Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

STRATEGIC DEVELOPMENT ORGANIZATION OF THE STATE UNIVERSITY DEPARTMENT IN ACCORDANCE WITH EXTERNAL AND INTERNAL ISSUES (ON THE EXAMPLE OF THE FACULTY OF BUSINESS COMMUNICATIONS AND INFORMATICS, FSBEI OF HIGHER EDUCATION «IRKUTSK STATE UNIVERSITY»)

Karnaukhova V.K. 1 Antonova N.A. 1 Borovskikh I.V. 1 Svetnik N.V. 1
1 Irkutsk State University
In the last few years, strategic management has become at the top of the agenda in the Russian Federation both at the level of government and business. At the same time it is greatly undervalued, but can be successfully applied in the higher education system, that at the present time actively changing and becoming more complicated. In this research, the authors propose to consider one of the stages of organizing strategic activities of the state university department in accordance with external and internal issues on the example of the department of business communications and informatics, FSBEI of higher education «Irkutsk state university». More specifically – development of the main strategic goals and internal threats to identify key directions of development based on PEST analysis. The study is especially relevant because the department, opened more than twenty years ago, in the beginning of the year 2020 the first time changed its name: instead of the department of service and advertising – of the department of business communications and informatics. This step allowed demonstrating updating all educational programs, as well as changing priorities in teaching of students, who are increasingly choosing higher education in Applied Information Science. The authors determined the place of the department business strategy in the university corporate strategy, worked out the strategy pyramid. The strategic development goals of a particular department have been formulated based on the mission and strategic goals of the whole university. A detailed PEST analysis of the business environment of the department of business communications and informatics was carried out with consideration to its and university’s mission and strategic development goals, based on the analysis, possible strategic actions and subjects of their implementation are proposed.
strategic management
mission
strategy
development strategy
strategy pyramid
business strategy
corporate strategy
pest analysis
department
university
state university
higher education

Введение

В последние 10-15 лет в России на разных уровнях управления наблюдается рост интереса к стратегическому менеджменту, к формированию стратегий. Был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ [1], утверждаются федеральные [например, 2, 3], региональные и местные стратегии [4 и др.], программы и планы развития [5 и др.]. Ведущие российские компании (например, ПАО «Сбербанк» [6], ПАО «Газпром» [7], ПАО «МТС» [8]) перенимают зарубежный опыт и всерьез задумываются о том, что такое миссия, стратегические цели, задачи, корпоративные ценности и т. п. Это связано с тем, что формирование долгосрочных концепций развития позволяет сосредоточиться на достижении ключевых целей, оптимизировать использование имеющихся ресурсов, создать более благоприятные условия для экономического и социального развития, повысить уровень конкурентоспособности страны, региона, бизнеса.

Схожие процессы, выводящие на первый план значимость стратегического управления, происходят и в сфере высшего образования, которое преобразовывается в мобильную и открытую систему, формируется новая парадигма образования, система организаций и механизм оказания образовательных услуг [9, 10]. Тем не менее, возможности стратегического менеджмента все еще недооценены, используются не в полной мере во многих вузах РФ, что обуславливает актуальность проведенного исследования.

Преимущества стратегического менеджмента, многие его инструменты и схемы могут быть в полном масштабе и с существенной выгодой (в экономическом и неэкономическом смысле) использованы в вузах России. В поддержку данного тезиса можно привести действующие стратегические документы в зарубежных странах:

  • Стратегический план Болонского университета (Италия) на 2019-2021 гг. [11], включающий 12 стратегий в отношении обучения, исследований и инноваций, устойчивого развития и др.
  • «Стратегический план 2018-23» Оксфордского университета (Великобритания) [12] по пяти направлениям: образование, исследование, люди, укреплении партнерских отношений, рациональное управление ресурсами.
  • Стратегический план «Business Not As Usual 2.0» (в пер. с англ. бизнес, деятельность не как обычно, по-новому) Бизнес-школы Университета Сиднея (Австралия) [13], учитывающий цели, ценности и миссию всего образовательного учреждения и стратегию развития подразделения. И др.

