Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ABOUT THE ROLE OF IMPLEMENTATION OF STATE AND NATIONAL PROJECTS IN DIGITALIZATION OF PENSION FUND SERVICES IN RUSSIA

Khalturina О.А. 1
1 Novosibirsk State University of Economics and Management
This review article shows how the digital economy, information and communication technologies affect the provision of digital services to the public by government authorities, including the state extra-budgetary fund, as well as the Russian Pension Fund (PFR). The digitalization of public services is considered in the context of the implementation of the state program «Information Society», the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation and the National Program «Digital Economy of the Russian Federation». In the work, the author made an attempt to sequentially determine the impact of these programs on the digitalization of FIU services. The impact of the state program «Information Society» on the provision of public services of the FIU in 2016-2018 is assessed. Since the launch of the National Digital Economy program in 2019, its impact on the digitalization of the services of the Russian Pension Fund has been evaluated.
state program «information society»
national program «digital economy of the russian federation»
digitalization
investments
public services
pension fund

Введение

Поступательное развитие социально – экономической системы обусловлено развитием всех ее компонент – как экономики, так и социума. Основная роль в совершенствовании их взаимодействия отводится инновационным процессам, которые эффективно реализуются с помощью соответствующих стратегий как на макро-, так и на мезоуровнях [1, с. 124; 2, с. 75].

Одним из важнейших направлений инноваций, реализуемых сейчас как в экономике, так и в обществе, являются мероприятия, определяемые государственной программой России «Информационное общество» (2011-2020 годы)», предполагающей обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме … полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных и иных социально значимых услуг, а также повышение … оперативности взаимодействия органов государственной власти и граждан.

Продолжением государственной программы «Информационное общество» явилось утверждение Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 – 2030 годы». Стратегия предусматривает формирование национальной цифровой экономики, то есть такой хозяйственной деятельности, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Дальнейшие инновации в развитие цифровизации в России были обусловлены успешно реализуемым Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», предусматривающим повышение уровня жизни граждан и создание комфортных условий для их проживания за счет инновационной цифровизации экономики. В качестве приоритетных национальных целей, среди прочих, выступают такие как – обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, включая услуги государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда России. Указ предусматривает создание национальных проектов (программ) по ряду направлений.

Целью исследования является обзор влияния инвестиций, запланированных государственным и национальным проектами по развитию цифровой экономики на количество и масштабы предоставления государственных услуг Пенсионным фондом России (ПФР).

Материал и методы исследования

Материалами исследования послужили нормативно – правовые акты Российской Федерации, годовые отчеты Пенсионного фонда России (ПФР), Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» и отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Методы исследования – эмпирические и статистические методы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» включает шесть федеральных проектов (табл. 1).

Таким образом, наибольшая часть финансирования национальной программы за все годы ее реализации приходится на такие федеральные проекты как «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии» и «Цифровое государственное управление». Доля инвестиций в каждую из них в целом составит 12,2 %, 9,2 % и 12,4 % соответственно. Доля финансирования каждой из них в 2019 г. составляла 47,2 %, 27,8 % и 14,5 % соответственно. Всего же в 2019 г. планировалось инвестировать 183434 или 11,3 % от предусмотренного объема инвестиций.

Таблица 1

Финансовое обеспечение национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2019 г.

Федеральный

проект

2019 г., млн руб.

Всего за период, млн руб.

Доля 2019 г. в общем итоге, %

Доля федерального проекта в национальном за весь период, %

1

«Нормативное регулирование цифровой среды»

296

1696

17,5

0,1

2

«Информационная инфраструктура»

94033

768500

12,2

47,2

3

«Кадры для цифровой экономики»

10514

138688

7,6

8,5

4

«Информационная безопасность»

7647

30753

24,9

1,9

5

«Цифровые технологии»

41663

451808

9,2

27,8

6

«Цифровое государственное управление»

29281

235697

12,4

14,5

Всего

183434

1627142

11,3

100,0

Примечание: составлена с использованием Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ». http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf.

Таблица 2

Использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домашних хозяйствах, %

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Удельный вес домашних хозяйств, имеющих телефоны, в общем числе домашних хозяйств, мобильные сотовые телефоны

99,3

99,4

99,4

Удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, в общем числе домашних хозяйств, в том числе

74,3

74,4

72,4

Городская местность

78,4

78,3

76,2

Сельская местность

61,7

62,6

60,5

Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств

74,8

76,3

76,6

Удельный вес населения, использующего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности населения, получающего государственные и муниципальные услуги

51,3

64,3

74,8

Примечание: составлена с использованием Отраслевого доклада Интернет в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. И 73 Интернет в России. – М.: Типография «Форвард Принт», 2019. – 109 с.; И 73 Интернет в России. – М.: Типография «Форвард Принт», 2018. – 96 с.

