Тенденции в состоянии и динамике развития финансирования образовательных учреждений Российской Федерации за последние годы, а также преобразования, обусловливающие деятельность бюджетных учреждений по оказанию образовательных услуг, находящихся под влиянием рыночных регуляторов, свидетельствуют о низкой эффективности использования финансовых ресурсов, не в полной мере отвечающих качеству их выполнения, слабой связи или полному ее отсутствию с социально-отраслевыми и других особенностями регионов, их бюджетной обеспеченностью.
В условиях инновационного развития важнейшее значение приобретает модернизация финансовых отношений бюджетных образовательных учреждений, направленная на обеспечение необходимых и достаточных условий для их развития, достижение эффективности которых возможно при взаимодействии, взаимном дополнении, генерации и комбинации методов финансового планирования и управления. Их целесообразно дополнить рыночными трансформаторами, адаптированными к функциональной деятельности государственных учреждений образования различного уровня и условий конкурентоспособности.
Повышенная значимость вопросов, связанных с изменениями содержания, структуры и путей осуществления модернизации механизма финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений в рамках проводимой бюджетной реформы обусловлена принципиально новыми экономическими условиями рыночного механизма хозяйствования.
Цель исследования состоит в определении уровня финансирования и возможностей по повышению качества оказания услуг бюджетного учреждения в сфере образования.
Материалами для исследования послужили научные публикации по эффективности финансирования в образовании, функционированию финансового механизма с учетом особенностей государственных и муниципальных финансов, а также зарубежного опыта А.А. Зайцев, методам и перспективам планирования, в быстро меняющихся рыночных условиях, который внесли И.В. Абанкина, Д.Ш. Абсалямов, Д.И. Березкин, И.А. Варпаева, О.В. Веремеева, М.М. Георгиев, А.А. Попков, Л.Б. Сунгатуллина, В.В. Чеха, в т.ч. программно-целевому планированию Т.В. Файберг, Н.С. Хохлова, Р.Б. Яров, корпоративному бюджетированию Л.В. Кислицына и др.
Для практической части использовались учредительные документы и информация официальных сайтов министерств, университетов, образовательных учреждений, финансовая отчетность. Методами для исследования стали наблюдение как способа фактического сбора данных, так и традиционные приемы анализа: горизонтальный (трендовый), вертикальный (структурный), сравнение; группировка, балансовый, графического представления данных, факторного анализа.
Нормативный метод предполагает использование целевых индикаторов, настроенных на долгосрочные планы учреждения; б) учет нескольких факторов, влияющих на изменение финансирования в зависимости от целевых параметров; в) функциональную и детальную экономическую классификацию в зависимости от целевых индикаторов; г) контроль не только затрат, но и результатов, уже достигнутых учреждением.
В сочетании с рекомендуемым программно-целевым методом финансового планирования предположительно можно произвести модернизацию государственного задания за счет включения плановых показателей:
- численность обучающихся студентов по очной и заочной форме;
- удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся после окончания колледжа.
Перечень данных показателей соответствует используемому методу управления финансами по затратам, но имеет достаточные ограничения, поскольку предполагает только число обученных лиц и степень их трудоустройства, которая, в свою очередь, зависит от множества факторов российского рынка труда и его особенностей на отдельный период времени в г. Иркутске и других городах России.
Программно-целевой метод предполагает использование большего числа показателей для планирования финансового обеспечения в зависимости от отдельных целей и задач. повышение качестве оказания образовательных услуг, то целевые параметры должны включать в себя конкретные значения следующих показателей:
- доходы колледжа от всех источников финансирования и в разрезе их видов в расчете на одного педагогического работника;
- наличие необходимых площадей для учебно-научных помещений;
- число выпускников, не обратившихся в службу занятости в течение первого года после окончания колледжа (приведенный контингент студентов);
- уровень квалификации преподавателей штатной и общей численности;
- обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего направления образовательных программ и др.
Расходы федерального бюджета на образование увеличились в 2017–2018 гг. в связи с государственными целевыми программами по развитию образовательных услуг, как следствие произошел рост их доли в общем объеме расходов федерального бюджета, в 2017 г. на 0,1 %, в 2018 г. – на 0,6 %. В 2018 г. также произошел рост объема и удельного веса расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации [1].
