Тенденции в состоянии и динамике развития финансирования образовательных учреждений Российской Федерации за последние годы, а также преобразования, обусловливающие деятельность бюджетных учреждений по оказанию образовательных услуг, находящихся под влиянием рыночных регуляторов, свидетельствуют о низкой эффективности использования финансовых ресурсов, не в полной мере отвечающих качеству их выполнения, слабой связи или полному ее отсутствию с социально-отраслевыми и других особенностями регионов, их бюджетной обеспеченностью.
В условиях инновационного развития важнейшее значение приобретает модернизация финансовых отношений бюджетных образовательных учреждений, направленная на обеспечение необходимых и достаточных условий для их развития, достижение эффективности которых возможно при взаимодействии, взаимном дополнении, генерации и комбинации методов финансового планирования и управления. Их целесообразно дополнить рыночными трансформаторами, адаптированными к функциональной деятельности государственных учреждений образования различного уровня и условий конкурентоспособности.
Повышенная значимость вопросов, связанных с изменениями содержания, структуры и путей осуществления модернизации механизма финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений в рамках проводимой бюджетной реформы обусловлена принципиально новыми экономическими условиями рыночного механизма хозяйствования.
Цель исследования состоит в определении уровня финансирования и возможностей по повышению качества оказания услуг бюджетного учреждения в сфере образования.
Материалами для исследования послужили научные публикации по эффективности финансирования в образовании, функционированию финансового механизма с учетом особенностей государственных и муниципальных финансов, а также зарубежного опыта А.А. Зайцев, методам и перспективам планирования, в быстро меняющихся рыночных условиях, который внесли И.В. Абанкина, Д.Ш. Абсалямов, Д.И. Березкин, И.А. Варпаева, О.В. Веремеева, М.М. Георгиев, А.А. Попков, Л.Б. Сунгатуллина, В.В. Чеха, в т.ч. программно-целевому планированию Т.В. Файберг, Н.С. Хохлова, Р.Б. Яров, корпоративному бюджетированию Л.В. Кислицына и др.
Для практической части использовались учредительные документы и информация официальных сайтов министерств, университетов, образовательных учреждений, финансовая отчетность. Методами для исследования стали наблюдение как способа фактического сбора данных, так и традиционные приемы анализа: горизонтальный (трендовый), вертикальный (структурный), сравнение; группировка, балансовый, графического представления данных, факторного анализа.
Нормативный метод предполагает использование целевых индикаторов, настроенных на долгосрочные планы учреждения; б) учет нескольких факторов, влияющих на изменение финансирования в зависимости от целевых параметров; в) функциональную и детальную экономическую классификацию в зависимости от целевых индикаторов; г) контроль не только затрат, но и результатов, уже достигнутых учреждением.
В сочетании с рекомендуемым программно-целевым методом финансового планирования предположительно можно произвести модернизацию государственного задания за счет включения плановых показателей:
- численность обучающихся студентов по очной и заочной форме;
- удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся после окончания колледжа.
Перечень данных показателей соответствует используемому методу управления финансами по затратам, но имеет достаточные ограничения, поскольку предполагает только число обученных лиц и степень их трудоустройства, которая, в свою очередь, зависит от множества факторов российского рынка труда и его особенностей на отдельный период времени в г. Иркутске и других городах России.
Программно-целевой метод предполагает использование большего числа показателей для планирования финансового обеспечения в зависимости от отдельных целей и задач. повышение качестве оказания образовательных услуг, то целевые параметры должны включать в себя конкретные значения следующих показателей:
- доходы колледжа от всех источников финансирования и в разрезе их видов в расчете на одного педагогического работника;
- наличие необходимых площадей для учебно-научных помещений;
- число выпускников, не обратившихся в службу занятости в течение первого года после окончания колледжа (приведенный контингент студентов);
- уровень квалификации преподавателей штатной и общей численности;
- обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего направления образовательных программ и др.
Расходы федерального бюджета на образование увеличились в 2017–2018 гг. в связи с государственными целевыми программами по развитию образовательных услуг, как следствие произошел рост их доли в общем объеме расходов федерального бюджета, в 2017 г. на 0,1 %, в 2018 г. – на 0,6 %. В 2018 г. также произошел рост объема и удельного веса расходов на образование в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации [1].
Динамика ежегодного роста государственных расходов роста на финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений вызван преимущественно увеличением оплаты труда персонала. Наибольший прирост государственных расходов на образование пришелся на 2018 г.
