Введение
Государственный финансовый аудит входит в систему контроля государства в сфере бюджетных правоотношений. На протяжении всего современного периода развития государственный финансовый аудит вносит значительный вклад в противодействие рискам и угрозам экономической безопасности РФ. Вместе с этим негативных воздействий, возникающих в сфере бюджетных правоотношений и влияющих на экономическую безопасность страны, не становится меньше, среди них многочисленные факты коррупции, принятие несбалансированных решений по расходованию бюджетных ресурсов, часто не коррелирующих с задачами социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Актуальность исследуемой темы обусловлена необходимостью повышения значимости системы государственного аудита в сфере бюджетных правоотношений в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Цель исследования
Цель исследования состоит в поиске причин, которые снижают эффективность подразделений и органов, входящих в систему финансового аудита государства, и разработке предложений, направленных на повышение их результативности в обеспечении экономической безопасности РФ.
Материал и методы исследования
В исследовании применялись общенаучные и специальные методы, в частности методы анализа и синтеза позволили выявить проблемы институционального обеспечения государственного финансового аудита, коэффициентный анализ способствовал аргументированию сформулированных предложений.
В качестве информационной базы исследования выступили положения нормативных правовых актов, регулирующих сферу государственного финансового аудита, заключения Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов федерации, данные об организации и методах деятельности подразделений внутреннего финансового аудита администраторов бюджетных средств.
Результаты исследования и их обсуждение
Систему государственного аудита в сфере бюджетных правоотношений входят на федеральном уровне управления – Счетная палата РФ, на уровне субъектов федерации и уровне местного самоуправления – контрольно-счетные органы. На уровне управления финансовыми ресурсами администраторами бюджетных средств – подразделениями внутреннего финансового контроля.
Анализ законодательных актов субъектов федерации, позволил сформулировать вывод, что внешний государственный финансовый аудит на региональном уровне государственного управления часто органичен в возможности осуществления заданий по экспертизе и оценки всех элементов государственных программ, в частности значений и перечня целевых показателей, на региональном уровне государственного управления не закреплены полномочия стратегического аудита, также отсутствуют и полномочия по оценки наличия и работы компонентов внутреннего финансового контроля, не закреплены полномочия по оценке эффективности органов внутреннего финансового аудита участников бюджетного процесса.
В ходе исследования проанализированы положения нормативных правовых актов [1-7], регулирующих организацию и деятельность подразделений внутреннего финансового аудита. В результате установлено, что в ходе аудиторского мероприятия проводится исследование: осуществления внутреннего финансового контроля; законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета; ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета; применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур; вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета; наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий; формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета; бюджетной отчетности. Таким образом, на уровне подразделений внутреннего финансового аудита, функции внутреннего аудита сведены до ревизии финансово-хозяйственной деятельности. То есть подразделения внутреннего финансового аудита ограничены в участии в деятельности, направленной на улучшение деятельности администратора бюджетных средств. Такие подразделения не уполномочены оказывать консультационные услуги, а гарантии распространяются на соответствие бюджетных процедур принятым нормам и нормативам.
Анализ международной практики, стандартов и концептуальных документов демонстрирует, что результативность внутреннего аудита взаимосвязана с организацией и эффективностью системы внутреннего контроля. Поэтому развитие государственного аудита должно быть обеспеченно соответствующим развитием и трансформацией внутреннего контроля.
Анализ документов, регулирующих внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, позволил сформулировать ряд выводов:
– внутренний финансовый контроль ограничен контролем операционной деятельности в части ведения учета, составления и исполнения бюджета, проводимый комплаенс-контроль акцентирован на обеспечение средствами контроля достижение целей в области составления отчетности ограничен, что не позволят результативно его использовать в качестве инструмента управления экономической безопасностью публично-правового образования;
– внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль рассматриваются с точки зрения контроля правильности исполнения бюджета бюджетной системы РФ, при этом остаются не учтенными риски, связанные с планированием и реализацией государственных функций и оказания государственных услуг, включая оценку соблюдения этических принципов и порядочности поведения менеджеров в государственных организациях;
Проанализирована форма организации подразделений внутреннего финансового аудита администраторов бюджетных средств на примере Санкт-Петербурга. В результате сделан вывод, что проблема с ограниченной способностью финансового аудита в государственном секторе противостоять негативному влиянию рисков и угроз экономической безопасности во многом связана с проблемами организации подразделений внутреннего финансового аудита (ПВА), заключающимися в том, что у:
– 48 % администраторов бюджетных средств ПВА организовано в форме комиссии (группы), работающей несколько раз в год, в состав которой включаются должностные лица, наделенные собственными полномочиями в связи с исполнения ими своих – основных должностных обязанностей;
– 26,2 % администраторов бюджетных средств ПВА представлены должностными либо уполномоченными лицами, занимающие иные должности, не связанные с внутренним финансовым аудитом;
– 3,7 % администраторов бюджетных средств ПВА организовано в форме контрольно-ревизионного отдела (сектора);
– 7,4 % администраторов бюджетных средств организованы самостоятельные подразделения, которые объединяют функции внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля.