Динамика ежегодного роста государственных расходов роста на финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений вызван преимущественно увеличением оплаты труда персонала. Наибольший прирост государственных расходов на образование пришелся на 2018 г.
В 2017–2018 гг. расходы на образование выросли по всем видам образовательных учреждений. В наибольшей мере их рост пришелся на дошкольное, общее и высшее образование. По последнему виду учреждений увеличение расходов произошло преимущественно в 2018 г., что является негативной тенденцией, поскольку ведет к росту бюджетного дефицита.
Нынешнее состояние и нормативная интерпретация содержания и характеристика деятельности бюджетных образовательных учреждений указывает на цель их функционирования, направленную на реализацию общественного спроса на образование и обусловливающую финансирование их деятельности [2].
Основными задачами финансирования образования являются: во-первых, целеполагание, т.е. определение целей, на которые направляются бюджетные средства; планирование, т.е. разработка плана расходов бюджетов на образование; расходование, т.е. использование средств на определенные планом цели; контроль за расходованием, т.е. тройное администрирование, как-то целевого характера использования, правильности исчисления, эффективности [3, 4].
С позиции бюджетного менеджмента, реализующего управленческий подход к разработке плана расходов федерального бюджета всей сферы образования, планированию расходов образовательного учреждения представляет собой комплексную задачу финансирования, поскольку взаимообусловлены согласованностью в достижении показателей государственных и муниципальных программ с показателями эффективности деятельности образовательными учреждения как конечными результатами. Однако на практике его весьма трудно реализовать, и на деле не дает реальной оценки достижения запланированных результатов [3]. Оценка согласованности процедуры планирования, прогнозирования, контроля и эффективности обусловливаются компетентностью как учредителя, так и органов управления бюджетного образовательного учреждения [5]. Тогда количественной мерой риска субсидий, определяемых государственным заданием в обеспечении устойчивости финансовой деятельности бюджетного образовательного учреждения может стать уровень оценки экономической эффективности и результаты принимаемых решений [5–8].
Процесс оплаты труда расчета трудоемкий. Число должностей вспомогательного и обслуживающего персонала определяется либо на основе типовых штатов для отдельных типов образовательных учреждений, либо как доля числа должностей преподавателей. Плюс такого подхода выверенное штатное расписание [9, 10].
Одной из целей нормативного метода повышение мотивации получателей бюджетных средств в увеличении качества оказания образовательных услуг и создания предпосылок для конкурентоспособности [11].
В мировой практике нормативный метод планирования используют ограниченное число стран, поскольку это вызвано повышенной стоимостью использования данного метода, запутанностью и низкой эффективностью. За рубежом, как правило он используется при определении размеров межбюджетных трансфертов.
Другим практическим аспектом реализации нормативного метода в России является недостаточная развитость конкуренции среди государственных муниципальных учреждений.
Регулирования и стимулирование – это те две, которые обеспечивают право выбора обучающимися бюджетного образовательного учреждения наряду с одновременным ростом их конкуренции и наличия стимулов для увеличения числа обучающихся [11].
В экономической литературе достаточно проработанными являются подходы к организации бюджетирования, в т.ч. корпоративного [12]; вопросы использования отдельных методов бюджетного менеджмента, например, таких как программно-целевой метод (бюджетирование, ориентированное на результат, что соответствует не только потребностям российской практики, но и лучшей практике зарубежных стран [13–16].
Отличительными особенностями финансирования обладают бюджетные образовательные учреждения по сравнению с частными организациями. Так, в Российской Федерации из действующих в России 741 единиц образовательных учреждений в сфере высшего профессионального образования в 2019 г. на долю государственных и муниципальных пришлось 80,43 % (596 единиц) [17].
В сборнике вузов России из 150 городов Иркутск занимает 18 место в сфере среднего профессионального образования (далее сокращенно СПО), а СКТиС – 200 место из 3 900 учреждений по России и 2 место по городу Иркутску [18].
Исследование проведено на примере Сибирский колледж транспорта и строительства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (далее – СКТиС ФГБОУ ВО ИРГУПС).
