Введение
В последние 10-15 лет в России на разных уровнях управления наблюдается рост интереса к стратегическому менеджменту, к формированию стратегий. Был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ [1], утверждаются федеральные [например, 2, 3], региональные и местные стратегии [4 и др.], программы и планы развития [5 и др.]. Ведущие российские компании (например, ПАО «Сбербанк» [6], ПАО «Газпром» [7], ПАО «МТС» [8]) перенимают зарубежный опыт и всерьез задумываются о том, что такое миссия, стратегические цели, задачи, корпоративные ценности и т. п. Это связано с тем, что формирование долгосрочных концепций развития позволяет сосредоточиться на достижении ключевых целей, оптимизировать использование имеющихся ресурсов, создать более благоприятные условия для экономического и социального развития, повысить уровень конкурентоспособности страны, региона, бизнеса.
Схожие процессы, выводящие на первый план значимость стратегического управления, происходят и в сфере высшего образования, которое преобразовывается в мобильную и открытую систему, формируется новая парадигма образования, система организаций и механизм оказания образовательных услуг [9, 10]. Тем не менее, возможности стратегического менеджмента все еще недооценены, используются не в полной мере во многих вузах РФ, что обуславливает актуальность проведенного исследования.
Преимущества стратегического менеджмента, многие его инструменты и схемы могут быть в полном масштабе и с существенной выгодой (в экономическом и неэкономическом смысле) использованы в вузах России. В поддержку данного тезиса можно привести действующие стратегические документы в зарубежных странах:
- Стратегический план Болонского университета (Италия) на 2019-2021 гг. [11], включающий 12 стратегий в отношении обучения, исследований и инноваций, устойчивого развития и др.
- «Стратегический план 2018-23» Оксфордского университета (Великобритания) [12] по пяти направлениям: образование, исследование, люди, укреплении партнерских отношений, рациональное управление ресурсами.
- Стратегический план «Business Not As Usual 2.0» (в пер. с англ. бизнес, деятельность не как обычно, по-новому) Бизнес-школы Университета Сиднея (Австралия) [13], учитывающий цели, ценности и миссию всего образовательного учреждения и стратегию развития подразделения. И др.
Цель исследования: организация стратегического развития учебного подразделения факультета государственного вуза в соответствии с внешними и внутренними условиями.
Материал и методы исследования
Существует множество трактовок понятия «стратегия». К примеру, А. Чандлер считал, что стратегия – это определение долгосрочных целей и задач предприятия, а также утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей [14]. По мнению Р. Кеннета, корпоративная стратегия – это набор основных целей или задач, а также основных политик и планов для достижения этих целей, это способ выразить постоянную концепцию бизнеса, чтобы исключать и предлагать возможные новые направления деятельности [15]. А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд писали, что стратегия компании – комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей [16]. В данном исследовании предлагается к рассмотрению один из этапов организации стратегической деятельности учебного подразделения факультета государственного вуза в соответствии с внешними и внутренними условиями на примере факультета бизнес-коммуникаций и информатики ФГБОУ ВО «ИГУ» – разработка главных стратегических целей и анализ внешнего окружения для определения ключевых направлений развития на основе PEST-анализа. В качестве методологической основы иссоледования был использован графический метод представления результатов, экспертный метод и метод обобщения.
Факультет бизнес-коммуникаций и информатики является структурным подразделением Иркутского государственного университета (ФГБОУ ВО «ИГУ») – одного из ведущих высших образовательных учреждений в Иркутске и Иркутской области с естественно-научной и гуманитарной специализацией. Факультет объединяет семь кафедр: сервиса и сервисных технологий, туризма, рекламы, предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы, естественнонаучных дисциплин, прикладной информатики и документоведения, массовых коммуникаций и мультимедиа.
В 2018 г. конференцией трудового коллектива сотрудников была утверждена программа стратегического развития вуза [17], согласно которой его миссия заключается в сохранении и приумножении духовных ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных проектов.
К основным стратегическим задачам университета относятся:
- получение статуса национального исследовательского университета;
- совершенствование процесса образования путем использования информационных технологий и передовых разработок в сочетании с гармоничным развитием личности студентов;
- организация образовательной деятельности в соответствии с ведущими мировыми практиками и потребностями рынка труда;
- усиление влияния университета как экспертного и дискуссионного центра, выступающего в качестве посредника между властью и обществом;
- формирование наукоемкой образовательной среды и интернационализация образования;
- развитие интеллектуального и культурного потенциала Иркутской области;
- участие в формировании культурно-интеллектуальной среды, способной сохранять культурное наследие и создавать новые культурные ценности и стандарты и др.