В 2017–2018 гг. расходы на образование выросли по всем видам образовательных учреждений. В наибольшей мере их рост пришелся на дошкольное, общее и высшее образование. По последнему виду учреждений увеличение расходов произошло преимущественно в 2018 г., что является негативной тенденцией, поскольку ведет к росту бюджетного дефицита.
Нынешнее состояние и нормативная интерпретация содержания и характеристика деятельности бюджетных образовательных учреждений указывает на цель их функционирования, направленную на реализацию общественного спроса на образование и обусловливающую финансирование их деятельности [2].
Основными задачами финансирования образования являются: во-первых, целеполагание, т.е. определение целей, на которые направляются бюджетные средства; планирование, т.е. разработка плана расходов бюджетов на образование; расходование, т.е. использование средств на определенные планом цели; контроль за расходованием, т.е. тройное администрирование, как-то целевого характера использования, правильности исчисления, эффективности [3, 4].
С позиции бюджетного менеджмента, реализующего управленческий подход к разработке плана расходов федерального бюджета всей сферы образования, планированию расходов образовательного учреждения представляет собой комплексную задачу финансирования, поскольку взаимообусловлены согласованностью в достижении показателей государственных и муниципальных программ с показателями эффективности деятельности образовательными учреждения как конечными результатами. Однако на практике его весьма трудно реализовать, и на деле не дает реальной оценки достижения запланированных результатов [3]. Оценка согласованности процедуры планирования, прогнозирования, контроля и эффективности обусловливаются компетентностью как учредителя, так и органов управления бюджетного образовательного учреждения [5]. Тогда количественной мерой риска субсидий, определяемых государственным заданием в обеспечении устойчивости финансовой деятельности бюджетного образовательного учреждения может стать уровень оценки экономической эффективности и результаты принимаемых решений [5–8].
Процесс оплаты труда расчета трудоемкий. Число должностей вспомогательного и обслуживающего персонала определяется либо на основе типовых штатов для отдельных типов образовательных учреждений, либо как доля числа должностей преподавателей. Плюс такого подхода выверенное штатное расписание [9, 10].
Одной из целей нормативного метода повышение мотивации получателей бюджетных средств в увеличении качества оказания образовательных услуг и создания предпосылок для конкурентоспособности [11].
В мировой практике нормативный метод планирования используют ограниченное число стран, поскольку это вызвано повышенной стоимостью использования данного метода, запутанностью и низкой эффективностью. За рубежом, как правило он используется при определении размеров межбюджетных трансфертов.
Другим практическим аспектом реализации нормативного метода в России является недостаточная развитость конкуренции среди государственных муниципальных учреждений.
Регулирования и стимулирование – это те две, которые обеспечивают право выбора обучающимися бюджетного образовательного учреждения наряду с одновременным ростом их конкуренции и наличия стимулов для увеличения числа обучающихся [11].
В экономической литературе достаточно проработанными являются подходы к организации бюджетирования, в т.ч. корпоративного [12]; вопросы использования отдельных методов бюджетного менеджмента, например, таких как программно-целевой метод (бюджетирование, ориентированное на результат, что соответствует не только потребностям российской практики, но и лучшей практике зарубежных стран [13–16].
Отличительными особенностями финансирования обладают бюджетные образовательные учреждения по сравнению с частными организациями. Так, в Российской Федерации из действующих в России 741 единиц образовательных учреждений в сфере высшего профессионального образования в 2019 г. на долю государственных и муниципальных пришлось 80,43 % (596 единиц) [17].
В сборнике вузов России из 150 городов Иркутск занимает 18 место в сфере среднего профессионального образования (далее сокращенно СПО), а СКТиС – 200 место из 3 900 учреждений по России и 2 место по городу Иркутску [18].
Исследование проведено на примере Сибирский колледж транспорта и строительства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» (далее – СКТиС ФГБОУ ВО ИРГУПС).
По предлагаемой для сравнительного анализа табл. 1 основных показателей, характеризующие деятельность колледжа за период 2016-2018 годы видны изменения в численности обучающихся, так к 2018 г. Снижение на 80 человек или на 5,2 % связано с текучестью студентов по дополнительному профессиональному образованию.
Прирост объема поступлений к концу периода составил 5,5 % или 6 522 тыс. руб. за счет коммерческого набора. Возросший спрос обучающихся на увеличение деятельности обеспечил доход – 5 931 тыс. руб., или – 14,3 %.
Динамика кассовых поступлений вызвала в 2017 году сокращение выплат на 12,8 %, но с ростом расходов к 2018 г. произошло их увеличение на 14,4 %.
