдения прав и законных интересов граждан, принцип верховенства закона, а также принцип беспристрастности. Ко второй группе необходимо относить специальные принципы, которые характерны только этой деятельности. Сюда следует относить принцип запрета преследования граждан в связи с их обращениями, принцип конфиденциальности обращений граждан, принцип обязательности регистрации поступившего обращения, принцип компетенции должностных лиц, принцип обязательности рассмотрения, принцип контроля, принцип ответственности должностных лиц органов внутренних дел, а также принцип своевременности рассмотрения обращений. Существующая система принципов рассматриваемой деятельности органов внутренних дел распространяется на все подразделения, в том числе на службу участковых уполномоченных полиции. В рамках осуществления указанной деятельности органам внутренних дел в лице их должностных лиц необходимо четко следовать указанным принципам, что обеспечит должную реализацию права граждан на обращение.

Компетенция органов внутренних дел по рассмотрению обращений граждан складывается из двух направлений. Во-первых, в рамках деятельности органов внутренних дел осуществляется деятельность по рассмотрению обращений граждан, среди которых заявления, предложения и жалобы. Работа по указанному направлению осуществляется в рамках положений Закона, а также ведомственной инструкции, которая утверждена приказом МВД.

В рамках указанного направления рассматривается достаточное количество различных обращений граждан. Отметим, что основная особенность указанного направления деятельности по рассмотрению обращений граждан не связана с рассмотрением заявлений о преступлениях, административных правонарушениях, а также происшествиях. Во-вторых, необходимо вести речь о направлении, которое связано с рассмотрением обращений граждан, которые содержат в себе признаки преступлений, административных правонарушений, а также происшествий. Указанное направление реализуется на основе комплекса уголовно-процессуальных, административных и иных законодательных актов. Основным ведомственным актом управления является инструкция. Основной особенностью указанного направления является то, что в рамках разрешения таких обращений установлены сжатые сроки и оговорены специальные решения.

Участковый уполномоченный полиции в рамках рассмотрения обращений граждан руководствуется целым комплексом различных нормативных правовых актов, среди которых Конституция РФ и федеральный закон, концепция развития службы до 2023 года, ведомственные инструкции, новая Инструкция по организации деятельности участковых, утвержденная приказом МВД России [3]. Среди основных направлений деятельности в рамках которых участковый ведет прием обращений граждан необходимо назвать личный прием граждан и отчет перед населением. В свою очередь, отчет перед населением также должен строиться на анализе поступивших обращений. Разбор в рамках отчета основных поступающих обращений позволит снизить их количество. В рамках личного приема граждан поступает основное количество обращений граждан, что подтверждается статистическими данными. Отметим, что детальное регламентирование рассматриваемой деятельности участкового уполномоченного полиции не означает, что в процессе осуществления указанной деятельности отсутствуют комплексные проблемы. Так, в деятельности участковых уполномоченных существуют проблемы, связанные с рассмотрением интернет-обращений граждан, существуют проблемы осуществления надзора со стороны органов прокуратуры, а также осуществления общественного контроля за указанной деятельностью. Кроме того, зачастую органы прокуратуры возвращают достаточное количество материалов на повторную проверку, основная часть из которых не содержит в себе признаков противоправных деяний, ввиду чего участковые уполномоченные полиции вынуждены осуществлять повторные проверки и повторно составлять документы для направления прокурору.

В настоящее время существует тенденция к унификации многих действий и процессуальных действий в рамках общественных отношений [4]. В частности, активно распространена система внутреннего электронного документооборота и внешнего документооборота в виде реализации государственной программы «Госуслуги». Продолжая работу в этом ключе, необходимо на интернет-порталах всех правоохранительных органов предусмотреть упрощенную форму подачи обращения в виде всплывающего окна. То есть для оперативности подачи заявления гражданином, в отношении которого совершено преступление или противоправное деяние, форма бланка электронного заявления должна располагаться на главной странице и быть доступна всем, особенно слабовидящим и маломобильным. Следует отметить, что, не смотря на имеющиеся сервисы подачи электронного заявления или сообщения о преступлении, само понятие «электронное сообщение о преступлении» законодательно не определено. Предлагается дополнить таким определением ведомственные приказы, и в первую очередь – приказы Министерства внутренних дел. Важно отметить, что наибольшая часть проверок в рамках обращений граждан приходится на работу участкового, т.к. функция по рассмотрению обращений граждан является одной из форм несения службы участковым, он является должностным лицом, чаще всего взаимодействующим с гражданами, и, самое важное, является субъектом профилактики девиантного и делинквентного поведения в обществе.

Выводы (заключение)

Полагаем, что высказанные в данной работе предложения и рекомендации могут оказать существенную помощь как в дальнейших исследованиях в данной области знаний. Необходимо создать качественный механизм, который позволит органам внутренних дел, в том числе участковым уполномоченным, обеспечивать эффективную работу по рассмотрению обращений граждан и принятию по ним соответствующих решений. Указанные решения должны соответствовать целям указанного института, а именно – восстанавливать нарушенные права граждан. Новый механизм также должен отвечать современным требованиям использования дистанционных и других информационных технологий.