Особенную актуальность проведенному авторами исследованию придает тот факт, что в феврале 2020 г. изменилось название структурного подразделения: вместо факультета сервиса и рекламы – факультет бизнес-коммуникаций и информатики. Переименование спустя почти 23 года существования подразделения связано в основном с масштабным развитием отдельных образовательных программ в соответствии с требованиями настоящего и будущего, предъявляемыми к выпускникам, с актуализацией и расширением «кругозора» по остальным направлениям. А также причиной изменения названия стал рост популярности среди абитуриентов направлений обучения в большей степени по прикладной информатике.
Результаты исследования и их обсуждение
Стратегия развития факультета является бизнес-стратегий и должна формироваться с учетом миссии и стратегических задач всего университета, его корпоративной стратегии. Подробнее пирамида стратегий вуза представлена на рисунке.
С учетом положения в пирамиде стратегий главными стратегическими целями факультета бизнес-коммуникаций и информатики могут быть:
1. Укрепление позиций в высококонкурентной сфере образовательных услуг.
2. Подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов высшей квалификации в сфере в сфере бизнес-коммуникаций и информатики с использованием передовых знаний и технологий обучения.
3. Принятие мер по привлечению и удержанию талантливых абитуриентов, обучающихся и преподавателей.
4. Поддержка, развитие и популяризация научных исследований по направлениям обучения факультета как фактор получения нового знания и совершенствования профессорско-преподавательского состава.
5. Укрепление связей с бизнес-сообществом региона и подготовка выпускников, востребованных на российском и международном рынке труда.
6. Максимальное использование возможностей по увеличению количества бюджетных мест с учетом новой методики их распределения в вузах .
7. Содействие развитию интеллектуального и культурного потенциала г. Иркутска и Иркутской области.
Для оценки среды деятельности структурного подразделения был проведен PEST-анализ. Он осуществлялся в рамках стратегических сессий факультета бизнес-коммуникаций и информатики, в нем приняли участие 12 экспертов – членов Ученого совета, среди которых 3 доктора и 9 кандидатов наук. Результаты анализа представлены в таблице вместе с возможными стратегическими действиями, в которых учтены миссия и стратегические цели развития всего университета, а также стратегические цели факультета.
Пирамида стратегий вуза
PEST-анализ среды деятельности факультета бизнес-коммуникаций и информатики
Факторы |
Содержание |
Возможные стратегические действия |
Субъекты реализации |
Политико-правовые факторы |
1. Усиление надзорных функций государственных органов над деятельностью предприятий. Быстрая смена нормативных и законодательных документов, регулирующих профессиональную среду. |
• Систематический мониторинг изменений, актуализация учебных программа и планов. • Расширение использования активных методов обучения (кейсы, деловые игры, проектная групповая работа и др.). |
Факультет |
2. Усиление внимания государства на разработку и реализацию программ, которые направлены на улучшение качества жизни, пропаганду здорового образа жизни и являются показателем благосостояния страны. |
Максимально полное использование возможностей поддержки, увеличение числа заявок на гранты и субсидии. |
Факультет и университет |
|
3. Увеличение программ господдержки для выпускников вузов, начинающих малый бизнес. |
Максимально полное использование возможностей господдержки, своевременное информирование о ней студентов и выпускников. |
• Факультет и университет. • Региональная законодательная и исполнительная власть. |
|
Экономические факторы |
1. Отсутствие стабильности в получении надежного и приемлемого финансирования со стороны государства, позволяющего полноценно развить и стабилизировать подготовку специалистов, формировать высококвалифицированный преподавательский состав и постепенно повышать уровень образования (дополнительные курсы, вспомогательные подразделения подготовки). |
• Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования. • Формирование и развитие профессиональных компетенций преподавателя, ведущего активную научно-исследовательскую деятельность и интегрирующего ее в образовательный процесс через создание уникальных материалов по дисциплине с использованием актуальных и современных технологий обучения, для повышения конкурентоспособности среди вузов и привлечения бюджетного финансирования. |
• Факультет и университет. • Министерство науки и высшего образования. |
2. Устойчивая тенденция государственного финансирования бюджетных мест по техническим специальностям и резкое их сокращение по экономическим, юридическим и в целом по гуманитарным, что лишает последних права образовательной деятельности по госзаданию. |
Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования гуманитарных специальностей. |
• Факультет и университет. • Министерство науки и высшего образования. • Региональная законодательная и исполнительная власть. |
|
3. Усиление конкуренции как между различными вузами, так и между структурными подразделениями внутри одного вуза |