При этом поступления на одного обучающегося к концу 2018 года не только компенсировали прежде возникшие сокращения, но увеличились на 11,4 % за счет удорожания стоимости обучения.
За анализируемый период произошло уменьшение материально-технической базы и сокращение среднесписочной численности работников. С социальной точки зрения, положительным является увеличение средней заработной платы – в 2017 г. 5,1 %, а в 2018 г. 14 %. Вследствие перечисленных изменений учреждение получило отрицательный чистый операционный результат. В сравнении с предыдущим 2017 годом увеличился на 11,2 %.
Направления деятельности учреждения финансируется за счет источников представлены в табл. 2. Отрицательный чистый операционный результат за анализируемый период возник по причине низкой субсидии на выполнение государственного задания. Средства по целевой субсидии не были использованы полностью и дали положительный операционный результат, как и приносящая доход деятельность, с преобладающей долей в структуре доходов.
Таблица 1
Основные показатели функционирования СКТиС*
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменения |
|||
2016/2017 |
2017/2018 |
||||||
абс. откл. |
отн., % |
абс. откл. |
отн., % |
||||
Число обучающихся, человек |
1 114 |
1 525 |
1 445 |
411 |
36,9 |
–80 |
– 5,2 |
Кассовые поступления, тыс. руб. всего, из них: |
116 985 |
117 764 |
124 286 |
780 |
0,7 |
6 522 |
5,5 |
– субсидии на выполнение государственного задания |
77 582 |
66 623 |
68 045 |
– 10 958 |
–14,1 |
1 421 |
2,1 |
– целевые субсидии |
6 701 |
9 549 |
8 718 |
2 847 |
42,5 |
– 831 |
– 8,7 |
– приносящая доход деятельность |
32 702 |
41 592 |
47 524 |
8 890 |
27,2 |
5 931 |
14,3 |
Кассовые поступления на одного обучающегося, тыс. руб./чел. |
105 |
77 |
86 |
– 28 |
– 26,5 |
9 |
11,4 |
Стоимость движимого имущества на начало года |
105 924 |
105 393 |
88 144 |
– 531 |
– 0,5 |
– 17 249 |
– 16,4 |
Стоимость движимого имущества на конец года |
105 393 |
105 043 |
86 937 |
– 350 |
– 0,3 |
– 18 105 |
– 17,2 |
Доходы, тыс. руб. |
29 278 |
39 308 |
47 444 |
10 030 |
34,3 |
8 136 |
20,7 |
Расходы, тыс. руб. |
120 355 |
124 565 |
123 184 |
4 209 |
3,5 |
–1 380 |
– 1,1 |
Операционный результат, тыс. руб. |
–91 077 |
–85 257 |
–75 740 |
5 820 |
– 6,4 |
9 516 |
– 11,2 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
403 |
328 |
290 |
– 75 |
– 18,6 |
-38 |
– 11,6 |
Среднемесячная зарплата сотрудников, тыс. руб. |
23 903 |
25 116 |
28 636 |
1 213 |
5,1 |
3 520 |
14,0 |
Примечание. *Источник: [19].
Таблица 2
Доходы и расходы по направлениям деятельности СКТиС*
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменения |
|||
2017 г. от 2016 г. |
2018 г. от 2017 г. |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||
Доходы всего, из них: |
29 278 |
39 308 |
47 444 |
10 030 |
34,3 |
8 136 |
20,7 |
– субсидии на выполнение государственного задания |
208 |
–279 |
3 241 |
–487 |
–234,3 |
3 520 |
–1 262,0 |
– приносящая доход деятельность |
29 071 |
39 587 |
44 202 |
10 516 |
36,2 |
4 615 |
11,7 |
Расходы всего, из них: |
120 355 |
124 565 |
123 184 |
4 209 |
3,5 |
–1 380 |
–1,1 |
– субсидии на выполнение государственного задания |
79 898 |
68 788 |
71 179 |
–11 110 |
–13,9 |
2 391 |
3,5 |
– целевые субсидии |
6 701 |
9 549 |
8 718 |
2 847 |
42,5 |
–831 |
–8,7 |
– приносящая доход деятельность |
33 756 |
46 228 |
43 287 |
12 472 |
36,9 |
–2 941 |
–6,4 |
Чистый операционный результат всего, из него: |
–91 077 |
–85 257 |
–75 740 |
5 820 |
–6,4 |
9 516 |
–11,2 |
– субсидии на выполнение государственного задания |
–79 690 |
–69 067 |
–67 937 |
10 623 |
–13,3 |
1 129 |
–1,6 |
– целевые субсидии |
22 369 |
30 038 |
35 484 |
7 669 |
34,3 |
5 446 |
18,1 |
– приносящая доход деятельность |
86 599 |
78 337 |
79 897 |
–8 263 |
–9,5 |
1 560 |
2,0 |
Примечание. *Источник: [19].