По предлагаемой для сравнительного анализа табл. 1 основных показателей, характеризующие деятельность колледжа за период 2016-2018 годы видны изменения в численности обучающихся, так к 2018 г. Снижение на 80 человек или на 5,2 % связано с текучестью студентов по дополнительному профессиональному образованию.
Прирост объема поступлений к концу периода составил 5,5 % или 6 522 тыс. руб. за счет коммерческого набора. Возросший спрос обучающихся на увеличение деятельности обеспечил доход – 5 931 тыс. руб., или – 14,3 %.
Динамика кассовых поступлений вызвала в 2017 году сокращение выплат на 12,8 %, но с ростом расходов к 2018 г. произошло их увеличение на 14,4 %.
При этом поступления на одного обучающегося к концу 2018 года не только компенсировали прежде возникшие сокращения, но увеличились на 11,4 % за счет удорожания стоимости обучения.
За анализируемый период произошло уменьшение материально-технической базы и сокращение среднесписочной численности работников. С социальной точки зрения, положительным является увеличение средней заработной платы – в 2017 г. 5,1 %, а в 2018 г. 14 %. Вследствие перечисленных изменений учреждение получило отрицательный чистый операционный результат. В сравнении с предыдущим 2017 годом увеличился на 11,2 %.
Направления деятельности учреждения финансируется за счет источников представлены в табл. 2. Отрицательный чистый операционный результат за анализируемый период возник по причине низкой субсидии на выполнение государственного задания. Средства по целевой субсидии не были использованы полностью и дали положительный операционный результат, как и приносящая доход деятельность, с преобладающей долей в структуре доходов.
Таблица 1
Основные показатели функционирования СКТиС*
| 
 Показатель  | 
 2016  | 
 2017  | 
 2018  | 
 Изменения  | 
|||
| 
 2016/2017  | 
 2017/2018  | 
||||||
| 
 абс. откл.  | 
 отн., %  | 
 абс. откл.  | 
 отн., %  | 
||||
| 
 Число обучающихся, человек  | 
 1 114  | 
 1 525  | 
 1 445  | 
 411  | 
 36,9  | 
 –80  | 
 – 5,2  | 
| 
 Кассовые поступления, тыс. руб. всего, из них:  | 
 116 985  | 
 117 764  | 
 124 286  | 
 780  | 
 0,7  | 
 6 522  | 
 5,5  | 
| 
 – субсидии на выполнение государственного задания  | 
 77 582  | 
 66 623  | 
 68 045  | 
 – 10 958  | 
 –14,1  | 
 1 421  | 
 2,1  | 
| 
 – целевые субсидии  | 
 6 701  | 
 9 549  | 
 8 718  | 
 2 847  | 
 42,5  | 
 – 831  | 
 – 8,7  | 
| 
 – приносящая доход деятельность  | 
 32 702  | 
 41 592  | 
 47 524  | 
 8 890  | 
 27,2  | 
 5 931  | 
 14,3  | 
| 
 Кассовые поступления на одного обучающегося, тыс. руб./чел.  | 
 105  | 
 77  | 
 86  | 
 – 28  | 
 – 26,5  | 
 9  | 
 11,4  | 
| 
 Стоимость движимого имущества на начало года  | 
 105 924  | 
 105 393  | 
 88 144  | 
 – 531  | 
 – 0,5  | 
 – 17 249  | 
 – 16,4  | 
| 
 Стоимость движимого имущества на конец года  | 
 105 393  | 
 105 043  | 
 86 937  | 
 – 350  | 
 – 0,3  | 
 – 18 105  | 
 – 17,2  | 
| 
 Доходы, тыс. руб.  | 
 29 278  | 
 39 308  | 
 47 444  | 
 10 030  | 
 34,3  | 
 8 136  | 
 20,7  | 
| 
 Расходы, тыс. руб.  | 
 120 355  | 
 124 565  | 
 123 184  | 
 4 209  | 
 3,5  | 
 –1 380  | 
 – 1,1  | 
| 
 Операционный результат, тыс. руб.  | 
 –91 077  | 
 –85 257  | 
 –75 740  | 
 5 820  | 
 – 6,4  | 
 9 516  | 
 – 11,2  | 
| 
 Среднесписочная численность персонала, чел.  | 
 403  | 
 328  | 
 290  | 
 – 75  | 
 – 18,6  | 
 -38  | 
 – 11,6  | 
| 
 Среднемесячная зарплата сотрудников, тыс. руб.  | 
 23 903  | 
 25 116  | 
 28 636  | 
 1 213  | 
 5,1  | 
 3 520  | 
 14,0  | 
Примечание. *Источник: [19].