• Повышение качества и усиление клиентоориентированности образования. • Усиление конкурентных преимуществ образовательных программ. • Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов. |
Факультет и университет |
|
Продолжение таблицы |
|||
Факторы |
Содержание |
Возможные стратегические действия |
Субъекты реализации |
Экономические факторы |
4. Рост деловой активности в сфере услуг в регионе, увеличение количества рабочих мест (предприятия сферы сервиса являются самой активной областью предоставления рабочих мест для молодежи). |
• Укрепление связей с бизнес-сообществом региона, путем проведения и/или участия в конференциях, круглых столах, организации практик и стажировок. • Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки. • Увеличение числа преподавателей-практиков для проведения занятий, приглашение практиков для проведения семинаров, практических занятий. • Поддержание связей с выпускниками, работающими по специальности. • Постоянный мониторинг изменений, актуализация учебных программа и планов. |
Факультет и университет |
5. Развитие предпринимательства и качественное изменение среды деятельность в сфере бизнес-коммуникаций и информатики на региональном уровне, которое требует подготовки специалистов нового уровня, с набором компетенций, базирующихся на владении информационными технологиями, прикладным менеджментом, маркетингом, способных вести организационно-управленческую деятельность в социоэкономических системах. |
• Систематический мониторинг изменений в сфере бизнес-коммуникаций и информатики, актуализация учебных программа и планов. • Укрепление связей с бизнес-сообществом региона, путем проведения и/или участия в конференциях, круглых столах, организации практик и стажировок обучающихся и преподавателей, проведения совместных исследований. • Максимально полное использование возможностей господдержки, своевременное информирование о ней студентов и выпускников. |
Факультет и университет |
|
6. Относительно низкие входные барьеры при организации бизнеса в сфере сервиса, позволяющие быстрее самоопределяться молодым людям |
Факультет и университет |
||
7. Низкий уровень заработной платы в социальной сфере, создающий непривлекательный образ будущей профессии у абитуриентов. |
• Формирование положительного образа профессии в сфере бизнес-коммуникаций и информатики. • Увеличение количества целевых бюджетных мест. |
• Факультет и университет. • Компании-работодатели в социальной сфере. • Региональная законодательная и исполнительная власть. |
|
8. Осознание отрасли сервиса, в частности туризма, как доходной отрасли экономики региона. Отсутствие в регионе четкого плана развития туристской инфраструктуры и контроля освоения территорий |
• Укрепление связей с представителями туристического и гостиничного бизнеса путем проведения и/или участия в конференциях, круглых столах, организации практик и стажировок. • Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки. • Систематический мониторинг социально-правовых и экологических аспектов деятельности в сфере бизнес-коммуникаций и информатики, актуализация учебных программ и планов. |
Факультет и университет |
|
Продолжение таблицы |
|||
Факторы |
Содержание |
Возможные стратегические действия |
Субъекты реализации |
Социокультурные факторы |
1. Глобализация образования. |
• Получение доступа к международным исследовательским базам данных «Scopus» и/или «Web of Science». • Организация стажировок, программ обмена и повышения квалификации обучающихся и преподавателей за рубежом. • Расширение участия в международных и всероссийских престижных научно-практических конференциях и конкурсах. Разработка и преподавание курсов на иностранных языках, укрепление связей с имеющимися и поиск новых иностранных вузов-партнеров для организации программ двойного дипломирования. |
Факультет и университет |
2. Увеличение занятости населения в сфере услуг, что соответствует общемировой тенденции, возникшей в постиндустриальном обществе, где делается акцент на общедоступности информации и сервисной экономике. |
• Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования специальностей по всем направлениям обучения факультета. • Систематическая актуализация учебных программ в соответствии с запросами рынка труда. • Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов, раскрытия преимуществ обучения по направлениям. • Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки кадров. • Организация дополнительных школ, курсов, олимпиад и дней открытых дверей для школьников. |
• Факультет и университет. • Министерство науки и высшего образования. • Региональная законодательная и исполнительная власть. |
|
3. Тенденция среди молодежи к получению первого образования как среднего профессионального, а не высшего. |
• Создание колледжа при университете, активная работа преподавателей кафедры на программах среднего профессионального образования. • Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования специальностей в сфере бизнес-коммуникаций и информатики. • Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов, раскрытия преимуществ обучения по направления обучения вместо получения среднего профессионального образования и/или после него. |
• Факультет и университет. • Министерство науки и высшего образования. • Региональная законодательная и исполнительная власть. |