Практически каждый из федеральных проектов, благодаря внедрению цифровых технологий в социальной сфере, влияет на создание комфортных условий для получения государственных услуг лицами пенсионного возраста.

Реализация государственной программы предоставила возможность дистанционного оказания государственных социально значимых услуг (табл. 2).

Так, практически все домашние хозяйства имеют мобильные сотовые телефоны. Количество домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, с 2016 г. по 2018 г. немного уменьшилось, тем не менее, эта доля составляет более 70 %. Уменьшение обусловлено снижением доли таких хозяйств, как в городе, так и в сельской местности, но доля городских хозяйств, имеющих десктопы на протяжении всего периода превышает долю соответствующих сельских хозяйств на 15 %. Ежегодно увеличивается доля домашних хозяйств, использующих Интернет.

Доля населения, использующего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, увеличилась в 2019 г. в результате реализации первого периода федеральной программы почти на 25 %. С одной стороны, статистика говорит о доступности цифровых технологий в России, а с другой стороны, она подтверждает доступность государственных услуг, в том числе государственных внебюджетных фондов, таких как Пенсионный фонд России (ПФР), для жителей не только городских, но и сельских поселений.

Оценивая доступность цифровых услуг Пенсионного фонда для маломобильных групп населения необходимо отметить, что количество назначений пенсии через электронные сервисы личного кабинета гражданина увеличилось с 2016 г. по 2018 г. с 1 млн до 2 млн человек. Пенсия за 2016 год была назначена полностью дистанционно, без личного визита гражданина в ПФР 770 тыс. человек, а за 2018 г. уже 1,3 млн человек. Количество полученных ПФР заявлений об изменении способа доставки пенсии в электронном виде за этот же период выросло также вдвое с 1,1 млн до 2,5 млн [3].

Таким образом, цифровизация государственных услуг и последовательная реализация государственной программы «Информационное общество» и федерального проекта (ФП) «Цифровое государственное управление» способствует доступности такого рода услуг для маломобильных граждан. Также, благодаря инвестициям в ФП «Цифровое государственное управление» в размере 29281 млн руб. в 2019 году и его успешной реализации, стало возможным предоставление цифровых услуг гражданам, что способствует высвобождению личного времени, отпадает необходимость личного присутствия в общественных местах, что весной 2020 г. является крайне актуальным.

Благодаря действию государственной программы «Информационное общество» население может получать современные цифровые услуги на различных официальных сайтах, таких как сайт Госуслуг, сайт Пенсионного фонда России (ПФР) и др. Если в 2016 г. число граждан, получивших услуги Пенсионного фонда России через Портал госуслуг составило 6,9 млн чел., то к началу 2019 г. эта цифра уже составляла 15,4 млн чел. Число граждан, получивших услуги Пенсионного фонда России через официальный сайт ПФР за этот же период увеличилось с 27 до 33 млн чел. Количество обращений граждан, воспользовавшихся услугами ПФР через приложение для смартфонов за 2018 год составило 405 млн. Пенсионный Фонд РФ в 2017 г. предоставил новую услугу с использованием информационных технологий – получение информации через приложение для смартфонов, которая является для некоторых категорий граждан более удобной, доступной и менее затратной по времени по сравнению с доступом к электронным услугам со стационарного компьютера (десктопа). Поэтому использование смартфонов для связи с ПФР и уменьшило количество обращений с использование персонального компьютера (ПК). Таким образом, физическую доступность к цифровым услугам ПФР получили не только владельцы ПК, но и собственники смартфонов. Поэтому, доля граждан, получивших услуги ПФР в электронном виде с использованием цифровых технологий два года подряд держится на уровне более 70 %. Всего же доля граждан, получивших услуги ПФР в электронном виде, увеличилась с 52,1 % в 2016 г. до 70 % в 2018 г. [3].

Дальнейшее развитие этих услуг обусловлено развитием федерального проекта «Информационная инфраструктура», который предусматривает создание глобальной инфраструктуры с целью обеспечения современными цифровыми услугами населения РФ и ключевых социально-значимых объектов инфраструктуры на основе отечественных разработок. По состоянию на 31.12.2019 за счет осуществленного финансирования в размере 94033 млн руб. задача по переводу в государственную единую облачную платформу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов была решена на 25 %.