Цель исследования: организация стратегического развития учебного подразделения факультета государственного вуза в соответствии с внешними и внутренними условиями.

Материал и методы исследования

Существует множество трактовок понятия «стратегия». К примеру, А. Чандлер считал, что стратегия – это определение долгосрочных целей и задач предприятия, а также утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей [14]. По мнению Р. Кеннета, корпоративная стратегия – это набор основных целей или задач, а также основных политик и планов для достижения этих целей, это способ выразить постоянную концепцию бизнеса, чтобы исключать и предлагать возможные новые направления деятельности [15]. А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд писали, что стратегия компании – комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей [16]. В данном исследовании предлагается к рассмотрению один из этапов организации стратегической деятельности учебного подразделения факультета государственного вуза в соответствии с внешними и внутренними условиями на примере факультета бизнес-коммуникаций и информатики ФГБОУ ВО «ИГУ» – разработка главных стратегических целей и анализ внешнего окружения для определения ключевых направлений развития на основе PEST-анализа. В качестве методологической основы иссоледования был использован графический метод представления результатов, экспертный метод и метод обобщения.

Факультет бизнес-коммуникаций и информатики является структурным подразделением Иркутского государственного университета (ФГБОУ ВО «ИГУ») – одного из ведущих высших образовательных учреждений в Иркутске и Иркутской области с естественно-научной и гуманитарной специализацией. Факультет объединяет семь кафедр: сервиса и сервисных технологий, туризма, рекламы, предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы, естественнонаучных дисциплин, прикладной информатики и документоведения, массовых коммуникаций и мультимедиа.

В 2018 г. конференцией трудового коллектива сотрудников была утверждена программа стратегического развития вуза [17], согласно которой его миссия заключается в сохранении и приумножении духовных ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных проектов.

К основным стратегическим задачам университета относятся:

  • получение статуса национального исследовательского университета;
  • совершенствование процесса образования путем использования информационных технологий и передовых разработок в сочетании с гармоничным развитием личности студентов;
  • организация образовательной деятельности в соответствии с ведущими мировыми практиками и потребностями рынка труда;
  • усиление влияния университета как экспертного и дискуссионного центра, выступающего в качестве посредника между властью и обществом;
  • формирование наукоемкой образовательной среды и интернационализация образования;
  • развитие интеллектуального и культурного потенциала Иркутской области;
  • участие в формировании культурно-интеллектуальной среды, способной сохранять культурное наследие и создавать новые культурные ценности и стандарты и др.

Особенную актуальность проведенному авторами исследованию придает тот факт, что в феврале 2020 г. изменилось название структурного подразделения: вместо факультета сервиса и рекламы – факультет бизнес-коммуникаций и информатики. Переименование спустя почти 23 года существования подразделения связано в основном с масштабным развитием отдельных образовательных программ в соответствии с требованиями настоящего и будущего, предъявляемыми к выпускникам, с актуализацией и расширением «кругозора» по остальным направлениям. А также причиной изменения названия стал рост популярности среди абитуриентов направлений обучения в большей степени по прикладной информатике.

Результаты исследования и их обсуждение

Стратегия развития факультета является бизнес-стратегий и должна формироваться с учетом миссии и стратегических задач всего университета, его корпоративной стратегии. Подробнее пирамида стратегий вуза представлена на рисунке.

С учетом положения в пирамиде стратегий главными стратегическими целями факультета бизнес-коммуникаций и информатики могут быть:

1. Укрепление позиций в высококонкурентной сфере образовательных услуг.

2. Подготовка бакалавров, магистрантов и аспирантов высшей квалификации в сфере в сфере бизнес-коммуникаций и информатики с использованием передовых знаний и технологий обучения.

3. Принятие мер по привлечению и удержанию талантливых абитуриентов, обучающихся и преподавателей.

4. Поддержка, развитие и популяризация научных исследований по направлениям обучения факультета как фактор получения нового знания и совершенствования профессорско-преподавательского состава.