Таблица 2
Доходы и расходы по направлениям деятельности СКТиС*
| 
 Показатель  | 
 2016 г.  | 
 2017 г.  | 
 2018 г.  | 
 Изменения  | 
|||
| 
 2017 г. от 2016 г.  | 
 2018 г. от 2017 г.  | 
||||||
| 
 тыс. руб.  | 
 %  | 
 тыс. руб.  | 
 %  | 
||||
| 
 Доходы всего, из них:  | 
 29 278  | 
 39 308  | 
 47 444  | 
 10 030  | 
 34,3  | 
 8 136  | 
 20,7  | 
| 
 – субсидии на выполнение государственного задания  | 
 208  | 
 –279  | 
 3 241  | 
 –487  | 
 –234,3  | 
 3 520  | 
 –1 262,0  | 
| 
 – приносящая доход деятельность  | 
 29 071  | 
 39 587  | 
 44 202  | 
 10 516  | 
 36,2  | 
 4 615  | 
 11,7  | 
| 
 Расходы всего, из них:  | 
 120 355  | 
 124 565  | 
 123 184  | 
 4 209  | 
 3,5  | 
 –1 380  | 
 –1,1  | 
| 
 – субсидии на выполнение государственного задания  | 
 79 898  | 
 68 788  | 
 71 179  | 
 –11 110  | 
 –13,9  | 
 2 391  | 
 3,5  | 
| 
 – целевые субсидии  | 
 6 701  | 
 9 549  | 
 8 718  | 
 2 847  | 
 42,5  | 
 –831  | 
 –8,7  | 
| 
 – приносящая доход деятельность  | 
 33 756  | 
 46 228  | 
 43 287  | 
 12 472  | 
 36,9  | 
 –2 941  | 
 –6,4  | 
| 
 Чистый операционный результат всего, из него:  | 
 –91 077  | 
 –85 257  | 
 –75 740  | 
 5 820  | 
 –6,4  | 
 9 516  | 
 –11,2  | 
| 
 – субсидии на выполнение государственного задания  | 
 –79 690  | 
 –69 067  | 
 –67 937  | 
 10 623  | 
 –13,3  | 
 1 129  | 
 –1,6  | 
| 
 – целевые субсидии  | 
 22 369  | 
 30 038  | 
 35 484  | 
 7 669  | 
 34,3  | 
 5 446  | 
 18,1  | 
| 
 – приносящая доход деятельность  | 
 86 599  | 
 78 337  | 
 79 897  | 
 –8 263  | 
 –9,5  | 
 1 560  | 
 2,0  | 
Примечание. *Источник: [19].
В связи с высокой величиной расходов бюджетного финансирования для их покрытия недостаточно. В структуре всех расходов преобладают затраты, предназначенных государственным задание к исполнению, их доля составила 66,6 %, однако к 2018 году их доля снизилась, т.к. покрывалась за счет приносящей доход деятельности и удорожания стоимости обучения, сокращения числа студентов.
Прирост расходов в 2017 г. произошел на 3,5 % или на 4 209 тыс. руб. и из постатейного анализа в табл. 3 видно, что это произошло вследствие роста расходов по услугам связи, коммунальным платежам, занимающим в среднем около 10 %, всех расходов. В 2018 г. расходы сократились за счет снижения амортизации, вследствие выбытия активов и увеличением расходов материальных запасов.
Основной статьей на протяжении всего анализируемого периода является оплата труда персонала, ее доля 50 %, а также соответствующие социальные начисления. Уровень заработной платы в 2018 году увеличился на 3,5 % за счет индексации, как следствие к увеличению фонда оплаты труда.