Еще до начала реализации Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в рамках государственной программы «Информационное общество» Пенсионный фонд России субсидировал социальные программы субъектов РФ, такие как «Обучение компьютерной грамотности пенсионеров». В 2016 г. сумма субсидий составляла 42,7 млн руб., а в 2018 г. было обучено компьютерной грамотности 30,9 тыс. пенсионеров. Необходимо добавить, что в программах повышения компьютерной грамотности участвуют многие образовательные учреждения, такие как Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), в котором 11 марта 2020 г. стартовал уже четвертый поток курса «Прививаем культуру финансовой грамотности» для лиц пожилого возраста [4].

Федеральная программа «Кадры для цифровой экономики» предусматривает формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений. Для удовлетворения потребности граждан в компьютерной грамотности, курсы по ее повышению в 2019 г. прошли 100 тыс. человек.

Помимо этого, в качестве одной из приоритетных целей ставится развитие технологий электронного взаимодействия граждан и государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий. Инвестиционные вложения в размере 10514 млн руб. позволили решить ряд задач (табл. 3).

Благодаря функционированию государственной программы «Информационное общество» сформирован личный кабинет пенсионера для каждого застрахованного лица. Если число обращений граждан к личному кабинету пенсионера в 2016 г. составило 103, млн раз, то в 2018 г. уже 39,4 млн раз. Информации о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина заинтересовала наших соотечественников 2 млн раз в 2016 г., а в 2018 г. – 13,5 млн раз. Данные факты говорят не только о востребованности услуг Пенсионного фонда в электронном виде, но и возможности их предоставления таким образом, благодаря государственным инвестициям, осуществленным с целью реализации национального проекта «Цифровая экономика».

Дальнейшее развитие предоставления государственных цифровых услуг стало возможным благодаря наличию федерального проекта «Цифровое государственное управление», целью которого является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения. Услуги, предоставляемые Пенсионным Фондом России, относятся к сфере государственных услуг, поэтому часть финансирования была направлена на их развитие (табл. 4).

Таблица 3

Задачи ФП «Кадры для цифровой экономики» и результаты их решения

Задачи

Результат

Создан общедоступный бесплатный онлайн-сервис, поддерживающий работу совокупности образовательных платформ и решений по освоению цифровой грамотности

1 усл. ед.

Разработаны и запущены интернет-сервисы по самооценке гражданами ключевых компетенций цифровой экономики

1 усл. ед.

Разработаны требования и их методическое обеспечение, а также цифровой контент и программное обеспечение к цифровой образовательной среде для граждан с ОВЗ и инвалидностью

1 шт.

Прошли обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности (накопительным итогом)

100 тыс. чел.

Примечание: составлена с использованием Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ». http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf.

Таблица 4

Задачи ФП «Цифровое государственное управление» и результаты их решения

Задачи

Результат

Сформировано законодательство, обеспечивающее преимущественное использование государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства

1 усл. ед.

Обеспечено предоставление приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде

1 усл. ед.

Обеспечено информирование о доступных электронных услугах и сервисах электронного правительства, а также о преимуществах использования механизмов получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме

1 усл. ед.

Обеспечена возможность доступа пользователей в модели «одного окна» посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) к информации, созданной органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами государственных внебюджетных фондов в пределах своих полномочий

1 усл. ед.

Создано единое окно цифровой обратной связи, включая обращения, жалобы, в том числе по государственным услугам, функциям, сервисам

1 шт.

Обеспечено функционирование и развитие инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг

28 шт.

Обеспечена разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде

1 усл. ед.

Обеспечена доработка и эксплуатация Федерального реестра государственных и муниципальных услуг (функций), в том числе облачного решения для субъектов Российской Федерации

1 усл. ед.

Примечание: составлена с использованием Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ». http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf.

Инвестиции в федеральный проект «Информационная безопасность» составили в 2019 г. всего 7647 млн руб., тем не менее эта область является достаточно значимой в связи с возросшим числом кибератак, что будет характеризоваться таким дополнительным показателем национального и федерального проектов как средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование убедительно доказало преемственность нормотворческих инициатив Российской Федерации по последовательной реализации государственных и национальных проектов по развитию цифровой экономики; участие и роль государства в цифровизации социальных государственных услуг, как со стороны норматворческих документов, так и в качестве инвестора.