5. Укрепление связей с бизнес-сообществом региона и подготовка выпускников, востребованных на российском и международном рынке труда.

6. Максимальное использование возможностей по увеличению количества бюджетных мест с учетом новой методики их распределения в вузах .

7. Содействие развитию интеллектуального и культурного потенциала г. Иркутска и Иркутской области.

Для оценки среды деятельности структурного подразделения был проведен PEST-анализ. Он осуществлялся в рамках стратегических сессий факультета бизнес-коммуникаций и информатики, в нем приняли участие 12 экспертов – членов Ученого совета, среди которых 3 доктора и 9 кандидатов наук. Результаты анализа представлены в таблице вместе с возможными стратегическими действиями, в которых учтены миссия и стратегические цели развития всего университета, а также стратегические цели факультета.

karnauh1.wmf

Пирамида стратегий вуза

PEST-анализ среды деятельности факультета бизнес-коммуникаций и информатики

Факторы

Содержание

Возможные стратегические действия

Субъекты реализации

Политико-правовые факторы

1. Усиление надзорных функций государственных органов над деятельностью предприятий. Быстрая смена нормативных и законодательных документов, регулирующих профессиональную среду.

• Систематический мониторинг изменений, актуализация учебных программа и планов.

• Расширение использования активных методов обучения (кейсы, деловые игры, проектная групповая работа и др.).

Факультет

2. Усиление внимания государства на разработку и реализацию программ, которые направлены на улучшение качества жизни, пропаганду здорового образа жизни и являются показателем благосостояния страны.

Максимально полное использование возможностей поддержки, увеличение числа заявок на гранты и субсидии.

Факультет и университет

3. Увеличение программ господдержки для выпускников вузов, начинающих малый бизнес.

Максимально полное использование возможностей господдержки, своевременное информирование о ней студентов и выпускников.

• Факультет и университет.

• Региональная законодательная и исполнительная власть.

Экономические факторы

1. Отсутствие стабильности в получении надежного и приемлемого финансирования со стороны государства, позволяющего полноценно развить и стабилизировать подготовку специалистов, формировать высококвалифицированный преподавательский состав и постепенно повышать уровень образования (дополнительные курсы, вспомогательные подразделения подготовки).

• Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования.

• Формирование и развитие профессиональных компетенций преподавателя, ведущего активную научно-исследовательскую деятельность и интегрирующего ее в образовательный процесс через создание уникальных материалов по дисциплине с использованием актуальных и современных технологий обучения, для повышения конкурентоспособности среди вузов и привлечения бюджетного финансирования.

• Факультет и университет.

• Министерство науки и высшего образования.

2. Устойчивая тенденция государственного финансирования бюджетных мест по техническим специальностям и резкое их сокращение по экономическим, юридическим и в целом по гуманитарным, что лишает последних права образовательной деятельности по госзаданию.

Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования гуманитарных специальностей.

• Факультет и университет.

• Министерство науки и высшего образования.

• Региональная законодательная и исполнительная власть.

3. Усиление конкуренции как между различными вузами, так и между структурными подразделениями внутри одного вуза

• Повышение качества и усиление клиентоориентированности образования.

• Усиление конкурентных преимуществ образовательных программ.

• Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов.

Факультет и университет

Продолжение таблицы

Факторы

Содержание

Возможные стратегические действия

Субъекты реализации

Экономические факторы

4. Рост деловой активности в сфере услуг в регионе, увеличение количества рабочих мест (предприятия сферы сервиса являются самой активной областью предоставления рабочих мест для молодежи).

• Укрепление связей с бизнес-сообществом региона, путем проведения и/или участия в конференциях, круглых столах, организации практик и стажировок.

• Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки.

• Увеличение числа преподавателей-практиков для проведения занятий, приглашение практиков для проведения семинаров, практических занятий.

• Поддержание связей с выпускниками, работающими по специальности.

• Постоянный мониторинг изменений, актуализация учебных программа и планов.