В 2017 г. размер субсидии на государственное задание сократился в связи с тем, что уменьшен его объем – для обучения было установлено меньшее число студентов.
В 2018 г. за счет государственной субсидии и оказания платных услуг обеспечено увеличение кассовых поступлений на 5,5 %. Это вызвано увеличением объема работы колледжа как по государственному заданию, так и повышением цен на обучение и ростом числа студентов, обучающихся на платной основе.
Фактически, в 2018 г. произошло увеличение спроса на образовательные услуги, но не в такой мере, каким оно было в 2018 г. Доля кассовых поступлений в объеме кассовых поступлений увеличилась за рассматриваемый период. Это свидетельствует о снижении бюджетной зависимости, но по-прежнему преобладает бюджетное финансирование.
В 2016 г. преобладающая доля субсидии для выполнения государственного задания составила 66,32 %, но имела тенденцию к ежегодному сокращению, и к 2018 г. составила 54,75 %, что объясняется увеличением доли, приносящей доход деятельности. Несмотря на это, основной объем кассовых поступлений для финансирования деятельности приходится на государственное финансирование.
Таблица 3
Динамика состава и структуры расходов СКТиС**
| 
 Статья расходов  | 
 2016 г.  | 
 2017 г.  | 
 2018 г.  | 
 Изменение  | 
|||
| 
 2017 г. от 2016 г.  | 
 2018 г. от 2017 г.  | 
||||||
| 
 тыс. руб.  | 
 %  | 
 тыс. руб.  | 
 %  | 
||||
| 
 Заработная плата  | 
 67 171  | 
 66 506  | 
 68 807  | 
 – 665  | 
 – 1,0  | 
 2 301  | 
 3,5  | 
| 
 Прочие выплаты сотрудникам  | 
 267  | 
 256  | 
 113  | 
 – 11  | 
 – 4,0  | 
 – 143  | 
 – 55,8  | 
| 
 Начисления на выплаты по оплате труда  | 
 19 829  | 
 19 470  | 
 20 272  | 
 – 359  | 
 – 1,8  | 
 803  | 
 4,1  | 
| 
 Услуги связи  | 
 226  | 
 271  | 
 264  | 
 45  | 
 19,7  | 
 – 7  | 
 – 2,6  | 
| 
 Коммунальные услуги  | 
 10 509  | 
 11 301  | 
 11 060  | 
 793  | 
 7,5  | 
 – 241  | 
 – 2,1  | 
| 
 Работы, услуги по содержанию имущества  | 
 3 112  | 
 3 296  | 
 3 488  | 
 183  | 
 5,9  | 
 192  | 
 5,8  | 
| 
 Прочие работы, услуги  | 
 2 992  | 
 2 428  | 
 2 504  | 
 – 564  | 
 – 18,9  | 
 76  | 
 3,1  | 
| 
 Пособия по социальной помощи населению  | 
 7  | 
 22  | 
 30  | 
 15  | 
 214,3  | 
 8  | 
 36,4  | 
| 
 Амортизация основных средств и нематериальных активов  | 
 5 979  | 
 5 061  | 
 2 274  | 
 – 918  | 
 – 15,4  | 
 – 2 787  | 
 – 55,1  | 
| 
 Расходование материальных запасов  | 
 2 722  | 
 4 287  | 
 3 161  | 
 1 565  | 
 57,5  | 
 – 1 126  | 
 – 26,3  | 
| 
 Расходы будущих периодов  | 
 21  | 
 162  | 
 0  | 
 141  | 
 671,2  | 
 – 162  | 
 – 100,0  | 
| 
 Прочие расходы  | 
 7 520  | 
 11 505  | 
 11 211  | 
 3 985  | 
 53,0  | 
 – 294  | 
 – 2,6  | 
| 
 Итого  | 
 120 355  | 
 124 565  | 
 123 184  | 
 4 209  | 
 3,5  | 
 – 1 380  | 
 – 1,1  | 
Примечание. *Источник: [19].
По результатам анализа выявился значительный недостаток бюджетных средств для покрытия расходов на оказание образовательных услуг. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы другими учреждениями образования для определения уровня возможностей финансирования.