В результате анализа функций подразделений внутреннего финансового аудита установлено отсутствие единообразного понимания формы реализации внутреннего финансового аудита. Так администраторы бюджетных средств под формами реализации внутреннего аудита понимают:
аудиторские проверки – 5,2 %;
комплаенс-контроль – 13, 2 %;
исследование– 57,9 %;
мониторинг – 2,6 %;
аудиторские мероприятия – 2,6 %;
функции не установили – 2,6 %.
Установлено, что современное институциональное обеспечение внутреннего контроля и внутреннего аудита в государственных организациях и учреждениях не в полной мере соответствует лучшей мировой практики. В целях обеспечения экономической безопасности публично-правового образования целесообразно изменить подход к организации контроля в государственных организациях и учреждениях посредством внедрения подхода соответствующего ISSAI 9100, в соответствии с которым внутренний финансовый контроль трансформировать во внутренний контроль, под которым понимается всеобъемлющий процесс, реализуемый руководством и персоналом организации, предназначенный для сокращения рисков, а также обеспечения надлежащих гарантий того, что в ходе реализации задач организации будут достигаться следующие общие цели:
1) ведение деятельности упорядоченным, этичным, экономичным, эффективным и результативным образом;
2) исполнение обязательств подотчетности;
3) соблюдение соответствующего законодательства и положений;
4) защита ресурсов от утраты, нецелевого использования и повреждения.
Также целесообразно трансформировать внутренний финансовый аудит и внешний государственный финансовый аудит во внутренний аудит и внешний государственный аудит соответственно и дополнить полномочия:
(а) контрольно-счетных и счетных органов регионального уровня государственного управления, предусматривающие:
– выполнение экспертно-аналитических мероприятий по подтверждению обоснованности целевых показателей и объемов бюджетных расходов по государственным программам на всех этапах их подготовки и реализации. Оценка высшего органа государственного финансового контроля (аудита), данная по результатам выполнения мероприятия, позволит выявить согласованность государственных программ со стратегическими целями развития публично-правового образования. Содержание отчета высшего органа государственного финансового контроля (аудита) о результатах оценок повлияет на увеличении прозрачности и уровня осведомлённости депутатов законодательного органа власти и общественности о содержании и обоснованности целевых показателей государственных программ и их значений;
– выполнение стратегического аудита, предполагающего оценку результатов стратегического анализа (включая соответствие целевых ориентиров с ресурсами), стратегического выбора и реализации стратегии;
– оценивание деятельности подразделений внутреннего финансового аудита, что позволит косвенным образом оценивать компоненты внутреннего контроля в государственных учреждениях.
Реализация предложенных мер способна уменьшить риск неэкономичного и нерационального использования бюджетных ресурсов, а также риск коррупции, со стороны государственных служащих и иных лиц, вовлеченных в бюджетные правоотношения при реализации государственных программ и при расходовании и использовании бюджетных ресурсов;
(б) подразделений внутреннего аудита, предусматривающие предоставление независимых гарантий и консультаций по результатам:
– оценивания деятельности подразделений внутреннего контроля, посредством оценки наличия и работы всех компонентов системы внутреннего контроля, соответствующих концепции COSO, подразумевающей оценивание соблюдение принципов, соответствующих каждому компоненту;
– оценивания рисков, связанных со всеми сторонами деятельности организации неограниченных только бюджетными процедурами;
– оценивания деятельности менеджмента государственной организации неограниченной только финансовым менеджментом.
Выводы
В 2019 году произошли существенные изменения норм, регулирующих на федеральном уровне организацию и деятельность подразделений внутреннего финансового аудита. Многие субъекты федерации приводят свои нормативные правовые акты в соответствие с федеральным законодательством. Однако нововведения, значимость которые для развития внутреннего финансового аудита не подвергается сомнению, не способны коренным образом улучшить ситуацию по воспроизводству рисков и угроз в сфере бюджетных правоотношений. Необходим вывод внутренних финансовых аудиторов из функционального подчинения должностных лиц администраторов бюджетных средств, требуется формирования системы государственного аудита в сфере бюджетных правоотношений – как взаимосвязанных элементов внешнего и внутреннего аудита, объединенных единой целью – противодействовать рискам и угрозам экономической безопасности РФ.