Факультет и университет

5. Развитие предпринимательства и качественное изменение среды деятельность в сфере бизнес-коммуникаций и информатики на региональном уровне, которое требует подготовки специалистов нового уровня, с набором компетенций, базирующихся на владении информационными технологиями, прикладным менеджментом, маркетингом, способных вести организационно-управленческую деятельность в социоэкономических системах.

• Систематический мониторинг изменений в сфере бизнес-коммуникаций и информатики, актуализация учебных программа и планов.

• Укрепление связей с бизнес-сообществом региона, путем проведения и/или участия в конференциях, круглых столах, организации практик и стажировок обучающихся и преподавателей, проведения совместных исследований.

• Максимально полное использование возможностей господдержки, своевременное информирование о ней студентов и выпускников.

Факультет и университет

6. Относительно низкие входные барьеры при организации бизнеса в сфере сервиса, позволяющие быстрее самоопределяться молодым людям

Факультет и университет

7. Низкий уровень заработной платы в социальной сфере, создающий непривлекательный образ будущей профессии у абитуриентов.

• Формирование положительного образа профессии в сфере бизнес-коммуникаций и информатики.

• Увеличение количества целевых бюджетных мест.

• Факультет и университет.

• Компании-работодатели в социальной сфере.

• Региональная законодательная и исполнительная власть.

8. Осознание отрасли сервиса, в частности туризма, как доходной отрасли экономики региона. Отсутствие в регионе четкого плана развития туристской инфраструктуры и контроля освоения территорий

• Укрепление связей с представителями туристического и гостиничного бизнеса путем проведения и/или участия в конференциях, круглых столах, организации практик и стажировок.

• Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки.

• Систематический мониторинг социально-правовых и экологических аспектов деятельности в сфере бизнес-коммуникаций и информатики, актуализация учебных программ и планов.

Факультет и университет

Продолжение таблицы

Факторы

Содержание

Возможные стратегические действия

Субъекты реализации

Социокультурные факторы

1. Глобализация образования.

• Получение доступа к международным исследовательским базам данных «Scopus» и/или «Web of Science».

• Организация стажировок, программ обмена и повышения квалификации обучающихся и преподавателей за рубежом.

• Расширение участия в международных и всероссийских престижных научно-практических конференциях и конкурсах.

Разработка и преподавание курсов на иностранных языках, укрепление связей с имеющимися и поиск новых иностранных вузов-партнеров для организации программ двойного дипломирования.

Факультет и университет

2. Увеличение занятости населения в сфере услуг, что соответствует общемировой тенденции, возникшей в постиндустриальном обществе, где делается акцент на общедоступности информации и сервисной экономике.

• Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования специальностей по всем направлениям обучения факультета.

• Систематическая актуализация учебных программ в соответствии с запросами рынка труда.

• Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов, раскрытия преимуществ обучения по направлениям.

• Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки кадров.

• Организация дополнительных школ, курсов, олимпиад и дней открытых дверей для школьников.

• Факультет и университет.

• Министерство науки и высшего образования.

• Региональная законодательная и исполнительная власть.

3. Тенденция среди молодежи к получению первого образования как среднего профессионального, а не высшего.

• Создание колледжа при университете, активная работа преподавателей кафедры на программах среднего профессионального образования.

• Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования специальностей в сфере бизнес-коммуникаций и информатики.

• Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов, раскрытия преимуществ обучения по направления обучения вместо получения среднего профессионального образования и/или после него.

• Факультет и университет.

• Министерство науки и высшего образования.

• Региональная законодательная и исполнительная власть.

4. Тенденция среди абитуриентов с самыми высокими баллами ЕГЭ поступать в престижные вузы России, чаще всего Москвы и Санкт-Петербурга.

• Повышение качества образования для сохранения и увеличения бюджетного финансирования специальностей в сфере бизнес-коммуникаций и информатики.

• Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов, раскрытия преимуществ обучениям по направления.

• Расширение участия в международных и всероссийских престижных научно-практических конференциях и конкурсах.

• Факультет и университет.

• Министерство науки и высшего образования.

• Региональная законодательная и исполнительная власть.