|
4. Тенденция среди абитуриентов с самыми высокими баллами ЕГЭ поступать в престижные вузы России, чаще всего Москвы и Санкт-Петербурга. |
• Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования специальностей в сфере бизнес-коммуникаций и информатики. • Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов, раскрытия преимуществ обучениям по направления. • Расширение участия в международных и всероссийских престижных научно-практических конференциях и конкурсах. |
• Факультет и университет. • Министерство науки и высшего образования. • Региональная законодательная и исполнительная власть. |
|
Окончание таблицы |
|||
Факторы |
Содержание |
Возможные стратегические действия |
Субъекты реализации |
Социокультурные факторы |
5. Расширение возрастного диапазона управленческих кадров за счет возможности трудоустройства молодых людей и людей предпенсионного возраста. Развитие системы дополнительного образования в связи с тенденцией пролонгированной профессионализации, выражающейся в стремлении осваивать современные технологии внутри своей профессиональной деятельности. |
• Увеличение количества целевых бюджетных мест. • Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки с учетом возрастных особенностей обучающихся. • Расширение и актуализация программ магистратуры и аспирантуры. |
• Факультет и университет. • Компании-работодатели в сфере бизнес-коммуникаций и информатики. • Региональная законодательная и исполнительная власть. |
6. Изменение уровня миграции, которое ведет к появлению центров по обучению и переподготовке мигрантов и увеличению числа сотрудников миграционных служб |
• Систематическая актуализация учебных программ в соответствии с запросами рынка труда. • Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки с учетом культурных особенностей студентов. • Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов, раскрытия преимуществ обучения по направлениям обучения. |
• Факультет и университет. • Компании-работодатели в сфере бизнес-коммуникаций и информатики. • Региональная законодательная и исполнительная власть. |
|
Технологические факторы |
1. Развитие информационных технологий, использующих большие данные, дополненную и виртуальную реальность, суперкомпьютерные вычисления, новые средства связи, нейронные сети, искусственный интеллект, приводящее к необходимости подготовки и переподготовки соответствующих кадров. |
• Укрепление связей остальных подразделений факультета с кафедрами естественнонаучных дисциплин, прикладной информатики и документоведения. • Систематический мониторинг изменений, актуализация учебных программа и планов. • Привлечение молодых специалистов и специалистов-практиков, повышение квалификации текущего профессорско-преподавательского состава. • Расширение материально-технической базы факультета. • Поиск и привлечение спонсорской помощи. |
Факультет и университет |
2. Тенденция к автоматизации управления, что в свою очередь обусловливает потребность в специалистах, владеющих новыми технологиями. |
• Систематическая актуализация учебных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии с запросами рынка труда. • Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки. • Увеличение количества целевых бюджетных мест. |
• Факультет и университет. • Компании-работодатели в сфере бизнес-коммуникаций и информатики. |
|
3. Формирование тенденции использования современных технологий в обучении (мультимедийное, фото- и видеооборудование, виртуальная обучающая среда и др.), позволяющей создать комфортные условия для получения образования людьми с ограниченными возможностями. |
• Освещение конкурентных преимуществ на факультетском сайте, в социальных сетях, СМИ. • Разработка и внедрение курсов дистанционного обучения, создающих конкурентные преимущества по сравнению другими вузами. |
• Факультет и университет. • Министерство науки и высшего образования. • Региональная законодательная и исполнительная власть. |
Перечисленные выше стратегические цели и действия могут быть положены в основу формирования эффективной стратегии развития факультета государственного вуза, которая будет соответствовать и успешно встраиваться в общую корпоративную стратегию университета.
Заключение
Стратегический менеджмент в сфере высшего образования становится все более значимым, его использование способно на порядок повысить конкурентоспособность вузов в целом и их отдельных факультетов, принести другие финансовые и нефинансовые выгоды.
Теоретические и практические результаты работы заключаются, во-первых, в построении пирамиды стратегий ФГБОУ ВО «ИГУ», разграничении в ее рамках корпоративной и бизнес-стратегий и выявлении положения стратегии факультета бизнес-коммуникаций и информатики. Во-вторых, в проведении подробного PEST-анализа среды деятельности подразделения вуза и разработке его возможных стратегических действий с учетом факультетских и общеуниверситетских миссии и стратегических целей развития. А также в определении субъектов реализации этих действий. Ранее подобное исследование на базе факультета не проводилось. Результаты исследования могут использоваться для формирования стратегий развития факультетов в данном и других образовательных учреждениях.