В связи с высокой величиной расходов бюджетного финансирования для их покрытия недостаточно. В структуре всех расходов преобладают затраты, предназначенных государственным задание к исполнению, их доля составила 66,6 %, однако к 2018 году их доля снизилась, т.к. покрывалась за счет приносящей доход деятельности и удорожания стоимости обучения, сокращения числа студентов.
Прирост расходов в 2017 г. произошел на 3,5 % или на 4 209 тыс. руб. и из постатейного анализа в табл. 3 видно, что это произошло вследствие роста расходов по услугам связи, коммунальным платежам, занимающим в среднем около 10 %, всех расходов. В 2018 г. расходы сократились за счет снижения амортизации, вследствие выбытия активов и увеличением расходов материальных запасов.
Основной статьей на протяжении всего анализируемого периода является оплата труда персонала, ее доля 50 %, а также соответствующие социальные начисления. Уровень заработной платы в 2018 году увеличился на 3,5 % за счет индексации, как следствие к увеличению фонда оплаты труда.
В 2017 г. размер субсидии на государственное задание сократился в связи с тем, что уменьшен его объем – для обучения было установлено меньшее число студентов.
В 2018 г. за счет государственной субсидии и оказания платных услуг обеспечено увеличение кассовых поступлений на 5,5 %. Это вызвано увеличением объема работы колледжа как по государственному заданию, так и повышением цен на обучение и ростом числа студентов, обучающихся на платной основе.
Фактически, в 2018 г. произошло увеличение спроса на образовательные услуги, но не в такой мере, каким оно было в 2018 г. Доля кассовых поступлений в объеме кассовых поступлений увеличилась за рассматриваемый период. Это свидетельствует о снижении бюджетной зависимости, но по-прежнему преобладает бюджетное финансирование.
В 2016 г. преобладающая доля субсидии для выполнения государственного задания составила 66,32 %, но имела тенденцию к ежегодному сокращению, и к 2018 г. составила 54,75 %, что объясняется увеличением доли, приносящей доход деятельности. Несмотря на это, основной объем кассовых поступлений для финансирования деятельности приходится на государственное финансирование.
Таблица 3
Динамика состава и структуры расходов СКТиС**
Статья расходов |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение |
|||
2017 г. от 2016 г. |
2018 г. от 2017 г. |
||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
||||
Заработная плата |
67 171 |
66 506 |
68 807 |
– 665 |
– 1,0 |
2 301 |
3,5 |
Прочие выплаты сотрудникам |
267 |
256 |
113 |
– 11 |
– 4,0 |
– 143 |
– 55,8 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
19 829 |
19 470 |
20 272 |
– 359 |
– 1,8 |
803 |
4,1 |
Услуги связи |
226 |
271 |
264 |
45 |
19,7 |
– 7 |
– 2,6 |
Коммунальные услуги |
10 509 |
11 301 |
11 060 |
793 |
7,5 |
– 241 |
– 2,1 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
3 112 |
3 296 |
3 488 |
183 |
5,9 |
192 |
5,8 |
Прочие работы, услуги |
2 992 |
2 428 |
2 504 |
– 564 |
– 18,9 |
76 |
3,1 |
Пособия по социальной помощи населению |
7 |
22 |
30 |
15 |
214,3 |
8 |
36,4 |
Амортизация основных средств и нематериальных активов |
5 979 |
5 061 |
2 274 |
– 918 |
– 15,4 |
– 2 787 |
– 55,1 |
Расходование материальных запасов |
2 722 |
4 287 |
3 161 |
1 565 |
57,5 |
– 1 126 |
– 26,3 |
Расходы будущих периодов |
21 |
162 |
0 |
141 |
671,2 |
– 162 |
– 100,0 |
Прочие расходы |
7 520 |
11 505 |
11 211 |
3 985 |
53,0 |
– 294 |
– 2,6 |
Итого |
120 355 |
124 565 |
123 184 |
4 209 |
3,5 |
– 1 380 |
– 1,1 |
Примечание. *Источник: [19].
По результатам анализа выявился значительный недостаток бюджетных средств для покрытия расходов на оказание образовательных услуг. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы другими учреждениями образования для определения уровня возможностей финансирования.