Окончание таблицы

Факторы

Содержание

Возможные стратегические действия

Субъекты реализации

Социокультурные факторы

5. Расширение возрастного диапазона управленческих кадров за счет возможности трудоустройства молодых людей и людей предпенсионного возраста. Развитие системы дополнительного образования в связи с тенденцией пролонгированной профессионализации, выражающейся в стремлении осваивать современные технологии внутри своей профессиональной деятельности.

• Увеличение количества целевых бюджетных мест.

• Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки с учетом возрастных особенностей обучающихся.

• Расширение и актуализация программ магистратуры и аспирантуры.

• Факультет и университет.

• Компании-работодатели в сфере бизнес-коммуникаций и информатики.

• Региональная законодательная и исполнительная власть.

6. Изменение уровня миграции, которое ведет к появлению центров по обучению и переподготовке мигрантов и увеличению числа сотрудников миграционных служб

• Систематическая актуализация учебных программ в соответствии с запросами рынка труда.

• Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки с учетом культурных особенностей студентов.

• Максимальное использование маркетинга для привлечения абитуриентов, раскрытия преимуществ обучения по направлениям обучения.

• Факультет и университет.

• Компании-работодатели в сфере бизнес-коммуникаций и информатики.

• Региональная законодательная и исполнительная власть.

Технологические факторы

1. Развитие информационных технологий, использующих большие данные, дополненную и виртуальную реальность, суперкомпьютерные вычисления, новые средства связи, нейронные сети, искусственный интеллект, приводящее к необходимости подготовки и переподготовки соответствующих кадров.

• Укрепление связей остальных подразделений факультета с кафедрами естественнонаучных дисциплин, прикладной информатики и документоведения.

• Систематический мониторинг изменений, актуализация учебных программа и планов.

• Привлечение молодых специалистов и специалистов-практиков, повышение квалификации текущего профессорско-преподавательского состава.

• Расширение материально-технической базы факультета.

• Поиск и привлечение спонсорской помощи.

Факультет и университет

2. Тенденция к автоматизации управления, что в свою очередь обусловливает потребность в специалистах, владеющих новыми технологиями.

• Систематическая актуализация учебных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в соответствии с запросами рынка труда.

• Организация курсов повышения квалификации, внедрение программ дополнительного образования и переподготовки.

• Увеличение количества целевых бюджетных мест.

• Факультет и университет.

• Компании-работодатели в сфере бизнес-коммуникаций и информатики.

3. Формирование тенденции использования современных технологий в обучении (мультимедийное, фото- и видеооборудование, виртуальная обучающая среда и др.), позволяющей создать комфортные условия для получения образования людьми с ограниченными возможностями.

• Освещение конкурентных преимуществ на факультетском сайте, в социальных сетях, СМИ.

• Разработка и внедрение курсов дистанционного обучения, создающих конкурентные преимущества по сравнению другими вузами.

• Факультет и университет.

• Министерство науки и высшего образования.

• Региональная законодательная и исполнительная власть.

 

Перечисленные выше стратегические цели и действия могут быть положены в основу формирования эффективной стратегии развития факультета государственного вуза, которая будет соответствовать и успешно встраиваться в общую корпоративную стратегию университета.

Заключение

Стратегический менеджмент в сфере высшего образования становится все более значимым, его использование способно на порядок повысить конкурентоспособность вузов в целом и их отдельных факультетов, принести другие финансовые и нефинансовые выгоды.

Теоретические и практические результаты работы заключаются, во-первых, в построении пирамиды стратегий ФГБОУ ВО «ИГУ», разграничении в ее рамках корпоративной и бизнес-стратегий и выявлении положения стратегии факультета бизнес-коммуникаций и информатики. Во-вторых, в проведении подробного PEST-анализа среды деятельности подразделения вуза и разработке его возможных стратегических действий с учетом факультетских и общеуниверситетских миссии и стратегических целей развития. А также в определении субъектов реализации этих действий. Ранее подобное исследование на базе факультета не проводилось. Результаты исследования могут использоваться для формирования стратегий развития факультетов в данном и других образовательных учреждениях.